Проект "ФОЛК глазами детей"

Мирясова Татьяна Николаевна

Предлагаю вашему вниманию долгосрочный проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 имени кавалера ордена Красной Звезды Ю. В. Гаврилова городского округа Сызрань Самарской области

Долгосрочный проект

"Фолк глазами детей"

Авторы:

Мирясова Татьяна Николаевна - музыкальный руководитель

Чиркова Елена Евгеньевна - воспитатель

г. Сызрань, 2021-2023

ВВЕДЕНИЕ.

Сейчас многие стремятся восстановить историческую ценность русского народа различными способами (концерты русских народных ансамблей, игровые и танцевальные вечерки, экскурсии). Эта тема интереснапедагогам тем, что помогает передать исторический и патриотический опыт следующему поколению. В нашем СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о.Сызрань» было выбрано направление исследования русских народных праздников, поскольку он является объединяющим фактором обрядов, культуры и людей, так же способом передачи наследия последующему поколению в яркой и веселой форме. Вместе с тем, из-за повторения праздников, у человека подсознательно лучше усваиваются нормы, основы культуры русского народа. Сегодня в век фейков, которые ведут е изменению исторических правд и акцентов, важно научить детей с малого возраста понимать ясно свою культуру, формировать уважение к своей истории и создавать условия для передачи отечественного наследия в массы. Поэтому, рассуждая о том, как найти возможность заинтересовать детей фольклорным достоянием, мы нашли способ, который представляет собой погружение ребят в похожую атмосферу русских народных праздников с помощью устного творчества, народной музыки, исторических ценностей каждого мероприятия, атрибутов, декораций и т.д.

АВТОРЫ ПРОЕКТА «ФОЛК ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»:

Мирясова Татьяна Николаевна – музыкальный руководитель

Чиркова Елена Евгеньевна –воспитатель

ЦЕЛЬ:  воспитание нравственно – патриотических чувств дошкольников путем приобщения к русской национальной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить и объяснить основы русских народных праздников детям.
  2. Понять, как актуально на сегодняшний день передать знания о русских народных праздниках семьям воспитанников.
  3. Разработать подробный план проекта «Фолк глазами детей».
  4. Подобрать интерактивный, дидактический и видео материал, атрибуты для исследовательской деятельности.
  5. Привлечь родителей в исследовательскую работу и к участию в русских народных праздниках.
  6. Предложить родителям воспитанников пополнить экспонаты в уголке старины СП.
  7. Провести русские народные праздники в соответствии с правилами и исторической ценностью каждого мероприятия.
  8. Обсудить с детьми как можно передать полученные знания о русских народных праздниках в массы.
  9. Создать видео-контент для видео-публикаций русских народных праздников на практике.
  10. Поставить спектакль, в котором будет использован русский народный фольклор.
  11. Провести анкетирование среди родителей воспитанников в начале и в конце исследовательского проекта.
  12. Изготовить атрибуты для русских народных праздников.
  13. Научить играть в русские народные игры.
  14. Показать структуры танцевальных хороводов, ручейков.
  15. Научить основам русской народной пляски.
  16. Разучить русские народные песни, выполнять танцевальные движения, подыгрывания.
  17. Исследовать как фольклор влияет на детей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Детский фольклор

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом исследования является влияние фольклора на детское мышление, коммуникабельность и креативность.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

В качестве продукта проекта «Фолк глазами детей» является театрализованная постановка русской народной сказки «Царевна Лягушка»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Исторический метод
  • Моделирование
  • Анкетирование/Опрос
  • Практический метод (имитация)

ГИПОТЕЗА ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОРЕКТА

Мы предполагаем, что понимание фольклора детьми, даст хорошие результаты как в воспитании, образованности, так и коммуникабельности при слаженной работе педагогов и родителей.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемой проекта является не использование русских народных традиций дома. Они не «в тренде». И прежде чем детям передать опыт праотцов, следует вначале вовлечь в проект родителей, привить такой интерес к фольклору, чтобы родители самипродолжали идею проекта после его завершения.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
  • Выбрать тему
  • Составить план
  • Определить цель
  • Выдвинуть гипотезу
  • Оценить ожидаемые результаты
  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
  • Поиск информации по теме каждого праздника
  • Поиск литературы
  • Изучение определенных особенностей каждого праздника

СРОК РАБОТЫ: 2021 – 2023

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Проверить анализ литературных источников
  2. Представлены примеры конкретных праздников
  3. Изучены конкретные обряды, события, игры, танцы и песни фольклора
  4. Детально проанализирована сказка

ПРАКТИЧЕСКАСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Представлен анализ
  2. Проведены мастер-классы
  3. Приведены детальные характеристики русских народных праздников
  4. Представлен экономический расчет
  5. Представлен видео материал
  6. Представлен фото материал

ОБЩИЕ МЕТОДЫ

  • Создана модель праздников:
  • Разработан прогноз развития
  • Выдвинуты предположения

План проекта "Фолк глазами детей"

Работа музыкального руководителя

Работа воспитателя

Работа с родителями

09.21

14.09 Семен летопроводец.

Цикл занятий  "Традиции не мода" - Беседа  "Хороводные знаки"

Сборник  упражнений "Школа русской пляски": разучивание элементов хоровода "На горе то калина" р.н.м., "Овощной хоровод" муз. Лукониной, сл. Л.Чадовой

Альбом "Русской народной песни" Песня "Как у наших, у ворот" р.н.п

Развлечение  "Русский хоровод"  

Весь год читать русские народные сказки близкие по темам, рассматривать иллюстрации

Создавать видео

Найти и рассмотреть вместе с детьми иллюстрации хороводов картину "Хоровод на селе" Алексея Саврасова. Обсудить какое наименьшее количество людей могут собраться в хоровод. Обратить внимание на движения участников хоровода (чем они похожи, может ли кто-то выделяться в хороводе?)

Придумать вместе с детьми знак-символ хоровода и нарисовать его.

10.21

 14.10 Покров день

Цикл занятий  Традиции не мода" - Беседа об осенних обрядах связанных с капустой.

Слушание "Пляска скоморохов" муз Н.Римский  Корсаков из оперы "Снегурочка"

Музицирование"Как у наших  у ворот" р.н.п.

Цикл упражнений "Школа русской пляски": Хоровод "Искорка"

Альбом "Русская народная песня": Пение "Вейся капустка"

Праздник "Задорный капустник"

Изготовление салата.

Сценка "Капуста и зайцы"

Чаепитие

Предложить снять для детей короткое видео с пословицами о капусте.

Посмотреть дома  утварь : кадку и сечку.

Рассмотреть картину "Соленье капусты" Евгений Трошин - предложить составить описательный рассказ.  "Осенний сельский праздник" Б.Кустодиев обсудить, почему в разных местах находятся разные  группы людей, уделить внимание телеге.

Найти фотографию и рассмотреть русский музыкальный инструмент ДРОВА. Обратить внимание из чего они сделаны.

11.21

Цикл занятий  Традиции не мода" - Беседа о происхождении шумовых русских народных инструментов: виды трещоток, бубны, балалайки, гусли.

Интерактивная игра "Угадай музыкальный инструмент".

Цикл упражнений  "Школа русской пляски": Разучивание элементов танца Кадриль.

6.11 Афанасьев день.

читаются заговоры на дружбу. Нельзя никого обижать и ругать  - много будет неприятностей в году.

Найти и посмотреть видео "Русская народная свистулька". Обсудить из чего сделана, какой звук имеет, на что звук похож.

Рассмотреть картину "Боян" Максима Фаюстова - обсудить историю, которая происходит на картине. "Хохлома" - Светлана Новикова - обсудить как художник с помощью ярких красок передает радость и красоту от русских сувениров.

12.21

Цикл занятий  Традиции не мода" - Беседа "Парный танец на Руси".

Альбом "Русская народная песня: ""Пение "Русская зима" муз. Нина Бродская,

Цикл занятий "Школа русской пляски": элементы женского русского народного танца "Танец Василис" муз. И.Якушенко, сл. В.Коростылев

Слушание "Валенки" р.н.п.

Цикл занятий "Школа русской пляски": Элементы парного русского народного танца "Потолок ледяной"  муз. Э.Ханок, сл. С.Островой

1.12 День Зимоуказатель. Считается, что сколько раз погода переменится за день, столько же раз она поменяется за зиму.

Посмотреть вместе с детьми мультик "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова  1952г. Обсудить характер главных героев. Волшебство в каких моментах встречается. Обратить внимание на красочность декораций мультфильма.

Найти иллюстрацию музыкального инструмента свирель, посмотреть обучающее видео "Изготовление русской свирели" и рассмотреть е строение. Вспомнить, кто на нем играл в сказке "Снегурочка"

1.22

"Святки" 9.01

Цикл занятий  Традиции не мода" - беседа "Игры на колядование"

Подвижная игра "Ведьмина метёлка"

Муз.Игра "Ай да бабушка Яга"

Слушание "Колядки" р.н.п, "Рождественское чудо"

"Шла коза по лесу" р.н. игра

Хоровод  "Я по горенке иду" р.н.п

Развлечение "Святки"

Выставка "Рождественская история"

Чаепитие

Посмотреть с детьми «Что такое колядки. Игра в колядование. Музыкальные мультфильмы для детей» Мария Шаро. Предложить послушать колядку муз. и сл. Татьяны Рядчиковой. https://ok.ru/video/1577920038346 

Найти и прочитать книгу Ольги Першиной "За окошком рождество", обратить внимание на иллюстрации Ольги Селивановой - обсудить сюжет картинок, значение атрибутов, которые там присутствуют.

Найти и посмотреть обучающее видео об изготовлении  русского музыкального инструмента "Деревянные ложки"

2.22

Знакомство с пословицами и поговорками про пляску.

Работа со сборником "Школа русской пляски", колядование "Масленница кривошейка"

Пляска "Вот блины мои блины"

"Масленница"

Посмотреть с детьми пластилиновый мультфильм "Масленица: история и традиции".https://youtu.be/qiGruhFy8dI. Найти и прослушать «Весну встречаем на масленницу» муз. Н.Трубачев

Найти и посмотреть серию работ Игоря Шаймарданова "Псковская Масленница", обсудить в чем сюжет картин, и почему именно блин занимает центральное место на картинках.

Найти и посмотреть обучающее видео "Перкуссия. Бубны"

3.22

22.03 Сороки.

Цикл занятий  Традиции не мода" - Обряды на праздник "Жаворонки"

Цикл упражнений "Школа русской пляски": Хоровод  «Весенний хоровод»

Альбом "Русской народной песни": Пение "Ой кулики, жаворонушки" р.н.п.

"Согревайте скорей землю солнышка лучи" С.Насуленко

Музицирование "Веснянка"

Развлечение"Жаворонки"

Разучивание закличек

Предложить дома испечь жаворонков. Найти и посмотреть танец  "Весенний хоровод" в исполнении "Березка", обратить внимание на выбор атрибутов, обсудить красоту танцевальных элементов. Нарисовать вместе с детьми иллюстрацию на песню "Согревайте скорей землю солнышка лучи" С.Насуленко

4.22

"Пасха"

Цикл занятий  Традиции не мода" - беседа о пасхальных знаках, как они отразились в искусстве.

Слушание праздничный колокольный звон.

Альбом "Русской народной песни": Пение "Вербное воскресенье"

Подвижная игра "Катание яиц"

Музицирование "Яичко" И.Краско

Цикл упражнений "Школа русской пляски": Разучивание элементов  русского танца в тройках "Пасхальное утро"

Развлечение "Пасха"

Рисование

Предложить воспользоваться выученными песенками во время христосования. Обсудить почему важно приносить людям радость именно детям.

По картине "Приготовление к Пасхе" Сергея Милорадовича составить описательный рассказ.

 Посмотреть обучающее видео "Как делают церковные колокола". Предложить послушать утренний пасхальный звон.

5.22

"Красны девицы да добры молодцы" 1.05 Красная горка

Настольный театр "Усолка" былина о богатырше из Самарского края.

Участие в конкурсе фестивале "Самарское кольцо" с праздником "Капустник".

Цикл упражнений "Школа русской пляски": Разучивание элементов кругового танца земли Самарской.

Предложить поучаствовать в конкурсе фестивале "Самарское кольцо".

Рассмотреть иллюстрации к легенде Самарского края "Усолка", обсудить сюжет картин.

Посмотреть месте с детьми мультфильм "Василиса Микулишна", обратить внимание на музыкальный фон главной героини.

Посмотреть обучающее видео об изготовлении гуслей. Вспомнить, когда они были в мое и как называются музыканты, игравшие на гуслях.

6.22

24.06 Ивана Купало

Цикл занятий  Традиции не мода" - беседа о традициях на празднике Ивана Купало.

Цикл упражнений "Школа русской пляски": Хоровод "Березка", парный танец "На Ивана на Купало", девичий танец "Девка по саду ходила"р.н.п.

Подвижная игра "Ручеек" со сменой рук,

Пригласить на семейный квест-праздник Ивана Купало в лесопосадке.

Рассмотреть картину "Ночь на Ивана Купала" Ивана Соколова, обсудить какой именно обряд показан.

Выучить частушки для музыкального батла.

Повторить старинные русские бытовые предметы.

Предложить разучить обрядовую п/и "Ручеек - в два направления", поучаствовать в хороводных играх.

Попробовать в быту коромысло. Обсудить с детьми для чего оно служит и почему в нынешнее время коромысло не актуально.

7.22

Цикл упражнений "Школа русской пляски": девичий танец "Девка по саду ходила"р.н.п.

Музицирование "Калинка - малинка" р.н.п.

9.07 День Давида-земляничника. Если в этот день положить в карман траву земляники, то можно идти занимать любую сумму - отказа не будет.

Найти и посмотреть с детьми НХА "Земляничка" - русский народный танец, обратить внимание на легкое движение ног., попробовать повторить танцевальное движение шаг с пружинкой.

Найти и посмотреть обучающее видео о производстве гармони. Обратить внимание, что гармонь одна может заменить ансамбль инструментов, поэтому под нее устраивались танцы, а быть гармонистом было очень почетною

08.22

24.08. День русской народной игрушки и день рождение создателя первого музея кустарной игрушки Николая Батрама.

Цикл упражнений "Школа русской пляски": парный танец "Дымковская игрушка", Девичий театрализованный танец "Матрешки"

Пение "Моя Россия", "Россия ты моя звезда"

Подвижная игра "Коза".

Музицирование "Наши ложки русский сувенир".

Мастер - класс для родителей "Мастерская народной игрушки"

Найти и рассмотреть портрет Николая Батрама, его музей и выставки с него. Посмотреть вместе с детьми немое кино с участием Николая Батрама "Приключение Балвашки".

Предложить принят участие в мастер-классе по созданию обереговых игрушек. Предложить разучить п/и "Ручеек в четверочке", спеть песню о России, поучаствовать в хороводных играх.

09.22

23.09 "Рябинник"

Цикл занятий  "Традиции не мода" - беседа о традициях и обрядах и легендах, связанных с рябиной.

Хоровод  девичий с платочками "Рябинушка"

Парный танец  "Рябинок и орехов.

Альбом "Русской народной песни": "Рябина моя"

Слушание "Рябина, рябинушка", "Тонкая рябина"

Выставка

Обсудить легенду, которая легла в основу песни "Тонкая рябина". Предложить сделать оберег из веточек дерева рябины.

Рассказать детям, что из рябины делают рукоятки для ударных инструментов, из-за ее прочности.

10.22

Интерактивная викторина "Сказочная Россия"

Слушание "Песня Василисы из м/ф "Царевна Лягушка"

Интерактивная игра "Профессии театра"

Оформление театральной кассы.

Спектакль "Царевна Лягушка"

Приглашения на сказку, афиша

Предложить прочитать и посмотреть вместе с детьми м/ф "Царевна Лягушка", обсудить интерьер царского терема, костюмов каждого персонажа, закрепить сюжетную линию каждого героя.

11.22

Альбом "Русская народная песня" "Три синички"

Цикл упражнений "Школа русской пляски": Разучивание элементов "Плясовая"

Хоровод "Узоры луговые"

12.11 День Зиновия, синичкин праздник. Читаются заговоры на воду для здоровья, удачи и благополучия.

Записать на видео пословицы и поговорки про синиц для демонстрации детям на занятиях.

Предложить рассмотреть картины с птицей СИРИН. обратить внимание, что эти птицы волшебные и пение их тоже волшебное (может рассказать о будущем, а может и ввести в специальный сон). Попробовать нарисовать птицу СИРИН вместе с детьми.

12.22

7.12 День Екатерины Санницы

Цикл занятий "Традиция не мода" - беседа о традициях, связанных с санями.

Слушание "Эх вы, сани! Кони, кони"

Цикл упражнений "Школа русской пляски":  элементы парного танца "Саночки" Людмила Лядова, Хоровод "Санушки" Солнцеворот

Альбом "Русская народная песня": "Сами саночки бегут"

Найти и посмотреть танец "Северное сияние" в исполнении ансамбля "Березка". Поделиться впечатлениями от передачи образа зимы с помощью танцевальных движений и атрибутов.

Найти и посмотреть обучающее видео о бубенцах.

1.23

13.01 Маланья "Щедрый вечер"

Цикл занятий "Традиция  не мода" - беседа о традициях, связанных с санями.

Хороводная игра "У бабушки Маланьи"

 Альбом "Русская народная песня": "Рассыпала Маланья бобы"

Сборник упражнений "Школа русской пляски": разучивание танцевальных элементов русского  перепляса

Колядование "Щедрый вечер, добрый вечер"

Подготовить элементы костюмов для показа мод из картона «Рождественские ангелы» для девочек и «Расписное колесо Спиридона - Солнцеворота» для мальчиков.

Найти и посмотреть видео мастер - класса об изготовлении  музыкального инструмента ТРЕЩОТКА.

2.23

Комоедица

Слушание "Наши русские блины".

Альбом "Русская народная песня": "Масленница -Комоедица"

Сборник упражнений "Школа русского танца": Разучивание танцевальных элементов из пляски с медведем.

Колядование "Тин-тинка"

Музыкальная игра "Блины"

Развлечение "Комоедица"

Найти и посмотреть обучающее видео о производстве БАЛАЛАЙКИ. Обсудить поговорку "Первый блин КОМом" (КОМ - медведь).

Рассмотреть серию картин "Охотничья живопись" Владимира Леонидовича Муравьева, обсудить как проходит мирная жизнь медведей.

Найти и посмотреть  обучающее видео изготовления балалайки. Обратить внимание на вид инструмента. Найти и посмотреть видео с выступления балалаечника Алексея Архиповского и  обсудить  способ игры на ней.

3.23

30.03 Ладодение

Цикл занятий "Традиция  не мода" - беседа о традициях, связанных с

Альбом "Русская народная песня": "Такой, такой журавель"

Слушание "Журавли - журавушки"

Подвижная игра "Журавли, журавли"

Сборник упражнений "Школа русского танца": разучивание элементов Хоровод  дедевичьего хоровода "Журавель-журавушка" и мужской пляски "Хлопушка"

Выпекание журавлика, заряжают украшения на здоровье и мудрость

Найти и посмотреть хороводный танец "Прялица", обратить внимание на синхронность и красоту движений.

04.23

1.04 пробуждение домового.

Цикл занятий "Традиции - не мода" - беседа о частушках и ее особенностях.

Альбом "Русская народная пеня": шуточная песня "Домовой"

Сборник упражнений "Школа русского танца": разучивание танцевальных элементов "Русская изба"

Акция "День частушек"

Найти и посмотреть хороводный танец "Березка" в исполнении ансамбля "Березка". Обсудить выбор атрибутов и мелодии для танца.

05.22

Альбом"Русская народная песня": "Уж как я ль мою коровушку люблю".

Музицирование "Ходит бродит по лужку Рыжая корова"

Сборник упражнений "Школа русского танца": Хоровод "Капуста", пляска "Травушка муравушка"

Подвижная игра "Убежало молоко"

16.05 День Мавры рассадницы, молочницы, зеленые щи

Найти и посмотреть танец  "Узоры" в исполнении ансамбля "Березка". Обратить внимание на быстроту темпа в попарном танце, объяснить что без слаженной работы партнера красивого танца не получится.

Капустник.

ТН: Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние!

Дима:

Веселись честной народ!

Капустник нынче к нам идет.

Вика:

С озорными шутками,

Веселыми прибаутками!

ЕЕ: У нас сейчас одна забота праздник «Капустник» для вас показать пришла пора,

Все: Чтоб не скучала на нём детвора.

ТН: Раз праздник осенний, тогда и осень символически пригласим.

Кира и Миша:

Добрый праздник урожая нам известен с давних пор.

Пусть сегодня отмечает каждый дом и каждый двор!

Песня – игра «Осень по садочку ходила»

1.Осень по садочку ходила.

Листики свои обронила.

Обошла весь сад, обыскала,

Листья не нашла плакать стала.

Ника: Слышу, листья шелестят,
За спиною у ребят.
Я их не нашла.
Помогите мне, друзья!
Все: Листики свои возьми,
Но сначала догони!

Собери листья. Возьми капусту.

ЕЕ: А вы знаете, что Слово «капуста» произошло от древнеримского

«ка`путум», что в переводе на русский означает «голова».

Готовь сечку и кадку

Леша:

На Руси капусту уважают.

Её за обе щёки ребята уплетают.

С ней делают салаты, супы и голубцы…

Едите вы капусту?

Дети: Да!

Тогда вы молодцы!

ТН: А ещё капусту квасят на зиму с помощью этих предметов. В кадке рубят капусту с помощью такого топорика, который называется СЕЧКА.

покажи капусту в банке.

ЕЕ:А вы знали, что наши предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ её заквашивания.

ТН: Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. А секрет закваски раскроет наша Соня.

Соня: Пару дней она бродила – надо в погреб выносить,

            А не то её придётся козам всю, потом скормить.

ТН: А главное...

Даня: Без капусты в доме пусто,

Без капусты жить не вкусно.

Степа:

И лечебна, и вкусна –

Все: Она нам всегда нужна.

Готовь ширму и маски

ЕЕ: Молодёжь с нетерпением ожидала праздника Капустника. Весело они проводились, с разговорами, шутками-прибаутками.

ТН: И на нашем празднике была шуточнаясценка про капусту, которая собиралась в гости к зайцам и попала в просак.

Сценка «Сказка о капусте».

ЕЕ: Как-то осенью, чуть свет

Пригласили на обед

Зайцы модницу Капусту.

ТН: Капуста ручками всплеснула,

На приглашенье улыбнулась…

Капуста Лера К: Ах, как славно! Хруп – хруп!

Зайцы мне готовят суп!

ЕЕ: Капуста долго наряжалась,

В сто одёжек одевалась…

К обеду лишь управилась…

Наконец отправилась!

Капуста Лера К.: Хруп – хруп! Хруп – хруп!

Зайцы мне готовят суп!

ТН: Вот пришла к зайцам Капуста

И за стол уселась с хрустом.

Капуста Лера К.: Добрый день вам, хруп – хруп!

Подавайте, Зайцы, суп!

ЕЕ: Ну, а Зайцы говорят…

Заяц 1Руслан: Покажите свой наряд!

Вы снимайте-ка пальто!

Не возьмёт его никто! (убегает)

Заяц Глаша: У нас тепло, мороза нет.

Вы снимайте и жилет!(убегает)

Заяц Сеня: Нарядились-то вы как.

Вы снимайте и пиджак! (убегает)

ЕЕ и ТН: Зря Капуста наряжалась!

С кочерыжкой лишь осталась!

Поклон

Встаньте рядом пока дети расходятся на кадриль

ЕЕ: На капустных вечерках могло завязаться знакомство с хозяйским сыном, а там – глядишь, и свадебка.

ТН: Спросит подрастающий ребёнок у молодой матери: “Где меня взяли?”. ЕЕ: Вспомнит она весёлые заготовки, улыбнётся и ответит малышу: (должны сказать родители)“В капусте нашли”.

ТН: И мы с ребятами знаем, как знакомиться девочками, которые живут на соседней улице.

Танец кадриль «Как у наших у ворот»

Как у наших у ворот 2р,

Муха песенки поёт,

Комар музыку ведёт,

Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой звала.

ЕЕ: После дружной совместной работы, рубки кочанов, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки.

Хоровод «Искорка»

ЕЕ: Играми да плясками сыт не будешь, поэтому предлагаю

Снимает салфетку с подноса, на котором лежит капустный пирог.

ТН: Пирог вкусный, ароматный,

Будем пробовать ребята?

За обе щёки уплетайте

Да Капусту вспоминайте!

«Святки»

Ведущая: К нам на Святки пришли колядки.

Что за праздник эти Святки?

Вы не знаете, ребятки?

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Праздник знали и любили.

Наряжались и шутили!

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

Звучит мелодия русского перепляса. В круг выбегают девочки, наряженные в русские платки, играют в снежки.

1- я: Есть ли в году время лучше, чем наша красавица зима?

2 –я: Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как лес разукрасила!

3 –я: А какие кругом снежные сугробы и горки! Катишься с такой горы на санях, и дух захватывает!

4 –я: Но самое весёлое время зимой – праздники, когда все дарят друг другу подарки и водят хороводы.

5 –я: А давайте и мы споём песню про красавицу зиму да снежную метелицу, которая замела все дорожки!

6 - я: Да не просто споём, а хоровод заведём!

7 –я: Так чего же вы сидите, в хоровод скорей идите!

Песня «Русская зима»

1Ведущая: В старину через неделю после встречи Нового года в России начинали праздновать весёлую пору Святок. Все гуляли вечерами, наряжались в костюмы, пели специальные песенки, которые назывались колядки.

2Ведущая: Люди радовались, если к ним приходили колядовщики. Это считалось доброй приметой, поэтому гостей старались угостить пряниками и пирогами. Давайте послушаем праздничные колядки.

Дети слушают в записи коляду.

1 –й: Пришла коляда накануне Рождества!

Коляда, коляда, отворяй – ка ворота!

2 - й: Мы ходили, мы искали

Коляду, коляду,

А нашли мы коляду

В нашем детском вот саду!

3 - й: Ой, колядка – коляда,

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра вам принесла!

4 –й: Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

А велит нас угощать!

5 –й: Не дашь пирожок –

Мы корову за рожок,

Свинку за щетинку,

Быка за хребтинку!

6 –й: С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были, много лет прожили!

1Ведущая: Хозяева угощали дорогих колядовщиков пряниками. Это пряники не простые, а особенные – выпекаются специально к святочным праздникам. Называются они – козюльки, на них изображены коровки, барашки, лошадки. Такие пряники приносили в дом счастье.

2Ведущая: Очень часто один из колядовщиков наряжался козой, хозяева козу особенно уважали и почитали.

Видео с  пословицами от родителей

Где коза проходит, там пшеница родит.

Где коза махнёт хвостом, там и хлеб взойдёт кустом.

Дети хлопают в ладоши,и говорят приговорку:

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

(Выбегает Коза, пляшет, затем спотыкается и падает).

1Ведущая: Что случилось? Почему Коза упала?

ДЕТИ: Наша Козочка просит угощение. Тогда она встанет и попляшет. (Козу угощают)

2Ведущая: А сейчас, детвора, поплясать с Козой пора!

Пляска – игра «Шла коза по лесу»

1Ведущая: Расступись, честной народ,

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

Шутками - побасками!

«Хоровод»

Я по горенке иду,

друга я себе найду.

Вот ты,

Вот я,

вот компания моя.

1Ведущая: А вы знаете, ребята, что в старину люди гадали? Им очень хотелось узнать, что ждёт их впереди в наступившем году.

(Ведущая расставляет горшочки (5) для гадания, затем дети встают в большой круг).

2Ведущая: А теперь мы погадаем, под горшочки все заглянем.

Дети по кругу идут хороводом, говоря слова:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, что станется?

Плохое пусть останется.

Итак, до последнего горшочка. К каждому горшочку подходит ребёнок, открывает крышечку, достаёт предмет, который там лежит.

1Ведущая: В горшочках лежат:

Полотенце! (Далеко расстилается, ждут тебя путешествия в дальние страны);

Булка! (Будет в твоём доме всегда тепло и красиво)

Лента! (К богатству, прибыли)

Колечко! (Сейте муку, пеките пироги, гости будут да женихи)

Дети садятся на места

Звучит музыка, в зал вбегает Б - Яга.

Баба –Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу! (заглядывает в горшочки. В последнем пятом горшочке лежит веточка)

Б Яга: А это к чему?

2Ведущая: Да, наверное, к новому помелу!

Б- Яга: А колечка больше нет?

1Ведущая: Так ты замуж хочешь, Баба-Яга? Не поздновато ли? Лет – то тебе сколько?

Баба –Яга: Ах, так? Бабушку обижать вздумали? Попляшите сейчас у меня!

Игра «Ведьмина метёлка»

Летит — молчит, лежит — молчит,
Когда умрет, тогда ревет.

(Снег)

 

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.

(Санки)

Упрятались голышки

в мохнатые мешки,

четверо вместе,

один на шесте.

(Пальцы в рукавичках)

Баба –Яга: А теперь приглашаю на веселую игру!

Музыкальная игра «Ай, да бабушка яга»

Баба –Яга: (выносит угощение)

Дай бог тому,

Кто в этом дому,

Добрым хозяюшкам,

Да милым детушкам!

Чтоб здоровы были,

Да много лет прожили!

1Ведущая: А мы приглашаем всех ребят на чаепитие!

Звучит музыка, дети выходят из зала.

Ивано Купало

Ведущая 1: Здравствуйте, люди добрые!

Ведущая 2: Гости званые и желанные! (Кланяется.)

Ведущая 1: Сегодня мы с вами отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала.

Ведущая 2: В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания).

Ведущая 1: В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник.

Ведущая 2: По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.
Ведущая 1: Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство.

Ведущая 2: По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

Ведущая 1: А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.

Ребенок: 

Сегодня день Ивана Купала,

Танцуйте, пойте, веселитесь,

Играйте в игры, купайтесь много.

Ребенок: 

О пламя жаркого огня

На берегу реки не обожгитесь!

Ребенок: 

Чудный праздник настает,

Папоротник вдруг цветет.

Ребенок: 

Кто его смог отыскать,

Будет счастье тот встречать.

Песня «Русская деревня»

     

1.Ну зачем мы в городах

Коротаем годы

Почему же нас всегда

Тянет на природу

Припев: Соловьями лес звенит

Серебрит деревья

Как магнит к себе манит

Русская деревня

2.Здесь живет народ простой

Здесь гостям так рады

Здесь вокруг такой простор

Эх, привыкнуть надо

3.Города нам всем давно

Оглушили душу

Едем за город со мной

Тишину послушать

Ведущая 2: 

Солнцеворот пришел на Землю,

И в ночь случилось торжество.

Ведущая 1: 

Поверишь в древнюю легенду

Про нечисть, ведьм и озорство.

Все: 

Вас поздравляем с Днем Купала,

Желаем счастья нагадать,

Ребенок: 

И чтоб трава Иван-да-Марья

Любовь и радость могла дать

Ведущая 1: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

Хоровод «На Ивана на купало»

Ведущая 2: Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. И называли ее «Берегиня»

Ведущая 1: Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы.

Завязывание ленточек на березе

Ведущая 2: Возле такой красавицы и хороводы заведем.

Ведущая 1:  Внутренний хоровод – детский, а внешний хоровод – родительский, как оберег.

Ведущая 2:  Ведь на Руси слово «Хара» от котрого произошло слово хоровод, означает «любовь», а хороводить, означает «водить любовь». Вот и мы с вами окружим любовью своих детей.

Хоровод «Березонька»

Ведущая 1: А теперь поиграем в игру «Ручеек».  Эта игра тоже обрядовая.

Ведущая 2: Водя ручейки на праздник Купала просили созревания плодов.

Игра «Ручеек» 

(водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот, у кого веточка – становится водящим) ведущая  обращает внимание на березку и находит письмо.

Ведущая 1: Посмотрите, кого я нашла? Это же Царевна лягушка.

Здравствуйте, ребята, я Царевна из русской сказки!

В этом лесу растет цветок счастья.

Найти его сможет тот, кто все препятствия пройдет.

Вы по лесу походите, там задания найдите!

Вдруг звучит громкая музыка, появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.

Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите! 

Я – Кикимора лесная, 

Я – колдунья деловая! 

Делать пакости люблю; 

И лягушку и змею 

Положу я на обед 

Вместо булок и конфет. 

Я испортить праздник рада – 

Лучше ничего не надо! 

Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей)

Кикимора: Ох, как славно поиграла – 

  Подобрела я немало. 

  И растрогалась совсем, 

  Что кого-то, может, съем (снова пугает)

А может и дорожки в лесу к цветку счастья вам напутаю.

Ведущая 2: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри! 

Ведущая 1: В праздник Ивана Купала был обязательный ритуальный предмет – венок.  

Ведущая 2: Он собирался из душистых трав, свежих цветов, веточек березы, дуба или ежевики.

Ведущая 1: Мы предлагаем вам посмотреть танец с венками.

Танец  девочек с венками.


(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками) 

Кикимора (дрожит): Ой, ой, ой, боюсь, боюсь! 

                   Уберите их отсюда, 

                    Кабы не было мне худо… 

                    Я не буду вам мешать, 

                    С вами буду я играть. 

Ведущая 2: В конце праздника венки сжигали, или бросали в воду для гадания, или относили в огороды для плодородия.

Ведущая 1: А  в некоторых районах Руси делали большие венки, через который пролезали по очереди все участники обряда «для здоровья».

Обряд оздоровления «Большой венок».

Ведущая 2: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок.

Ведущая 2: Мы начинаем наш квест «По дорогам русского фольклора»

Квест

Ведущая 2: Вот мы и нашли заветный цветок счастья, и даже не один! Ведущая 1: А самое главное мы нашли еще во время игр и забав – поддержку своей семьи.

Ведущая 2: И не только, посмотрите друг на друга. Каждый из вас нашел себе новых друзей, хорошую опору и причину для новых встреч в такой замечательной компании.

Ведущая 1: И завершит наш фольклорный праздник хоровод дружбы и лада.

Хоровод



Предварительный просмотр:

Областной конкурс культурно-массовых мероприятий

в образовательных организациях

Номинация «Сила традиций народов Поволжья»

Фольклорный праздник «День Екатерины Санницы»

Автор(ы):

Мирясова Татьяна Николаевна - музыкальный руководитель,

Чиркова Елена Евгеньевна – воспитатель

СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань»

Самара, 2024 г.

Фольклорное творчество всегда было неотделимо от жизни нашего народа, оно являлось одновременно отражением его мировоззрения и психологии. Поэтому содержание русского фольклора вобрало в себя накопленное веками «житейское уменье» жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Благодаря этому фольклор приобрёл способность к нравственному очищению, а значит и нравственному оздоровлению, которое, в свою очередь, является залогом и необходимым условием духовного и физического здоровья человека. В недрах фольклора сформировалась народная педагогика – механизм развития и воспитания подрастающего поколения в России.

 Константин Дмитриевич Ушинский

Актуальность

В работе с детьми дошкольного возраста большое внимание уделяется сохранению культурных традиций, через малые формы фольклора. Устное народное творчество вызывает интерес к занятиям, помогает детям лучше усвоить материал, и позволяет украсить проведение любого мероприятия. Также в настоящее время возникает модная тенденция восстановление славянских и древнерусских обычаев. Проводятся русские вечерки с волонтерами. Это обычные люди (взрослые, работающие по различным специальностям) собираются и изучают традиции своего народа, начиная от костюма и до восстановления старорусских крепостей и слобод. Такой опыт обязательно стоит передавать детям. Испокон веков в народной культуре отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать благородством, силой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку.

Вот и педагоги СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань» решили устроить забытое русское гуляние в честь Екатерины Санницы. Без поддержки родителей наших воспитанников было бы трудно сохранить обычаи этого фольклорного праздника. В знак сохранения традиций мы постарались максимально приблизиться к данному народному празднику, попытались передать его прелесть, проникнуть в таинство обрядового действа. К тому же, данное мероприятие было снято на видео с подробными объяснениями обычаев для дальнейшего его воссоздания.

Цель: приобщение детей и их родителей к сохранению традиций проведения зимнего праздника «Екатерина Санница».

Эстетическая ценность мероприятия

На сегодняшний день лишь малый круг людей знает значение старо-русских слов «зимница», «обшевни», «чуньки», «тарабайки», простых уличных движений русских кадрилей. Поэтому ценность мероприятия состоит в том, чтобы рассказать обо всех интересных фактах и событиях семьям воспитанников для дальнейшего сохранения знаний о фольклорном празднике «Екатерина Санница».

Формат мероприятия:реконструкция фольклорного праздника «Екатерина Санница»  

Целевая аудитория: воспитанники подготовительной к школе группы  родители, педагоги.

Дата, время и место проведения мероприятия: 7.12.2023 года в 10.00 СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань»

Заметка в соц. сетях об этом мероприятии: прикрепить ссылку (при наличии)

https://vk.com/wall-119839542_119

https://www.syzran-small.ru/news-74263

https://vk.com/wall-119839542_153

Ресурсы необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Декорации для мероприятия:домики (декорация) для создания вида улицы,

еловые ветки большие елочные шары для украшения, выставка украшенных саней и поделок на тему праздника (подготовлена заранее воспитанниками с родителями), гирлянды из флажков.

Атрибуты для игр и забав: санки игрушечные, санки для катания 2 шт., коробки из-под посылок 2 шт., флажки разных цветов по количеству участников, канат.

Организационные атрибуты: музыкальная колонка.

Зона чаепития: самовар на углях, стол, украшенный русскими узорными платками, угощения, посуда для участников.

Сценарий мероприятия (завязка, кульминация, развязка, финал)

Фольклорный праздник «День Екатерины Санницы»

Ведущая 1: Здравствуйте, гости званные, желанные!

Ребенок:

Эге-ге, народ честной!
Заходи смелей, не стой!
На улице мороз -
Береги свой нос!

Ребенок:

Эге-ге, ребята,
Вы послушайте меня!
Мы вам скажем по секрету,
А вы дальше всему свету,
Что сегодня здесь у нас.

Ребенок:

Будут музыка и пенье,
Танцы, игры, развлеченья
Очень интересные,
Просто расчудесные!

Ребенок:

Сегодня здесь закон простой:
«Пой и танцуй, играй и пой!»
Простим сегодня все ошибки,
Но не отсутствие улыбки!

Ведущая 2: Сегодня мы пригласили вас познакомиться с народным праздником – «Екатерина – Санница».

Ведущая 1: Что же это за праздник?

Ведущая 2: В этот день открывали санную дорогу, и молодежь каталась на санях, запряженных лошадью, а детвора на санках с горы.

Ведущая 1: На Катерину устраивали гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком – либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей.

Ведущая 2: Сани в крестьянском подворье были немалой подмогой. И все их полагалось в день Екатерины обязательно скатить с горы.

Ведущая 1: Вспомните, как еще могли называться сани? (сани-обшевни, дровни, салазки, чунки, тарабайки).

Ведущая 2:Не мало было смеху и забав на Екатерину – санницу.

Ведущая 1: Екатерина заповедует – дома не сидеть, а на санях с гор кататься, веселиться, радоваться. Поэтому на этот день приходились гуляния.

Ведущая 2: В гости к нам пришла Екатерина – Санница,
                    Девица – красавица.
                    Санки детям привезла,
                    В круг ребят всех позвала!

Проводится игра «Екатерина  - Санница»

(водящий с куклой двигается внутри круга противоходом – навстречу детям и родителям. С окончанием музыки водящий останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми или взрослыми. После слов «Раз, два, три – беги!», произнесенных хором всеми детьми и взрослыми, выбранные двое игроков поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым и взять в руки куклу, затем танцует с ней).

Ведущая 1: Как водилось на Руси, все от мала да велика: девки, парни, старики, на санях весь день катались, пели песни, забавлялись. Точно, так как у нас сегодня с вами в день Екатерины Санницы. У русского народа даже родились такие стихи о зиме.

Ребенок:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санях прокатила.

Ведущая 2: А мне вот интересно, а кто – нибудь знает из вас как в народе называли зиму? (зимка, зимочка, зимонька, если зима была хилая, то – зимушка, а если строгая и долгая – зимица, седая чародейка).

Ведущая 1: Зима включает в себя 3 календарных месяца. Вы, конечно же, их все знаете. Какие это месяца? (декабрь, январь, февраль).

Ведущая 2: А какие приметы зимы вы можете назвать? По каким явлениям природы мы можем определить, что на дворе зима? (ответы родителей).

Приметы от родителей:

  1. «Зимой день темен, да ночь светла»
  2. Самая главная примета зимы – снег.
  3. Издавна приметили: зима снежная – быть урожаю.
  4. Хороший снежок – урожай сбережёт.
  5. Недаром в народе говорят: «Много снега – много хлеба»
  6. Как снег пойдет, да как ляжет, так и лето мужику про жниво скажет.
  7. Декабрь снежный и холодный, будет год плодородный.

Ведущая 1: А сколько о зиме придумано народом пословиц и поговорок. Давайте их вспомним (ответы детей).

Пословицы о зиме:

  1. Зима лето пугает, да всё равно тает.
  2. Снега надует, хлеба прибудет.
  3. Зима без снега – лето без хлеба.
  4. Спасибо мороз, что снегу нанёс.
  5. Солнце на лето, зима на мороз.
  6. Два друга: мороз да вьюга.

Ведущая 2:И действительно, чем больше снега выпадет, согреет зимою, потом увлажнит, тем богаче будет урожай. И ребятам снег в радость. Все любили и любят русскую зиму, о ней спето много песен. Давайте и мы споем песню.

«Русская зима» Н. Бродская

Что же ты наделала зимушка-зима?
Всё вокруг белое: люди и дома,
Вдруг сугробы выросли где трава росла
Здравствуй снег и мороз! Здравствуй, ты пришла!

Русская зима, русская зима
Девица-красавица.
Это белый снег,
Это синий лёд,
Это Новый год.
Праздник входит в дом,
Значит за столом
Песни не кончаются./
Их поёт сама
Русская зима
Девица-красавица...

Пусть дорога старая спряталась в снегу
Лёгкие саночки в тройку запрягу.
Под дугой бубенчики прыгают звеня
Придержать лошадей научи меня!\

Ведущая 1:Вижу – вижу, мёрзнут руки, мёрзнет нос!
                    Постарался же сегодня
                    Старый дедушка Мороз!

Ведущая 2:  Ай-да, ребята, да взрослые, на санях кататься!
                     В ловкости и скорости состязаться!

Первая затея

Ведущая 1: Наша первая затея проверит вас на ловкость. На Руси ребятки дороги-то ухабистые, да извилистые, ровных дорог долгое время не было, да и сейчас не везде. Ямщикам, извозчикам приходилось преодолевать немало препятствий и в дождь, и в снег. Вот и вы, уважаемые родители, почувствуете себя ямщиками. Ваша задача – доставить почту в целости и сохранности, не уронить, не растерять. Готовы? Поехали!

Вторая затея

Ведущая 2: Ну что согрелись, люди добрые? Давайте-ка усложним игру. Препятствия оставляем, а добавим разноцветные флажки. Первая команда может собирать только желтые и зеленые флажки, а вторая команда будет собирать синие и красные флажки, во время катания на санях.

Третья затея

Ведущая 1: Ай да, красны девицы да добры молодцы не устали? Тогда силушку свою докажите! Самых сильных в своих деревнях выбирайте да нам представляйте.

(состязание – перетягивание саней. Для игры нужно двое санок. На снегу чертят линию и на расстоянии 30-50см с двух сторон линии размещают санки. На санки лицом друг к другу садятся дети или родители. Каждый берет в руки канат, упираясь ногами, старается перетянуть санки со своим противником через линию. Кому это удалось – победил. В этом соревновании могут участвовать все участники).

Ведущая 2: Предлагаю не скучать, а танец кадриль показать. Вы взрослые смотрите, и повторяйте за нами.

Ведущая 1: Главное правило кадрили – это построение улицы.

Ведущая 2: А дальше происходить знакомство всех жителей, с помощью переглядов и несложных движений.

Танец «Кадриль улица» для детей и родителей

Ведущая 1: Дорогие ребята и наши гости! Зимний праздник «Екатерина – Санница» подходит к концу. Но не стоит огорчаться, ведь зима продолжается! И насладиться зимними забавами вы еще успеете.

Ребенок:

Пришла пора нам прощаться,
До свиданья, красны девицы,
Да добры молодцы
На славу мы повеселились
Весёлой игрой насладились.

Ребенок:

До свидания, Екатерина – Санница
- Русская красавица.
Будем мы тебя провожать,
Да в следующем году  - снова встречи ждать.

Ведущая 2: А чтобы еще лучше стало ваше настроение,
                   Для вас – чай из самовара и угощение!

Обратная связь – отзывы участников о мероприятии (при наличии):

https://vk.com/wall-119839542_119

C:\Users\777\Downloads\Screenshot_20240126-134447.pngC:\Users\777\Downloads\Screenshot_20240126-134436.png

Приложение (ссылка на видео мероприятия): https://m.youtube.com/watch?v=5MuG-LcPYuE&feature=youtu.be