Наставничество в ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.89 КБ | |
| 88.11 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
С первого дня своей педагогической деятельности молодые педагоги имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели со стажем. Опыт показывает – воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, и родителями, опасаются критики администрации и опытных коллег.
2 слайд
Перед вами известные люди, что их объединяет? Конечно, успех профессиональной деятельности.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово успех?
Для меня успех – это достижение поставленной цели, положительный результат и общественное признание. Чтобы достичь успеха, молодому специалисту поможет эффективная система наставничества.
3 -4слайд
В настоящее время тема наставничества является одной из центральных в нацпроекте «Образование» и сегодня система заслуживает самого пристального внимания. И это должно быть эффективное, современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков.
5 слайд
Чтобы раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал наставника и наставляемого, передать весь накопленный опыт, навыки и умения и была создана персонализированная программа наставничества «В добрый путь».
6 слайд
ПРОБЛЕМА И ЕЕ РЕШЕНИЕ
Молодой специалист приступил к профессиональной деятельности в нашем дошкольном учреждении. Ей казалось, что она все знает и умеет и вдруг понимает что впереди – вопросов больше, чем ответов. Учеба закончилась? Нет, все только начинается!
Беседуя с молодым специалистом, выяснилось, что адаптируясь в новых условиях педагогической деятельности, она нуждается в профессиональной помощи. Были выявлены профессиональные затруднения и определены точки роста. Вследствие чего и была разработана программа. Как вы знаете, получив диплом молодого специалиста, наставляемый получает билет, билет в мир детства. В мир, где в современных условиях этот путь требует не только всесторонних знаний, но и опыт, огромное терпение, где педагог находится в творческом поиске, вносит в работу что-то новое, интересное. Путь этот – путешествие, увлекательное, где – то с падениями и взлетами, с эмоциями и познанием себя, а какое путешествие без чемодана?
КАК ПРОГРАММА РАБОТАЕТ
7 слайд
Актуальность программы «В добрый путь» заключается в грамотной поддержке и сопровождении молодого педагога, которого поможет выстроить профессиональную карьеру и посвятить свою трудовую деятельность педагогической профессии.
8 – 9 слайд
Поэтому основная задача наставника помочь в профессиональном становлении и росте, оказать своевременную помощь на этапе вхождения в новую должность; поддержать в профессиональном развитии
(Цель программы)
(Задачи программы)
10 слайд
МЕТОДОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
Проблема наставничества волновала умы не только древних философов, научных деятелей, психологов но и в 21 веке наметился курс на возрождение наставничества, поэтому программа была разработана с учетом законодательных и нормативно – правовых аспектов (документов) и опиралась на труды известных ученых.
11 слайд
Практическая значимость программы «В добрый путь» заключается в том, что через тандем «наставник – молодой педагог», где наставник друг и партнер в этом путешествии, при его помощи и поддержки, молодой педагог приобрел конкретные жизненные, личные, профессиональные задачи, новый опыт, новые навыки и компетенции.
12 слайд
Для повышения профессионального мастерства молодого педагога использовались разные формы работы. Выбор форм зависел от этапа реализации программы, от личностных качеств педагога, от поставленных задач. Наряду с традиционными методами использовала и нетрадиционные. Для того, чтобы добиться точки роста,(Для достижения цели) главным планирование, системность, анализ проводимой работы.
Как показала практика, наиболее эффективным методом при реализации программы и в работе с этим педагогом явилось создание авторского методического кейса.
13 слайд
Работа в рамках программы по наставничеству строилась планомерно в три этапа.
На первом этапе педагог – наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям (критерии на слайде)
Задача 1 этапа: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
15 слайд
2 Этап основной, развивающий – профессиональнее становление молодого педагога. Накопление опыта, пополнение багажа знаний, использование лучших методов и приемов в работе с детьми и применение в профессиональной деятельности инновационных технологий. За основу реализации 2 этапа решили взять технологию «Кейс метод».
16 слайд
На данном этапе мы применяли в работе метод моделирования. Модель «Гуру и его последователь» или «Делай как я!» помог молодому специалисту перенять опыт работы наставника в организации занятий, режимных моментов. Так же молодой педагог изучал опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышая таким образом, свое профессиональное мастерство.
17 слайд
Следующая модель «Творческий тандем» - это проведение совместной деятельности с детьми и режимных моментов, совместное проектирование образовательного процесса, составление перспективного плана, совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми, благодаря участию в конкурсе и на городском методическом объединении мы закрепили данную модель. Заключительная модель второго этапа «Мастер и подмастерье». Анастасия Андреевна самостоятельно, с небольшой помощью, разработала краткосрочный проект (клуб волонтерсто)
18 слайд
Третий этап аналитический. Проанализировав проделанную работу, заглянув в наш кейс, мы получили отличные результаты: участие в конкурсах, проводимых в ДОУ, в городском методическом объединении, участие в конкурсах наших воспитанников, активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, продуктом которого стал наш клуб волонтеров - «Лучики добра», и самое главное, для меня как наставника, молодой специалист не только продолжает работать в профессии, но и в этом году поступил в высшее педагогическое заведение.
И теперь я могу смело сказать теперь уже моему опытному коллеге «В добрый путь» и вручить это кейс с накопленным опытом.

Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка» города Когалым
Емельянова Оксана Михайловна
Персонализированная программа наставничества
С молодыми педагогами на2023–2024учебный год
«Навстречу к успеху»
Когалым
2023 г.
Паспорт персонализированной программы | |
1. | Пояснительная записка |
2. | Цели и задачи наставничества |
3. | Планируемые результаты |
4. | Содержание программы |
4.1 | Этапы реализации Программы |
4.2 | Основные формы и методы индивидуальной работы наставника с молодым специалистом |
4.3 | План совместной работы наставника и молодого педагога в МАДОУ «Золушка» города Когалым |
Приложение1.Форма индивидуального плана профессионального становления молодого педагога | |
Приложение2.Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога | |
Приложение3.Анкеты для молодого педагога | |
Приложение4.Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога | |
Приложение5.Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества за год | |
2
Паспорт персонализированной программы
Наименование программы | Персонализированная программа наставничества для работы с молодым педагогом |
Авторы | Емельянова Оксана Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории, с опытом работы 30 лет |
Организация исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка» города Когалым |
Адрес организации исполнителя | |
Целевая аудитория | Воспитатель состажемподолжностименее3-х лет |
Срокреализации Режим работы Расписание встречь | 202 -202 учебныйгод Очный 2 раза в неделю с 13-14.30ч. |
Этапыреализации | 1 этап – диагностический2этап –практический 3этап–аналитический |
Цельпрограммы | Обеспечить успешное вхождение молодого специалиста (воспитателя) в профессиональную деятельность и дальнейшее закрепление в ней через создание условий для его профессионального становления |
Задачипрограммы |
|
Краткоесодержаниепрограммы | В программе раскрывается организационные исодержательные подходы к организации работы смолодымспециалистом черезорганизациюработынаставник – педагог. Содержательнымикомпонентамипрограммыявляютсямеханизм организации работы с молодым педагого м ДОУ.Разработкасодержания иформ работыс молодымипедагогами. |
Актуальностьпрограммы | ВусловияхмодернизациисистемыобразованиявРоссии значительно возрастает роль педагога,повышается требования к его личностным ипрофессиональным качествам, социальнойпозиции.Молодыеспециалистыимеюттеже должностные обязанности и несут ту жеответственность, что и коллеги с многолетнимстажем работы. Перемены в обществе иобразовании обусловили ряд социальных ипрофессиональных трудностейвпроцессе адаптациимолодыхпедагогов. |
Новизнапрограммы | Новизнаформиметодовработысмолодыми педагогами.Интереситворчествомолодыхпедагогов |
мотивируетсяпосредствомпривлеченияихк совместнойдеятельности,сопровождениявразличныхпрофессиональныхмероприятиях,конкурсахит.д. | |
Основныенаправления |
|
Условияэффективности |
педагогическойиучебно-методическойинформацией. |
Планируемые результатыпрограммы |
|
- Пояснительнаязаписка
Проблема: С первого дня работы в образовательном учреждении молодые специалисты имеют те жедолжностные обязанностиинесутту жеответственность,чтоиколлегис многолетнимстажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учрежденияожидаетотнихстольжебезупречногопрофессионализма.Периодвхождениямолодогопедагогавпрофессиюотличаетсянапряженностью,важностьюдляеголичностногоипрофессионального развития. Очень многое в становлении педагога зависит от того, какпримет его коллектив, кто протянет руку помощи и станет наставником, поможет раскрытьсяеготворческим способностями поведет засобой.
От того, как он пройдет этот период, зависит, состоится ли воспитатель как профессионал,останетсялионвсфередошкольногообразованияилинайдетсебявдругойсфередеятельности.
Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей инаиболееопытныхсотрудниковучрежденияпоподготовкемолодыхспециалистовксамостоятельномувыполнениютрудовыхобязанностей.Педагогическоенаставничествообладаетбольшейгибкостью,отличаетсямногообразиемформиметодовработысмолодымиспециалистамивусловияхреальной трудовойдеятельности.
Молодым педагогам, прежде всего, нужны опытные наставники. Грамотные и терпеливые.Крайне необходима молодому специалисту помощь со стороны администрации, педагоговучреждения, методической службы при подготовке к учебному занятию, при организациимероприятий,приработесдокументацией.Немаловажнаисоциализацияпедагога,егоучастиевработеразличныхпедагогическихсообществ.Черезпедагогическоеобщениепроисходитпроцесспрофессионального становлениямолодогопедагога.
Идеясозданияпрограммыпоявиласьврезультатеосознания
необходимостисопровожденияпрофессионально-личностногоразвитиямолодыхвоспитателей.Привзаимодействииопытныхимолодыхпедагоговпроисходитинтеллектуальноеединение,обменопытом,развитиесовместноготворчества,развитиепрофессионального мастерства, самовыражения.
Программанаставничествапризванапомочьорганизациидеятельностипедагоговнаставниковсмолодыми педагогами на уровнеобразовательнойорганизации.
Срок реализации программы: краткосрочный (1 год)
Режим работы: очный
Расписание встреч: 2 раза в неделю с 13.00 до 14.30 ч.
Форма: педагог-педагог
Модель взаимодействия: опытный педагог - молодой специалист
Виды: традиционная форма наставничества
Целиизадачинаставничества
Цель: Обеспечить успешное вхождение молодого специалиста (воспитателя) в профессиональную деятельность и дальнейшее закрепление в ней через создание условий для его профессионального становления.
Задачи:
- Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
-Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;
- -Обеспечить теоретическую, психологическую поддержку молодому педагогу.
Участники наставнической деятельности в персонализированной программе
Сведения | Наставляемый (педагог, испытывающий затруднения) | Педагог – наставник (лидер педагогического общества) |
ФИО | Унрау Анастасия Андреевна | Емельянова Оксана Михайловна |
Образование | Среднее – профессиональное | Высшее |
Какое учебное заведение окончил | Когалымский политехнический колледж | Тобольский государственный институт |
Специальность | Воспитатель | Учитель истории |
Педагогический стаж | 1 год | 30 лет |
Группа | Старший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Квалификационная категория | Категории нет | Первая квалификационная категория |
3.Планируемыерезультаты
- Повышениепрофессиональнойкомпетентностипедагоговввопросахпедагогикиипсихологии;
- Адаптациямолодого педагога вобразовательномучреждении
- Совершенствованиеприемов,методовработы;
- Использованиевработеначинающего педагога современныхпедагогическихтехнологий.;
4.Содержаниепрограммы
4.1 Этапыреализациипрограммы
Программа наставничества рассчитана на 202 – 202 учебный год. Решение о продленииилидосрочномпрекращенииреализациипрограммыможетбытьпринятосучетомпотребностивданнойпрограмме.
Содержание программы реализуется последовательно.Этапыреализации программы:
этап.Диагностический
Цель: оказание практической помощи молодому педагогу в адаптации к учреждению.
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработкаосновныхнаправленийработы смолодыми педагогами.
Содержаниеэтапа:педагогнаставниканализируетпрофессиональнуюготовностьмолодогопедагогапо критериям:
- педагогическоеобразование;
- теоретическаяподготовка(знаниеосновобщей ивозрастнойпсихологии,педагогики,методикивоспитанияиобучения дошкольников);
- наличиеопытапрактическойработысдетьмидошкольноговозраста;
- ожидаемыйрезультатпедагогическойдеятельности;-выявлениеособенностейличностипедагога.
Дляполучениянеобходимыхсведениймогутбытьиспользованыметоды:опрос;собеседование;анкетирование;наблюдениезаорганизациейвоспитательно-образовательногопроцессавгруппе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятсянатригруппы:
- воспитатель,имеющий недостаточнуютеоретическуюипрактическуюподготовку;
- воспитатель сдостаточнойтеоретическойподготовкой,нонеимеющий опыта практическойработы;
- воспитатель сослаборазвитоймотивациейтруда.
Взависимостиотполученныхданных,педагогнаставникставитцелиработы,определяетсодержаниеработы, выбирает методы и формы работы.
Такимобразом,разрабатываетсяиндивидуальныйплан-программапрофессиональногостановлениямолодогопедагоганагод.Результативностьиэффективностьреализациииндивидуальногопланапрофессиональногостановленияанализируетсяпедагогомнаставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатованализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могутвноситьсяизмененияидополнения.
этап.Практический
Цель: формирование потребности молодого педагога в проектировании своего дальнейшего роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков.
Задачаэтапа:реализацияосновныхположенийПрограммы.
Содержаниеэтапа:
- Созданиеблагоприятныхусловийдляпрофессиональногоростаначинающего педагога;
- Взаимоподдержкаивзаимопомощь;
- Координациядействийпедагога всоответствиисзадачамиДОУизадачамивоспитанияиобучениядетей;
- Разработкаперспективныхплановработысдетьмивсоответствиисвозрастнымиособенностями,требованиямиФГОСДОизадачами реализуемыхпрограмм;
- Оказаниеметодическойпомощиопытнымпедагогамначинающему;
- Помощьпоподборуииспользованиюпедагогическицелесообразныхпособий,игровогоидидактическогоматериала;
- Оказаниепозитивноговлияниянаростпрофессиональнойкомпетентностиначинающегопедагога;
- Советы,рекомендации,разъяснения,поправкивпедагогическиедействия
- 3 этап.Аналитический
Цель: создание условий для формирования у молодого воспитателя индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как воспитатель-профессионал.
Задачиэтапа:подведениеитоговработыианализэффективностиреализацииэтаповпрограммы.
Содержаниеэтапа:
- Анализрезультатовработымолодогопедагогасдетьми;
- Динамикапрофессиональногоростамолодогопедагога;
- Рейтинг молодого педагога среди коллег; Самоанализ своей деятельности за прошедшийгод;
- Перспективыдальнейшейработысмолодымипедагогами;
- Подведениеитогов,выводы
4.2 Основныеформыиметодыиндивидуальнойработынаставникасмолодымспециалистом
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодого педагога, используютсяразные формы работы. Выбор форм работы зависитот этапа реализации программы, отличностных качеств педагога, от уровня профессиональной подготовки молодого педагога,отпоставленныхзадач.
- Индивидуальныезаданияипорученияпоизучениюопытаработы,выработкепрактическихнавыковвходевыполнениятрудовыхобязанностей,овладениюприемамислужебнойдеятельностисцельюсодействиявпрофессиональномиинтеллектуальномсамообразовании молодого специалиста.
- Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнениязадания,поручения,проверки качестваподготавливаемых документов.
- Индивидуальнаяпомощьвизучениинормативныхактовиовладениипередовымиприемамивыполнениятрудовыхобязанностей,висправленииошибок,устранениинедостатков,атакже врешении вопросовтрудовой деятельности.
- Личныйпримернаставника.Личныйпримердолженпроявлятьсявбезупречномвыполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокойдисциплинированностиитребовательностиксебе,постоянномповышениисвоегопрофессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка.
- Традиционныеформы работы:
- беседы;
- консультации;
- посещениеиобсуждениезанятий.
Нетрадиционныеформыработы:
- психологическиетренинги;
- творческиелаборатории;
- деловыеигры;
- диспуты;
- конкурсы;
- круглыестолы;
- презентациямоделейзанятийсдетьми.
4.3 Плансовместнойработынаставника имолодого педагога
МАДОУ «Золушка» города Когалыма
№ | Содержаниедеятельности | Срокиисполнения | Предполагаемыерезультаты | Отметка овыполнениизапланированныхвидов деятельности |
Раздел1.Организационныемероприятия | ||||
1.1. | А)Организационныйэтап:
Б)Диагностическийэтап:
сформированности навыковмолодогоспециалиста. В)Ознакомительныйэтап:
документооборотом | Сентябрь-Ноябрь | Ознакомилимолодогопедагогас организациейобразовательнойдеятельности, собязательной документацией,правилами еёоформления Изучили документацию,образовательную программу,правилаоформленияотчетной документации | |
1.2. | Планированиеработысмолодымпедагогом:
| Работаспланирована,составленынеобходимыедокументы,начали сборметодическихматериалов впомощьмолодому педагогу | ||
2.Педагогическаяработа | ||||
2.1. | Посещениезанятийнаставника,воспитателей-стажистов | Декабрь –май | Посещены сериизанятий | |
2.2. | Изучение системы работы коллег всистемно-деятельностномподходе | Январь -февраль | Изучена системаработыколлег | |
2.3. | Составление календарно-тематическогоплана | Декабрь –май | Составленкалендарно– | |
тематическийплан | ||||
2.4. | Изучениеформ,методовисредствобучения. Современныеобразовательные технологии иметодикиобучения | Декабрь -май | Составленыконспектызанятий,осуществленсамоанализ проведенныхзанятий | |
2.5. | Изучение методов формированияуниверсальных учебных действий сучётомтребований ФГОС | Декабрь -май | Изучены методыи приемы,необходимые для формированияУУД | |
2.6. | Изучение целевых ориентировсогласнотребований ФГОС | Декабрь -май | Изучениецелевыхориентировсогласнотребований ФГОС | |
2.7. | Изучениесовременных информационныхтехнологийи методов их использования вобразовательномпроцессе | Март | Выступление ссообщениямина методическомчасе. | |
2.8. | Знакомство с типами занятий иподборкойметодовиприемовпореализациипоставленныхзадач | Декабрь –май | Изученатипологиязанятий,составленыконспекты,разъясненаструктуразанятий, ихзначениеи способыреализации | |
2.2.Методическаяработа | ||||
2.1. | Участие в методических днях,заседанияхпедагогическогосовета | Декабрь -май | Принятоучастиев методическихднях,заседанияхпедагогическогосовета | |
2.2. | Распространение педагогическогоопыта(публикациивсетиИнтернет) | Апрель | Опубликовали материалвсетиинтернет | |
2.3. | ИзучениеФГОСДОО | Декабрь -май | Изучены ФГОС.Предоставленаинформация оспособах поискаданных документов | |
2.3.Воспитательнаяработа | ||||
2.1. | Решениевоспитательныхзадачв | Декабрь- | Заполненакарта | |
режимныхмоментах | май | анализа | ||
2.2. | Работасродителямиипедагогами (мастер-классы,анкетирование,консультации) | Декабрь -май | Проведены мероприятиясродителями. | |
2.3. | Организациявзаимодействиясродителями. | Декабрь -май | Составление планаработысродителями | |
2.4. | Разработка индивидуальныхобразовательных маршрутоввоспитанников | Декабрь -май | Разработаныиндивидуальные образовательныемаршруты | |
2.4.Работапедагогапосаморазвитию | ||||
2.1. | Разработка индивидуальной работыпедагогапосамообразованию | Февраль | Разработанаиндивидуальнаяпрограмма работы педагогапо самообразованию | |
2.2. | Самоанализ собственнойдеятельности | Май | Проведенсамоанализсобственнойпедагогическойдеятельности:выявлены слабыеисильные качества | |
Планирование и организация работы | Работа с документац ией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы работы с молодым специалистом | Форма отчетност имолодого специалист а |
август | ||||
Диагностика | Изучение нормативно - правовой базы ДОО (рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебныйплан, план работы ДОО на 2022- 2023уч. год). | Оформление | Анкетирование: | Оформление групповой документации. Составление календарно тематического планирования |
проблемпедагога | групповой | Профессиональные | ||
Организационные вопросы. | документации. Оформление | затруднения. Степень | ||
Изучение | календарно- | Комфортност и | ||
программ, | тематического | нахождения в | ||
пособий. Составление | планирования. Проверка | коллективе. Практическое | ||
рабочей | выполнения | занятие. | ||
программы и | программы. | «Ведение | ||
календарно- тематич. | групповой документации». | |||
планирования. Групповая документация. | ||||
Собеседование. | Изучение документации поорганизации образовательно йдеятельности. (Календарно- тематический план (ежедневный), перспективный план, план работы по профилактике правонарушен ий ). | Оформление рабочей программы. | ||
сентябрь | ||||
Организация оценки индивидуального развития детей. | Изучение документация поорганизации образовательно йдеятельности. (Карты развития, мониторинга детей). | Создание диагностических (проблемных) ситуаций. | Помощь молодому педагогу в проведении диагностического обследования детей Мониторинг детскогоразвития. | Карта развития, мониторинга детей |
октябрь | ||||
Профессиональны й ростпедагога. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. Должностная инструкция воспитателя. | Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературыпо теме самообразования. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы . | Консультация по самообразованию. Беседа «Конфликтные ситуации между детьмии способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми | Составление планапо самообразова н ию. Запись на курсы повышения квалификаци и |
ноябрь | ||||
Виды и организация режимных моментов вДОО. | Изучение документация поорганизации образовательно йдеятельности. (табель посещаемости, утренний фильтр). | Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приѐма детей (общение с детьми и родителями, индивиду альная работа и игровая деятельность) Ответы навопросы молодого педагога. | Мастер - класс «Виды и организация режимных моментов в ДОО». Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Показ режимных моментов в игровой форме. Проверить ведение | Методически е рекомендации по организации и проведению режимных моментов. |
документации в группе. | ||||
декабрь | ||||
Составление сеткиорганизации образовательной деятельности. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. | Посещение образовательной деятельности молодого воспитателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Взаимопосещение образовательной деятельности. Консультация «Организация образовательной деятельности». | Самоанализ образовательн о й деятельности |
январь | ||||
Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников. | Изучение правовых документов: Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательно йдеятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских собраний) . | Организация совместных занятий, досугов с родителями «Новогодние каникулы». | Помощь молодому педагогу в формировании у родителей практических навыков воспитания. Родительская гостиная: «Чем и как занять ребенкадома». Взаимопосещение родительского собрания. | Ведение документации |
февраль | ||||
Организация проектно исследовательско йдеятельности | Изучение технологии исследовательс кой | Просмотр наставником опытноэксперимента льнойдеятельности | Беседа. Проектная деятельность в ДОО каксредство взаимодействия | Самоанализ, устранение замечаний по факту |
воспитанников. | деятельности | во второй половине дня. Давать детям возможность проводить эксперименты самостоятельно. Обобщать полученные действия путем результата. | пед агогов ДОО, детей иродителей. | просмотра |
март | ||||
Инновационные технологии и процессыв обучении. Использование ИКТтехнологий. | Изучение технологии социализации детей дошкольного возраста» ГришаеваН.П. | Анализ электронного портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. | Мастер-класс. Показ наставником мероприятия «Рефлексивный круг». Проверить ведение документации в группе. | Заполнение документации |
апрель | ||||
Организация развивающей предметн- пространственной среды в группе. | Изучение санитарные правилаСП 2.4.3648-20 | Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена | Консультация по организации предметно- развивающей среды в группе. | Создание в группеРППС |
ские требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и | материала). Организация самостоятельной деятельности детей. | |||
май | ||||
Проведение | Знакомство с | Помощь в проведении | Заполнение | Отчет о |
мониторинга | правилами | мониторинга. | индивидуальных | результатах |
освоения | проведения | Оказание помощи в | образовательных | наставническ о |
образовательной | педагогической | составлении анализа | маршрутов. | й работы, |
программы | диагностики, с | воспитательной | Помощь молодому | собеседовани е |
воспитанниками. | диагностическ им | работы за год. | педагогу в | по итогам за |
Итоги работы | инструментари е | Подведение итогов | составлении плана | год. |
молодого | м, способами | работы за год. | работы на летний | Самоанализ, |
специалиста по | фиксирования | Анкетирование. | период. | устранение |
самообразованию | данных, с | Оценка собственного | Советы по | замечаний |
за год. | методами анализа и обобщения полученных данных. Оформление и заполнение отчетной документации. | квалификационного уровнямолодым педагогом и педагогом наставником. | организации планирования и работы в летний период. |
Приложение1
Индивидуальныйплан
профессиональногостановлениямолодогопедагога года работы
(первого;второго;третьего)вдолжности«воспитатель»на учебныйгод.
Ф.И.О. молодого специалистаДолжность Отчетныйпериод
№ | Мероприятия | Сроки исполнения | Оценкавыполнения(дата,подписьнаставника) |
1 | Составление иутверждение индивидуального плананаставничества | ||
2 | Ознакомление сосновополагающими документами учреждения,ее целями и задачами,направлениямитекущей деятельности | ||
3 | Освоение исовершенствование навыков молодогоспециалиста | ||
4 | Изучение норм ирегламентов,освоениепрактическихнавыков внедрениястандартовкачества | ||
5 | Получение консультативной помощивработе | ||
6 | Участиевпроводимыхконкурсах идругих мероприятиях длямолодежи | ||
7 | Подготовкакаттестациимолодогоспециалиста | ||
8 | Повышениеобщеобразовательногоуровня, участие вобщественной жизниучреждения | ||
9 | Проверка выполненияиндивидуальногоплананаставничества |
Приложение2
Системаоценкипрофессиональнойдеятельностимолодыхпедагогов
Цель | Комплекснаяоценкакачествапрофессиональнойдеятельности,определениеуровня профессионализма |
Задачи: |
|
Видыкомплекснойоценки |
|
Компонентыкомплекснойоценки |
|
Критерии |
|
Методы |
|
Уровнипрофессионализма |
|
Результаты |
|
Приложение3
АнкетыдлямолодогопедагогаВводнаяанкета
- Удовлетворяетливасуровеньвашейпрофессиональнойподготовки?Да
Нет
Частично
- Какихзнаний,умений,навыковвамнехватает внастоящеевремя?
- Вкакихнаправленияхорганизациивоспитательно-образовательногопроцессавыиспытываететрудности?
- вкалендарно-тематическомпланировании -всоставлениирабочейпрограммы;
- всоставленииперспективногопланирования;
- всоставлениииндивидуальныхобразовательныхмаршрутов;
- введениидругойдокументациивоспитателя(укажите,
какой) ;
- впроведенииорганизованнойобразовательнойдеятельности;
- впроведениипедагогическойдиагностики;
- впроведениикультурно-досуговыхмероприятий;
- впроведениисовместныхмероприятийсродителямивоспитанников;
- впроведениидругихмероприятий(укажите,каких)
- вобщениисколлегами,администрацией;
- вобщениисвоспитанниками;
- вобщениисродителямивоспитанников;
- другое(допишите) .
- Чтопредставляетдляваснаибольшуютрудность?
- целесообразноорганизоватьрабочеепространство-формулироватьцели,задачи;
- выбиратьсоответствующиеметодыиметодическиеприемыдляреализациицелейорганизованнойобразовательной деятельности(ООД);
- мотивироватьдеятельностьвоспитанников;
- формулироватьвопросыпроблемногохарактера;
- создаватьпроблемно-поисковыеситуации;
- подготавливатьдлявоспитанниковзаданияразличнойстепенитрудности;
- активизироватьдеятельностьвоспитанниковвходеООД;
- организовыватьсотрудничествомеждувоспитанниками-организовыватьсамоивзаимоконтроль воспитанников;
- реализоватьиндивидуальныйидифференцированныйподходвобучении;
- развиватьспособностивоспитанников;
- другое(допишите) .
- Какимформамповышенияквалификациисвоейпрофессиональнойкомпетентностиотдалибывыпредпочтениевпервую,вторую и т.д.очередь (пронумеруйтевпорядкевыбора):
- cамообразованию;
- практико-ориентированномусеминару-курсамповышенияквалификации;
- мастер-классам;
- творческимлабораториям;
- индивидуальнойпомощисосторонынаставника-школемолодогопедагога;
- другоедопишите) .
- Еслибывампредоставиливозможностьвыборапрактикориентированныхсеминаровдляповышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли быучастиевпервую, вовторую ит.д. очередь (пронумеруйтевпорядкевыбора):
- типызанятий,методикаихподготовкиипроведения;
- методыобученияиих эффективноеиспользованиевобразовательномпроцессе
- приемыактивизациипознавательнойдеятельностивоспитанников;
- оценкадостиженийвоспитанников,динамикиразвития;
- психолого-педагогическиеособенностивоспитанниковразныхвозрастов
- урегулированиеконфликтныхситуаций;
- формыработы сродителями;
- формыиметодыпедагогическогосотрудничествасвоспитанниками
- другое(допишите) .
Приложение4
Диагностическаякартаоценкинавыковмолодогопедагога
Молодойвоспитатель:
(Ф.И.О.)
Наставник:
(Ф.И.О.)
Инструкция:Оценитенавыкимолодоговоспитателяпошкале:
3 - высокий уровень развития навыка;2 - средний уровень развития навыка;1-развитиенавыканепроявляется.
Подсчетбаллов:поставьтегалочку встолбце с цифрой,котораясоответствуетуровнюразвитиянавыка.
№ п/п | Прогностическиенавыки | Оценка | ||
1 | Осознаетцельсвоейдеятельностиввидепрограммыличностных качеств, которые должны быть сформированы вкаждомребенкевпроцессеусвоениясодержанияООПДО | 1 | 2 | 3 |
2 | Умеет проектировать и планировать развитие личных качествребенка в соответствии с периодамивоспитательно-образовательногопроцессапоосновнымнаправлениям воспитания и обучения, которые прописаны вООПДО | |||
3 | Умеетотбиратьнаиболееважныйматериалпоусвоениюкаждой образовательной областиООПДО | |||
4 | Умеетотбиратьдидактическийматериалиорганизовыватьразвивающую предметно-пространственную среду поинтересами возрастудетей | |||
5 | Умеетпланироватьдеятельностьдетейиненарушатьсвободувыбораребенка | |||
Организаторскиеикоммуникативныенавыки | ||||
1 | Умееторганизовыватьсобственнуюдеятельностьповыполнениюгодовогоплана | |||
2 | Умеетнаходитьсебепомощниковсредиколлегинаправлятьихусилия | |||
3 | УмеетразвиватьпознавательнуюактивностьиспособностидетейвпроцессеусвоенияООПДО | |||
4 | Умеетформироватьколлективдетейиорганизовыватьегодеятельность,мотивироватьдетейобщатьсяспедагогомисверстниками | |||
5 | Устанавливает конструктивные отношения с родителямивоспитанниковдлядостиженияцелейразвитияивоспитания,которыепрописаны в ООПДО | |||
6 | Умеетподходитьквоспитанникусверойвеголучшиекачества | |||
7 | Умеетсочетатьтребованиякдетямиродителямсглубокимуважениемк ним | |||
Аналитическиенавыки | ||||
1 | Умеетанализироватьсвоюработуисоотноситьрезультатыспоставленными целямипо ООПДО | |||
2 | Умееткомплексноанализироватьдеятельностьдетейиуровень ихнавыков | |||
3 | Может оценить уровень психолого-педагогическойподготовленностиребенкак школе | |||
4 | Умеетперестраиватьсвоюдеятельностьвсоответствиисновымиусловиями и задачами | |||
Вывод: обладает достаточной (недостаточной)компетенцией,чтобыполностьювыполнятьвсеобязанностивоспитателя.
Профессиональныенавыкипоокончаниипериоданаставничестваразвитына уровне.
Рекомендации:Вдальнейшем необходимопродолжать
Развивать навыки,вособенностинавыки .
Приложение5
Формаотчетаопроделаннойработепоорганизациинаставничестваза учебный год
Молодойспециалист
(фамилия,имя,отчество)
Образование Профессия(должность) Периодынаставничествас« »
Заключениеорезультатахработыпонаставничеству
Показатель | Краткаяхарактеристикадостигнутыхпоказателей |
Знанияпопрофилю работы | |
Навыкипопрофилюработы | |
Объемвыполняемыхтрудовыхобязанностей | |
Результатыработы | |
Отношениек работе | |
Работоспособность | |
Инициативность | |
Дисциплинированность | |
Взаимоотношениесколлегами | |
Выполнениетребованийистандартовпрофессиональнойдеятельности |
Рекомендации:
Наставник
(должность,подпись,фамилия,инициалынаставника)
« » 20 г.
Сотчетомобитогахнаставничестваознакомлен: (подписьмолодогоспециалиста)
1
