Самообразование

Мирясова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №30 имени кавалера ордена Красной Звезды Ю. В. Гаврилова городского округа Сызрань Самарской области

СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г. о. Сызрань»

Программа самообразования

музыкального руководителя Мирясовой Татьяна Николаевны

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами театрализованной деятельности»

 

Цель: повышение уровня творческих способностей в театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

«Художественно – эстетическое развитие»

- Формирование элементарных представлений о театре.

- Становление эстетического отношения к окружающему миру.

- Восприятие художественной литературы, фольклора.

- Стимулирование сопереживания персонажам выбранной сказки.

- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительном искусстве, лепке и конструировании.

- Развивать музыкальный слух.

- Разучить музыкальный материал для постановки спектакля – песни, танцы.

«Познавательное развитие»

 - Сообщить элементарные сведения об устройстве театра.

- Расширять знания об истории театра, его использовании в разных странах.

- Дать представление о видах театра.

- Формировать знания о поведении в театре и его культуре.

- Рассказать о профессиях театра.

- Закрепить знания детей о театральном искусстве.

- Расширить знания о русском фольклоре и русских сказках.

- Обговорить особенности выбранной сказки для постановки.

 «Социально-коммуникативное развитие»

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

- Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу в постановках театра.  

- Познакомить детей с игровыми приемами, которые способствуют развитию социально-коммуникативных навыков через театрализованную деятельность.

- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками спектакля, готовность к творчеству.

«Речевое развитие»

- Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения о театре, разучивании ролей к спектаклю.

 - Продолжать учить отвечать на вопросы.

- Стимулировать активную речь за счет активации словарного запаса.

- Совершенствовать звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный и голосовой аппарат.

- Усваивать богатство родного языка

- Формировать диалогическую речь.

- Усваивать содержание сказки, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

- Формирование мышления и воображения детей.

- Складывать умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, фонетические правильно строить фразы.

Ожидаемые результаты:

  • Развиты профессиональные качества артиста необходимые для решения задач музыкального развития детей дошкольного возраста посредством театральных игр и упражнений.
  • Разработан план постановки детского спектакля "Аленький цветочек", "Питер Пен".
  • Разработан учебно-методические картотеки, консультации для родителей и воспитателей, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, презентации, видеосюжеты и др.
  • Дополнена и обогащена развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале по теме самообразования.
  • Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
  • Возросший уровень знаний и представлений воспитанников о театральном искусстве.
  • Организованно взаимодействие с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Актуальность

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед нами, взрослыми, является воспитание у дошкольников любви к литературному и театральному творчеству. Искусство в человеке является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к творчеству. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего артиста именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном и художественном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования творческого начала, так как для детей старшего дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, воображение и фантазии, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему. Знакомство детей с театром теней помогает развить речь и мелкую моторику рук, воспитать коммуникативные навыки и творческие способности, формировать умения взаимодействовать с окружающими, развить эмоционально-волевую сферу, устойчивый интерес к художественной литературе, книге, развить целеустремленность, волю, фантазию и воображение. Огромный интерес у детей вызывает театр. Театрализованные игры оказывают огромное значение на развитие детей дошкольного возраста. Театральная деятельность - это синтез различных видов искусства: изобразительного (цвет, слайды-рисунки), музыки, танцев и т.д.

Новизна программы

Собрание опыта выдающихся педагогов в дошкольном воспитании и музыкальном образовании дошкольников в картотеке театральных игр для развития творческих способностей.

Программа по самообразованию разработана на 3 года 2017-2019 уч.г.

№№

Направление деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

Модуль №1. "Научно-методическое обеспечение"

1

Обучение по теме самообразования

Изучение новых подходов к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В течении всего учебного года

Изучение опыта других педагогов по вопросам развития творческих способностей у дошкольников по средствам театрализованной деятельности у дошкольников: публикации на сайтах "maam", "инфоурок", "нспортал", "фестиваль педагогических идей", "открытый урок"

Освоение обучающей программы "Играем в театр с режиссером Актеркиным", "Театр Береляки"

2

Ознакомление с научной и методической литературой по темам музыкального развития дошкольников

Поиск и изучение литературы по проблеме: "Музыкальные шедевры" О.П.Радыновой,

09.2017 – 02.2018

Ознакомиться с инновационными технологиями из пособия Гогоберидзе А.Г., Деркунской В.А. "Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии". - М. : Феникс, 2008.

М.Картушина «Логоритмические упражнения»

О. Кацер «Игровая методика обучения детей

3

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработка:

Авторского проекта во 2 второй младшей группе «Говорушки»

06.2018 – 09.2018

Авторского пособия «Школа театральных наук»

07.2018

Создание картотеки игр для развития дыхательного аппарата у детей во всех группах

05.2018

Создание картотеки игр для развития голосового аппарата у детей во всех группах

04.2018

Создание картотеки игр для развития артикуляции у детей во всех группах

03.2018

Создание картотеки игр для развития мимики у детей от 3 до 7 лет

02.2018

Создание картотеки сюжетно-ролевых игр для детей от3 до 7 лет

01.2018

Создание цикла бесед о театре

07.2018

Подготовка конспекта НОД в старшей группе

10.2018

Инсценировка сказки «Аленький цветочек», «Питер Пен»

02.2018

04.2018

Подготовка материала для показа мастер-класса для педагогов «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрально-музыкальной деятельности»

03.2018

Подготовка детей к праздникам и развлечениям с помощью театральных игр

В течении года

Подбор материала рекомендаций и консультаций для родителей и педагогов

В течении года

Изготовление символических карточек с названиями игр и упражнений

05.2018 – 08.2018

Обновлять фотоотчет на стендах для родителей

В течении года

Выкладывать наработанный материал на свой сайт

В течении года

4.

Проектирование деятельности

Разработка паспорта и содержания авторского пособия «Школа театральных наук»

09.2018

Подготовка карточек для заданий из картотек по развитию творческих способностей у детей

08.2018

Разработка плана мероприятий с использованием пособия «Школа театральных наук»

09.2018

Разработать план постановки спектакля

10.2017

5

Мониторинг деятельности

Проведение диагностических наблюдений за воспитанниками, контрольных срезов, тестов

2 раза в год

Показ открытого занятия НОД «Путешествие в царство эмоций»

Фестиваль педагогических идей

Показ мастер-класса для педагогов «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрально-музыкальной деятельности»

В рамках окружного семинара музыкальных руководителей

Показ спектакля «Аленький цветочек» для родителей

02. 2018

Показ спектакля «Питер Пен» для родителей

04.2019



Предварительный просмотр:

План

по самообразованию музыкального руководителя Мирясовой Т.Н.

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

на 2023 – 2024 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

I

Теоретическая часть

1. Изучить учебно-методический цикл учебно - методических пособий по музыкальному воспитанию детей Горшкова, Е.В. «От жеста к танцу». Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 - 7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов  / Е.В. Горшкова. - М., 2002.

Сентябрь -октябрь

2. Познакомиться с публикациями Тарайкович, И.М. Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях [Текст] / И.М. Тарайкович - М., 2007. - 99 с.

Ноябрь - декабрь

3. Познакомиться с методическими разработками Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп [Текст]: практическое пособие / З. Я. Роот. – М.: Аркти, 2004. – 47 с.

Подобрать видео-уроки основных движений танцев «Методика коммуникативного танца»

Январь - февраль

4. Познакомиться с комплексами игровых занятий Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят [Текст]: практическое пособие / Джим Холл. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Март - апрель

II

Практическая часть

1. Познакомиться с комплексами игровойпантомимы для детей жесты «прошу», «не надо», «иди сюда», «уходи», плача, ласки, клича (в пространство), шептания (на ухо) и прислушивания, освоение которых составляет основные «блоки» обучения детей элементам пантомимы. Эти движения дополняют положения корпуса, некоторые изобразительные движения рук, а также жесты, выражающие согласие, несогласие, приглашение, благодарность, приветствие, агрессию и др.

Подборка видео-уроков с основными движениями для танца"менуэт". Составить схематические карточки движений подходящие для русских народных танцев. Начать вести фото и видео-альбом со схемами движений. Постановка изучаемых танцевальных композиций в соответствии тематическим неделям

Консультация для педагогов «История развития бального этикета и значение развития творческих способностей дошкольников по средствам танцевального творчества»

Сентябрь - октябрь

2. Познакомиться с комплексами сюжетного танца. Обучить образному перевоплощению. «Волк и Красная Шапочка» на музыку М. Валоваца. Сказка «Репка» и «Колобок» с сольными номерами

Подборка видео-уроков с основными движениями для танца "галоп". Составить схематические карточки русских народных движений подходящие для танцев.  Продолжать вести фото и видео-альбом со схемами движений. Постановка изучаемых танцевальных композиций в соответствии тематическим неделям.

Ноябрь - декабрь

3. Познакомиться с комплексами игрового стретчинга и ОРУ "Игрушки в садике", "Слоненок, который любил танцевать", Подборка видео-уроков с основными движениями для танца "мазурка" Составить схематические карточки русских народных движений подходящие для танцев. Продолжать вести фото и видео-альбом со схемами движений. Постановка изучаемых танцевальных композиций в соответствии тематическим неделям.

Январь -февраль

4. Познакомиться с комплексами бальных танцев для дошкольниковhttps://youtu.be/xZKLRe06yEkСоставить схематические карточки движений, подходящие для танца «вальс».  Оформить дидактическую игру «Составь танец по схеме», «Повтори танец по схеме».Постановка изучаемых танцевальных композиций в соответствии тематическим неделям

Март - апрель