Самообразование педагога.

Банщикова Елена Васильевна

Самообразование - это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога. Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя младшей группы на 2018-2019 г.

Банщиковой Елены Васильевны

Тема: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора».

Цель для педагога:

Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм  устного народного творчества;

Пополнить свои знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;

Вовлечение родителей в обучающий процесс.

Результаты для педагога: 

Повысится профессиональный уровень по данной теме;

Родители примут активное участие в развитии познавательно – речевой активности у детей

Цель для детей:

Приобщить детей к русскому фольклору;

Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;

Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;

Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Результаты для детей:

Словарь детей к концу года обогатится  новыми словами, оборотами, выражениями;

Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Месяц

Работа с литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь

Программа «Социокультурные истоки»

Диагностика

Анкетирование родителей: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Разработка анкет

Октябрь

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду - М.: Просвещение, 1972

Игра «Ждем гостей»,

Пение песенок:

«Мы матрешки вот такие крошки»,

Игры с матрешками:

«Собери матрешку», Подари матрешкам игрушку (цветочек, бусы и т.д.), нужного цвета

Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».

Создание уголка речевого развития, пополнение уголка

«В гостях у сказки»

 книгами с потешками

Ноябрь

Корнеева Е.И. «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995 год

Рассматривание предметов быта,

Беседа о предметах быта,

Рассказывание сказки «Маша и медведь».

Пополнение развивающей среды предметами быта.

Изготовление альбома «Предметы русского быта»

Декабрь

Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год

Разучивание стихов к Новому году.

Украшение елочки.

Загадки о елке, Дедушке морозе, Снегурочке.

Изготовление новогодних костюмов, масок, игрушек.

 

Праздник у Новогодней елки;

Январь

Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год

 Рассказ воспитателя о Рождестве, разучивание рождественских колядок.

Участие в конкурсе «Свет Рождественской звезды»

Пополнение уголка ряженья: скомороха, козы, медведя и т.д.

Февраль

«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Под ред. А. В. Орловой. – Владимир.: Академия, 1995 год.

Беседа о Масленице

Разучивание песни «Блиночки»;

Рассматривание самовара;

Сервировка стола  к чаепитию;

Беседа о культуре поведения за столом;

Папка – передвижка «Широкая масленица»

Досуг «Встреча за чашкой чая».  

Фотовыставка

 «Ой блины, блины, блины, ой, блиночки, мои!»;

Организация досуга.

Март

 Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991г. №9

Разучивание закличек о весне.

«Ласточка, ласточка», «Грачи - киричи»;

«Жаворонки»

 Участие в создании альбома

«Мы весну встречаем»

Оформление альбома «Мы весну встречаем»

Апрель

 Путешествие по стране загадок / Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000

Драматизация сказки

«Курочка Ряба»;Д/И «Собери сказку»;

 « Подбери яйцо по цвету»;

Хороводная игра

«Мыши водят хоровод»

Консультация

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»;

Участие в конкурсе  «Пасхальная радость»

Май

 «Дневник формирования основ социокультурного развития ребенка – дошкольника»

Диагностика

Индивидуальная консультация родителей по итогам диагностики

Планирование  целей и задач на 2019-2020 уч. год



Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя

Банщиковой Елены Васильевны

на 2020-2021 у.г.

 

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 

  Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по  приобщению детей к истокам русской народной культуры

 

 Задачи:

- повысить собственный уровень знаний,  путём изучения необходимой литературы, посещения методических объединений и мероприятий и т.д.; .

-разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

- развивать  познавательную активность детей, активизировать словарь по теме, формировать  первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

 

Ожидаемый результат:

-  повысится собственный профессиональный уровень знаний в вопросах приобщения воспитанников к  истокам русской народной культуры

- сформируется  уровень необходимых знаний воспитанников о русской народной культуре, истории и жизни русского народа.

 

Перспективный план.

Месяц

Работа с литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь

 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

 Беседа  о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра

 «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки – попевки- «Осенушка - осень»

 Консультация  

«Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Подбор консультации

Октябрь

  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие.  

  Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным  орудием труда – цепом и серпом.

 Пословицы и поговорки о хлебе. 

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день).

Консультация  «Праздники в жизни людей»

Подбор консультации

Ноябрь

Кулолаева, О. А. Золотые зернышки / О. А. Кулолаева /Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. - Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2005. - 197 с.

Осенний праздник «В гости к Осени»

Заучивание стихов, песен, танцев.

Подготовка к празднику

Декабрь

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013. –2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

«Новогодний утренник»

 Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз,

 Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского

 «Проказы старухи зимы»

Консультация «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного приобщения  ребёнка  к истокам русской народной культуры»                                                

Подготовка к празднику

Январь

Микляева,Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая /методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2006. - 240с.

- Беседа о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

-Развлечение «Гуляют ребятки в Рождественские святки»

Консультация  «Рождество и святки в народных традициях»

Подготовка к развлечению                             ( подбор игр, песен, закличек и.т.д)

Февраль

      Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.- М.: 2005.- 135 с.

- Беседа  о Масленице. Проведение русских

народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

-Беседа о русских богатырях  – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

Родительское собрание  «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Оказание помощи в изготовлении макета «Богатырская застава»

Подбор материала  к собранию

Оформление картотеки пословиц и поговорок  о  Родине, доблести, силе, богатырях.

Март

  Козлова, С.А., Т.А. Куликова Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова / Учеб. пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 416 с.

-Беседа  о характерных признаках начала весны.

 Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели» 

-Беседа «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Изготовление поделки в подарок маме.

Утренник «8 марта Мамин День»                                                                                      

Подготовка к празднику

Апрель

 Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52.

Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с  Городецкой

росписью. Р. Н. И «Прялица»

Консультация «Воспитание дружеских отношений в игре»

Подбор материала для консультации.

 

Май

 - Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52.

-Знакомство с традициями,  народных гуляний,  играми на  Пасхальной неделе.  

Словесные игры.

   Показ открытого занятия .

Подготовка к празднику

Создание картотеки старинных подвижных игр.



Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя

Банщиковой Елены Васильевны

на 2021-2022 уч.г.

 

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 

  Цель:  Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

 Задачи для педагога: 

1.Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования;

2. Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение  МО, открытых мероприятий, просмотр  публикаций на образовательных сайтах);

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;

5. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др. ;

6. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.

Для детей и родителей:

 

1.Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;

3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;

4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;

5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;

6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;

7. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.

Ожидаемые  результаты:

- повысится собственный профессиональный уровень знаний в вопросах приобщения воспитанников к  истокам русской народной культуры;

-методическая копилка пополнится конспектами НОД, сценариями праздников, досугов, картотекой народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.

- сформируется  уровень необходимых знаний воспитанников о русской народной культуре, истории и жизни русского народа, родном крае.

-расширятся знания детей о малых жанрах фольклора,

-научатся выразительно читать стихи, петь песни, инсценировать.

-повысится педагогическая компетентность родителей.

 

Перспективный план.

Месяц

Работа с литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь

 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

-Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек

-Знакомство с народным календарем "Осенняя ярмарка"

 Консультация  

 «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка»                                      Участие в "Осенней ярмарке"

Подбор консультации  

Октябрь

      Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

-Беседа о малой Родине

-Виртуальная экскурсия по достопримечательностям посёлка.

-Чтение стихов о родном крае

 Участие в создание фотоальбома «Моя малая Родина»

 Оформление альбома

Ноябрь

 Маханева М. Д.Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения.-: М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Осенний праздник «В гости к Осени»

Заучивание стихов, песен, танцев.

Подготовка к празднику

Декабрь

 Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд.-во: Детство-Пресс, 2009.

 -Знакомство с народными праздниками  

-Конкурс «Мастерская Деда Мороза»

 -«Новогодний утренник»

Конкурс «Мастерская Деда Мороза» Новогодний утренник                   

Подготовка к празднику

Оформление выставки

Январь

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф.- Москва: Просвещение, 2006.

 Рассказ воспитателя о православных праздниках

Знакомство с народными обрядами

-Развлечение «Гуляют ребятки в Рождественские святки» 

Консультация  «Рождество и святки в народных традициях»

Подготовка к развлечению                             Картотека  народных игр и забав, малых жанров фольклора

Февраль

      Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.- М.: 2005.- 135 с.

- Рассказ о русских богатырях

-Чтение былин                                         -Вернисаж "Защитники Отечества"

 Семейный досуг «Защитники Отечества»                                                  Памятка «Как отметить 23 февраля в семье?»

Оформление картотеки пословиц и поговорок  о  Родине, доблести, силе, богатырях.

Март

  Козлова, С.А., Т.А. Куликова Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова / Учеб. пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 416 с.

  -Беседа «Генеалогическое древо»

 - Составление семейной родословной и герба семьи

-Выставка рисунков «Мама, мамочка, мамуля»

-Изготовление   подарка маме, бабушке.

Консультация «Моя родословная "»Составление семейной родословной и герба семьи

Утренник «8 марта Мамин День»                                                                                      

Подготовка к празднику

Апрель

 Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52. Берсенева Л. Хранители традиций

 -Знакомство с православным праздником "Пасха"      

-Пасхальные игры                             -Роспись пасхальных яиц

 Мастер-класс "Роспись пасхальных яиц"

Выставка творческих работ

Подбор материала для  мастер-класса.

Оформление выставки

 

Май

  Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд.-во: «Учитель», 2010.

- Словесные игры

-Инсценирование знакомых потешек, песенок, сказок                                          -Фольклорный праздник

"Весенние посиделки"

   Показ открытого занятия.

Подготовка к празднику

 Подготовка к открытому занятию