3.4. Участие в инновационной, экспериментальной деятельности.

Кобякова Раушания Муллахматовна

Инновационные проекты

Принимаю участие в инновационных проектах муниципального уровня, реализуемых на базе школы. В составе творческих групп участвовала в разработке методических рекомендаций, рабочих программ по предметам, уроков, с использованием здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, трансляции педагогического опыта.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

                                                       (МАОУ СОШ №1)

ул. Набережная, 55-А, г.Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ– Югра,  (Тюменской области), 628482,

факс ( 34667)46664, тел.4-70-57, р/с  40701810100003000007 в РКЦ г.Сургута, ОКПО 39356032, ОГРН 102860/1443386, ИНН/КПП 8608040650/860801001

План

по профориентационной работе

в рамках деятельности

Региональной инновационной площадки

на 2019-2020

Кобякова Раушания Муллахматовна

Классный руководитель 4 «Г» класса

Когалым

2019

Первые шаги

в профориентационной подготовке младших школьников

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старшем звене, который отражен в различных методических материалах.  Однако в последние годы, когда бурно развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы важно   сделать осознанный выбор дальнейшего пути получения образования с учетом этих изменений, а также предвидеть возможную смену деятельности. В данной ситуации необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе.

         Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно.

Актуальность профориентационных занятий в начальных классах

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.

Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать.  Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста.  

Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса (математический и др.) или дополнительных занятий по интересам.  

Чем обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся уже в начальной школе?

         Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.  

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей,  определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.   Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

         Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.

Внеурочная профориентационная работа

(Примерный план профориентационной работы классного руководителя)

4 класс

            Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда; расширять и углублять представления о различных профессиях.  

Примерные виды и формы работы в 4 классе

Сентябрь

Игра-викторина «Азбука профессий».

Октябрь

Беседа «Профессия-археолог».

Ноябрь

Беседа «Профессия-актер».

Декабрь

Беседа «Профессия-библиотекарь».

Январь

Беседа «Профессия-парикмахер».

Февраль

Беседа «Профессия-портной».

Март

Экскурсия в поликлинику. Знакомство с медицинскими профессиями.

Апрель

Экскурсия в пожарную часть «Профессия-пожарный».

Май

Квест «Все профессии важны, все профессии нужны».

 

         Профориентационная работа в младших классах не должна ограничиваться одним видом деятельности, надо постараться использовать разнообразные приемы и методы, особенно в 3-4 классах: мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики, игры, связанные с профессией, беседы со специалистами – родителями и просто со специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет, журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др. К примеру, при знакомстве детей с профессией пожарного, рекомендуется разнообразный перечень форм, методов и приемов:

- провести мини-опрос учащихся: «Что вам известно о профессии пожарного?»;  

- провести мини-лекцию (5-7 минут) в  сопровождении наглядных пособий, фотографий, рисунков об основном содержании профессии пожарного, условиях труда, истории профессии (откуда пришло слово, как менялся облик профессии);

- познакомить учащихся с основными требованиями профессии пожарного к человеку;

- познакомить учащихся с основными орудиями труда (в том числе  с теми, которые имеются в школе);

- посмотреть видеосюжет о работе пожарного и обсудить его (желательно провести  эту работу в малых группах);

- применить игры, связанные с профессией («Угадай по жестам» и т.п.); использовать дополнительные структурные элементы (беседы с приглашением специалистов, оформление уголка профессии в классе, организация экскурсии на предприятия города, ведение школьниками «Профессионального портфолио», к которому возвращаются время от времени в 4 классе (в портфолио могут войти: интервью с родителями, рисунки, письменные работы).

Профориентационная работа с родителями обучающихся начальных классов

 (примерный план профориентационной работы классного руководителя с родителями)

В каком возрасте ребенок может решить, кем он хочет стать? Как понять, к каким предметам или к каким видам деятельности ребенок имеет наибольшие способности, внутреннюю склонность? Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только у старшеклассников в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования. Однако к этому его лучше готовить уже с детского сада. Ранняя профориентация дошкольников и школьников младших классов – это малоизученное направление в педагогике и психологии. Ребенок с детского сада начинает узнавать профессии через сказки, книжки-раскраски, телевидение. В зависимости от особенностей характера, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Учителю начальных классов желательно посоветовать родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.  

Примерный план

профориентационной работы учителя начальных классов с родителями

4 класс

Дата

Тема занятия

Форма проведения

1 четверть

Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов и способностей

Беседа. Рекомендации по развитию интересов и способностей.  

 

Анкетирование (анкета – после данной таблицы)

2 четверть

Мир профессий, окружающих ваших детей

Выступление психолога о типах профессий и особенностях личности.

3 четверть

Практическое применение знаний о мире профессий

Беседа: «Что делают дети в семье»

4 четверть

Практическое применение знаний о мире профессий

Рассказ о заданиях, которые дети получили на лето

 

Анкета для родителей

«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

 Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь поручение мой сын или дочь.
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы не выступила с рассказом о свое работе и профессии перед классом, в котором учится мой ребенок.
  7. Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.
  10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок будет туда ходить.
  11. Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего  нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Ключ «да» - 1,2,4,7,8,10,11,14,16; «нет» - 3,5,6,9,12,13,15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах 12-16 баллов, то можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.

8-10 баллов – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.

4-7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, надо сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.

0-3 баллов -  у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

4 класс

Дата

Тема занятий

Форма проведения

1 четверть

Знакомство родителей с сочинениями детей, участие детей в общественнополезном труде,

индивидуальные советы родителям

Беседа

2четверть

Как приобщить детей к миру ваших интересов

Беседа

3 четверть

Методы изучения интересов и способностей детей

Встреча с психологом (Методики «Кем быть?», «Мое любимое дело» – после данной таблицы)

4четверть

Здоровье наших детей.  

Консультация врача

 

 Предлагаем использовать ниже приведенные методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.  

Методика «Кем быть?»

         Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.

                 Ребятам предлагается: 

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать (для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и быстрее понять содержание рисунка.

Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».

В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».

При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить:

  • классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),
  • классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),
  • сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),  влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).

Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в  адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…»

(тестирование).

Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).

Подобные дописываемые тезисы помогут выявить  определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?»  

Ж – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть  (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать  о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.

При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание,  насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты» профессии.

 

Методика «Мое любимое дело»

Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса.  Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

  1. Твои любимые занятия.
  2. Что ты любишь делать больше всего?
  3. Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни  подходящие тебе действия:

а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль;

б) вязать, вышивать, шить;

в) работать в огороде, поливать цветы;

г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;

д) работать  с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.; е) готовить еду;

ж) рисовать, выжигать, выпиливать.

з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ________________________________________________

Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету. Но здесь очень важно не переусердствовать: соблюдать чувство меры, учитывая возрастные особенности учащихся.

Заключение  

         Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к

осознанному выбору профессии при согласовании их  личных интересов и потребностей  с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности.

 Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует  формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает  у них бережное отношение к результатам труда,  а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.  Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной  деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

 Настоящие методические рекомендации делают первый шаг к активизации процесса  познания школьниками мира профессий и труда.