Активное участие в работе методических объединений

Емельянова Оксана Михайловна
Участие в работе методических объединений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_otkuda_azbuka_poshla_1.docx24.59 КБ
Файл nod_bogatyri_1.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалым «Золушка»

Конспект

занятия по познавательному развитию в старшей группе

тема: «Откуда азбука пошла»

Составитель: Емельянова Оксана Михайловна

Когалым, 2024

Программное содержание:

Цель: Познакомить детей с историей появления первой печатной азбуки Ивана Федорова на Руси и ее эволюцией.

Задачи:

Образовательные:

  1. Подвести детей к осмысленному восприятию алфавита (знаковой системы);
  2. Вызвать желание знакомиться с буквами, читать и писать;
  3. На примере алфавитов и иероглифов разных стран показать колоссальную роль и значение знаковых систем.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения;
  2. Обеспечить возможность воспитанникам проявлять инициативу, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
  3. Расширять словарный запас.

Воспитательные:

  1. Создать условия для развития умения слушать и слышать своих сверстников, взрослого;
  2. Содействовать развитию самостоятельности, уверенности в своих умениях, аккуратности.

Материалы и оборудование:

- плакат с изображением азбуки;

- полотно с изображением пещеры, наскальных рисунков и древнего человека, макет костра из веток и угольков, обугленные ветки по количеству детей;

  • китайская атрибутика, картины с изображением достопримечательностей Китая и иероглифов, белая ткань, кисти, подставки, черная краска по количеству детей;
  • картины с изображением достопримечательностей Древней Руси, портрет Кирилла и Мефодия, изображение азбуки-кириллицы;
  • клей-карандаш по количеству детей, колокольчик, разрезанные картины в конвертах, небольшие столики и стулья;
  • подборка музыкальных композиций: «Танец древних людей», китайская инструментальная музыка, « Славься Русь», волшебная музыка для машины времени.

Индивидуальная работа:

  • Следить за речью детей, добиваться полных ответов;
  • Оказывать помощь в ответах на вопросы, задавать наводящие;
  • Помогать детям во время выполнения практической работы.

Методические приемы:

  • Проблемная ситуация: для чего нужна азбука и откуда она к нам пришла?
  • Приглашение в путешествие по истории эволюции азбуки;
  • Работа над пословицами;
  • Беседа с детьми «Как и чем писали древние люди?»;
  • Физминутка «Передай мимикой и жестами»;
  • Рассказ воспитателя о возникновении знаков-иероглифов, вопросы для размышления;
  • Практическая работа «Письмо на ткани»;
  • Рассказ воспитателя об истории возникновения первой азбуки Ивана Федорова , вопросы для размышления;
  • Практическая работа в микрогруппах;
  • Рассматривание азбуки, ее изучение;
  • Рассматривание иллюстраций и слайдов.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Педагог: Ребята, я сегодня улыбаюсь с самого утра, потому что у меня хорошее настроение. А у вас  хорошее настроение?
Дети: Да!

Педагог: А сейчас оно станет, я думаю, ещё лучше, потому что я пришла к вам с подарком. Посмотрите, что я для вас принесла. Что это?

Дети: Это азбука.

Педагог: А кто живет в азбуке?

Дети: Буквы
Педагог: Для чего нужна азбука?

Дети: Чтобы научиться читать и писать.

Педагог: Что было бы, если бы не было азбуки?

Дети: люди бы не смогли научиться читать и писать, были бы не грамотными.

Педагог: Ребята, в подтверждении того что уметь читать и писать просто необходимо, давайте вспомним пословицы которые мы знаем.

Дети: «Книгу читать, что на крыльях летать», «чтение лучшее учение», «кто много читает – тот много знает», «азбука к мудрости ступенька».

Педагог: Ребята, а кто такой мудрый человек?

Дети: Это тот кто все знает, может ответить на любой вопрос.

Педагог: А кто же ее для нас придумал, откуда азбука пришла, знаете?

Дети: нет.

Педагог: Хотите узнать?

Дети: да.

Педагог: А поможет нам в этом мешок историй. Он так и называется «Откуда азбука пошла?» (воспитатель достает из мешка книгу Е. Перехвальской «Откуда азбука пошла?»)

Педагог: Скажите, древние люди умели читать и писать?

Дети: нет

Педагог: А как же они тогда записывали то, что для них важно?

Дети: рисовали рисунки.

Педагог: Правильно, древние люди писали не буквами, а картинками. Что они рисовали?

Дети: Людей, животных, сцены охоты, разные события.

Педагог:  А где они рисовали?

Дети: В пещерах на скалах, на камне, на стволах деревьев, на песке.

Педагог: Чем они рисовали?

Дети: Углем, камнем, палочкой

Педагог: Но рисовать рисунки было трудно, и люди стали их упрощать. Так появились первые буквы-значки, которые назывались иероглифы. Каждый иероглиф обозначал какое – либо слово.

Педагог: А как вы думаете, на чем и как писали люди в древности? Посмотрите н иллюстрации, они вам подскажут.

Дети: они писали на бересте, глине и коже животных острой палочкой.

Педагог: А еще ребята, писали на церах

(воспитатель достает модель церы)

Педагог: Посмотрите, вот цера, она покрыта воском, и с помощью писала люди учились писать первые буквы.

Педагог: Когда появились первые чернила, люди стали писать перьями. В начале писали  птичьими перьями (обычно гусиные), затем появились металлические.

-Ребята, как вы думаете, из чего изготавливались чернила?

Дети: Чернила готовились из смолы вишни или акации. А еще использовались соки ягод, листья и трава.

Педагог: Вот, посмотрите, в нашем мешке есть образец металлического пера и чернильницы.

Педагог: Шли годы и столетия, люди постепенно забыли о церах и папирусе, потому что люди научились превращать древесину в бумагу. А теперь самое главное – нужно на бумаге напечатать книгу, но как это было сделать?

Физминутка

Педагог: В древности люди не умели писать и читать, не было алфавита и им приходилось общаться с помощью жестов. Представьте что вы древние люди и с помощью рук, мимики, жестов передайте следующую ситуацию: «Хочу пить», «Болит зуб», «Мне холодно».

Педагог: Мы уже с вами узнали, что сначала люди рисовали рисунки для записи своих мыслей, потом придумали иероглифы. А кто же все-таки придумал нашу русскую азбуку, которую напечатали на Руси? А чтобы узнать об этом, нам нужно заглянуть на страницы нашей старинной книги.

Первая печатная книга появилась на Руси более 450 лет тому назад. Напечатал ее Иван Федоров (показ иллюстрации). Это было великое изобретение.     Федорова еще называли первопечатником. Он вместе со своими помощниками отлил из олова отдельные буквы – литеры и разложил их по ящикам. Буквы клали бережно на доску, так складывали слова и строки. Сверху на буквы наносили краску. Бумагу к буквам прижимали плитой. Такой была первая печатная машина (показ иллюстрации). Поворот винта … страница напечатана. Теперь книгу можно было быстро изготовить, и она уже не такая дорогая, как рукописная. К тому же все буквы стоят ровненько, аккуратно. Стала, наконец, книга на знакомую нам книгу похожа, настоящая печатная книга.

- Кто был первым создателем печатной машины? (ответы детей).

 Печатные книги можно делать сообща. Одни мастера буквы в строчки собирают – это сборщики. Другие краску наносят на буквы, оттиск страницы на бумаге получают – это печатники. Мастерские, где печатали книги, становились все больше и больше и превратились в настоящие фабрики книг. Назвали эти фабрики – типография (от греческих слов «типос» - отпечаток и «графо» - пишу).

      Федоров напечатал много книг, но главная для нас книга – азбука. Раньше каждая буква азбуки имела свое название. Не просто А, а - аз, не Б – а Буки… так дети и заучивали: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть…

Педагог:  - Так вот откуда ребята Азбука к нам пришла.

Педагог: Ребята, мы с вами попробовали пообщаться с помощью жестов. А хотите попробовать как древние люди писали палочками на глиняных дощечках, папирусе и церах – восковых дощечках?

Получив согласие детей педагог предлагает объединиться в мини – группы. Таким образом, дети делятся на 3 команды. Воспитатель предлагает детям выбрать посыльного, который по окончанию творческой работы, расскажет о работе в мини – группах.
Дети выполняют работу. Одна группа рисует рисунок на глиняных дощечках, вторая группа пишет деревянной палочкой в папирусах, третья группа – на церах, писалом пишут буквы.

По окончанию работы все детские работы выставляются на общий стол. Каждый посыльный делится своими впечатлениями о проделанной работе.

Педагог приглашает детей в круг: -Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое?

Дети: Да.

Педагог: Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Воспитатель приглашает детей в круг.

Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что именно понравилось? (ответы детей). Сможете рассказать родителям и своим друзьям, откуда азбука к нам пришла? А сейчас все вместе подумаем, куда можно повесить нашу новую азбуку.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка» города Когалыма

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Богатыри спешат на помощь»

Составила и провела:

Воспитатель: Емельянова О.М.

г. Когалым 2025г.

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Богатыри спешат на помощь»

Цель: формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством выполнения заданий в образовательном процессе.

Задачи:

- Закрепить навыки количественного и порядкого счета в пределах 10, умение называть последующее и предыдущее число

- Развивать логическое мышление, внимание, графические навыки

- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда

- Способствовать умению составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание

-Формировать первоначальные измерительные умения

Материал и оборудование:

Модель ВОРОНА,  Сундук со свитком, блин –модель.

Линейки на всех детей, простые карандаши, раздаточные подносы, по 15 квадратов, полоски разной длины.

Ход НОД:

Дети занимаются свободной игровой деятельностью. Вдруг слышится звук (Карканье ворона)

Воспитатель обращает внимание детей на необычный звук.

-Ребята, как вы думает, кто это? Откуда, эта птица к нам могла прилететь? (Дети предлагают свои версии)

- Давайте же посмотрим, кто к нам прилетел в гости…

Воспитатель вносит в группу макет ВОРОНА, в клюве у него обрывок  листа.

Воспитатель: - Ребята, я поняла, это страничка из сказки. Давайте прочитаем…

 «Жил-был царь. И была у него дочь – красавица Василиса. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел Змей-Горыныч, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Спасти Василису смогут только….

- Ребята, а тут листок обрывается…. А вот тут ЗАГАДКА

Силен , как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман?

-Догадались, кто это?

- Это Богатыри!

Воспитатель: - А кого называют БОГАТЫРЯМИ? Богатырь – сильный, смелый, отважный воин.

- А вы хотели бы стать богатырями, попасть в сказку и помочь Василисе?

Получив согласие детей, воспитатель предлагает детям…

- А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова «1,2,3 обернись, тот час в сказке окажись»

Воспитатель продолжает: - И отправились богатыри в путь-дорогу в поисках Василисы. Долго ли коротко ли они шли…  шли и Сундук нашли…

(Воспитатель достает сундук.)

- Как в каждой сказке, в помощь нам волшебный сундук. Пора посмотреть, что в сундуке. А сундук то не открывается. Вот и свиток на нем.

Написать диктант непросто.

Алфавит весь надо знать,

А в графическом диктанте –

Точно клетки все считать!

- Напишем диктант, сундук и откроется.

1 ЗАДАНИЕ: Графический диктант.

- Ребята, что у вас получилось? (Ключ)

Открывают сундук, в сундуке блины.

Воспитатель: Ох и хитры богатыри. По русскому обычаю, сначала дружину богатырскую кормили, а затем в путь отправляли.

Для всей дружины угощенье приготовлено – блины румяные да сладкие.

Подкрепимся, да и задание выполним.

2. ЗАДАНИЕ: Блины с выражениями на сравнение.

Воспитатель: - Долго ли коротко шли богатыри, встречается им на пути Соловей разбойник. Рассказали богатыри про свою беду. Обещал Соловей разбойник помочь им, и указать путь, если они выполнят его задание.

3 ЗАДАНИЕ: Сравнение предметов по количеству.

Воспитатель: справились мы с заданием Соловья разбойника.

- И велел Соловей разбойник богатырям идти все время прямо, никуда не сворачивая и пришли к избушке на курьих ножках.

Физкультминутка

В одном лесу стоит избушка, стоит задам наперед,

А в избушке той старушка Бабушка Яга живет

Нос крючком, глаза как плошки

Словно угольки горят, и сердитая и злая

Дыбом волосы стоят.

Не простая, костная, Бабушка Яга – такая!

Воспитатель: Баба Яга велела богатырям идти по самой длинной дороге.

Идут богатыри, и тут встал на пути Тугарин Змей. Тугарин тоже решил помочь, но сначала попросил выполнить его задание.

4 ЗАДАНИЕ: Составление задачи.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Справились. И помог Тугарин Змей богатырям, показал им направление пути. Идут богатыри лесами темными, полями широкими. Остановились на привал, да завязался у них спор, чей меч самый длинный. Ох, не на шутку разошлись добры молодцы, как бы кровушка не пролилась. Нужно помочь нам, ребята, рассудить богатырей, у кого меч длинней.

5 ЗАДАНИЕ: «Измерь меч»

Воспитатель продолжает рассказывать сказку: - Отправились богатыри в дальний путь. Долго ли коротко ли, пришли они к замку Змея Горыныча.

- Но Змей Горыныч запер Василису в самой высокой башне.

- Чтобы выручить Василису, нужно найти самую высокую башню. Справимся, ребята?

6 ЗАДАНИЕ: «Выложить полоски по высоте»

Воспитатель: - Какая полоска самая короткая?

- Каким цветом самая длинная? Вот тут и спрятана Василиса.

- Освободили богатыри царевну. Вот и сказке – конец, а кто помог, тот молодец.

-Ребята, а нам пора возвращаться в сад. Закрываем глаза и начнем отсчет от 5 до 1

Вот мы в сказке побывали,

Очень многое узнали, Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

ИТОГ:

- Ребята, вам понравилось в сказке?

-Нам пора отпускать сказочного ворона… ЧТО мы ему велим передать?

(Дети предлагают свои варианты. Мы помогли богатырям. Богатыри храбрые и отважные. Мы выполняли задания…. И т.п.)