Наличие системы мониторинга динамики развития детей

Рахимова Ольга Владимировна

В МДОУ № 26 «Ветерок» ЯМР работаю с 1 декабря 2014 года.

2016 - 2017 учебном году – основной воспитатель детей младшего дошкольного возраста 4 – 5 лет группа «Пчелки»;

2017 – 2018 учебном году – основной воспитатель детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет, группа «Пчелки»;

2018 – 2019 учебном году (первое полугодие) – основной воспитатель детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группа «Пчелки»;

2020 – 2021 учебном году – сменный воспитатель детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет и 6 – 7 лет, группы «Пчелки» и «Колокольчики».

 

В течение 5 лет осуществляла образовательную деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР, разработанной с учетом примерной Программы «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой,

Н.Е. Вераксы в соответствии с ФГОС ДО.

Цель:

-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

-формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

-подготовка к жизни в современном обществе,

-формирование предпосылок к учебной деятельности,

-обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Целевые ориентиры в соответствии с образовательными областями.

Освоение образовательной программы основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в программе. Педагогическая диагностика представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания его в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности. Данные о результатах педагогической диагностики заносятся в карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

 

В 2016 – 2017 учебном году работала основным воспитателем детей младшего дошкольного возраста 4 – 5 лет группа «Пчелки», которую посещали 20 воспитанников.

             

Показатели развития детей

Группа младшего дошкольного возраста 4 – 5 лет «Пчелки»

Начало года

Конец года

Сформировано

Частично сформировано

Не сформировано

Сформировано

Частично сформировано

Не сформировано

Социально-коммуникативное развитие

50%

50%

0%

89%

11%

0%

Познавательное развитие

35,5%

66%

5,5%

76,5%

22%

1,5%

Речевое развитие

38,5%

55%

5,5%

65%

33%

2%

Художественно-эстетическое развитие

28%

66%

6%

71%

28%

1%

Физическое развитие

50%

50%

0%

89%

11%

0%

 Вывод: анализ результатов педагогической диагностики в конце учебного года показывает стабильную динамику развития детей по всем видам образовательной деятельности. Средний показатель реализации образовательной программы: сформировано - 78% воспитанников, сформировано частично – 21%, не сформировано – 1%. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы положительно сказывается на результатах педагогической диагностики. Таким образом, образовательная деятельность группы реализуется на достаточном уровне.

Однако, по познавательному, художественно - эстетическому и речевому развитию присутствует показатель не сформированности (познавательное развитие – 1,5%, речевое развитие – 2%, художественно – эстетическое развитие – 1%), такой показатель имеют дети, редко посещающие детский сад, в связи с чем программа ими усваивается не в полном объеме. В результате проведения педагогической диагностики в конце года были проведены индивидуальные консультации с родителями детей, имеющими низкий показатель развития, а так же подготовлены задания для более успешного усвоения материала на индивидуальных занятиях и занятиях с родителями.

 

В 2017 – 2018 учебном году работала основным воспитателем детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет группа «Пчелки», которую посещали 23 воспитанника.

Показатели развития детей

Группа старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет «Пчелки»

Начало года

Конец года

Сформировано

Частично сформировано

Не сформировано

Сформировано

Частично сформировано

Не сформировано

Социально-коммуникативное развитие

50%

45%

5%

89%

11%

0%

Познавательное развитие

20%

74%

6%

74%

22%

4%

Речевое развитие

24%

69,5%

6,5%

61%

33%

6%

Художественно-эстетическое развитие

25%

69,5%

5,5%

72%

28%

0%

Физическое развитие

50%

45%

5%

89%

11%

0%

Вывод: анализ результатов педагогической диагностики в конце учебного года показывает стабильную динамику развития детей по всем видам образовательной деятельности. Средний показатель реализации образовательной программы: сформировано - 77% воспитанников, сформировано частично – 21%, не сформировано – 2%. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы положительно сказывается на результатах педагогической диагностики.

Однако, по познавательному и речевому развитию присутствует показатель не сформированности (познавательное развитие – 4%, речевое развитие – 6%), такой показатель имеют дети, редко посещающие детский сад, в связи с чем программа ими усваивается не в полном объеме. В результате проведения педагогической диагностики в конце года были проведены индивидуальные консультации с родителями детей, имеющими низкий показатель развития, а так же подготовлены задания для более успешного усвоения материала на индивидуальных занятиях и занятиях с родителями. Для более успешного речевого развития воспитанников ведется совместная работа с учителем – логопедом: логопедическая диагностика, консультирование родителей, индивидуальные и групповые занятия, задания для домашнего выполнения.

 

В 2018 – 2019 (первое полугодие) учебном году работала основным воспитателем детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет группа «Пчелки», которую посещали 25 воспитанников.

 

Показатели развития детей

Группа старшего дошкольного возраста 6 – 7  лет «Пчелки»

Начало года

Конец первого полугодия

Сформировано

Частично сформировано

Не сформировано

Сформировано

Частично сформировано

Не сформировано

Социально-коммуникативное развитие

42%

58%

__

66%

34%

_

Познавательное развитие

21%

79%

__

74%

26%

_

Речевое развитие

30%

70%

__

62%

38%

_

Художественно-эстетическое развитие

24%

76%

__

48%

52%

_

Физическое развитие

50%

45%

__

89%

11%

__

 

 

            Вывод: анализ результатов педагогической диагностики в конце первого полугодия 2018 - 2019 учебного года показывает положительный результат развития детей по всем видам образовательной деятельности. Средний показатель реализации образовательной программы: сформировано – 67,8% воспитанников, сформировано частично – 32,2%, не сформировано – 0%. Таким образом можно сделать промежуточный вывод о динамике результатов развития детей по всем образовательным областям.

 

            В 2020-2021 учебном году – сменный воспитатель детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет группа «Пчелки» и детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет группа «Колокольчики».

Образовательная область

Группа старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Группа старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)

Показатели развития детей

Не сформировано %

Частично сформировано %

Сформировано %

Не сформировано %

Частично сформировано %

Сформировано %

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Социально-коммуникативное развитие

4

0

23

18

73

82

0

0

16

0

84

100

Познавательное развитие

12

0

34

36

54

64

0

0

24

12

76

88

Речевое развитие

4

0

52

45

44

55

0

0

42

37

58

63

Физическое развитие

12

0

42

32

46

68

0

0

44

28

56

72

Художественно-эстетическое развитие

16

9

32

27

52

64

0

0

36

25

64

75

 

 

Результат готовности детей старшей группы дошкольного возраста (6-7 лет) к школьному обучению.

Готовность к школьному обучению

Доля выпускников ДОУ (%)

высокий

средний

низкий

 

50%

50%

-

 

В 2020 – 2021 учебном году были подготовлены к обучению в школе 28 детей. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

На конец года у 50% (23% на начало года) воспитанников старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет сформированы предпосылки к учебной деятельности. Другие 50% (77% на начало года) воспитанников относятся к «группе риска», по вероятности возникновения школьной дезадаптации, причиной которой может являться несформированная зрительно-моторная координация. Вследствие чего в школе дети могут испытывать трудности на письме и стать неуспевающими по письменным предметам.

 

 

В 2020 – 2021 учебном году 28 детей получали предшкольную подготовку.

На основании результатов, представленных педагогом-психологом МОУ Сарафоновская СШ ЯМР, можно сделать вывод о том, что выпускники группы успешно прошли адаптацию и начали освоение школьной программы;

- наблюдается устойчивый интерес к учебной деятельности, способность включаться в образовательный процесс;

- практически у всех выпускников сформирована мотивационная готовность к школьному обучению;

- имеются хорошие результаты подготовки к школьному обучению;

- дети активно устанавливают социальные контакты с незнакомыми людьми;

-  без принуждения участвуют во всех видах деятельности;

- во время перемен дети подвижны, активны, бодры.

Результаты диагностики адаптации первоклассников в начале 2021 – 2022 учебного года.

Показатели

%

Охотно ходят в школу 

87 %

Испытывают трудности при адаптации

13%

Легко справляются с нагрузкой

65%

Испытывают незначительные трудности при нагрузке

22%

Испытывают трудности при нагрузке

13%

Вывод:

Сильная сторона:

•           у 87 % выпускников сформирована мотивационная готовность к школьному обучению;

•           Результаты психологической диагностики обучающихся свидетельствуют о том, что 100% имеют хорошие результаты подготовки к школьному обучению.

•           Отсутствуют признаки депрессии у выпускников ДОУ;

•           Дети активно устанавливают социальные контакты с незнакомыми людьми;

•           Без принуждения участвуют во всех видах деятельности;

•           Во время перемен дети подвижны, активны, бодры;

Слабая сторона: 13 % первоклассников частично не справляются с учебной нагрузкой в связи с тем, что, при выходе из детского сада, дети не достигли школьного возраста, и у них не сформирована психологическая готовность к школе (на момент поступления в школу - 6 лет), либо те, кто в дошкольный период не посещали детский сад.