Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.59 КБ | |
| 17.8 КБ | |
| 19.71 КБ | |
| 32.64 КБ | |
| 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалым «Золушка»
Конспект
занятия по познавательному развитию в старшей группе
тема: «Откуда азбука пошла»
Составитель: Емельянова Оксана Михайловна
Когалым, 2024
Программное содержание:
Цель: Познакомить детей с историей появления первой печатной азбуки Ивана Федорова на Руси и ее эволюцией.
Задачи:
Образовательные:
- Подвести детей к осмысленному восприятию алфавита (знаковой системы);
- Вызвать желание знакомиться с буквами, читать и писать;
- На примере алфавитов и иероглифов разных стран показать колоссальную роль и значение знаковых систем.
Развивающие:
- Содействовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения;
- Обеспечить возможность воспитанникам проявлять инициативу, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
- Расширять словарный запас.
Воспитательные:
- Создать условия для развития умения слушать и слышать своих сверстников, взрослого;
- Содействовать развитию самостоятельности, уверенности в своих умениях, аккуратности.
Материалы и оборудование:
- плакат с изображением азбуки;
- полотно с изображением пещеры, наскальных рисунков и древнего человека, макет костра из веток и угольков, обугленные ветки по количеству детей;
- китайская атрибутика, картины с изображением достопримечательностей Китая и иероглифов, белая ткань, кисти, подставки, черная краска по количеству детей;
- картины с изображением достопримечательностей Древней Руси, портрет Кирилла и Мефодия, изображение азбуки-кириллицы;
- клей-карандаш по количеству детей, колокольчик, разрезанные картины в конвертах, небольшие столики и стулья;
- подборка музыкальных композиций: «Танец древних людей», китайская инструментальная музыка, « Славься Русь», волшебная музыка для машины времени.
Индивидуальная работа:
- Следить за речью детей, добиваться полных ответов;
- Оказывать помощь в ответах на вопросы, задавать наводящие;
- Помогать детям во время выполнения практической работы.
Методические приемы:
- Проблемная ситуация: для чего нужна азбука и откуда она к нам пришла?
- Приглашение в путешествие по истории эволюции азбуки;
- Работа над пословицами;
- Беседа с детьми «Как и чем писали древние люди?»;
- Физминутка «Передай мимикой и жестами»;
- Рассказ воспитателя о возникновении знаков-иероглифов, вопросы для размышления;
- Практическая работа «Письмо на ткани»;
- Рассказ воспитателя об истории возникновения первой азбуки Ивана Федорова , вопросы для размышления;
- Практическая работа в микрогруппах;
- Рассматривание азбуки, ее изучение;
- Рассматривание иллюстраций и слайдов.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Педагог: Ребята, я сегодня улыбаюсь с самого утра, потому что у меня хорошее настроение. А у вас хорошее настроение?
Дети: Да!
Педагог: А сейчас оно станет, я думаю, ещё лучше, потому что я пришла к вам с подарком. Посмотрите, что я для вас принесла. Что это?
Дети: Это азбука.
Педагог: А кто живет в азбуке?
Дети: Буквы
Педагог: Для чего нужна азбука?
Дети: Чтобы научиться читать и писать.
Педагог: Что было бы, если бы не было азбуки?
Дети: люди бы не смогли научиться читать и писать, были бы не грамотными.
Педагог: Ребята, в подтверждении того что уметь читать и писать просто необходимо, давайте вспомним пословицы которые мы знаем.
Дети: «Книгу читать, что на крыльях летать», «чтение лучшее учение», «кто много читает – тот много знает», «азбука к мудрости ступенька».
Педагог: Ребята, а кто такой мудрый человек?
Дети: Это тот кто все знает, может ответить на любой вопрос.
Педагог: А кто же ее для нас придумал, откуда азбука пришла, знаете?
Дети: нет.
Педагог: Хотите узнать?
Дети: да.
Педагог: А поможет нам в этом мешок историй. Он так и называется «Откуда азбука пошла?» (воспитатель достает из мешка книгу Е. Перехвальской «Откуда азбука пошла?»)
Педагог: Скажите, древние люди умели читать и писать?
Дети: нет
Педагог: А как же они тогда записывали то, что для них важно?
Дети: рисовали рисунки.
Педагог: Правильно, древние люди писали не буквами, а картинками. Что они рисовали?
Дети: Людей, животных, сцены охоты, разные события.
Педагог: А где они рисовали?
Дети: В пещерах на скалах, на камне, на стволах деревьев, на песке.
Педагог: Чем они рисовали?
Дети: Углем, камнем, палочкой
Педагог: Но рисовать рисунки было трудно, и люди стали их упрощать. Так появились первые буквы-значки, которые назывались иероглифы. Каждый иероглиф обозначал какое – либо слово.
Педагог: А как вы думаете, на чем и как писали люди в древности? Посмотрите н иллюстрации, они вам подскажут.
Дети: они писали на бересте, глине и коже животных острой палочкой.
Педагог: А еще ребята, писали на церах
(воспитатель достает модель церы)
Педагог: Посмотрите, вот цера, она покрыта воском, и с помощью писала люди учились писать первые буквы.
Педагог: Когда появились первые чернила, люди стали писать перьями. В начале писали птичьими перьями (обычно гусиные), затем появились металлические.
-Ребята, как вы думаете, из чего изготавливались чернила?
Дети: Чернила готовились из смолы вишни или акации. А еще использовались соки ягод, листья и трава.
Педагог: Вот, посмотрите, в нашем мешке есть образец металлического пера и чернильницы.
Педагог: Шли годы и столетия, люди постепенно забыли о церах и папирусе, потому что люди научились превращать древесину в бумагу. А теперь самое главное – нужно на бумаге напечатать книгу, но как это было сделать?
Физминутка
Педагог: В древности люди не умели писать и читать, не было алфавита и им приходилось общаться с помощью жестов. Представьте что вы древние люди и с помощью рук, мимики, жестов передайте следующую ситуацию: «Хочу пить», «Болит зуб», «Мне холодно».
Педагог: Мы уже с вами узнали, что сначала люди рисовали рисунки для записи своих мыслей, потом придумали иероглифы. А кто же все-таки придумал нашу русскую азбуку, которую напечатали на Руси? А чтобы узнать об этом, нам нужно заглянуть на страницы нашей старинной книги.
Первая печатная книга появилась на Руси более 450 лет тому назад. Напечатал ее Иван Федоров (показ иллюстрации). Это было великое изобретение. Федорова еще называли первопечатником. Он вместе со своими помощниками отлил из олова отдельные буквы – литеры и разложил их по ящикам. Буквы клали бережно на доску, так складывали слова и строки. Сверху на буквы наносили краску. Бумагу к буквам прижимали плитой. Такой была первая печатная машина (показ иллюстрации). Поворот винта … страница напечатана. Теперь книгу можно было быстро изготовить, и она уже не такая дорогая, как рукописная. К тому же все буквы стоят ровненько, аккуратно. Стала, наконец, книга на знакомую нам книгу похожа, настоящая печатная книга.
- Кто был первым создателем печатной машины? (ответы детей).
Печатные книги можно делать сообща. Одни мастера буквы в строчки собирают – это сборщики. Другие краску наносят на буквы, оттиск страницы на бумаге получают – это печатники. Мастерские, где печатали книги, становились все больше и больше и превратились в настоящие фабрики книг. Назвали эти фабрики – типография (от греческих слов «типос» - отпечаток и «графо» - пишу).
Федоров напечатал много книг, но главная для нас книга – азбука. Раньше каждая буква азбуки имела свое название. Не просто А, а - аз, не Б – а Буки… так дети и заучивали: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть…
Педагог: - Так вот откуда ребята Азбука к нам пришла.
Педагог: Ребята, мы с вами попробовали пообщаться с помощью жестов. А хотите попробовать как древние люди писали палочками на глиняных дощечках, папирусе и церах – восковых дощечках?
Получив согласие детей педагог предлагает объединиться в мини – группы. Таким образом, дети делятся на 3 команды. Воспитатель предлагает детям выбрать посыльного, который по окончанию творческой работы, расскажет о работе в мини – группах.
Дети выполняют работу. Одна группа рисует рисунок на глиняных дощечках, вторая группа пишет деревянной палочкой в папирусах, третья группа – на церах, писалом пишут буквы.
По окончанию работы все детские работы выставляются на общий стол. Каждый посыльный делится своими впечатлениями о проделанной работе.
Педагог приглашает детей в круг: -Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое?
Дети: Да.
Педагог: Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Воспитатель приглашает детей в круг.
Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что именно понравилось? (ответы детей). Сможете рассказать родителям и своим друзьям, откуда азбука к нам пришла? А сейчас все вместе подумаем, куда можно повесить нашу новую азбуку.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка» города Когалыма
КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Богатыри спешат на помощь»
Составила и провела:
Воспитатель: Емельянова О.М.
г. Когалым 2025г.
КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Богатыри спешат на помощь»
Цель: формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством выполнения заданий в образовательном процессе.
Задачи:
- Закрепить навыки количественного и порядкого счета в пределах 10, умение называть последующее и предыдущее число
- Развивать логическое мышление, внимание, графические навыки
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда
- Способствовать умению составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание
-Формировать первоначальные измерительные умения
Материал и оборудование:
Модель ВОРОНА, Сундук со свитком, блин –модель.
Линейки на всех детей, простые карандаши, раздаточные подносы, по 15 квадратов, полоски разной длины.
Ход НОД:
Дети занимаются свободной игровой деятельностью. Вдруг слышится звук (Карканье ворона)
Воспитатель обращает внимание детей на необычный звук.
-Ребята, как вы думает, кто это? Откуда, эта птица к нам могла прилететь? (Дети предлагают свои версии)
- Давайте же посмотрим, кто к нам прилетел в гости…
Воспитатель вносит в группу макет ВОРОНА, в клюве у него обрывок листа.
Воспитатель: - Ребята, я поняла, это страничка из сказки. Давайте прочитаем…
«Жил-был царь. И была у него дочь – красавица Василиса. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел Змей-Горыныч, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Спасти Василису смогут только….
- Ребята, а тут листок обрывается…. А вот тут ЗАГАДКА
Силен , как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман?
-Догадались, кто это?
- Это Богатыри!
Воспитатель: - А кого называют БОГАТЫРЯМИ? Богатырь – сильный, смелый, отважный воин.
- А вы хотели бы стать богатырями, попасть в сказку и помочь Василисе?
Получив согласие детей, воспитатель предлагает детям…
- А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова «1,2,3 обернись, тот час в сказке окажись»
Воспитатель продолжает: - И отправились богатыри в путь-дорогу в поисках Василисы. Долго ли коротко ли они шли… шли и Сундук нашли…
(Воспитатель достает сундук.)
- Как в каждой сказке, в помощь нам волшебный сундук. Пора посмотреть, что в сундуке. А сундук то не открывается. Вот и свиток на нем.
Написать диктант непросто.
Алфавит весь надо знать,
А в графическом диктанте –
Точно клетки все считать!
- Напишем диктант, сундук и откроется.
1 ЗАДАНИЕ: Графический диктант.
- Ребята, что у вас получилось? (Ключ)
Открывают сундук, в сундуке блины.
Воспитатель: Ох и хитры богатыри. По русскому обычаю, сначала дружину богатырскую кормили, а затем в путь отправляли.
Для всей дружины угощенье приготовлено – блины румяные да сладкие.
Подкрепимся, да и задание выполним.
2. ЗАДАНИЕ: Блины с выражениями на сравнение.
Воспитатель: - Долго ли коротко шли богатыри, встречается им на пути Соловей разбойник. Рассказали богатыри про свою беду. Обещал Соловей разбойник помочь им, и указать путь, если они выполнят его задание.
3 ЗАДАНИЕ: Сравнение предметов по количеству.
Воспитатель: справились мы с заданием Соловья разбойника.
- И велел Соловей разбойник богатырям идти все время прямо, никуда не сворачивая и пришли к избушке на курьих ножках.
Физкультминутка
В одном лесу стоит избушка, стоит задам наперед,
А в избушке той старушка Бабушка Яга живет
Нос крючком, глаза как плошки
Словно угольки горят, и сердитая и злая
Дыбом волосы стоят.
Не простая, костная, Бабушка Яга – такая!
Воспитатель: Баба Яга велела богатырям идти по самой длинной дороге.
Идут богатыри, и тут встал на пути Тугарин Змей. Тугарин тоже решил помочь, но сначала попросил выполнить его задание.
4 ЗАДАНИЕ: Составление задачи.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Справились. И помог Тугарин Змей богатырям, показал им направление пути. Идут богатыри лесами темными, полями широкими. Остановились на привал, да завязался у них спор, чей меч самый длинный. Ох, не на шутку разошлись добры молодцы, как бы кровушка не пролилась. Нужно помочь нам, ребята, рассудить богатырей, у кого меч длинней.
5 ЗАДАНИЕ: «Измерь меч»
Воспитатель продолжает рассказывать сказку: - Отправились богатыри в дальний путь. Долго ли коротко ли, пришли они к замку Змея Горыныча.
- Но Змей Горыныч запер Василису в самой высокой башне.
- Чтобы выручить Василису, нужно найти самую высокую башню. Справимся, ребята?
6 ЗАДАНИЕ: «Выложить полоски по высоте»
Воспитатель: - Какая полоска самая короткая?
- Каким цветом самая длинная? Вот тут и спрятана Василиса.
- Освободили богатыри царевну. Вот и сказке – конец, а кто помог, тот молодец.
-Ребята, а нам пора возвращаться в сад. Закрываем глаза и начнем отсчет от 5 до 1
Вот мы в сказке побывали,
Очень многое узнали, Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
ИТОГ:
- Ребята, вам понравилось в сказке?
-Нам пора отпускать сказочного ворона… ЧТО мы ему велим передать?
(Дети предлагают свои варианты. Мы помогли богатырям. Богатыри храбрые и отважные. Мы выполняли задания…. И т.п.)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка» город Когалым
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
По ЗКР и подготовке к обучению грамоте в старшей группе
«ВОЛШЕБНАЯ ВАРЕЖКА ДЕДА МОРОЗА»
Подготовила и провела воспитатель:
Емельянова О.М.
Г. Когалым 2024г.
ТЕМА « Волшебная варежка Деда Мороза»
Цель: Знакомство с буквой М, и мягким согласным звуком [М*], твердым согласным звуком [ М]
Образовательные задачи.
- Актуализация представлений о звуках речи.
- Формирование понятий о гласных звуках и их признаках
- Умение разделять на слух твердые и мягкие согласные в слове.
Совершенствовать умение выполнять упражнение по инструкции.
Развивающие задачи.
- Уточнение произношения гласных звуков русского языка
- Развитие фонематического слуха, выделение гласных звуков в начале слова, согласных звуков [М*] и [М в начале слова.
-Умение делить на слоги двух, трехслоговые слова.]
Воспитательные задачи.
- Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Материал и оборудование: Декоративная варежка, Кубики Зайцева. Предметные картинки, названия которых начинаются на гласный звук, картинки на букву М, предметные картинки, в названии которых есть звук [Ы]. Домики с окошками. Цветные ладошки, по три штуки на каждого ребенка(красная, синяя, зеленая). Снежинки. Муляжи овощей и фруктов.
Предварительная работа: Повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, чистоговорок, потешек со звуками. Пение гласных звуков. Дидактические игры «Магазин», «Назови слово», «Определи место звука в слове».
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия.
Педагог. Доброе утро ребята. Давайте, по нашей традиции, поприветствуем всех. (Дети читают стихотворение и выполняют движения)
Утром солнышко встает
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю солнцу я,
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я:
Здравствуй, Родина моя!
Педагог. Сегодня мы с вами будем продолжать готовиться к обучению чтению. Давайте вспомним правила, которое помогает нам говорить.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Плавно, громко говорим
И, конечно, не спешим.
- Основная часть
Педагог. А поможет нам сегодня вот что… (Достает большую варежку). К нам сегодня пришла вот такая необычная, волшебная посылка. Ребята, как вы думаете, от кого посылка?
Дети. Посылка от Деда Мороза.
Педагог. А как вы догадались, что посылку отправил Дед Мороз?
Дети. (предлагают разные варианты). У Деда Мороза такая большая варежка. Я думаю. Что это Дед Мороз прислал посылку, потому, что мы ему посылали тоже подарок.
Педагог. Садитесь ребята. Давайте же скорее узнаем, что находиться в этой волшебной варежке. Ребята, да тут УМНЫЕ задания от Деда Мороза.
Педагог достает два золотых кубика Зайцева.
Педагог. Ребята, что это за кубики?
Дети. Это один большой золотой кубик, и один золотой кубик маленький.
Педагог. Что написано на кубиках,
Дети. Написаны Буквы.
Педагог уточняет, чем буквы отличаются от звуков.
Дети. Буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим.
Педагог. Кто произнесет звуки, которые есть на большом золотом кубике?
Педагог дает в руки желающему ребенку кубик. Ребенок перечисляет гласные звуки (А,О,У,Э,И)
На маленьком кубике? (И,Е,,Ю,Я).
Педагог. А что вы знаете про эти звуки?
Дети. Эти звуки длинные, их можно петь. Во рту нет преграды когда мы их произносим. Язычок отдыхает.
Педагог.Отлично! Вы все помните. И эти звуки мы называем…
Дети. Гласными, и обозначаем их красным цветом.
Педагог. Вот от Деда Мороза целый набор картинок. Посмотрите, выберите понравившуюся вам картинку.
(Дети подходят к столу, берут по одной картинке, садятся)
Педагог. Умное задание от Деда Мороза. Нужно определить с какого звука начинается названия и разместить картинку в домик с соответствующей буквой.
Педагог. Какие cлова начинаются со звука [А]?
(Дети, чьи картинки начинаются со звука [А] подходят к домику, проговаривают слово, выделяя первый звук и размещают картинку в нужное окошко. Дети выполняют работу последовательно распределяя слова со звуками [О],[И],[Э],[У]. И наконец слова где слышится звук [Ы])
Педагог. Молодцы, Мы справились с этим трудным заданием от Деда Мороза. Но в варежке есть еще что-то.
(Педагог достает два кубика со звуками [М],[М*].)
Педагог. Ребята, что это за кубики?
Дети. Они железные, звонкие.
Педагог. Давайте рассмотрим большой, железный кубик. Кто прочитает все слоги на нем?
Дети. МА-МО-МУ-МЫ-МЭ.
Педагог. Что мы можем сказать о первом звуке?
Дети. Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Обозначаем его синим цветом.
(Работа с таблицей на доске, пропевание песенки звука [М])
Педагог. А теперь поработаем с маленьким железным кубиком. Кто прочитает слоги на нем?
Дети. МИ-МЕ-МЁ-МЮ-МЯ.
Педагог. Какой 1 звук мы слышим?
Дети. Он согласный, звонкий, мягкий и обозначаем его зеленым цветом.
(Педагог достает из варежки картинки, названия которых начинается со звука [М] и [М*])
Педагог. А вот и еще задание из волшебной варежки. Нужно заселить в дом с буквой М картинки, но не просто назвать их, а определить, какой согласный звук: твердый или мягкий.
(Дети по одному выбирают картинку и дают ей характеристику. Остальные дети оценивают, проверяют выполнение работы)
Педагог. У вас на столах лежат ладошки, вы внимательно слушаете название картинки, определяете какой 1 звук и поднимаете ладошку, того цвета, который соответствует 1 звуку слова. Давайте еще раз вспомним, каким цветом мы отмечаем гласный звук, согласный твердый и согласный мягкий.
Выполнение работы.
Педагог. Ребята! Какие вы молодцы! Не удалось Деду Морозу нас запутать, но в варежке еще что-то лежит.
(Педагог достает снежинку)
-Что бы это значило? Что за задание такое? Ребята, а я догадалась. Нам ведь нужно вернуть варежку Деду Морозу, правда? Но вот что бы ее не возвращать пустой, давайте сложим в нее подарки. Согласны ребята?
Педагог. Вот и снежинки нам пригодились. Сейчас вы отправитесь в магазин и приобретете те продукты, в названии которых есть 1 слог, 2 слога, 3 слога.
(Дети разбирают снежинки, определяют количество слогов, находят нужный продукт и кладут его в соответствующую вазу под нужной цифрой)
Выполнение работы.
Педагог. Ну вот ребята, варежку мы собрали. Давайте вспомним, какое задание было от Деда Мороза?
Дети. Мы знакомились со звуком [М] и [М*]
Педагог. Молодцы! Ну а мне пора на почту, ведь нужно скорее переслать варежку в его резеденцию.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Предоставление городского опыта работы по теме «Взаимодействие с социальными партнерами в рамках педагогической технологии «Социальная акция».
Разработал и внедрил:
воспитатель Емельянова О.М.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в РФ. Именно в стенах дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности. Отношение к профессиям формируется в ходе социализации личности. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
В последние годы проблема ранней профориентации стала очень актуальной. Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашел свое место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, к своей будущей профессиональной деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей. Сделать это лучше всего в процессе самостоятельных творческих игр. Многие родители наших воспитанников связаны с нефтяной промышленностью. Мы пришли к выводу о необходимости ознакомления дошкольников с трудом нефтяников.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Наша работа строится на обобщении идей ранней профориентации профессий и носит развивающий характер. Формируются познавательные мотивы дошкольников, им дается возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Развиваются творческие и интеллектуальные возможности.
Дети интересуются профессией своих родителей-нефтяников, но имеющиеся настольные обучающие и развивающие игры не позволяют удовлетворить их познавательный интерес к такому полезному ископаемому, как нефть, к особенностям его добычи и переработки. Педагоги нашего учреждения с удовольствием включаются в процесс ранней профориентации дошкольников, но в основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий нефтяников), что малоэффективно, поскольку наглядно-действенный вид мышления ребенка дошкольного возраста требует поиска решении нестандартных задач в самостоятельной продуктивной творческой деятельности.
Одним из продуктивных видов творческой деятельности дошкольников является конструирование. Оно позволяет актуализировать знания и представления ребенка в собственном реальном мире – игровой деятельности. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную модель из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов.
Перед нами встала задача: как с использованием инновационных педагогических технологий в интересной для детей игровой форме познакомить воспитанников с профессиями нефтяной отрасли и удовлетворить возрастную потребность детей в игре.
Относительно новым направлением в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста является LEGO–конструирование. Это педагогическая технология, которая представляет самые передовые направления науки и техники, создает условия для практической творческой деятельности, способствует развитию умственных способностей, проявляющихся в других видах деятельности будущих первоклассников: речевой, игровой, изобразительной. LEGO-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, воображения, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. LEGO – конструкторы воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники.
В ходе деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи, реализуя на практике свои знания о профессии родителей, глубже и полнее познают пространственные свойства – форму, величину, конструкцию и т. д. Изучая простые механизмы, старшие дошкольники учатся работать руками, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала.
Практическая значимость программы и новизна. Одним из конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO. С использованием LEGO– конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, что позволяет создать оптимальные условия для формирования предпосылок учебной деятельности и ранней профориентации дошкольников, прививать любовь к профессии нефтяника, знакомить со смежными профессиями людей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
Технология с использованием конструктора LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирует детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники. С LEGO легко построить «Нефтяную платформу», собрать машину по перевозке нефти, посадив туда рабочих, сконструировать «Нефтяную вышку». В результате конструирования на первом этапе ребенок получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дошкольник овладевает способностью договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. В дальнейшем идет решение детьми проблемных задач двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования, которое предполагает использование умения экспериментировать с новыми материалами, конструировать по собственному замыслу детей. В процессе конструирования ребенок наполняет свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий нефтяников.
Новизна нашей программы состоит в тематическом наполнении содержания занятий по конструированию и создании дошкольниками из LEGO– конструкторов макета нефтяного месторождения, изучение этапов его строительства. Проектирование нефтяных качалок и буровых установок (элементами конструктора) позволит дошкольникам попробовать себя в роли инженеров – конструкторов, познакомиться с нефтяной деятельностью градообразующего предприятия, сформировать знания детей о крае и людях, труд которых прославили наш город.


Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОУ, согласно ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Главная проблема современного педагога – научиться выбирать из того обилия разнообразии игр, которое предлагает сейчас образовательный рынок, именно то, что нужно ему для конкретной работы. Практика показала, что с помощью традиционных форм нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов, технологий.
Цели Основная цель – создание условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций, поддержание познавательного интереса у детей. При использовании дидактического пособия «Круги Луллия » заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, дети учатся мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить решения проблемы.
"Подбери цифре количество предметов" Цель: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти. Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
«Найди фигуры» Цель : развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет. Ход игры : На нижнее кольцо разложим изображения, состоящие их геометрических фигур, на среднее– отдельные геометрические фигуры. На верхнее - цвет который присутствует в предмете. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит и цвет.
