Реализация программы "Социокультурные истоки"

Банщикова Елена Васильевна
 Рабочие  программы "Социокультурные истоки", конспекты НОД с родителями и детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Дополнительная образовательная программа "Социокультурные истоки" НРМДОБУ "ЦРР д/с "Улыбка" для младшей группы на 2018-19у.г484.18 КБ
PDF icon Дополнительная образовательная программа «Социокультурные истоки» НРМДОБУ «ЦРР – «д/с «Улыбка» для средней группы на 19-20у.г647.8 КБ
PDF icon Дополнительная образовательная программа «Социокультурные истоки» НРМДОБУ «ЦРР – «д/с «Улыбка» для старшей группы на 20-21у.г641.97 КБ
PDF icon Образовательная программа "Социокультурные истоки" НРМДОБУ "ЦРР д/с "Улыбка" для детей подготовительной группы на 2021-22у.г603.93 КБ
Файл Активное занятие с родителями младшей группы по программе «Социокультурные истоки» «Любимый образ мамы»20.57 КБ
Файл Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» "Домашнее тепло"для детей средней группы.20.33 КБ
Файл Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в группе старшего дошкольного возраста «Добрые дела»19.99 КБ
Файл Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной к школе группе «Светлый Образ»20.74 КБ
Файл Слово к родителям по темам месяца26.94 КБ
Файл "Картотека хороводных игр для детей"29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Активное занятие с родителями младшей группы

по программе «Социокультурные истоки»

на тему «Любимый образ мамы»

Разработала:

Банщикова Е.В.

п.Салым 2019г

Возрастная дошкольная группа: младшая 3-4 года

 Месяц проведения: январь

Организованная образовательная деятельность  проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» (часть первая).

Тема осваиваемой социокультурной категории «Образ»

Тема организованной образовательной деятельности (с указанием ведущей образовательной области): «Любимый образ», социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие,  речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Цели:

- Первичное знакомство с социокультурной категорией «Образ».

-Формирование способности понимать чувства других людей.

-Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

 Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

-Закрепить знания детей о своей маме – называть имя, вызывать желание говорить о маме добрые слова, называть положительные качества (добрая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая).

- Формировать умения работать с литературно-художественной информацией в книгах для развития. 

- Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия. 

-Развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитание чувства прекрасного через слушание и исполнение песни и стихотворения  о  маме.

-Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Разговор в круге.  Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение стихотворных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Рассматривание иллюстраций. Создание игровой ситуации. Сюжетно-дидактическая игра. Пение. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.

Оборудование или материал к организованной образовательной деятельности: игрушка - курица, маски цыплят, маленький ангелочек, музыкальное сопровождение для игр «Вышла курочка гулять», «Помощники» и песни «Песенка для мамы», книга для развития детей 3-4 лет №2 «Добрый мир»

Предварительная работа по плану интеграции:

- чтение литературно-художественных текстов по теме «Любимый образ» из одноимённой книги для развития;

- разучивание и обыгрывание русской народной песни «Вышла курочка гулять»»; пальчиковой игры «Большая стирка»;

- заучивание стихотворния М. Плясковского «Мама! В этом слове солнца свет!»;

- работа с родителями: выполнение очередной страницы Альбома «Любимый образ»»;

- дидактическая игра «Скажи ласково».

Место проведения: группа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть.  Присоединительный этап. 
           Организационный момент.

Воспитатель  вместе с детьми входит в группу.

Воспитатель: Ой, да мы здесь не одни! Посмотрите, сколько здесь гостей! Давайте поздороваемся с гостями, подарим им свою улыбку, хорошее настроение.

Воспитатель: Дорогие наши мамы, папы, бабушки вставайте вместе с нами в круг.

Встанем, встанем, встанем в круг.

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Присоединение к теме

Воспитатель (обращает внимание на курочку, которая сидит в корзинке): Ой, ребята, кто это?

Дети: Курочка.

Курочка: Здравствуйте ребята.

Воспитатель:  Ребята,  а кто с курочкой в корзине сидит?

Дети: Цыплята.  

Воспитатель: Курочка хочет с вами поиграть. Поиграем?

Дети: Да.

Воспитатель: А превратимся мы с вами в цыплят. Сейчас мамы оденут на ваши головы  шапочки и вы превратитесь в цыплят. А наши мамы, бабушки будут играть с нами.

Игра «Вышла курочка гулять»

Воспитатель: Ребята, а курочка для цыплят кто?

Дети: Мама.

Воспитатель: Верно. Курочка для цыплят мама и она о них заботится. И мы сегодня тоже поговорим о наших любимых мамочках.

Воспитатель: Давайте сядем рядком и поговорим ладком о наших мамах.

Дети садятся во внутренний круг, родители во внешний.

Разговор в круге.

Воспитатель: А сейчас я ребята прочитаю  стихотворение про маму.

Чтение стихотворения «Мама! В этом слове солнца свет» М. Пляцковский.

Мама! В этом слове солнца свет.

Мама! Лучше слова в мире нет.

Мама! Кто роднее, чем она?

Мама! У нее в глазах весна.

Мама! На земле добрее всех.

Мама! Дарит сказки, дарит смех.

Мама! Из-за нас порой грустит.

Мама! Пожалеет и простит!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мама – ваш ангел хранитель.  (Воспитатель достает ангела). И к нам в гости прилетел ангелочек. Она оберегает вас от бед, заботиться о вас.  Рядом с мамой ничего не страшно, с мамой тепло, уютно, спокойно, хорошо.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как ваших мам зовут? …

Дети: Да

Воспитатель: Наш ангелочек тоже  хочет узнать, как зовут ваших мам. Вы хотите ему рассказать?

Дети: Да

Воспитатель: А давай те мы по кругу пустим ангелочка, и ребята ему будут громко называть имя мамы!

Как зовут твою маму? А твою?

(Воспитатель от лица Ангела хвалит детей.)

Воспитатель: А вы своим мамам дома  помогаете? Что делаете? … ответы детей.

Воспитатель:  А покажете, как вы помогаете маме, покажем нашему ангелочку?

Предлагаю выйти в круг, что бы удобнее было показывать. Мамы,   бабушки к нам присоединяются.

Игра «Помощники» (под музыку)

Вторая часть. Активное занятие. Ресурсный круг.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Воспитатель: Наша мама - как солнышко, дарит нам жизнь, тепло, радость, ласку, нежность. Я знаю, что вы все очень любите свою маму.

           2. Основной этап. Ресурсный круг «Мамочка моя».

Воспитатель: Давайте скажем маме добрые, ласковые слова.  Есть такая пословица «Доброе слово как ласковое солнышко». Маме будет приятно.

  Можно, я первая начну? Моя мама справедливая. А у тебя какая мама? (Первым отвечает ребёнок, сидящий слева от воспитателя, и передаёт слово дальше по кругу.)

Добрая, ласковая, справедливая, нежная, понимающая, отзывчивая, трудолюбивая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая.

Воспитатель (от лица Ангела): Сколько ласковых, добрых слов вы сказали о своей маме. У каждого на душе стало теплее, радостнее.

Третья часть организованной образовательной деятельности.  Заключительная.

            Заключительный этап. Рефлексия.

Воспитатель: Вам радостно было говорить о своей маме? А у ваших мам от добрых слов  стало радостно на сердце.  

Хотите, чтобы у ваших мам было всегда хорошее настроение, давайте им сделаем подарок.

Возьмите свою маму за руку,  пройдите к столам. Я предлагаю вам, сделать сердечко из солёного теста. (Дети с родителями проходят к столам, лепят. Затем встают в круг)

Воспитатель: Покажите, какое сердечко красивое у вас получилось. Какие вы молодцы.. Материнское сердце, как летнее солнце. Спасибо вам большое за нашу встречу. Ребята, скажем нашим гостям спасибо.

Творческое задание детям и родителям. Самостоятельный поиск пословиц про маму.

Родителям: оформить книжку – малышку  «За что я благодарен маме» и рассказать об этом своим детям.
Детям: рассказать сверстникам и воспитателю группы о том, какие пословицы они нашли.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»

Тема осваиваемой социокультурной категории «Семья»

для детей средней группы.

Разработала:

Банщикова Е.В.

п.Салым. 2019г

НОД: «Домашнее тепло».

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, познавательная, игровая.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ситуативный разговор, создание игровой ситуации, рассматривание иллюстраций, изготовление подарка для своей семьи.

Форма организации: групповая.

Программное содержание:

1. Продолжать работу с детьми по освоению социокультурной категории «Семья».

2. Развивать у детей способности сочувствовать, сопереживать, проявлять заботу о близких.

3. Формировать речевую активность через общение друг с другом, со взрослыми.

4. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Предварительная работа: чтение литературно-художественных текстов по теме «Домашнее тепло», из одноименной книги для развития; разучивание и обыгрывание русской народной игры «У бабушки Ларисы»; заучивание стихотворных текстов, пословиц, поговорок о семье; заучивание песен «К нам гости пришли», «Самая хорошая».

Материалы к занятию:

Иллюстрации с изображением семьи, дружной семьи в процессе совместной деятельности, первая книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» под общей редакцией И. А. Кузьмина.

Место проведения: групповая комната

Ход образовательной деятельности

1. Введение в тему

Воспитатель: Ребята, помогите мне отгадать загадку и вы узнаете, что изображено у меня на картинках

«Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная..

Дети: Семья

Воспитатель: Кто изображен на картинках?»

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на фотографиях?

Дети: Семья

Воспитатель: А что же такое семья?

Дети: родные люди

Воспитатель: Семья - это мир самых близких, родных людей.

2. Основной этап присоединения

Составления рассказа о своей семье.

Воспитатель: Ребята, а кто хочет нам рассказать про свою семью? Кто живет в вашей семье? Какими делами вы занимаетесь вместе? А мы с ребятами с удовольствием послушаем. (Рассказы 3-4 детей)

Дети: у нас в семье живут папа, мама и мой брат Кирилл. Мы вместе ходим гулять на площадку, читаем книги, играем в интересные игры.

Игра «Домашнее тепло»

Воспитатель: Мы сейчас услышали про ваши дружные семьи и почувствовали ваше домашнее тепло. Возьмитесь за руки, закройте глазки и представьте вашу семью: слышен мамин голос, бабушка читает вам интересную сказку, папа пришел с работы и зовет вас играть…. А теперь откройте глазки и давайте вместе решим, что же такое «домашнее тепло». Я буду произносить фразу и если она относится к «домашнему теплу»- вы хлопайте, а если не относится - молчите.

Домашнее тепло –это

помощь близких,

рваные книжки,

ласковое слово,

порядок и уют,

разбросанные игрушки,

доброта и забота,

радость и покой.

Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Она может быть большая или маленькая. Но каждая семья от любви, согласия и заботы становится крепкой и неделимой. В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела. Когда вы вырастите и создадите свою семью, то будете заботиться о ней.

Пальчиковая игра «Семья».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю показать вам семью с помощью пальчиков

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – Танечка,

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – Манечка,

Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – Оленька,

Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – Коленька,

Этот пальчик – Ванечка, Этот пальчик – это Я.

Вот и вся моя семья!

На слова последней строчки соединим пальчики обеих рук в замок и ритмично их распрямим.

Воспитатель: Какой же получилась у нас семья?

Дети: Большой, сильной, дружной, крепкой.

3. Активная форма работы с пословицей

Воспитатель: Ребята, я знаю интересную, хорошую пословицу про семью.

Послушайте мою пословицу: «Семья вместе - душа на месте»

Как вы её понимаете?

Дети: В семье должны помогать друг другу, любить друг друга, все будут счастливые и не будут грустить.

Воспитатель: Если в семье все делается вместе, все заботятся друг о друге, все дружные,то в такой семье и душа на месте (мир и согласие).

Воспитатель: А какую семью можно назвать дружной?

Дети: В которой все делают вместе: помогают друг другу, читают книги, гуляют, вместе трудятся на даче.

Воспитатель: Еще в народе говорят «Дружная семья незнает печали»,

«Дружная семья вместе работает и вместе веселится», «Дружной семье и холод не страшен».

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Как у бабушки Ларисы»

Все игроки становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так.

Водящий показывает движения, имитирующие женский труд (шьют, качают ребенка, подметают пол, варят кашу и т. д.). Все повторяют движения.

4. Чтение художественной литературы

Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам послушать рассказ, который называется «Садик».

«САДИК»

Мама смотрела в окно. Игнаша играл в саду. Он наломал прутиков и стал сажать рядами. Мама спросила:

- Что это ты делаешь, сынок?

Мальчик ответил:

- Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблони. Я буду кормить тебя и папу.

Мама позвала к себе Игнашу и поцеловала его беленькую головку.

Воспитатель: Что сделал Игнаша?

Дети: Наломал прутиков и посадил их рядами.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы выросли яблони.

Воспитатель: Почему мама поцеловала Игнашу?

Дети: Он будет заботиться о маме и папе ; он будет кормить их яблоками.

5. Работа за столами.

Воспитатель: А сейчас пройдем к столам и каждый,  сделает для своей семьи подарок. Ромашка издавна являлась символом семьи, любви и верности и я хотела бы, чтобы в вашей семье была такая ромашка, которая бы обьединяла бы всех вас, чтобы в вашем доме всегда царила любовь и взаимопонимание.

 6. Ресурсный круг «Моя семья самая…»

Воспитатель: Теперь каждый из вас скажет какая у вас семья. (Первым говорит ребёнок, сидящий слева от воспитателя, он передаёт слово далее по кругу.)

Дети: Моя семья самая крепкая. Моя семья самая дружная. Моя семья самая добрая.

7. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

Дети: Говорить о семье, играть в игру «У бабушки Ларисы», выбирать картинку о дружной семье.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»

в группе старшего дошкольного возраста

«Добрые дела»

Разработала:

Банщикова Е.В.

п.Салым 2020г.

Цель: развивать духовно-нравственные качества детей.

Задачи:

1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь».

2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.

3. Способствовать обогащению словаря детей пословицами и поговорками.

4. Воспитывать у детей любовь к добрым делам.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Два Ивана –солдатских сына»«Скатерть, баранчик и сума», В. П. Катаев «Цветик-семицветик», работа с пословицами и поговорками о добре, доброте.

Материалы для занятия: музыка Каткова Анна «Аленький цветочек», выставка творческих работ «Добрые дела», иллюстрация на экране к сказке «Конек-горбунок», листы с заданиями для детей (Приложение)

Ход образовательной деятельности:

I. Орг. Момент

II. Основное содержание.

Психогимнастика «Аленький цветочек» (звучит тихая музыка, дети стоят в круге)

- Ребята, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Положите руку на сердечко и представьте, что у вас в сердце живет аленький цветочек, стебелёк цветочка растет. На нем появляются первые листочки, он растет все выше и выше, вот и появились нежные аленькие лепестки. Этот цветочек в вашем сердце – это ваш мир Доброты и Любви. - Откройте глаза. Возьмитесь за руки и пожмите друг другу руки.

- Что вы чувствуете, когда держитесь за руки? (тепло, уверенность, поддержку, хорошее настроение)

- Ребята, давайте все дружно скажем:

Чем больше в мире доброты,

Тем счастливей я и ты. (Дети повторяют хором)

Воспитатель: Какие вы молодцы!

А теперь присаживаемся на места.

1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32, пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей.

- Ребята, как вы думаете, что такое добро? доброта? (это хорошие поступки, добрые слова, красивая песня, стихи)

Добро – это такое человеческое качество, которое нельзя рассмотреть, нельзя потрогать руками, но это такое качество, без которого прожить на Земле не возможно. Быть добрым – это так здорово! И сегодня наша задача сделать этот мир чуточку добрее. И вы уже начали работать в этом направлении, потому что недавно вы получили задание нарисовать рисунки на тему Добра. И каждый изобразил Добро таким каким понимает он. Всё, что окружает вокруг нас – это добро. Доброта согревает наши души. Каждый человек должен иметь добрую душу, чтобы всем помогать, кто попал в беду.

- А как говорят о таких людях? Какие они? (добрые, добродушные)

Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела называют добрыми поступками, которые люди совершают не ради славы, а от чистого сердца, для того, чтобы окружающим стало лучше. Доброте, нас учат наши русские народные сказки.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию и скажите, о какой сказке говорит она? (приложение 1)

Дети: Это рисунок к сказке «Конек-горбунок».

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Здесь изображен Иван, Конек-горбунок, Чудо-юдо Рыба-кит.

1. Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, бескорыстие, честность, искренность, любовь)

2.Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный.

(Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию).

3. Почему Рыба-кит страдал и мучился? (за то, что проглотил три десятка кораблей)

4. Как Иван вместе с Коньком-горбунком помогли Рыбе-кит?

Давайте вспомним пословицы и поговорки о доброте.

Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».

Доброе слово человеку — что дождь в ….засуху.

Добрый человек в добре проживет …. век.

Доброе дело два века ….живёт.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь ….мила.

Доброе не умрет, а зло ….пропадёт

Не одежда красит человека, а добрые ….дела

Воспитатель. Молодцы, ребята! А кто попробует объяснить пословицу «Не одежда красит человека, а добрые дела»? (Не внешность важна для человека, а стремление помогать другим людям, совершать добрые дела. Ведь только такие люди пользуются любовью и уважением).

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы, сами делаете добро? Кристина, расскажи нам, пожалуйста, какие добрые дела тебе удалось совершить? А чем Данил помогает родным и близким?

А сейчас давайте станем добрыми волшебниками - превратим «плохие поступки» в «хорошие». Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду подавать каждому по очереди это красивое улыбчивое сердечко. Вы называете слово противоположное по значению и возвращаете сердечко мне.

Разорвать книгу - склеить книгу

Толкнуть – обнять

Намусорить – убрать

Поломать – починить

Нагрубить – поблагодарить

Промолчать при встрече – поздороваться

Испачкать одежду – постирать

Оторвать пуговицу – пришить.

- Какие вы молодцы, настоящие волшебники

- Воспитатель: Отдохнули, а теперь опять за работу примемся, проходите на свои места.

Самостоятельная работа. У вас на столах лежат листы с иллюстрациями. Рассмотрите их внимательно и отметьте + те, на которых изображены добрые дела детей (приложение 2).

Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Обведите в кружочек те +, которые у вас совпали (3 мин.) – выслушивание одной пары, выяснение, есть ли другие варианты.

Ребенок кормит птиц зимой +

Ребенок таскает кота за хвост –

Ребенок помогает пожилому человеку +

Ребенок обижает девочку –

Ребенок уступает место в автобусе +

Ребенок помогает маме нести сумки +

Воспитатель: Свой ответ нужно начать так: мы думаем, что…

Воспитатель. Молодцы, хорошо потрудились!

Рефлексия

- Ребята, садитесь в круг. Предлагаю вам поиграть с «Волшебным клубочком». Передаем клубочек соседу. Работает он в полной тишине, только когда мы говорим добрые слова, пожелания. Наматываем нитку на пальчик, говорим при этом добрые пожелания, без повторений. Например, Кристина, оставайся такой же доброй.

Итог: Добрый никогда не обидит слабого, беззащитного. Добрый не будет грубить другим. Спешите делать добро, не откладывайте на потом. Ведь не зря говорят, что «жизнь дана на добрые дела. Вы сегодня хорошо постарались, справились с заданиями.  



Предварительный просмотр:

 

 

Конспект занятия по программе

«Социокультурные истоки»

Социокультурная категория

«Традиция образа»

Тема «Светлый Образ»

Подготовила:

 Банщикова Е.В.

п.Салым 2022г

Цель: Сформировать у детей представление о праведной жизни и светлом образе Преподобного Сергия Радонежского.

Задачи:

1. Познакомить детей с социокультурной категорией традиций образа.

2. Подводить детей к пониманию праведной линии жизни.

3. Развивать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

4. Обогатить восприятие образа Преподобного Сергия Радонежского посредством музыкального искусства, познакомить детей с музыкальным жанром «духовный стих».

5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, воспитывать любовь к православной культуре к светлым образам русского народа.

Предварительная работа:

Работа с книгой №3 «Светлый образ» рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И. С. Шмелёва «Благословление», «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике», «Предание о первых деревянных игрушках».

Словарная работа. (Образ, мудрость, праведный, преподобный).

Материал для занятия:

Книга для развития детей №3 «Светлый образ».

Иллюстрации с изображением «Свято – Троицкой Сергиевой Лавры». Образ Сергия Радонежского. Иллюстрации и пазлы «Преподобный  Сергий с медведем, «Святой источник», «Сын радости», «Беседа старца с Варфоломеем». Аудио записи (праздничный колокольный звон)

Ход занятия:

Вводное слово:

(иллюстрация Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) Звучит аудио запись колокольного звона

Прошли века, и там, где прежде

Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Где мощи Сергия святые

Нетленно в раке почиют.

Дети с педагогом    рассматривают   иллюстрацию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В: - На высоком холме, окружённый величественными белоснежными стенами возвышается Свято-Троицкий монастырь, сверкая золотыми куполами.

В: - Скажите, а кто основал этот монастырь?

Д: - Преподобный Сергий Радонежский.

В: - Ребята, мы с вами уже очень многое узнали о Сергии Радонежском на предварительных занятиях. Сейчас я вам предлагаю разделиться на пары. Каждая пара выбирает одну картинку на столе, потом вы должны собрать пазлы по этой картинке.

Собирают пазлы в микрогруппах.

В: - Молодцы, все собрали свою картинку. А теперь вам нужно по своей картинки рассказать, из какого она эпизода жизни Сергия Радонежского.

 (Иллюстрация – Сын радости)

В: - Расскажите, как называется ваша картина.

Д: - Сын радости.

В: - А что изображено на ней.

Д: - Родители беседуют с Сергием

В: - Кто были родители Сергия Радонежского?

Д: - Божии угодники Кирилл и Мария.

В: - А что означает выражение «Божии угодники?»

Д: - Правдивые люди перед Богом и перед людьми.

 (Иллюстрация – «Беседа старца с Варфоломеем»)

В: - Расскажите о детстве Сергия Радонежского. Что вам показалось необычным и удивительным в жизни Варфоломея?

Д: - Он никак не мог овладеть грамотой, но однажды встретил старца, который помолился за Варфоломея, дал кусочек хлеба. После этого Варфоломей познал грамоту.

 (Иллюстрация - «Сергий Радонежский с медведем»)

В: - В чем проявилась доброта Преподобного Сергия.

Д: - Он всегда делился хлебом с медведем. Даже тогда, когда у него оставался последний кусок

Слайд 6 (Иллюстрация - «Чудо об источнике»)

В: - К какому произведению эта иллюстрация?

Д: - «Чудо об источнике»

В: - Почему источник называют Чудотворным?

Д: - Потому что источник появился благодаря молитвам Преподобного Сергия.

 (Сергий трудолюбивый)

В: - Хорошо, а что изображено на вашей картинке? Как она называется?

Д: - Наша картина называется – Сергий трудолюбивый.

В: - А почему она так называется?

Д: - Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.

Педагог обобщает ответы детей:

В: - Всю жизнь Сергей Радонежский стремился установить среди людей братские отношения. Он учил людей хранить любовь, правду, заботиться о нищих и бездомных.

В: - В жизни Сергий Радонежский очень любил детей. И всегда использовал возможность поиграть с ними в веселые хороводные игры. Сейчас я вам предлагаю сыграть в одну такую веселую народную хороводную игру «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Русская народная игра «Золотые ворота»

 После игры обращает внимание на портрет Сергия Радонежского

В: - Ребята, мы с вами знакомимся со Светлым образом Преподобного Сергия Радонежского. Он является ангелом хранителем земли русской, чудотворцем, уже при жизни его называли святым.

Он с ранних лет служил Богу. И за свое усердие, трудолюбие получил от Господа дар чудотворения. К преподобному Сергию Радонежскому тянулись русские люди за добрым словом, просили его о благословении и исцелении.

У Сергия Радонежского были ученики, которые разошлись по Руси и положили начало новым монастырям, так как сделал это Сергий Радонежский, когда основал Свято-Троицкий монастырь.

И поныне живет в душе нашей образ Преподобного Сергия Радонежского и направляет нас на путь праведный.

В: - Почему люди обращались за помощью, советом к нему?

Д: - Потому что он всем помогал, наставлял на путь истинный.

В: - Какие пословицы о добре, трудолюбии, правде вы знаете? И объясните, как вы их понимаете.

Д: - 1. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Смысл пословицы (Если человек чего-то хочешь, то одного желания очень мало, надо обязательно что-то для этого сделать).

2. «У кого душа добра, тот краше золота и серебра»

Смысл пословицы (Добрый человек, даже если у него нет дорой одежды и украшений, все равно будет выглядеть красиво. Никакие украшения не красят человека, как его доброе отношение и его поступки к окружающим).

3. «Правда в воде не тонет и в огне не горит»

Смысл пословицы (Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни).

4. «Добрый человек в доброте проживет целый век»

Смысл пословицы (Если человек дарит другим людям добро, то и сам будет получать от них добро).

В: - Молодцы, правильно. Люди всегда обращались к преподобному Сергию Радонежскому за советом и помощью потому, что считали его праведным.

 Деревянные игрушки.

В руках у воспитателя деревянная игрушка.

В: - Ребята у меня в руках замечательные деревянные игрушки. А кто расскажет, как появились первые деревянные игрушки?

Д: - Когда Сергий Радонежский возводил свой монастырь, вокруг валялось осень много деревянных чурок, Преподобный вырезал фигурки людей и животных и одаривал ими детей.

Рефлексия.

В: - Молодцы, с заданием справились. Дети, что интересного вы узнали о Сергии Радонежском. А вы чему бы хотели научиться у Сергия Радонежского?

Д: - Быть умны ми, трудолюбивыми, честными…

В: -Дорогие ребята, Преподобный Сергий Радонежский покровитель всех учащихся, так как вам скоро идти учиться в школу, я предлагаю вам, если вам будет трудно в учебе обращайтесь к нему с молитвой, и он обязательно вам поможет.

 



Предварительный просмотр:

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

В сентябре мы будем изучать тему «Сказочное слово».

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

В. Берестов.

Сказочное слово, сказка… Попробуйте на минуту вспомнить и представить счастливые минуты своего детства, когда кто-то из взрослых читал вам вашу любимую сказку. Как откликнулась на это ваша душа? Какие чувства возникли у вас? Может быть, появилось удивительное ощущение радости, защищенности, надежда на чудо, веры в торжество добра? Что же такое сказка? Одни назовут сказку мечтой о прекрасном. Она дает людям силы жить и творить, преображаться самим и преображать мир вокруг. Другие определяют сказку, как одно из первых литературных произведений, которое слышит ребенок в раннем детстве и с его помощью познает мир. Третьи видят в сказке возможность развития души ребенка, слова сказки метки, звучны, благодаря этому и образы и картины рисуются зримо, словно живые. Поэтому-то сказка и будит фантазию, развивает воображение, впечатляет, притягивает, сближает взрослых и детей. И, наверное, многие согласятся, что сказка – это серьезно! Здесь в зашифрованной форме передан жизненный опыт многих предшествующих поколений, очень сильно выражены духовный аспект, нравственные ориентиры.

Дети начинают знакомиться с истоками отечественных традиций. Неоценимую помощь в этом оказывает сказка. Ребенок 6-8 лет находит в сказках «живые образцы», которым желает следовать в жизни. Сказочное слово продолжает играть важную роль в развитии ребенка. В книге акцентируется внимание на глубоком духовно-нравственном смысле сказки.

Народные и авторские сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, С. Т. Аксакова – это кладезь мудрости, традиций, обычаев и ценностей нашего народа, сохраняющих непрерывную связь между поколениями.

Беседа и словесные игры по содержанию русской народной сказки «Царевна–лягушка» позволяет детям осмыслить образцы важных жизненных уроков. «Царевна–лягушка» - сказка о послушании, любви и доброте, верности, терпении и трудолюбии.

Задания по развитию речи на основе образов-иллюстраций, беседы с детьми о нравственных уроках сказок, словесные игры, размышления над пословицами. Создаются условия для развития инициативной речи детей о сказочных героях и восприятия образного языка сказок.

На страницах книг для развития речи дети продолжают знакомиться со сказками Великого русского поэта А. С. Пушкина. В его замечательных шедеврах передается из поколения в поколение традиция мудрого сказочного слова. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» сохраняет важный жизненный опыт многих предшествующих поколений. Доброта, скромность, трудолюбие, верность царевны и любовь королевича Елисея помогли победить зависть и гордость мачехи-царицы и создать счастливую семью.

В образах героев сказки прослеживаются положительные особенности нашего национального характера – доброта, верность, красота внутреннего мира, терпение, любовь к ближнему.

В языковом отношении сказки А. С. Пушкина и русская народная сказка «Царевна-лягушка» являются примером высокого мастерства сказителей: они художественные и очень поэтичны. Образность языка, его метафоричность, чистота народных выражений, меткость оборотов отличают язык этих сказок. Тексты сказок расширяют словарный запас детей, влияют на развитие связной диалогической речи.

Домашнее задание

  1. Прочитайте детям пословицы:

Любовь да труд счастье дают.

Без терпения нет спасения.

Кто добро творит, того Бог благословит.

  1. Прочтите вместе с ребенком сказку «Царевна-лягушка» и поразмышляйте:
  1. Как в сказке «Царевна-лягушка» проявилось уважение сыновей к родительскому слову?
  2. Что помогло Ивану-царевичу отыскать Василису Премудрую?
  3. Какой жизненный урок вы получили, прочитав эту сказку? Выберите нужное:

УРОК ПОСЛУШАНИЯ        УРОК ЛЮБВИ

УРОК ТЕРПЕНИЯ        УРОК ВЕРНОСТИ

УРОК ТРУДОЛЮБИЯ

  1. Каждая сказка А. С. Пушкина побуждает нас следовать лучшим качествам его героев. О каких замечательных качествах царевны говорится в следующих отрывках. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Дом царевна обошла,                         А хозяюшкой она

Все порядком убрала,                         В терему меж тем одна

Засветила Богу свечку,                         Приберет и приготовит,

Затопила жарко печку.                         Им она не прекословит…

________________________          ___________________________

И царевна к ним сошла,                         Для меня вы все равны,

Честь хозяям отдала,                         Все удалы, все умны,

В пояс низко поклонилась;                 Всех я вас люблю сердечно;

Закрасневшись, извинилась,                 Но другому я навечно

Что-де в гости к ним зашла,         Отдана. Мне всех милей

Хоть звана и не была.                         Королевич Елисей.

Выучите стихотворение.

Сказки слушать я люблю.

Маму вечером прошу:

Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем

Или с трехголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают –

Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

О. Чусовитина.

Порассуждайте вместе о том, как сказки помогают в жизни?

________________________________________________________

МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА

(Рисунок)


Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

В октябре мы будем изучать тему «Напутственное слово».

Напутственное слово в отечественной традиции воспринимается как сердечное, доброе слово перед дальней дорогой, выполнением добрых дел на жизненном пути. Напутственное слово помогает преодолеть трудности и испытания и вернуться целым и невредимым из дальних странствий. Традиции напутственного слова в семье сохраняются в родительском благословении. В нем родители выражают свою сердечную любовь и заботу о благополучии детей. Послушание родительскому слову спасает и помогает в любом добром деле.

Очень важно научить детей слышать напутственное слово в стихотворениях, народных песнях и былинах.

В напутственном слове былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» - сердечное доброе слово ко всем поколениям – хранить верность Родной земле. Это напутственное слово дети могут услышать в стихотворении «Куликово Поле» и поэтических строках Ивана Саввича Никитина в стихотворении «Русь».

Во все времена людьми особенно ценилось доброе Слово. В русском языке очень много добрых слов и выражений. Некоторые из них даже начинаются со слова «Добро»: добро пожаловать, доброго пути, будьте добры, всего доброго, доброе утро. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растет тепло и благодарность, любовь и надежда. Великая сила скрыта в напутственном Слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Традиции напутственного слова проявляются и в родительском благословении. По древней традиции родительское благословение требовалось на всякое дело – дальнюю дорогу, на учебу, на женитьбу и замужество, даже при прощании на ночь перед сном. Благословение означает пожелание добра, покоя, счастья, успехов в жизни, любви и согласия. В устах родителей такие пожелания идут от самого сердца. И это не удивительно – только родители любят детей так сильно и так искренне. По обычаю, при благословении родители осеняли своих детей крестным знамение и иконой. Родительское благословение выражало их волю и наставление, а крестное знамение и икона призывали еще, как все верили, помощь Божию. Было твердое убеждение, что без родительского благословения не будет ни удачи, ни счастья. Жизнь в согласии с родительским благословением давала человеку уверенность, защиту от всяческих невзгод, оно способствовало успеху в любом деле

         Поле большое,                                    Хорошо на свете,

        Зеленый лесок.        Солнышко, свети.

        Сколько на свете        Пожелай нам, ветер,

        Путей и дорог?        Доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути,

Самого, самого доброго пути!

Поразмышляйте вместе с ребенком о смысле пословиц:

Ласковое слово – что весенний денек.

Доброе слово сказать – посошок в руку дать.

Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит.

Прочтите рассказ К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» и поразмышляйте вместе с ребенком:

  1. Почему ласковым и добрым словом можно сделать гораздо более, чем гневным?
  2. Вспомните случаи из вашей жизни, доказывающие справедливость слов кроткого Солнца.
  3. Какие добрые слова помогают вам в пути-дороге:

«АНГЕЛА - ХРАНИТЕЛЯ ВАМ В ДОРОГУ!»

«ИДИТЕ С МИРОМ!»

«ЛЕГКОГО ВАМ ПУТИ!»

«СЧАСТЛИВОГО ПУТИ»

Прочтите сказку «Василиса Прекрасная»

и подведите ребенка к пониманию того, что главным в сказке является сила родительского благословения.

  1. Как материнское благословение помогло Василисе в жизни?
  2. Как вы думайте, какими словами благословила матушка Василису?
  3. Как проявился в сказке «Василиса Прекрасная» талант доброго слова?

Нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

В ноябре мы будем изучать тему

«Жизненный путь».

Пути-дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать, а есть и другие, которые увидеть нельзя, но и них можно рассказать. Одной из таких невидимых дорог является жизненный путь. Жизнь – дорога длинная, и всякое случается в пути. Жизненный путь человека начинается с раннего детства и заканчивается в глубокой старости. Первыми помощниками человеку на дороге жизни служат наказы предков: «Живи со всеми в мире и согласии», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Просящему - давай», «Бога не забывай». Эти и другие заповеди проверены жизненным опытом многих поколений. Каждый стремится прожить жизнь достойно и честно, так, чтобы люди вспоминали с добром.

Наши предки знали, что честь и славу можно заслужить не только великим подвигом, но и самыми обычными, даже, казалось бы, не заметным образом, живя по совести и правде, праведно. Важно лишь, чтобы ежедневные поступки, мысли и дела исходили от души и были честны. Так из малых дел складывается доброе имя человека. У такого человека всегда много друзей, помощников и доброжелателей. Ему, может быть, живется и нелегко, но радостно.

Мы знаем, как важно не пропустить тот самый первый момент, когда ребенок начинает задумываться о своей будущей жизни. В дальнейшем он сам будет решать, какой дорогой идти, что делать. Путь служения добру не всегда очевиден. Для того чтобы увидеть очевидное и услышать невыразимое, нужно обладать особым внутренним, духовным зрением и слухом. Они формируются в ту пору детства, когда душа особенно восприимчива к высокому и прекрасному и готова запечатлевать надежные жизненные образцы и проверенные правила. Одно из них: «Идти с тем, кто трудится по совести, любит бескорыстно и празднует от души».

Впереди у ваших детей долгая и счастливая жизнь. Много интересных путей и дорог ждут их. Мы надеемся, что путешествие по станицам книг «Социокультурные Истоки» поможет им на жизненном пути.

Поразмышляйте вместе с ребенком о смысле следующих поговорок.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Не годами старость красна, а делами.

Домашнее задание.

  1. Прочитайте притчу «Старик и яблоня». Поразмышляйте, как раскрывается смысл жизни человека – прожить жизнь достойно!
  2. Согласны ли вы с изречением, что человек должен за свою жизнь построить дом, посадить дерево и вырастить детей?
  3. Расскажите ребенку о своем жизненном пути.
  4. Подумайте и выберите пять важнейших событий в жизни человека:

РОЖДЕНИЕ                                        ПОХВАЛА, НАГРАДА

КРЕЩЕНИЕ                                НАУЧЕНИЕ МАСТЕРСТВУ

ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ                ПОКУПКА НОВОЙ ВЕЩИ

СОЗДАНИЕ СЕМЬИ

  1. Побеседуйте с ребенком о том, каким он представляет себе свой жизненный путь.
  2. Рекомендуем прочитать дополнительно:

Русская народная сказка в обработке К. Д. Ушинского «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Русская народная сказка «Названный отец».

В. И. Даль «Правда».

  1. Нарисуйте страницу альбома «Кем я хочу стать?»

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

В декабре мы будем изучать тему

«Светлый образ».

Свято- Троицкая Сергиева Лавра…

Вряд ли найдется в России человек, никогда не слышавший этого драгоценного сочетания слов, в них словно спрятан ключ от широкой и в то же время таинственной русской души.

700 лет назад никто и думать не мог, что на горе Маковец, в дремучих радонежских лесах, что в 70 верстах от Москвы, поднимается монастырь, которому суждено будет стать духовным центром земли Русской.

Кто же создатель дивной обители, сыгравшей в отечественной истории неоценимую роль?

Преподобный Сергий Радонежский – великий наставник, ангел-хранитель земли Русской, чудотворец, при жизни названый святым!

Приобщиться к удивительной красоте этого места стремятся не только россияне, но и люди изо всех уголков земного шара. На высоком холме, окруженный величественными белоснежными стенами, возвышается Свято-Троицкий монастырь, сверкая золотыми куполами.

Главное сокровище монастыря – святые мощи Преподобного Сергия Радонежского, которые покоятся в драгоценной усыпальнице.

При жизни Преподобного Сергия тянулись к радонежскому чудотворцу русские люди, опечаленные судьбой Отечества. С великой надеждой и радостью шли за словом чистым, утешением и благословением и простые крестьяне, и сам Великий князь Дмитрий Донской. В наши дни, как и столетия назад, нескончаемым потоком притекают с молитвой к святым мощам Преподобного люди, просят о благословении и исцелении.

Мы начинаем знакомиться со светлым образом Преподобного по фрагментам произведений И.С. Шмелева «Богомолье» и рукописи «Преподобный отец наш Сергий Радонежский», подготовленной редакцией издания на основе «Жития», написанного учеником Преподобного Сергия – Епифанием Премудрым. В книге представлены четыре текста рукописи: «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике», «О посещении Преподобного Сергия Пресвятой Богородицей».

Постарайтесь приобщиться к святыням Троице-Сергиевой Лавры. Много на Руси святых мест, но сердце России – здесь, и благодать Божия всегда пребывает в этом месте.


Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

В январе мы будем изучать тему

«Чудотворный образ».

В течение нескольких столетий многие люди пытаются постичь истоки русской святости. Наша задача – познакомить детей с традициями образа, какими они сложились в истории русского народа.

Из рода в род живет в России имя великого святого, всея Руси чудотворца, Преподобного Сергия Радонежского, великого избранника Божия.

Вся жизнь Преподобного Сергия Радонежского – это чудо!

Еще до своего рождения он был отмечен чудесным знамением. Однажды во время воскресной службы младенец трижды вскрикнул в утробе матери. Чудесным образом, по молитве святого старца, обучился юный Варфоломей грамоте. А после этого святой старец предсказал родителям Варфоломея: «Сын ваш будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь и станет обителью Пресвятой Троицы, и многих приведет за собой». Пророчество это сбылось, и преподобный Сергий Радонежский прославил своей жизнью Пресвятую Троицу. Матерь Божия полюбила святую обитель, созданную им на Маковце.  Явилась Преподобному Сергию, благословила его и обещала покровительствовать монастырю, названного им в честь Живоначальной Троицы.

В многочисленном сонме русских святых Преподобный Сергий Радонежский занимаем особое место. Его называют «игуменом всея Русския земли».

Во времена тяжелых испытаний Господь послал нашему многострадальному Отечеству прозорливого чудотворца. Благословленного Преподобным Сергием воинство одержало лавную победу над татаро-монголами на Куликовом поле.

Как отмечает замечательный автор Е. Р. Стрельникова: «Русский народ выстрадал свою долгожданную победу и явно узрел Божию помощь в ней. Заступничеством Пресвятой Богородицы и святых была одержана эта жертвенная победа. Русский народ осознал главную причину своего испытания и с горячей верой и новыми силами обратился к источнику всех благ – к Богу. Началось духовное возрождение Древней Руси. Один за другим основывались многочисленные монастыри. Ученики Преподобного Сергия Радонежского, благословившего святого благоверного князя Дмитрия Донского на ратный подвиг и предсказавшего ему победу, разошлись по Руси и положили начало новым монастырям. Эти новые обители стали очагами духовности, высокой культуры, школой нравственности народа, хранительницами национальных традиций».

Для многих поколений наших соотечественников светлый образ Преподобного Сергия Радонежского живет в душе и является путеводным на жизненном пути.



Предварительный просмотр:

Картотека хороводных игр

«Каравай»

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше) Вот такой

нижины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру) Каравай,

каравай, Кого хочешь, выбирай! Я люблю,

признаться, всех, А Машу больше всех.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.) Мы не

станем горевать, (Качаем головой.) Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, ( расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой

«Шел король»

Шел король по лесу, по лесу, Нашел себе

принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, И ручками

похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем,

потопаем.

И хвостиком помашем, помашем, помашем. А потом

попляшем, попляшем. Все!

 «Большая карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише,

не спешите, Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

«Карусель с обручам».

Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и за обруч соседа. Получается

большой замкнутый круг. По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом!»

все бегут, по сигналу «Прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (приставной галоп)

на слова «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и

останавливаются. Когда произносят «Отдохнем!» все кладут обручи на пол и расходятся в разные

стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их. Игра повторяется.

«Грушка»

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят

вокруг грушки по кругу: Мы посадим грушку – вот, вот! Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай

ты, грушка, вот такой вышины; Вырастай ты, грушка, вот такой ширины; Вырастай ты, грушка,

вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем! Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в

песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой

ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к груше,

чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а груша ловит детей.

«Каравай»

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка

истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

«Арина»

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:

Дорогая Арина,встань выше овина,

 Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдолькараваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается

отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

«Бабка Ёжка»

В середине круга встает водящий – Бабка Ёжка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ёжка, Костяная ножка с печки упала,

Ногу сломала, а потом и говорит: – У меня нога болит.

 Пошла она на улицу – Раздавила курицу.

Пошла на базар – Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

«Флажок»

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:

«Дети стали в кружок,

Выйди, Оля, в кружок,

 Увидали флажок.

Возьми, Оля, флажок!

 Кому дать, кому дать?

Выйди, выйди, возьми,

Кому флаг поднимать?

Выше флаг подними!»

 Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.

«Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают:

«Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку. Топ-топ топ-топ!

Ритмично притоптывают на месте. Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши. На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом Друг за другом Мы идем зашагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.

Подарки

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет – Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и

самолет» С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

«Раз, два, три, четыре, пять – Ведущий стучит палочкой. Будет палочка стучать,

Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. - Скок, скок, скок. Тот говорит три последних слова Угадай, чей голосок» Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

Жила была бабка

Дети учат стихотворение, потом вместе с ведущим повторяют его несколько раз, каждый раз ускоряятемп.

Жила-была бабка

У самой речки, Захотелось бабке

Искупаться в речке.

Бабка шустрая была –

Купила мочало,

Наша песня хороша- Начинай сначала.

Согревалочка

Идём-идём с тобой вдвоём (парами по кругу)

Идём дорогой длинною

К зайчишках, мишкам, снегирям

Идём дорогой зимнею

(поворачиваются друг к другу лицом и выполняют движения по тексту)

Мы руками хлоп-хлоп

И ногами топ-топ

Головою круть-круть

Постучали в грудь, в грудь

А на улице мороз

Отморозит деткам нос

Отморозит ушки

Щѐчки, словно плюшки (надувают щёчки и "протыкают" пальчиками)

Не страшен холод и мороз,

Когда с тобою вместе мы

Мы в тёплый шарфик спрячем нос И нам поможет песенка.

Зайцы и лиса

Дети выполняют движения по тексту. По лесной

лужайке, разбежались зайки. Вот какие зайки,

Зайки-побегайки. (Дети-зайчики легко бегают по залу.)

Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки, Зайки-побегайки.

("Зайчики" присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.) Вот бежит лисичка — Рыжая сестричка. Ищет, где же зайки, Зайки-побегайки.

(Лиса бежит между детками, с окончанием песни догоняет малышей.)

«Флажок»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку.

Слова: - дети встали в кружок

увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

выйди, Саша в кружок,

Возьми Саша флажок .

Движения: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается

«Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг кдругу.

Ходит Ваня. ходит Ваня ищет Ваня, ищет Ваня, для себя дружочка.

 Нашел Ваня. Нашел Ванядля себя дружочка

Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается.

« Пузырь»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука шш-ш.

Раздувайся пузырь раздувайся большой

Оставайся такой Да не лопайся он

летел, летел, летел Да за веточку

задел ш-ш-ш. лопнул пузырь

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш.

«Зайка»

Цель: Учить двигаться по кругу , хлопать в ладоши .

Зайка, зайка, что с тобой ты совсем

сидишь дольной встань попрыгай, по

пляши. твои ножки хороши

Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу иприговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

«Колпачок» 

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Колпачок, колпачок

тоненькие ножки,

красные сапожки

мы тебя кормили,

мы тебя поили

на ноги поставили

танцевать заставили.

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует.

«Мы матрешки»

Цель игры. Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки. Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают: мы матрешки, вот какие крошки. а у нас, как у нас чистые ладошки. мы матрешки, вот какие крошки. а у нас, как у нас новые сапожки. мы матрешки, вот какие крошки. а у нас, как у нас новые платочки. мы матрешки, вот какие крошки. побежали. побежали все мы по дорожке.

«Заинька»

Цель: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход: Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким. Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочити, Некуда серому выпрыгнути.

Заинька, поскачешь — Выскочешь,

Серенький, попляшешь — Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового.

Яша

Яша садится посреди луга. Вокруг него водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Яша, в ракитовом кусту

Грызи, грызи, Яша, спелые орехи.

Лови себе, Яша, кого тебе надо»

Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей

Растим мак

Посредине круга сидит «мак» хоровод поет :

-Ай на горе мак, мак , Под горою бел, бел ! Ах вы маки-маковочки ,

Золотые головочки ! Станьте вы в ряд ,

Спросим-те про мак .

Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:

-Сеяли ли мак?

Хороводник отвечает:

-Только землю вспахали

Повторяется припев Игроки спрашивают последовательно : «Сеяли ли мак ? « - «Сеяли « -

«Зацвел ли мак ? « - «Зацвел « - «Поспел ли мак ? « - «Поспел , отряхивайте .» Все бросаются к хороводнику и трясут его , если он не успел убежать . Если хороводник успел три раза ударить кого-либо , тот становится хороводником .

Овес

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:

 -Овёс, овёс, давай

бог, чтоб ты рос!

Новый куплет:

- Кто хочет знать, как жнут овёс?

- Отец мой жинал его так

( показывают)

- Потом отдыхал он вот так

( показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе,

каждый колотит своего соседа).

Большие и маленькие ножки

Возьмитесь с детьми за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход ичасто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топ топ то топ,

Топ топ топ то топ

Мы по лесу идем

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

 Мы по лесуидем, Зверей найдем.

Зайца громко позовем:«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем»,

«Мы лису позовем».

Зайка шел

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

В лесу родилась елочка

Под запись песни «В лесу родилась елочка», поводите с детьми хоровод вокруг ѐлки или рядом с

ней, выполняя движения по тексту:

В лесу родилась елочка, В лесу она росла.

Зимой и летом стройная, Зеленая была!

Метель ей пела песенку:

 "Спи, ѐлочка, бай-бай!"

Мороз снежком укутывал: "Смотри, не замерзай!"

Кружок

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем нанемножко

А теперь назад вернемся

И наместе покружимся И похлопаем владоши.

А теперь в кружок все вместе....

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Где был, Иванушка?

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет) Взад —

вперед плывет. Иванушка в горенке Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Тетеру. (Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод.)

Аленький цветочек.

Аленький цветочек, словно огонечек дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три - повернись, Алена ты

(названный ребенок поворачивается спиной в круг)

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять! (все

дети поворачиваются лицом в круг) В эту игру можно

играть и с малышами.