2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся.

Кобякова Раушания Муллахматовна

В рамках реализации основной образовательной программы ежегодно провожу мониторинг уровня обученности и индивидуального развития обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг качества усвоения учебного материала  по русскому языку 4-г класса. Учитель: Кобякова Р.М.

Основные разделы, темы

Формы контроля

Качество учебных достижений

Выводы

Успеваемость %

Качество %

1.

Повторение

Входная КР

Диктант с грамматическим заданием

Высокий- 94,7

Высокий -100

Базовый -52,6

Низкий - 48

1.Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в к/работе.
2.Использовать тренировочные задания на каждом уроке.
3.Повысить интерес к теме через внеклассные мероприятия

Контрольный диктант.

Высокий -100

Низкий -44,4

1. Организовать работу по предупреждению ошибок по теме с помощью творческих заданий, карточек-тренажёров.

2.

Текст. Виды текстов

Контрольная работа за 1 ч

Диктант с граммати-ческим заданием

Высокий -93,7

Высокий -100

Базовый -68,7

Низкий -44

1.Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в к/работе.
2.На уроках использовать упражнения, направленных на отработку изученного правила.

3.

Имя существительное

Диктант

Повышенный -70

Низкий -41

1.Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в к/работе.
2.На уроках использовать упражнения, направленных на отработку изученного правила.

3. Организовать работу по предупреждению ошибок по теме с помощью творческих заданий, карточек-тренажёров.

Контрольная работа за 1 полугодие

Высокий -100

Низкий -33

1.Разнообразить формы и методы работы на уроке по данной теме.
2.Периодически включать задания по данной теме в последующие уроки.
3.Организовать индивидуальные консультации с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся по данной теме.

Диктант

Высокий -100

Базовый -50

1.Индивидуальная коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях по данной теме.

2. Организовать индивидуальные консультации с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся по данной теме.

Диктант

Повышенный -76

Низкий - 35

1. На уроках использовать упражнения, направленных на отработку изученного правила.

4.

Имя прилагательное

Диктант

-

-

Работа (диктант) не выполнялась (корректировка календарно-тематического планирования). 

Контрольный словарный диктант

Высокий -100

Низкий -47

1. Организовать работу по предупреждению ошибок по теме с помощью творческих заданий, карточек-тренажёров.

Контрольное списывание

Повышенный -89

Повышенный -74

1. Использовать тренировочные задания на каждом уроке.

5.

Местоимение

Диктант с граммати ческим заданием

Высокий - 95

Задание

Высокий -100

Низкий -37

Задание

Базовый -58

1.Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в к/работе.
2.Использовать тренировочные задания на каждом уроке.

6.

Глагол

Контрольное списывание

Повышенный -95

Базовый -60

1.Использовать тренировочные задания на каждом уроке.

2. На уроках использовать упражнения, направленных на отработку изученного правила.

Контрольный Диктант

Повышенный - 90

Базовый -57

1.Индивидуальная коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях по данной теме.

2. Организовать индивидуальные консультации с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся по данной теме.

Контрольная работа за 2 полугодие

Повышенный -86

Базовый -57

1. Фронтальная работа над ошибками.

2. Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в к/ работе.
3. Использовать индивидуальные разноуровневые дифференцированные задания.

«Смотр знаний»

Высокий -100

Базовый -57

1. Организовать работу по предупреждению ошибок по теме с помощью творческих заданий, карточек-тренажёров.

7.

Повторение пройденного материала

Контрольный диктант за год.

Высокий - 100

Базовый- 71

1. Использование сайта «Решу ВПР» для предупреждения ошибок.

Мониторинг качества усвоения учебного материала  по литературному чтению 4-г класса. Учитель: Кобякова Р.М.

Основные разделы, темы

Формы контроля

Качество учебных достижений

Выводы

Успеваемость %

Качество %

1.

Летописи, былины, жития

Тест № 1

Высокий -100

Базовый - 62,5

1. Использовать рациональную систему тренировочных упражнений в самостоятельных и домашних работах.

2.

Чудесный мир классики.

Тест № 2

Высокий -100

Высокий -100

1. Организовать индивидуальную работу на уроке с одарёнными детьми – подбор творческих заданий.

3.

Поэтическая тетрадь.

Тест №3

Высокий -100

Базовый -56

1.Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в к/работе.
2.Использовать на уроке дифференцированные творческие задания; элементы технологии сотрудничества (сильный ученик опрашивает слабого и наоборот, составляют карточки-задания друг для друга).

4.

Литературные сказки.

Тест №4

Высокий -100

Базовый -50

1.Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам, вызывающих интерес  или трудности по данной теме.
2.Отрабатывать навыки осмысленного чтения.

5.

Делу время – потехе час.

Тест №5

Высокий -100

Базовый -67

1.Систематически использовать индивидуальные разноуровневые дифференцированные задания по формированию беглого чтения текстов.
2.Организовать работу по определению главной мысли текста по теме с помощью творческих заданий, карточек-тренажёров.

6.

Страна детства

Тест №6

Высокий -100

Базовый -67

1.Отрабатывать навыки осмысленного чтения.

2.Организовать работу по определению главной мысли текста по теме с помощью творческих заданий, карточек-тренажёров.

7.

Поэтическая тетрадь

Тест №7

Высокий -100

Базовый -57

1. Использовать на уроке дифференцированные творческие задания; элементы технологии сотрудничества (сильный ученик опрашивает слабого и наоборот, составляют карточки-задания друг для друга).

8.

Природа и мы

Тест №8

Высокий -100

Базовый -58

1. Использовать рациональную систему тренировочных упражнений в самостоятельных и домашних работах.

2. Отрабатывать навыки осмысленного чтения.

9.

Поэтическая тетрадь

Тест №9

Высокий -100

Базовый -59

1. Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в тестовой работе.

10.

Родина

Тест №10

Высокий -95

Базовый -53

1. Использовать на уроке дифференцированные творческие задания;

2. Отрабатывать навыки осмысленного чтения.

11.

Страна фантазия

Тест №11

Высокий -100

Базовый -57

1. Использовать на уроке дифференцированные творческие задания;

12.

Зарубежная литература

Тест №12

Высокий -100

Базовый -67

1. Отрабатывать навыки осмысленного чтения.

Контрольная работа на метапредметной основе

Высокий -100

Базовый -57

1. Использовать на уроке дифференцированные творческие задания;

2. Отрабатывать навыки осмысленного чтения.

Мониторинг качества усвоения учебного материала  по родному русскому языку  4-г класса. Учитель: Кобякова Р.М.

Основные разделы, темы

Формы контроля

Качество учебных достижений

Выводы

Успеваемость %

Качество %

1

Звуки

Проверочная тестовая работа

Высокий -100

Базовый -68,4

 1.Систематически использовать индивидуальные разноуровневые дифференцированные задания.
2.Организовать работу по предупреждению ошибок по теме с помощью творческих заданий, карточек-тренажёров.

2

Слово

Проверочная тестовая работа

Высокий-100

Базовый -50

1.На уроках использовать упражнения, направленных на отработку изученного правила.

2.Отработать пробелы в знаниях с помощью КОЗ.

3

Речь, текст, предложение

Промежуточная аттестация

Высокий-100

Базовый -57,8

1.Разнообразить формы и методы работы на уроке по данной теме.
2.Периодически включать задания по данной теме в последующие уроки.
3.Организовать индивидуальные консультации с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся по данной теме.

Мониторинг качества усвоения учебного материала  по математике  4-г класса. Учитель: Кобякова Р.М.

Основные разделы, темы

Формы контроля

Качество учебных достижений

Выводы

Успеваемость %

Качество %

1.

Раздел 2.

Числа, которые больше 1000.

Нумерация

Входная КР№1

Базовый -68

Низкий -21

1.Включать индивидуальные  тренировочные задания на уроках.
2.Использовать математические тренажёры.
3.Восстановить  и поддержать устные вычислительные навыки.

КР № 2

по теме « Нумерация чисел больше 1000»

Повышенный -94

Базовый -61

1. Использовать  рациональные приёмы повторения изученного материала.

2.Провести индивидуальные дополнительные занятия с учениками, допустившими ошибки по данной теме.

2.

Раздел 3.

Величины

КР№ 3

за I четверть

Повышенный- 93,7

Базовый -56

1. Повторить  таблицы величин.
2.Увеличить объем заданий на отработку изученного материала, систематически повторять ранее изученный материал.

КР№ 4

по теме  «Величины»

Повышенный -94,7

Низкий -47

1.Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в  к/работе.
2. Дополнительно повторить  таблицы: единицы длины и времени.

3.

Раздел 4.

Числа, которые больше 1000.

Сложение и

вычитание

КР№ 5  

по теме «Письменные приемы сложения и вычитания»

Повышенный -93,3

Базовый -53,3

1.Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в к/работе.
2. Ежедневная работа над устными вычислительными навыками в пределах 100 (устный счёт).
3.Использовать основные приёмы рационального устного счёта на основе законов сложения.

4.

4.1

Раздел 5.

Числа, которые больше 1000.

Умножение
и деление

КР№6 за I полугодие

Высокий -100

Базовый -68

1.Индивидуальная работа с учащимися, допустившими ошибки в работе.

2. Периодически включать задания по данной теме в последующие уроки.

КР№7 по теме «Умножение и деление многозначных чисел»

Базовый -72

Низкий -22

1.Ежедневная работа над устными вычислительными навыками в пределах 100 (устный счёт).
2.Использовать основные приёмы рационального устного счёта на основе законов сложения.

4.2

Умножение числа на произведение

КР№8

по теме«Письменное умножение»

Повышенный -89

Базовый -72

1.Включать индивидуальные  тренировочные задания на уроках.
2.Использовать математические тренажёры.

4.3

Деление числа на произведение

КР№9

по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

Повышенный -84

Базовый -68

1.Организовать групповую работу с обучающимися по устранению выявленных  затруднений.
2.Использовать практическую направленность обучения.
3.Рекомендации по использованию дополнительной литературы по предмету.

4.4

Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число

КР№ 10

по теме «Умножение на двузначное и   трехзначное число»

Высокий -100

Базовый -68

1. Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам вызывающих интерес или трудности по данной теме.

4.5

Письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число

Контрольная работа на метапредметной основе

Базовый -63

Базовый -50

1.Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам вызывающих интерес или трудности по данной теме.

2. Ежедневная работа над устными вычислительными навыками: табличное и внетабличное умножение и деление.

5.

КР№11

 по теме «Деление на двузначное число»  

Базовый -75

Базовый -52

1.Включать индивидуальные  тренировочные задания на уроках.
2.Использовать математические тренажёры.

6

КР№12

по теме «Деление на трехзначное число»  

Высокий -90

Базовый -53

1.Включать индивидуальные  тренировочные задания на уроках.
2.Использовать математические тренажёры.

7

Раздел 5.

Итоговое  повторение

Итоговая КР№13 за 4 класс

-

-

Работа не выполнялась (корректировка календарно-тематического планирования). 

8

Промежуточная аттестация

Смотр знаний

Высокий -100

Базовый -54

1.Использование сайта «Решу ВПР» в предупреждении ошибок.

Мониторинг качества усвоения учебного материала  по окружающему миру  4-г класса. Учитель: Кобякова Р.М.

Основные разделы

Формы контроля

Качество учебных достижений

Выводы

Успеваемость%

Качество %

1

Земля и человечество

Проверочная работа № 1

Высокий -100

Низкий -44

1.Использовать практическую направленность обучения.
2.Рекомендации по использованию дополнительной литературы по предмету.

2

Природа России

Проверочная работа № 2

Высокий -100

Низкий -44

1. Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам вызывающих интерес или трудности по данной теме.
2.Организация работы с одарёнными детьми – участие в олимпиадных дистанционных конкурсах.

3

Родной край – часть большой страны.

Проверочная работа № 3

Высокий -100

Базовый-53

1.Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам вызывающих интерес или трудности по данной теме.

2.Рекомендации по использованию дополнительной литературы по предмету.

4

Страницы Всемирной истории.

Проверочная работа № 4

Высокий -100

Повышенный -80

1.Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам вызывающих интерес или трудности по данной теме.

2.Рекомендации по использованию дополнительной литературы по предмету.

5

Страницы истории России.

Проверочная работа № 5

Высокий -100

Базовый -62

1.Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам вызывающих интерес или трудности по данной теме.

2.Рекомендации по использованию дополнительной литературы по предмету.

6

Современная Россия.

Проверочная работа

Высокий -95

Базовый -60

1.Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам вызывающих интерес или трудности по данной теме.

2.Рекомендации по использованию дополнительной литературы по предмету.

7

Контрольная работа на метапредметной основе

Высокий -100

Базовый -61

1.Использование сайта «Решу ВПР» для предупреждения ошибок.



Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Название программы:

Программа  «Грамотей»

Тип программы:

адаптированная

Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:

- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992.  (ред. от 01.04.2012) "Об образовании",  (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
- Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 19.03.2001, ст. 52 и ст. 86
ГК РФ.
- Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе»
  №990/14/15 от 22.07.97.
- Устав МБОУ СОШ № 1.
- Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Образовательная область

познание

Направленность деятельности:

социально-педагогическая

Способ организации содержания образования

интегрированный

Способ освоения содержания образования:

репродуктивный, частично-поисковый

Уровень освоения содержания образования:

общекультурный

Срок реализации программы:

1 год -  (октябрь - апрель), (действует первый год)

Формы реализации программы:

сочетание индивидуальной формы, парной, групповой, коллективной

Продолжительность реализации программы:

одногодичная

Авторы – составители:

Кобякова Раушания Муллахматовна, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория

Цель программы:

формирование у школьника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой.

Задачи программы:

- систематизация знаний и умений, которыми обладают школьники
 (общих и специальных), пополнение их;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации,
 интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных  
 ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого
  ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к
  активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений и школе и формах школьного
  поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной
  позиции школьника,
- заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности-
  воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и
  доброжелательности к людям.

Целевая группа:

дети школьного возраста (7 – 9 лет)

Место проведения:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»  (МАОУ СОШ №1)

Сроки реализации программы:

октябрь 2018 г.  –  апрель 2019 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

Рассмотрено на заседании                  Согласовано                                      Утверждаю

ШМО учителей начальных                   Заместитель директора             Директор МАОУ СОШ №1

классов

Протокол №  _   от__________

Руководитель ШМО                                  

________ Корякова А. А.                        ______Гулиева Е.А.              ______ Шарафутдинова И.Р.    

________ Храбрых Л. А.

Дата_________________                        Дата  _______________          Дата  __________________

Образовательная программа

по русскому языку в рамках оказания платных

образовательных услуг

«Грамотей»

Руководитель курса: учитель начальных классов

Кобякова Раушания Муллахматовна

г. Когалым, 2019



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Курс «Грамотей» разработан с учетом следующих нормативных документов:

-  ст.28,54,61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273»;

- постановления Правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 №706;

- Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.07.1992 г.№2300-1;

- Положения о предоставлении платных образовательных услуг,

оказываемых муниципальными образовательными организациями города Когалыма;

- Положение о предоставлении платных образовательных услуг, оказываемых Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма ;

- п. 28 Устава МАОУ СОШ №1;

- приказа «Об организации предоставления платных образовательных услуг» от26.08.2019г;

- лицензии серия 86ЛО1 №0001122, регистрационный № 1912 от 19.02.2015,

выданной Службой по контролю лицензии серия 86ЛО1 №0001101, регистрационный № 1891, выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 05.02.2015 на срок действия «бессрочно» с приложениями, свидетельства о государственной аккредитации серия 86АО1 №0000334, регистрационный №1071,выданного Службой по контролю и надзору в сфере образования

Ханты-Мансийского автономного округа- Югры 05 мая 2015 г. на срок до «04» мая 2027 г.

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, дополнительных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к русскому языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем начальной школы. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Решение этой задачи возможно при проведении дополнительных занятий. Хорошо организованная и систематическая работа дает возможность глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках учебной программы, сформировать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Кроме этого, дополнительные занятия создают благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся.

Данный курс является адаптивным, за основу взята программа Московской городской системы вариативного образования (авторы: Рождественский Н. с. , Матвеева А. Н. Адрес в интернете: textbook.keldych/ru.>Московская городская система>wpr.htm).

Ведущая идея курса – речевое и языковое развитие ребёнка. Имеет чётко выраженную практическую направленность. Направлена на выявление и развитие познавательных возможностей детей с целью как общего развития младших школьников, так и обеспечения основы для прочного овладения специальными предметными ЗУН, развивает алгоритмическое мышление.

Актуальность данного курса состоит в том, что она позволяет организовать специальную работу с детьми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития, мотивированными на изучение русского языка, а также стимулирует развитие школьников с низкой учебной мотивацией.

Новизна предложенного курса заключается в том, что введены новые содержательные блоки, которые удовлетворяют потребности детей 7- 8 -летнего возраста, развивают кругозор ученика, формируют его мотивацию к изучению предмета, направлены на зону ближайшего его развития, прогнозируют продолжение изучения языка в среднем звене школы.

Цель и задачи курса

Целью - расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

Исходя из основной цели, следует выделить частные задачи, которые решаются в процессе деятельности:

- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

- выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

-развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

- воспитание любви и уважения к русскому языку, интереса к чтению литературы.

Описание места курса  в образовательном плане

Данная программа рассчитана на детей 7 - 8 лет (учащихся 1-х классов). Срок ее реализации – 1 год (октябрь – апрель).

Форма организации – дополнительные учебные занятия. Курс включает 84 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (40 мин).

Требования к уровню подготовки ученика

              Учащиеся должны: осмысленно относиться к изучению русского языка;

        Знать/понимать:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и анализировать.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы, ребусы, загадки на основе простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение лингвистических задач с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Уметь:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы обучающихся и учителя;

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

        Использовать на практике:

- участвовать в различных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Форма контроля

          Этап контроля  включает систематический сбор информации о качестве и эффективности используемых приёмов и материалов, об их соответствии поставленным задачам обучения в ходе реализации данного курса. В связи с тем, что курс «Грамотей» носит развивающий характер, контроль носит  мотивационно-стимулирующую и коррегирующую функции.

Виды контроля:

- предварительный – в форме устного собеседования с целью получения сведений                     об исходном уровне познавательной деятельности учащихся и для более успешного корректирования используемых приёмов;

- периодический – в форме различного вида опросов, т. к. он позволяет определить качество изучения материала по блокам;

- текущий – основной вид контроля, т. к. позволяет эффективно осуществить регулярное управление и корректировку познавательного процесса;

- итоговый – позволяет установить уровень коммуникативной компетентности.

Содержание курса предполагает формирование базовых образовательных компетенций:

Информационной: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

Коммуникативной: умение эффективно сотрудничать с другими людьми

( в т. ч. с учителем, товарищем).

Самоорганизация: умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы.

                                          Условия реализации программы

Организация образовательного  процесса

Принадлежности для организации образовательного процесса:

- тетради на печатной основе;

- рабочие тетради;

Обеспечение образовательного  процесса:

- планы-конспекты занятий;

- дидактический раздаточный материал;

- алгоритмы-схемы для выполнения практических работ;

- подборки рассказов и стихотворений детских писателей;

- справочно-информационный материал;

- задания для самостоятельной работы;

- наборы сюжетных картин;

- магнитофон;

-телевизор;

- компьютер;

- компьютерные программы «Открываю законы русского языка», «Открываю секреты русского языка»;

- аудиозаписи;

- видеозаписи;

- тематические подборки материалов для физминуток.

К специальным особенностям данной программы следует отнести принципы научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

-  принцип систематичности в подаче языкового материала;

- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.

Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

- принцип занимательности.

Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком;

- принцип разнообразия форм и видов работы. 

Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также отметить, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируются и совершенствуются интеллектуальные качества личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Предпочтительные формы организации образовательного процесса

- игровые занятия;

- творческие лаборатории;

- практическая,  групповая и индивидуальная работа с использованием тестов, карточек, диктантов;

- уроки с использованием ИКТ

- работа в группах постоянного состава;

- работа в паре взаимоконтроля,

- работа с таблицами, словарями, дополнительной литературой,

- практикумы,

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя игры, соревнования, беседы, путешествия.

Основные технологии

- игровые технологии;

- ИКТ-технологии;

- здоровьесберегающие технологии (физминутки,  пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз);

- использование элементов развивающего обучения.

Методы и формы организации

            Реализация данной программы происходит посредством дополнительных занятий. Организуются они для учащихся первого класса. Основу групп составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.

- Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

- Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные и групповые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Подготовка к занятиям по расширению и углублению знаний требует от учащихся максимальную самостоятельность, а проведение занятий – активную творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, которые получили из разных источников. Учитель здесь – старший товарищ и режиссер-постановщик.

             На итоговом занятии проводится тематический вечер, марафон знаний, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников, выявляются лучшие знатоки русского языка.

Содержание программы

Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. На занятиях рассматриваются такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов:

- вопросы, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

- вопросы, не связанные с учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

В данном разделе представлены аспекты, раскрывающие содержание курса «Грамотей».



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование курса «Грамотей»

№ п/п

Т   е   м   а

з   а   н   я   т   и   я

(содержание тем)

Количество часов

Образовательный продукт

Формы

проведения

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1-2

Как обходились без письма? Дорога к письменности.

2

1

1

Работа со справочным материалом. Работа с пословицами и поговорками.

3-4

Древние письмена. Как возникла письменность. «Аз – свет миру»

2

1

1

Работа со справочным материалом. Работа с пословицами и поговорками.

5-7

«Пульс» слова.

3

1

2

Работа с грамматико- орфографическими словарями

Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

8-10

Можно ли «сломать» язык?

3

1

2

Разгадывание кроссвордов, ребусов

Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль

11-12

«Меня зовут «Звуковичок».

2

1

1

Составление кроссвордов, ребусов

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

13-14

Для всех ли Звуковичков есть буквы?

2

1

1

Работа со справочным материалом

Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль

15-18

«Законы Звуковичка».

4

1

3

Работа с грамматико- орфографическими словарями

Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

19-20

Тайна Звуковичка. «Живая» грамматика.

2

1

1

Сочинение сказки о фонемах (групповая работа)

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

21-24

«Мы знаем дом – родственники живут в нём!»

4

1

3

Работа со справочными материалами. Сочинение загадок.

Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль

25-27

«Зри в корень!»

3

1

2

Работа с грамматико- орфографическими словарями. Составление ребусов.

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

28-31

«Опасные»  Звуковички.

4

2

2

Выполнение различных заданий творческого характера

Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль

32-33

На сцене  «поющие» Звуковички

2

1

1

Работа с орфографическими словарями. Мини сочинения по группам

Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

34-36

Когда  Звуковички  в «подполье».

3

1

2

Работа с орфографическими словарями. Сочинение сказки.

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

37-40

Волшебное слово «самоинструкция».

3

1

2

Работа с различными инструкциями. Составление общего алгоритма проверки орфограмм.

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

41-42

«Молчаливые» буквы. «История беззвучия».

2

1

1

Работа со справочным материалом.

Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

43-44

Память и грамотность.

2

1

1

Работа в «творческой лаборатории» по само- и взаимопроверке изученных орфограмм.

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

45-46

«Кладовые» слов,

где и как «хранятся» слова.

2

1

1

Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство со словарями

47-51

Слова-друзья,

слова-близнецы,

слова-враги.

5

2

3

Работа со словарями синонимов, омонимов, антонимов

Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль

52-54

Загадки устойчивых выражений.

3

1

2

Работа со словами-фразеолгизмами, с фразеологическими словарями

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

55-58

«Крылатые» фразы. «Устаревшие» слова.

4

1

3

Работа со справочным материалом. Работа с пословицами и поговорками

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

59-60

«В музее» слов.

2

1

1

Работа с толковыми словарями

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

61-64

«Как зовут мастеров корня и как они трудятся на строительстве слов?»

4

1

3

Работа с грамматико- орфографическими словарями

Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль

65-66

Разные сложности.

2

1

1

Работа в «творческой лаборатории» по составлению сложных слов и разгадыванию значений слов.

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

67-68

«Парный выход».

2

1

1

Работа со словарями, отгадывание загадок, работа по аналогии

Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Само- и взаимоконтроль

69-71

«Ах, эти безобидные хвостики!»

3

1

2

Мини- сочинения. Работа с грамматико- орфографическими словарями

Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль

72 -74

«Легко ли быть связующими?»

3

1

2

Работа с алгоритмами.

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

75-79

«В тридесятом царстве, в самостоятельном государстве…» 

5

2

3

Сочинение сказок, загадок. Разгадывание кроссвордов.

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

80-82

«Так ли мы служебны?»

3

1

2

Мини- сочинения.

Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок

83-84

Итоговое занятие. Тематический вечер «Веселая грамматика».

Марафон знаний.

2

0

2

Выполнение различных заданий по сценарию

Само- и взаимоконтроль

Итого

84 ч

31 ч.

53 ч.

Список литературы

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1987.

2. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.

3. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М.М. Морозова. - М.: Просвещение, 1998. - 273с.

4. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.

5. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979.

6. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель М.: Просвещение, 1991. - 221с.

7.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991. - 221с.

8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1980.

9. Мукашова. И.В. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.

10. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1980.

11. О.Е. Жиренко, Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: «5» за знания, 2005. - 240с.

12. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.

13. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.

14. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.

15. Толковые словари.

16. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.

17. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1971. - 175с.

18.  Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. Москва "Новая школа", 1993г.

19. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.