Кружковая работа по вокалу.

Халикова Дина Фанилевна

Программа по дополнительной образовательной услуге художественно – эстетической направленности  «Весёлые нотки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolye_notki_1.docx1.84 МБ
Файл programma_zvuchashchiy_golosok.docx94.04 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

города Нижневартовска

ДС№49 «Родничок»

_____В.Н.Смирнова

Приказ №_____от_____________

C:\Documents and Settings\MDOU\Рабочий стол\69043521.jpg

Проведение занятий по развитию вокальных способностей у детей

«Звучащий голосок»

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

города Нижневартовска

ДС№49 «Родничок»

_______В.Н.Смирнова

Приказ №______от____________

График проведения занятий

кружка

«Звучащий голосок»

(на платной основе)

День недели

Группа

Время

Кол-во воспитанников

1

Вторник

Группы старшего дошкольного возраста

16.30

8-10 человек

2

Четверг

Оглавление

Паспорт программы

Пояснительная записка

1

Содержание программы

1.1

Календарно-тематическое планирование работы с детьми  

1.2

Контрольная диагностика освоения детьми программного материала

1.3

Требования к уровню подготовки воспитанников

2

Контроль за реализацией программы

3

Механизм реализации программы

Список литературы

Паспорт программы

Наименование программы

Проведение занятий по развитию вокальных способностей у детей «Звучащий голосок»

Основание для разработки программы

«Правила оказания платных образовательных услуг сфере дошкольного и общего образования» (утверждены постановлением Правительства РФ от 05.07.2001г №505);

«Устав  МАДОУ ДС №49 «Родничок»

«Положение о предоставлении дополнительных платных образовательных  услуг в МАДОУ ДС №49 «Родничок»

 - программа Э.Костина «Камертон», допущена Министерством образования и науки РФ М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», методическое пособие.

Заказчик программы

родители (законные представители) воспитанников МАДОУ ДС №49 «Родничок»

Организация исполнитель

МАДОУ ДС №49 «Родничок»

Целевая группа

дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Составитель программы

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Халикова Д.Ф.  

Цель программы

Развитие вокальных способностей дошкольников, формирование вокально - хоровых навыков.

Задачи

 1. Формировать певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.

2. Развивать музыкальный слух, приучая различать высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии.

3. Развивать голос, формируя естественное звучание, укрепляя певческий диапазон.

4. Учить сольному исполнению песен.

Ожидаемые результаты

К концу реализации программы:

Первый год обучения:

- может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные);

- владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции, пения по ручным знакам (первая-седьмая ступени), по руке – «нотному стану» (первая – пятая ступени); - способен оценивать свое пение, высказываться в эмоциональной форме, передавать свои впечатления о характере и содержании песни в выразительной творческой исполнительской деятельности.

Второй год обучения:

- знает многие исполняемые любимые песни разнообразной тематики, выученные в течение данного, а также в предшествующие годы;

любит петь самостоятельно, эмоционально выразительно передает в пении общий характер, настроение песни и специфику отдельных образов;

- осознанно и самостоятельно использует в пении средства

выразительности (музыкальной и внемузыкальной);

- владеет такими способами певческий умений, как: звукообразование, звуковедение, точность интонирования, певческая дикция, правильное дыхание; -пение по ручным знакам (первая-седьмая ступени), по руке – «нотный стан» (первая – седьмая ступени);

 - может исполнять самостоятельно и качественно выученные песни;

 - он дает оценку своему пению, эмоционально высказывает эстетические суждения о содержании и характере песни; выражает свои впечатления в творческой исполнительской деятельности – в художественных движениях под музыку песни, в рисунке, а также моделирует форму, характер, содержание песен.

Срок реализации программы

2 года

Пояснительная записка

В программе воспитания дошкольников музыкальному развитию уделяется мало времени для развития воспитанников пению. Пение занимает одно из ведущих мест в музыкальном и общем развитии ребенка-дошкольника. Отечественные педагоги считают, что именно пение — основа музыкальной культуры человека. Действительно, в процессе пения обогащаются переживания ребенка, развиваются эстетические и нравственные представления, идет активное формирование музыкальных способностей. Дети 5-7 лет способны выразить свое отношение к содержанию песни, понять настроение и музыкальные средства выразительности.

Рабочая программа составлена на основе программы Э.Костиной «Камертон» и М.Ю.Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».

Программа реализуется на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №49 «Родничок»

Характеристика певческих возрастных возможностей детей 5-6 лет.

На шестом году жизни, как правило, у ребенка сформирована потребность в пении: он способен петь гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром.

• В этом возрасте можно отметить такие положительные особенности пения:

- голос становится звонче;

- для большинства детей характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы;

- налаживается вокально-слуховая координация; ребенок начинает осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышит пение сверстника).

• Дети могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроений песни.

• Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни.

• Певческая дикция у большинства детей правильная.

• Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. В то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок. Об этом педагог должен не забывать. При таком условии дети могут успешно осваивать далее певческую деятельность.

Характеристика певческих возрастных возможностей детей 6-7 лет.

На седьмом году жизни ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, повышается работоспособность нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно (этот процесс завершится лишь к 12 годам). Для детей этого возраста характерно негромкое, но напевное и звонкое пение. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы: до первой октавы - до второй октавы (ре второй октавы - «проходящая»), хотя по-прежнему дети различаются по типу певческого голоса - высокого или низкого.

Большинство ребят, имеют большой запас песен, выделяют любимые, как правило, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении прекрасной песни. Желают осознанно осваивать различный по тематике более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар. Например, в их исполнении величественно звучит песня о Родине, и в то же время они легко, с юмором передают содержание игровой шуточно песни.

В этом возрасте при эффективном педагогическом воздействии дети могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. При собранности внимания они способны чисто интонировать, однако при малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль почти всегда отличается слаженностью и не вызывает затруднений. Дети могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно. Взрослым необходимо постоянно заботиться об охране детского голоса.

Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

1.У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.

 2.Некрасивый тембр

3.Пропуск согласных в конце и их искажение

4.Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху

5.Использование твѐрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.

6.Невосприимчивость к музыке.

Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и обобщений.

Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением: преподаватель, аудиозаписи.

Использовать в репертуаре разных по настроению произведений. Повышать требования к исполнению.

Структура проведения занятия:

Вводная часть

1. Приветствие

2. Коммуникативная игра или развивающая игра

Основная часть

3. Музыкальная грамотность (основные понятия)

4. Распевание.

5. Пение.

Заключительная часть

6. Музыкальная игра.

Цель: развитие вокальных способностей дошкольников, формирование вокально - хоровых навыков.

Задачи:

1. Формировать певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.

2. Развивать музыкальный слух, приучая различать высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии.

3. Развивать голос, формируя естественное звучание, укрепляя певческий диапазон.

4. Учить сольному исполнению песен.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Учебный план:занятия проводятся вне основной образовательной деятельности два раза в неделю по 25- 30 минут, во второй половине дня, в группа рассчитана  на 8-10 человек

1. Содержание программы.

1.1. Календарно – тематическое планирование

№ недели

№ занятия

Тема /Содержание занятия

Программные задачи

Методические приемы

Сентябрь

1.

Занятие

1-2

1.Приветствие «Давайте познакомимся» 2.Развивающая игра «Воздушный шар» 4.Распевание «Колокольчик» Музыкальная игра «Мышки» пальчиковая игра

- Выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка.

- Метод наблюдения

2.

Занятие

3-4

1.Приветствие «Давайте познакомимся» 2.Развивающая игра «Воздушный шар» 3.Музыкальная грамотность: Певческая установка «Сидит Дед» 4.Распевание «Колокольчик» 5.Пение «Осень наступила» муз. Насауленко, «Урожай собирай» муз. Филиппенко 6.Музыкальная игра «Мышки» пальчиковая игра

- Пропой своѐ имя: знакомство с микрофоном - развивать умение сочетать правильное дыхание с движениями мелкой моторики. - способствовать правильному положению корпуса - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Ознакомить с новыми произведениями, уточнить характер каждого - формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

3.

Занятие

5-6

1.Приветствие «Пропой своѐ имя» 2. Развивающая игра «Воздушный шар» 3.Музыкальная грамотность: Певческая установка «Сидит Дед» 4.Распевание «Колокольчик»

5.Пение «Осень наступила» муз. Насауленко, «Урожай собирай» муз. Филиппенко 6.Музыкальная игра «Мышки» пальчиковая игра

– Способствовать развитию умения оценивать себя и других. (Оценить, кто спел лучше, почему?) -Способствовать умению равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга. - Способствовать правильному положению корпуса

- Способствовать развитию правильного звукообразования. - Совершенствовать навыки звукообразования, работать над гласными звуками. - формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

4.

Занятие

7-8

1.Приветствие «Давайте познакомимся» 2. Развивающая игра «Чики-чики, чикалочки» 3.Музыкальная грамотность: Певческая установка «Сидит Дед» 4.Распевание «Гуси» 5.Пение «Осень наступила» муз. Насауленко, «Урожай собирай» муз. Филиппенко 6.Музыкальная игра «Маленький зайчишка» пальчиковая игра

- Пропой своѐ имя – ласково - Развитие слухового внимания и ритма - Способствовать правильному положению корпуса - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Петь эмоционально. Совершенствовать умение чисто интонировать и пропевать на одном дыхании муз.фразы. Передавать динамические оттенки. Формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

Октябрь

5.

Занятие

9-10

1.Приветствие «Давайте познакомимся» 2. Развивающая игра «Чики-чики, чикалочки» 3.Музыкальная грамотность Певческая установка «Сидит Дед» 4.Распевание «Гуси» 5.Пение «Осень наступила» муз. Насауленко, «Урожай собирай» муз. Филиппенко

- Пропой своѐ имя – ласково - Развитие слухового внимания и ритма - Способствовать правильному положению корпуса - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Точно интонировать музыкальные интервалы. Петь, не напрягаясь, протягивая звуки. Песни исполнять эмоционально. - формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

6.

Занятие 11-12

1.Приветствие «Пропой имя соседа слева» 2. Развивающая игра «Цыплята» 3.Музыкальная грамотность «Дыхание» «Дирижер» 4.Распевание «Кукушка» 5.Пение «К нам гости пришли», «На мосточке» муз. Филиппенко 6.Музыкальная игра «Эхо»

-Развивать способность точно интонировать, развитие певческой импровизации - Развитие чувства ритма (пение по ритмическим карточкам) - развивать способность увеличивать продолжительность задержки дыхания и выдоха. - Развивать способность точно интонировать. - Эмоционально воспринимать весѐлый, радостный характер песен. Внимательно слушать вступление, и начинать пение сразу после него. Познакомить детей с песней. - развивать умение исполнять попевку с различной динамикой.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

7.

Занятие 13-14

1.Приветствие «Пропой имя соседа слева» 2. Развивающая игра «Цыплята» 3.Музыкальная грамотность «Дыхание» «Дирижер» 4.Распевание «Кукушка» 5.Пение «К нам гости пришли», «На мосточке» муз.Филиппенк 6.Музыкальная игра «Эхо»

- Развивать способность точно интонировать, развитие певческой импровизации - Развитие чувства ритма (пение по ритмическим карточкам) - развивать способность увеличивать продолжительность задержки дыхания и выдоха. - Развивать способность точно интонировать. - Чисто интонировать мелодический ход на квинту вверх и малую терцию вниз. Побуждать детей импровизировать: - развивать умение исполнять попевку с различной динамикой.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

8.

Занятие 15-16

1.Приветствие «Пропой имя соседа справа» 2. Развивающая игра «Зеваки и торопыги» 3.Музыкальная грамотность «Быстро - медленно» 4.Распевание «Ходит зайка по саду» 5.Пение «К нам гости пришли», «На мосточке» муз. Филиппенко 6.Музыкальная игра «Неумеха» пальчиковая игра

- Развивать способность точно интонировать, развитие певческой импровизации - формировать умение «передать» ритм песни друг другу (по одному хлопку) - развивать навык спокойного и энергичного вдоха - Развивать способность точно интонировать. - Делать логические ударения в муз.фразах. Усиливать силу звучания к концу третьей фразы и ослаблять к концу песни. - формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

Ноябрь

9.

Занятие 17-18

1.Приветствие «Пропой имя соседа справа» 2. Развивающая игра «Зеваки и торопыги» 3.Музыкальная грамотность «Быстро - медленно» 4.Распевание «Ходит зайка по саду» 5.Пение «Новогодняя - хороводная» муз.Попатенко, «Российский Дед Мороз», «Тик-так» 6.Музыкальная игра «Неумеха» пальчиковая игра

- Развивать способность точно интонировать, развитие певческой импровизации - формировать умение «передать» ритм песни друг другу (по одному хлопку) - развивать навык спокойного и энергичного вдоха - Развивать способность точно интонировать. - Эмоционально воспринимать весѐлый, радостный характер песен. Внимательно слушать вступление, и начинать пение сразу после него. Учить применять приобретѐнный опыт – умение подобрать ритмический рисунок.

- формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

10.

Занятие 19-20

1.Приветствие «Поздоровайся с кем хочешь» 2. Развивающая игра «Ритмический аккомпанемент» 3.Музыкальная грамотность «Попеременное дыхание» 4.Распевание «Курочка» 5.Пение «Новогодняя - хороводная» муз.Попатенко, «Российский Дед Мороз», «Тик-так» 6.Музыкальная игра «Гриб - грибок» пальчиковая игра

- Развивать способность точно интонировать, развитие певческой импровизации - развивать умение сопровождать пение ритмическим аккомпанементом звуковых жестов. - сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Учить петь л.гким звуком в оживл.нном темпе. Правильно произносить гласные в словах. - формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

11.

Занятие 21-22

1.Приветствие «Поздоровайся с кем хочешь» 2. Развивающая игра «Ритмический аккомпанемент» 3.Музыкальная грамотность «Попеременное дыхание» 4.Распевание «Курочка» 5.Пение «Новогодняя - хороводная» муз.Попатенко, «Российский Дед Мороз», «Тик-так» 6.Музыкальная игра «Гриб - грибок» пальчиковая игра

- Развивать способность точно интонировать, развитие певческой импровизации - развивать умение сопровождать пение ритмическим аккомпанементом звуковых жестов. - сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Работать над чистотой интонирования при поступенном ходе мелодии вниз. Точно выполнять ритмический рисунок с изменением текста. Петь мягко, напевно, ч.тко выдерживать паузы.

- формировать умение сочетать пение с

активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

12.

Занятие 23-24

1.Приветствие «Поздоровайся с кем хочешь» 2. Развивающая игра «Хлопки» 3.Музыкальная грамотность «Мороз» 4.Распевание «Василек» 5.Пение «Новогодняя - хороводная» муз.Попатенко, «Российский Дед Мороз», «Тик-так» 6.Музыкальная игра «Ветер» пальчиковая игра

- Развивать способность точно интонировать, развитие певческой импровизации - развивать умение точно отхлопывать ритмический рисунок - развивать навык равномерного вдоха - Развивать способность точно интонировать. - Работать над чистотой интонирования при поступенном ходе мелодии вниз. Точно выполнять ритмический рисунок с изменением текста. Петь мягко, напевно, чѐтко выдерживать паузы. - формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

Декабрь

13.

Занятие 25-26

1.Приветствие «Поздоровайся с кем хочешь» 2. Развивающая игра «Хлопки» 3.Музыкальная грамотность «Мороз» 4.Распевание «Василек» 5.Пение «Ты не бойся, мама» муз. Протасова «Карамель» муз. Варламова 6.Музыкальная игра «Ветер» пальчиковая игра

- Развивать способность точно интонировать, развитие певческой импровизации - развивать умение точно отхлопывать ритмический рисунок - развивать навык равномерного вдоха - Развивать способность точно интонировать. - Разучивать песню. Работать над дикцией, артикуляцией. - формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

14.

Занятие 27-28

1.Приветствие «Здороваемся хлопками»

2. Развивающая игра «Поезд» 3.Музыкальная грамотность «Ладошки»

4.Распевание «На заре»

5.Пение «Ты не бойся, мама» муз. Протасова «Карамель» муз. Варламова

6.Музыкальная игра «Медведь» пальчиковая игра

- развивать ритмическую импровизацию

- развивать умение координировать движения в соответствии с ускорением и замедлением песни.

- развивать активный короткий вдох, для тренировки всех мышц дыхательной системы.

 - развивать ладовое чувство - Продолжать разучивать песню. Работать над дикцией, артикуляцией.

- формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод

- Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

15.

Занятие 29-30

1.Приветствие «Здороваемся хлопками» 2. Развивающая игра «Поезд» 3.Музыкальная грамотность «Ладошки» 4.Распевание «На заре» 5.Пение «Ты не бойся, мама» муз. Протасова, «Сапожки» в польском стиле 6.Музыкальная игра «Медведь» пальчиковая игра

- развивать ритмическую импровизацию - развивать умение координировать движения в соответствии с ускорением и замедлением песни. - развивать активный короткий вдох, для тренировки всех мышц дыхательной системы. - развивать ладовое чувство - Петь песню выразительно, ч.ткопропевать слова, следить за дыханием. - формировать умение сочетать пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

16.

Занятие 31-32

1.Приветствие «Здороваемся хлопками» 2. Развивающая игра «Поезд» 3.Музыкальная грамотность «Кошечка» 4.Распевание «Слон» 5.Пение «Ты не бойся, мама» муз. Протасова, «Карамель» муз. Варламова, «Сапожки» в польском стиле

- развивать ритмическую импровизацию

- развивать умение координировать движения в соответствии с ускорением и замедлением песни.

 - развивать активный короткий вдох, для тренировки всех мышц дыхательной системы.

- развивать ладовое чувство

- Эмоционально исполнять песни.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

Январь

17.

Занятие 33-34

1.Приветствие «Здороваемся хлопками» 2. Развивающая игра «Поезд» 3.Музыкальная грамотность «Кошечка» 4.Распевание «Слон» 5.Пение «Карамель» муз. Варламова, «Сапожки» в польском стиле, «Ты не бойся, мама» муз. Протасова 6.Музыкальная игра «Мы едем на автобусе»

- развивать ритмическую импровизацию - развивать умение координировать движения в соответствии с ускорением и замедлением песни. - развивать активный короткий вдох, для тренировки всех мышц дыхательной системы. - развивать ладовое чувство - Петь песню эмоционально, правильно пропевать сложные слова песни. - развивать способность ощутить темп через свои внутренние ощущения.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

18.

Занятие 35-36

1.Приветствие «Здороваемся хлопками» 2. Развивающая игра «Морской прилив и отлив» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «Ворон» 4.Распевание «Ветер» 5.Пение «Карамель» муз. Варламова, «Сапожки» в польском стиле, «Ты не бойся, мама» муз. Протасова 6.Музыкально – дидактическая игра «Кузнечик»

- развивать ритмическую импровизацию - формировать умение протяжно пропевать гласные с разной силой звука. - развитие правильной артикуляции и дикции. - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Следить за правильным звукообразованием. Петь эмоционально, выполнять фразировку.Развивать восприятие звуков секунды. - развивать ладовое чувство

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

19.

Занятие 37-38

1.Приветствие «Здороваемся хлопками» 2. Развивающая игра «Морской прилив и отлив» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «Ворон» 4.Распевание «Ветер» 5.Пение «Молодая бабушка», «Солнечные зайчики». 6.Музыкально – дидактическая игра «Кузнечик»

- развивать ритмическую импровизацию - формировать умение протяжно пропевать гласные с разной силой звука. - развитие правильной артикуляции и дикции. - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Продолжать развивать восприятие муз.интервалов. Работать над динамическими оттенками. - развивать ладовое чувство

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

20.

Занятие 39-40

1.Приветствие «Здороваемся хлопками» 2. Развивающая игра «Три сороки» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «Ворон» 4.Распевание «Зимние забавы» 5.Пение «Молодая бабушка», «Солнечные зайчики». 6.Музыкальная игра «Строим дом»

- развивать ритмическую импровизацию - формировать умение исполнять скороговорку, после исполнения произносить звукосочетание «тр-р-рь» - развитие правильной артикуляции и дикции - Развивать способность точно интонировать. - Петь эмоционально. Точно пропевать окончания муз.фраз. Учить слушать друг друга, добиваться унисонного звучания. - формировать умение исполнять попевку с контрастным темпом

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

Февраль

21.

Занятие 41-42

1.Приветствие «Пение с показом рукой высоты звучания» 2. Развивающая игра «Три сороки» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «Ворон» 4.Распевание «Зимние забавы» 5.Пение «Берѐзка» муз. Быстровой, «Весѐлый гномик» 6.Музыкальная игра «Строим дом»

- Развивать способность точно интонировать. - формировать умение исполнять скороговорку, после исполнения произносить звукосочетание «тр-р-рь» - развитие правильной артикуляции и дикции - Развивать способность точно интонировать. - Познакомить детей с новыми песнями. Определить характер, муз.особенности. - формировать умение исполнять попевку с контрастным темпом

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод

- Наглядный метод

22.

Занятие 43-44

1.Приветствие «Пение с показом рукой высоты звучания» 2. Развивающая игра «Аты-баты» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «Щенок» 4.Распевание «Птенчик» 5.Пение «Бер.зка» муз. Быстровой, «Вес.лый гномик» 6.Музыкальная игра «Маша и каша»

- Развивать способность точно интонировать. - развивать слуховое внимание - формировать умение проговаривать скороговорку в быстром темпе. - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Правильно передавать ритмический рисунок. Следить за дыханием. Выразительно исполнять песни с сопровождением и без него. - развитие ладового чувства

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

23.

Занятие 45-46

1.Приветствие «Пение с показом рукой высоты звучания» 2. Развивающая игра «Аты-баты» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «Щенок» 4.Распевание «Птенчик» 5.Пение «Бер.зка» муз. Быстровой, «Вес.лый гномик» 6.Музыкальная игра «Маша и каша»

- Развивать способность точно интонировать. - развивать слуховое внимание - формировать умение проговаривать скороговорку в быстром темпе. - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Эмоционально исполнять песни. Петь с солистами, использовать муз.инструменты в проигрыше. - развитие ладового чувства

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

24.

Занятие 47-48

1.Приветствие «Пение с показом рукой высоты звучания» 2. Развивающая игра «Кролик 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «От топота копыт»

4.Распевание «Скок-поскок» 5.Пение «Как у наших у ворот» р.н.п. 6.Музыкальная игра «Птички на проводах»

- Развивать способность точно интонировать. - формировать умение прохлопывать ритм попевок ладошками, палочками.

- формировать умение проговаривать

скороговорку с ускорением темпа. - Развивать способность точно интонировать. - Познакомить детей с песней. Определить характер произведения. Разучить мелодию и слова первого куплета. Предложить детям различные варианты исполнения песни, подвести к самостоятельному исполнению. - развивать ладовое чувство

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения

Слуховой метод - Наглядный метод

Март

25.

Занятие 49-50

1.Приветствие «Пение с показом рукой высоты звучания» 2. Развивающая игра «Кролик» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «От топота копыт» 4.Распевание «Скок-поскок» 5.Пение «Как у наших у ворот» р.н.п. 6.Музыкальная игра «Птички на проводах»

- Развивать способность точно интонировать. - формировать умение прохлопывать ритм попевок ладошками, палочками. - формировать умение проговаривать скороговорку с ускорением темпа. - Развивать способность точно интонировать. -. Предложить детям различные варианты исполнения песни, подвести к самостоятельному исполнению. - развивать ладовое чувство

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

26.

Занятие 51-52

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Кошкин дом» 3.Музыкальная грамотность «Вагоны» 4.Распевание «Тучка» 5.Пение «Как у наших у ворот» р.н.п. «Про лягушек и комара» муз. Филиппенко

- Развивать способность точно интонировать. - развивать способность певческой импровизации попадания в тонику - формировать умение изменять силу голоса и темп - Развивать способность точно интонировать. - Передавать в пении весѐлый, шутливый характер песни.

Познакомить с песней весѐлого, шутливого характера, эмоционально

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

27.

Занятие 53-54

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Кошкин дом» 3.Музыкальная грамотность «Вагоны» 4.Распевание «Тучка» 5.Пение «Как у наших у ворот» р.н.п. «Про лягушек и комара» муз. Филиппенко 6.Музыкальная игра «Птички на проводах»

- развивать способность точно интонировать. - развивать способность певческой импровизации попадания в тонику - формировать умение изменять силу голоса и темп - Развивать способность точно интонировать. - Петь мягким звуком, точно воспроизводя мелодию. Брать дыхание между фразами, точно допевать окончания муз.фраз. Варианты запева и окончания предложить найти детям. - развивать ладовое чувство

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

28.

Занятие 55-56

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Не плачь!» 3.Музыкальная грамотность «Собачки» 4.Распевание «Баран» 5.Пение «Как у наших у ворот» р.н.п. «Про лягушек и комара» муз. Филиппенко 6.Музыкальная игра «Попугаи»

- Развивать способность точно интонировать. - развивать навык певческой импровизации попадания в тонику. - развивать навык поддержки «столба дыхания» - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Развивать у детей ладовое чувство. Петь поступательно в разных тональностях. Эмоционально исполнять песни. Сопровождать пение движением. - Развивать способность точно интонировать.

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

Апрель

29.

Занятие 57-58

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Не плачь!» 3.Музыкальная грамотность «Собачки» 4.Распевание «Баран» 5.Пение «Топ и Хлоп» Т.Назаровой – Метнер, «Песенка о дружбе» М.Парцхаладзе 6.Музыкальная игра «Попугаи»

- Развивать способность точно интонировать. - развивать навык певческой импровизации попадания в тонику. - развивать навык поддержки «столба дыхания» - Способствовать развитию правильного звукообразования. - Ознакомить с новыми произведениями, уточнить характер каждого - Развивать способность точно интонировать.

- Словесный метод

- Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

30.

Занятие 59-60

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Крещендо на листьях» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «Скворцы и синицы» 4.Распевание «Бубенчики» 5.Пение «Топ и Хлоп» Т.Назаровой – Метнер, «Песенка о дружбе» М.Парцхаладзе 6.Музыкальная игра «Кто как кричит?»

- Развивать способность точно интонировать. - формировать умение протяжно пропевать гласные с разной силой звука - формировать умение четко проговаривать скороговорку - Развивать способность точно интонировать. - Совершенствовать навыки звукообразования, работать над гласными звуками. - развивать ладовое чувство

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

31.

Занятие 61-62

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Крещендо на листьях» 3.Музыкальная грамотность «Артикуляция и дикция» «Скворцы и синицы» 4.Распевание «Бубенчики» 5.Пение «Топ и Хлоп» Т.Назаровой – Метнер, «Песенка о дружбе» М.Парцхаладзе

- Развивать способность точно интонировать. - формировать умение протяжно пропевать гласные с разной силой звука - формировать умение четко проговаривать скороговорку - Развивать способность точно интонировать.

- Петь эмоционально. Совершенствовать умение чисто интонировать и пропевать на одном дыхании муз.фразы. Передавать динамические оттенки. - развивать ладовое чувство

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

32.

Занятие 63-64

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Снегири» 3.Музыкальная грамотность «Дыхание» «Котенок и шар» 4.Распевание «Солнышко» 5.Пение Пение «Топ и Хлоп» Т.Назаровой – Метнер, «Песенка о дружбе» М.Парцхаладзе 6.Музыкальная игра «Дирижер»

- Развивать способность точно интонировать. - формировать умение прохлопывать ритм попевок ладошками, палочками - развивать умение спокойного выдоха ртом - Развивать способность точно интонировать. -Точно интонировать музыкальные интервалы. Петь, не напрягаясь, протягивая звуки. Песни исполнять эмоционально. - формировать умение исполнять песню в различном темпе, в соответствии с желанием дирижера

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

Май

33.

Занятие 65-66

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Снегири» 3.Музыкальная грамотность «Дыхание» «Котенок и шар» 4.Распевание «Солнышко» 5.Пение «Котенок и щенок» Т.Попатенко, «День рождения» В.Герчик 6.Музыкальная игра «Дирижер»

- Развивать способность точно интонировать. - формировать умение прохлопывать ритм попевок ладошками, палочками - развивать умение спокойного выдоха ртом - Развивать способность точно интонировать. -Ознакомить с новыми произведениями, уточнить характер каждого. - формировать умение исполнять песню в различном темпе, в соответствии с желанием дирижера

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

34.

Занятие 67-68

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Где ты была сегодня, киска?» 3.Музыкальная грамотность «Дыхание» «Синьор Помидор» 4.Распевание «Лесенка» 5.Пение «Котенок и щенок» Т.Попатенко, «День рождения» В.Герчик 6.Музыкальная игра «Ворона и осень»

- Развивать способность точно интонировать. - развивать навык импровизации целой фразы - развитие силы дыхательных мышц - Развивать способность точно интонировать. - Совершенствовать навыки звукообразования, работать над гласными звуками. - формировать умение сочинения песенок

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

35.

Занятие 69-70

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Где ты была сегодня, киска?» 3.Музыкальная грамотность «Дыхание» «Синьор Помидор» 4.Распевание «Лесенка» 5.Пение «Котенок и щенок» Т.Попатенко, «День рождения» В.Герчик 6.Музыкальная игра «Ворона и осень»

- Развивать способность точно интонировать. - развивать навык импровизации целой фразы - развитие силы дыхательных мышц - Развивать способность точно интонировать. - Точно интонировать музыкальные интервалы. Петь, не напрягаясь, протягивая звуки. Песни исполнять эмоционально. - формировать умение сочинения песенок

- Словесный метод - Метод показа - Метод наблюдения - Слуховой метод - Наглядный метод

36.

Занятие 71-72

1.Приветствие «Пропой свое имя» 2. Развивающая игра «Крещендо на листьях» 3.Музыкальная грамотность 5.Пение любимых произведений

- Выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка.

- Метод наблюдения

1.2 Контрольная диагностика освоения детьми программного материала.

Диагностическая методика была разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П.Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных Т.М. Орловой и С.И. Бекиной. В соответствии с изученными методиками были определены уровни развития голоса и вокально-хоровых навыков.

№ п/п

Критерии

Показатели

Уровень

низкий

средний

высокий

1

Особенности голоса

Сила звука.

Голос слабый.

Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко.

Голос сильный.

2

Особенности тембра.

В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный.

Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно.

Голос звонкий, яркий.

3

Певческий диапазон.

Диапазон в пределах 2-3 звуков.

Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си первой октавы).

Широкий диапазон по сравнению с нормой.

4

Развитие дыхания

Продолжительность дыхания (звуковая проба «м»)

Менее 13 сек.

13-15 сек.

Более 15 сек.

5

Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба)

Менее 14 сек.

14-16 сек.

Более 16 сек.

6

Развитие звуковысотного слуха

Музыкально-слуховые представления.

Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения. Невозможность воспроизведения хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомойпопевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне с небольшими ошибками.

Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомойпопевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

7

Точность интонирования.

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука.

Ребенок интонирует общее направление движения мелодии, возможно чистое интонирование 2-3 звуков.

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.

8

Различение звуков по высоте.

Не различает звуки по высоте.

Различение по высоте звуков в пределах октавы и септимы.

Различение по высоте звуков в пределах сексты и квинты.

9

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка.

Поза расслабленная, плечи опущены.

Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время.

Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого.

10

Звуковедение.

Пение отрывистое, крикливое.

Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик.

Пение естественным голосом, без напряжения, протяжно.

11

Дикция.

Невнятное произношение, значительные речевые нарушения.

Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении.

Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении.

12

Дыхание.

Дыхание берется непроизвольно.

Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами.

Умение брать дыхание между фразами.

13

Умение петь в ансамбле.

Неумение петь, слушая товарищей.

Стремление выделиться при хоровом исполнении (раньше вступить, петь громче других).

Умение начинать и заканчивать пение вместе с товарищами.

14

Выразительность исполнения.

Пение неэмоциональное.

Ребенок старается петь выразительно, но на лице мало эмоций.

Ребенок поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой.

Диагностика вокально-хоровых навыков

Дата диагностирования_________________________

Группа ________________________________

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Певческий диапазон

Сила звука

Особенности тембра

Продолжительность дыхания (звуковая проба «м»)

Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба)

Точность интонирования

Звуковысотный слух

1

2

3

4

1.3. Требования к уровню подготовки воспитанников: с учетом возрастных особенностей.

I - Интерес, потребность в слушании песен. - Объем музыкально-слуховых певческих представлений. - Определение видов песен. - Культура слушания песни. - Целостное восприятие песни. - Дифференцированное восприятие песни. - Восприятие певческих умений и навыков. - Восприятие основ певческой техники. - Эмоциональная отзывчивость на песню. - Выражение отношения к прослушанной песне.

II - Интерес, потребность в освоении новой песни. - Объем исполняемого песенного репертуара. - Выразительность, эмоциональность исполнения. - Использование средств музыкальной выразительности для передачи эмоционально-образного содержания песни. - Владение певческими умениями и навыками: звуковедение, звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонирования, чувство ансамбля (ритмического, динамического, тембрового). - Основы певческой техники исполнения. - Самостоятельность исполнения песни. - Использование песен в повседневной жизни. - Выражение отношения к исполненной песне в словах, движениях, рисунке.

III - Проявление своих творческих возможностей в выразительном исполнении песни. - Музыкально-творческие песенные импровизации.

Так же: - различать высокие и низкие звуки в пределах квинты, кварты; - слышать долгие и короткие звуки; - узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку; - петь естественным звуком, напевно, выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности; - чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него; - дать оценку качества пения других детей; - импровизировать простейшие мелодии на заданный текст соответствующего характера; - дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос; - находить тонику в предложенном варианте.

2. Контроль за реализацией программы Контроль за реализацией программы: тематический, предупредительный осуществляет заведующий, зам.зав по ВМР, старший воспитатель.

Мероприятия контроля

сроки

ответственные

1

контроль качества предоставления дополнительных услуг

Ноябрь (2 неделя) Март (2неделя)

Зам.зав. по ВМР

2

контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана, СанПиН

Февраль

Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР

3

Стартовый и итоговый мониторинг

май

Зам.зав. по ВМР

4

Контроль за созданием условий для обучения детей пению

сентябрь

Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР Зам.зав. по АХР

3. Механизм реализации программы

В начале обучающего периода проводится стартовая диагностика, с целью выявления навыков и способностей детей дошкольного возраста, в конце периода обучения проводится итоговая диагностика.

Список литературы:

1. Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль «Академия развития», 1997 год.

2. Л Абелян «Как Рыжик научился петь», Москва «Советский композитор», 1989 год.

3. А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребѐнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год.

4. О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год.

5. М. ЮКартушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва ООО «Издательство «Скрипторий 2003»», 2010 год.