Самообразование "Формирование звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Рахимова Ольга Владимировна

В 2020-2021 учебном году работала над темой самообразования «Развитие фонематического восприятия старших дошкольников». В результате реализации темы достигла результатов:

Дети: В ходе наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста 5 – 6 леи и 6 – 7 лет в свободной деятельности, на занятиях и праздниках, проводимых в ДОУ, а также опираясь на результаты педагогической диагностики, у детей улучшилась внятность и четкость произнесения слов и фраз; в большинстве случаев дети стали правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения (Активный словарь); у детей более полно сформированы элементарные навыки звукового анализа и синтеза.

Родители: Родители детей старшего дошкольного возраста получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросах развития фонематического восприятия старших дошкольников, познакомились с различными играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического восприятия старших дошкольников, самостоятельно изготовили игру из бросового материала «Рыбы, птицы, звери» в рамках проведенного мастер – класса.

 

Педагоги ДОУ: Педагоги детского сада познакомились с консультацией «Фонематическое развитие старших дошкольников как основа звукового анализа», с результатами анкетирования родителей1 старших дошкольников, а так же пополнили свои методические копилки подборкой игр, направленных на развитие фонематического восприятия старших дошкольников.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?»

Задачи: закрепить слуховую ориентацию. 

Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;

б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

«Угадай по звуку»

Задачи: определение предмета по характеру звука.

На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

«Сделай так же»

Задачи: определение предмета по характеру звука.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Ведущий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

«Короб-коробок, подай голосок»

Задачи: формировать способность различать близкие звучания, шумы.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.

«Слухачи»

Задачи: формировать способность различать близкие звучания, шумы.

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся рядом: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

«Пограничник»

Задачи: формировать умение определять направление шороха.

Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

«Кто так кричит?»

Задачи: развивать умение узнавать голоса животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

«Узнай музыкальный инструмент»

Задачи: развивать умение узнавать по звуку музыкальный инструмент.

Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

«Повтори и назови»

Задачи: формировать умение воспроизводить звуковые ряды. Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами (стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Ветерок»

Ярославского муниципального района

«Игры, направленные  на развитие звукового внимания и памяти»

Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна

2021

«Быстро – медленно»

На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.

«Найди игрушку»

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

«Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

«Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

«Ритмические рисунки»

Дети воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.

«Паровоз»

Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

«Кто кричит?»

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

«Три медведя»

Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

«Узнай по голосу»

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Ветерок»

Ярославского муниципального района

«Игры, направленные на развитие различения силы тембра и темпа звучащего сигнала»

Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна

2021

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

«Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

«Найди пару»

Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

«Доскажи словечко»

Много платьев, много хруста.

Как зовут ее? …Капуста.

Белые шапки надели дома,

Холодно им – наступила …зима.

«Рифмы»

Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Ветерок»

Ярославского муниципального района

«Игры, направленные на развитие умения различать слова близкие по звуковому составу»

Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна

2021



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Ветерок»

Ярославского муниципального района

Консультация для педагогов

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»

Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна

2021 год

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то только в словах служат целям общения со сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Воспринимая их, ребенок ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности.

В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает, ЧТО, или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорят, с каким эмоциональным отношением.

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего мира, им обладают все живые существа. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Восприятие и понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха. Речевой слух начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.

Вначале это реакции на звуковые сигналы, затем различение интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и различать звуки родного языка. А к концу третьего года жизни ребенок различает все звуки речи. По мнению многих исследователей, фонематический слух оказывается достаточно сформированным к двум - трем годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.

Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия, направленные на различение фонем родного языка, фонематические представления — это умение подбирать слова с заданным звуком, и фонематического анализа и синтез – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

1. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма.

2. Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений.

3. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

На первом этапе сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных,).

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а)показывают рукой или поворотом головы направление источника
звука, затем открывают глаза для контроля;

б)водящий после воспроизведения звучания становится рядом
с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

«Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

«Сделай так же». Цель та же.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.

«Слухачи»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

«Пограничник» — определение направления шороха.

Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

«Кто так кричит?» —узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

«Узнай музыкальный инструмент»

Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

«Повтори и назови»

Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами ( стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

Следующая группа игр направлена на различение силы, темпа и тембра звучания сигнала.

«Быстро – медленно»

На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.

«Найди игрушку» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

«Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

«Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

«Ритмические рисунки»

Дети воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.

«Паровоз»

Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

«Кто кричит?»

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

«Три медведя»

Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

«Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

На втором этапе дети учатся

различать слова близкие по звуковому составу.

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

«Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

«Найди пару»

Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

«Доскажи словечко»

Много платьев, много хруста.

Как зовут ее? …Капуста.

Белые шапки надели дома,

Холодно им – наступила …зима.

«Рифмы»

Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

Различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.

«Подними картинку»

Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» - девочка плачет, «У» - поезд гудит, «И» - птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.

Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Выделение заданного звука на фоне слова.

«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»

Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.

«Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик..)»

Дети должны «зажечь» свой маяк, если услышат заданный звук.

«Светофор»

В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок.

«Чуткое ушко»

Дети поднимают руку или совершают другое условленное действие в ответ на услышанный звук.

«Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

Третий этап направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.

Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а так же с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд , нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

Определение первого ударного гласного в слове.

«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

Анализ звукового ряда из 2 – 3 гласных.

«Петя заблудился»

«Живые звуки»

Дети встают друг за другом

«Звучащие игрушки»

Определение последнего согласного звука.

«Поймай звук за хвост»

Определение первого согласного звука в слове

«Магазин»

Определение места звука в слове.

«Позови звук домой»,

«В каком окошке выглядывает звук»

«Зажигаем в окнах свет»

Цель: определение места звука в слове.

«Новоселье в зоопарке» (Рысь, зебра, тигр)

«Собираем урожай» (помидор, картошка, )

«Приберем одежду» (Свитер, рубашка, шорты)

Цель: та же.

Разложить картинки с учетом места звука в слове.

Определение гласного звука в середине слова.

«Спой гласный звук в слове»

Звуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков.

«Живые звуки»

«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.

«Разбросай слово по звукам»

Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

«Собери слово из звуков»

Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

«Подбери схему к слову»

Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

«Подбери слово к схеме»

Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Ветерок»

Ярославского муниципального района

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»

Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна

2021 год

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то только в словах служат целям общения со сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Воспринимая их, ребенок ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности.

В дошкольном периоде важно большое внимание уделить развитию фонематического восприятия, ведь непосредственно от этого развития напрямую зависит речь вашего ребенка.

В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает, ЧТО, или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорят, с каким эмоциональным отношением.

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху.

Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего мира. Биологическим слухом обладают все живые существа.

Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Восприятие и понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха.

 Речевой слух начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.

Вначале это реакции на звуковые сигналы, затем различение интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и различать звуки родного языка. А к концу третьего года жизни ребенок различает все звуки речи. По мнению многих исследователей, фонематический слух оказывается достаточно сформированным к двум - трем годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в детском саду и в семье - это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.

Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия, направленные на различение фонем родного языка, фонематические представления — это умение подбирать слова с заданным звуком, и фонематического анализа и синтез – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 «Ветерок»

Ярославского муниципального района

Музыкально – фонематическое развлечение

 «Путешествие в подводный мир»

https://wonder-day.com/wp-content/uploads/2020/07/wonder-day-sea-animals-57.jpg

Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна

Музыкальный руководитель Городецкая Елена Николаевна

Инструктор по физической культуре Попова Екатерина Николаевна

Цель: систематизировать знания о подводном мире.

Задачи: создать условия для выделения характерных признаков живых объектов, обитающих в водоемах, формировать умение классифицировать рыб: пресноводные, морские, аквариумные, уметь устанавливать взаимосвязь между местом обитания рыб, их строением и питанием, обобщить и систематизация знаний детей о воде, воспитывать бережное отношение к ней. расширять представления у детей о обитателях моря; закрепить знания о роли человека в сохранении чистой воды на планете; продолжать развивать фонематическое восприятие (уметь характеризовать звуки, делить слово на слоги, выделять ударение), продолжать развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Материалы: музыкальный центр, проектор, музыкальные инструменты, цветки лотоса, емкость с водой, раскраски «Морские обитатели», плакат «Морское дно», цветные карандаши, клей карандаш.

Ход мероприятия

Вступление

        Звучит музыка, дети входят в зал, на экране высвечивается панорама подводного мира.

Пусть море останется морем всегда.
Пусть плещет, играет, искрится вода
И ласковым шумом зовёт нас прибой
В прекрасный и призрачный мир под волной.

        Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, нас ждет подводный мир!

Слайд 1

        Что необходимо человеку для длительного погружения под воду? (скафандр, маска) Верно, ребята, чтобы долго находиться под водой человеку нужно приспособление для дыхания, но даже с помощью кислородного баллона, дышать водолазу тяжело. Давайте выполним упражнения, которые помогут нам развить наши легкие.

Дыхательная гимнастика

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо – как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание.

Раз, Два, Три, Четыре, -

Снова дышим глубже, шире.

На экране появляется водолаз.

        Мы погрузились в морскую пучину, смотрим по сторонам внимательно, любуемся и наслаждаемся красотой подводного мира.

Слайд 3

Ребята, что же вы видите вокруг себя? (2 – 3 ответа)

Послушайте, какие то звуки. Вы узнали кто это? (кит)

На экране появляется кит.

        Это голубой кит, самый крупный представитель морей и океанов. Этот кит говорит нам о том, что он потерял своего детеныша – китенка. И просит нас помочь. Вы хотите помочь киту найти детеныша? (да) Тогда нас ждут опасности и приключения. Не боитесь? (Нет) Итак, отправляемся. На пути нам встретятся разные морские обитатели, они готовы нам помочь, но помогут они только тогда, когда вы выполните их задание.

Задание 1 Игра «Подбери слово» Слайд 5

        Первый, кто встретится нам на пути, конечно будет планктон, эти морские обитатели дадут нам подсказку, если мы с ними поиграем. Посмотрите, представители планктона все разной формы и разного цвета. Какие цвета вы видите? (Красный, синий и зеленый) Что мы с вами обозначаем такими цветами? (Звуки) Верно, ребята. Нам надо подобрать слова на заданный звук. Если мы видим планктон красного цвета, то слово должно начинаться на гласный звук и т.д.

Дети поочередно выбирают «планктон» (камни марблс) и подбирают подходящие слова.

Планктон дает нам подсказку «Двигайтесь в сторону коралловых рифов».

Задание 2 «Игра «Ансамбль» Слайд 6 - 8

        Вот и кораллы. А рядом с кораллами нас поджидает музыкальный ансамбль. Назовите музыкантов.

На экране появляются «музыканты»

Каждый музыкант играет на своем музыкальном инструменте. Послушайте. На каком музыкальном инструменте играет осьминог? Краб?

        Внимательно слушали? А теперь отгадайте, какой музыкант будет играть сейчас.

        Молодцы, с этим заданием вы справились на ура! Музыкальный ансамбль предлагает вам немного отдохнуть и размяться.

Задание 3 Физкультминутка Слайд 9

«Капитан краб «Подводная зарядка» для детей»

Задание 4 «Игра «Вальс медуз» Слайд 10-11

Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Правильно, это медуза. Что вы знаете о медузах? (Ответы 2-3 детей) а еще медузы могут чувствовать ритм. И медузы очень хотят послушать красивую музыку. Вы сможете для них сыграть?

Дети воспроизводят музыкальную композицию с помощью диатонических колокольчиков.

Медузам понравилась ваша музыка, они дают вам новую подсказку – поискать там, где растет лотос.

Задание 5 «Игра «Лотос» Слайд 12

Посмотрите, это цветы лотоса. Они приготовили для вас небольшой сюрприз. Если вы опустите цветок лотоса на поверхность воды, он откроет свои лепестки. На каждом цветке спрятались разные морские обитатели. Ваша задача – посчитать сколько слогов в названиях морских обитателей.

Дети по очереди опускают цветки лотоса на поверхность воды, называют морских обитателей, делят слова на слоги.

Задание 6 «Игра «Аплодисменты» Слайд 13

Лотосы остались довольны вашими ответами, вы успешно справились с заданием. Нам пора отправляться дальше, к дельфинам.

Дельфины – морские млекопитающие, они считаются всеядными животными. Преимущественно они употребляют в пищу рыбу, но в случае её отсутствия не будут привередливы и могут полакомиться всем, что найдут в воде.

Дельфины не терпят загрязненную воду, могут заболеть и даже погибнуть. А еще дельфины очень любят внимание – дельфины специально приплывают к побережью, чтобы послушать аплодисменты и ликование людей в их честь.

Сегодня мы тоже попробуем порадовать дельфинов своими аплодисментами, но будем делать это необычным образом: сейчас вы услышите ритмический рисунок и должны будете его воспроизвести. Готовы? (Да)

Дети слушают и воспроизводят 3 – 4 ритмических рисунка

Задание 5 «Рефлексия» Слайд 13

Ура, наша мама – кит нашла своего китенка! Они очень рады, что снова вместе. Вы большие молодцы. Ребята, вам понравилось наше приключение?

Я предлагаю каждому из вас выбрать изображение с морским обитателем и раскрасить его. Если наше путешествие вам понравилось – зеленым цветом, если не очень понравилось – желтым, если не понравилось совсем – красным цветом.

Давайте теперь наклеим наших морских обитателей на общий плакат. Большое спасибо вам, ребята. До новых встреч!

https://wonder-day.com/wp-content/uploads/2020/07/wonder-day-sea-animals-88.jpg