Развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала.

Мирясова Татьяна Николаевна

Справка

по результатам личного участия музыкального руководителя Мирясовой Татьяны Николаевны в организации развивающей предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала

         При создании развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно художественно - эстетического развития.

Организация предметно-развивающей среды построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.

Интерес к музыкальной деятельности воспитанников нашей дошкольной образовательной организации ведется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом (фортепиано), где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги.

Интерес к музыкальной деятельности воспитанников нашей дошкольной образовательной организации ведется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом (фортепиано), где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги.

Большое значение для развития у детей самостоятельности, инициативности, творчества имеют оборудование и пособия, которые успешно используются в самостоятельной и специально организованной музыкальной деятельности.

В музыкальном зале имеются и используются в работе с детьми разные средства ТСО: телевизор, музыкальный центр, синтезатор, ноутбук.

        Для развития детского музыкального творчества и проведения музыкально-дидактических игр имеются детские музыкальные инструменты по возрастам: озвученные инструменты, музыкальные игрушки,

атрибуты для музыкально- театральной деятельности: шапочки, маски, костюмы для детей, разные виды театров.

Пространство музыкального зала используется, применяя принцип зонирования помещения:

- пение, слушание музыки, музицирование, проведение музыкально-дидактических игр - в одной зоне, где находится аппаратура и скамейки, стулья, стол;

-  музыкально-ритмические движения – в другой зоне.

Оборудование музыкального зала, расположение мебели, игрового и прочего оборудования отвечает требованиям:

-  техники безопасности (шкаф устойчивый, полки надежно укреплены, стулья без острых углов);

- пожарной безопасности (наличие эвакуационного выхода, огнетушителей, кнопки АПС, огнестойкого линолеума);

- санитарно-гигиеническим требованиям (мебель и прочее оборудование соразмерно росту детей, соблюдается световой режим, своевременно перед каждым занятием проводится влажная уборка и проветривание помещения);

- принципам функционального комфорта, позволяющего детям свободно перемещаться в пространстве. Оформление предметно-развивающей среды музыкального зала отвечает требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию в ней.

Программный материал, дидактические игры, пособия распределены по возрастному принципу. При подборе материалов соблюдается гендерный подход. Учитываются не только игровые интересы, но и те, которые они проявляют в музыкальных видах деятельности (в ритмической деятельности - мальчики - танец «Русские богатыри», девочки - «Матрешки», в театрализованной деятельности распределение ролей по половому признаку и т.д.).

При построении и обновлении предметно-развивающей среды музыкального зала Татьяна Николаевна  учитывает и создание условий, способствующих формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные периоды  дошкольного детства и влияющие на зону ближайшего развития (например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов - восприятия, памяти, внимания и поэтому в старшей группе она предлагает вниманию детей музыкально-дидактические игры, развивающие внимание, память, более сложные по объему и содержанию песни, стихотворения, сценки и т.п.).

В своей работе Татьяна Николаевна большое внимание уделяет изготовлению разнообразных атрибутов и декораций в оформлении музыкального зала. 25 января 2018 г. в СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г. о. Сызрань» проходила театрализованная постановка сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», посвященная 160-летию созданию сказки. Татьяна Николаевна своими руками изготовила из фомиана аленький цветочек, ободки в виде роз для испанского танца. Во время проведения праздников, театральных постановок - они усиливают эмоциональный эффект от спектакля, подчёркивают настроение праздника.

Творческая предметно-пространственная развивающая среда в музыкальном зале, созданная Мирясовой Т.Н. является содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной, что дает возможность в самовыражении детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Необходимые условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей создаются Мирясовой Татьяной Николаевной и в группах. Для этого ей создана соответствующая возрасту музыкальная среда. В каждой возрастной группе выделено место для самостоятельных занятий и оборудовано соответствующими пособиями (центр музыкально – театрализованной деятельности). Для каждого возраста воспитанников подобран свой музыкально - дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально - сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах.

Центр музыкально – театрализованной деятельности соответствует возрастным особенностям и потребностям детей дошкольного возраста. В нем представлены музыкальные инструменты – металлофон, треугольник, маракасы, колокольчики, бубенцы, нетрадиционные музыкальные инструменты, изготовленными руками воспитателей совместно с родителями. Детям представлены музыкально – дидактические пособия: картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов). Различные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой и пр., материал для драматизации и инсценирования сказок, ширмы и декорации.

В каждой группе имеется телевизор, диски, на которые записывается музыкальный репертуар, инструментальная музыка, детские песни и музыкальные сказки.

Зоны для самостоятельного музицирования мобильны, т.е. дети могут перемещать их по своему усмотрению и использовать атрибуты к музыкальным подвижным играм, наборы самодеятельных шумовых инструментов для детского оркестра, атрибуты для танцевальных движений.

Также в каждой группе оформлен информационный уголок для родителей, в котором систематически размещается информация по музыкальной деятельности (консультации, стихотворный текс разучиваемых песен, стихотворения к праздникам, рекомендации для родителей, аннотации на подборки педагогической и психологической литературы по музыкально-эстетическому воспитанию).

В дошкольной образовательной организации также имеется информационный стенд для педагогов. Информация заменяется музыкальным руководителем Мирясовой Татьяны Николаевны по мере необходимости.

В каждой группе у педагогов имеется «накопительная» папка для консультаций, которую Татьяна Николаевна постоянно пополняет консультациями и интересным музыкальным материалом.

Вывод: развивающая предметно - пространственная среда создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности. Музыкальным руководителем Мирясовой Татьяной Николаевной осуществляется творческий и авторский подход при организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации по художественно-эстетическому развитию в соответствии ФГОС ДО и ООП ДО.