Вс 11,Т11

Гревцев Сергей Валентинович

Предварительный просмотр:

Задания по дисциплине «Обществознание» 

 

ВС 11

выполнить: 18.11.21 

отправлять на: grevcev@list.ru

Задания отправляем в день занятия по расписанию.

Посмотрите таблицу и выполните задания, после таблицы.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Цель

  • Социализация индивидов
  • Социальный контроль - способ обеспечения взаимодействия людей

Элементы

механизма СК

  • Социальные нормы
  • Санкции
  • Общественное мнение
  • Индивидуальное сознание
  • Самоконтроль

Виды социальных норм

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.).

Виды санкций

Формальные

Неформальные

Негативные

Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др.

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

Позитивные

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др

Формы

внутренний

Внешний

индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами

совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов

  • совесть
  • долг
  • индивидуальное сознание
  • социальные нормы
  • общественное мнение

Методы социального контроля

1) Изоляция — установление непроходимых перегородок между девиантом (т. е. человеком, нарушающим социальные нормы) и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

2) Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

3) Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Функции

  • регламентация и консолидация общества;
  • обеспечение социальной стабильности;
  • устранение (сведение к минимуму) девиации

Задание 1

 Надежда отказалась помочь подруге в уходе за заболевшей матерью, сославшись на занятость учебой. При этом многие видели ее в эти дни в развлекательном клубе и на дискотеке. Друзья, обвинив Надежду в обмане и непорядочности, отказались от общения с ней. Какой социальный процесс отразился в этой ситуации? Укажите вид социальных норм, ставших его основой. Определите вид (тип) примененных социальных санкций.

Задание 2

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Задание 3

Запишите в тетрадь термины и дайте им определения:

Санкции, внутренний социальный контроль, совесть, воля



Предварительный просмотр:

Задания

 Обществознание

Группа Т 11

Выполнить: 19.10.21 

Группа Вс 11

Выполнить: 20.10.21 

Задания присылать на эл. почту: grevcev@list.ru

Тема 8.  Общество и природа. Противоречивость воздействия

Задание! Заполнить таблицы № 1и № 2. Выполняем в тетради (на занятиях показываем выполненное задание) .

Таблица 1. Воздействие общества на природу в разные исторические эпохи

Первобытная

Античная

Средневековье

Новое время

Новейшее время

Таблица 2. Значение техногенных революций: аграрной, промышленной, информационной.

Аграрная революция

Промышленная революция

Информационная революция

Литература

  1. Ковригин В.В. Обществознание: учебник / В.В. Ковригин. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 303 с. — (Среднее профессиональное образование).
  2. Мушинский В.О.  Обществознание: учебник / В.О. Мушинский. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование).



Предварительный просмотр:

Задания

 Обществознание

Группа Т11(задание 1-2)

Выполнить: 02.11.21 

Группа Вс11(задание 2)

Выполнить: 03.11.21 

Задания присылать на эл. почту: grevcev@list.ru

Задание 1

Тема. Социальные взаимодействия и общественные отношения

Задание: написать конспект по плану.

План

1. Социальные отношения и взаимодействия. Назовите причины, обусловливающие необходимость взаимодействия людей друг с другом (Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] - С. 72-81).

2. Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа (Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] - С. 119-122).

3. Социальная стратификация и социальная мобильность. Приведите примеры в современном российском обществе.

Литература

  1. Ковригин В.В. Обществознание: учебник / В.В. Ковригин. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 303 с. — (Среднее профессиональное образование).
  2. Мушинский В.О.  Обществознание: учебник / В.О. Мушинский. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование).
  3. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд – во: Юрайт, 2020. — 410 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466776/.

Задание 2

Задание: выполнить тест.

Тест

1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы?

  1. создание славянской азбуки
  2. подсечно-огневое земледелие восточных славян
  3. сбор дани с подвластных племен
  4. написание свода законов «Русская правда»

2. Для традиционного общества характерно:

  1. длительное существование общины
  2. широкое участие народа в общественной жизни
  3. занятие основной массы населения в сфере услуг
  4. признание в качестве главной ценности права и свободы личности

3. Верны ли следующие суждения?

        А) «Исторически общество первично, а государство вторично»

        Б) «Государство порождает общество»

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

4. Процесс приобщения  к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленными предыдущими  поколениями,  называется:

  1. наукой                                                      3) образованием
  2. искусством                                               4) творчеством

5. И человеку, и животному свойственна потребность в:

  1. самовыражении
  2. сохранении потомства
  3. общественном признании
  4. трудовой деятельности

 6. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие

        у человека:

  1. эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды
  2. ответственности за свои действия и их последствия
  3. обусловленности поведения генетическими особенностями
  4. инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

7. Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов
  2. давать отпор любым агрессивным выпадам против него
  3. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной
  4. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.

8. Для регулирования воды в реках бобры строят плотины. При этом

деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают:

  1. мотивы                              3) навыки                                    
  2. инстинкты                         4) способности

9. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

  1. экономической
  2. социальной
  3. политической
  4. духовно

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

  1. формированием  рыночной экономики
  2. ограничением социальной мобильности
  3. расширением возможностей массовой коммуникации
  4. организацией массового промышленного производства

11. Природа, в отличие от общества:

  1. испытывает влияние человеческой деятельности
  2. является средой обитания человека
  3. изменяется в направлении от низшего к высшему
  4. способна развиваться независимо от человека

12. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

  1. обнаружение ранее неизвестной древней летописи
  2. дебаты кандидатов в президенты страны
  3. захоронение радиоактивных отходов
  4. реформа календаря

13. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

        А) Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности,

             инициативы являются характерной чертой духовной жизни

             традиционного   общества.

        Б) В постиндустриальном обществе коллективистские ценности  

            преобладают над ценностями свободы личности.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

14. Как деятельность человека, так и деятельность животного характеризуется:

  1. выдвижением целей
  2. осознанным выбором средств

3) удовлетворением потребностей

4) механизмами самоконтроля

15. Верны ли следующие суждения о человеке?

        А) Человек остается частью природного мира.

        Б) Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

16. Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:

  1. экономической
  2. социальной
  3. политической
  4. духовной

17. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как

  1. часть материального мира
  2. социальную среду обитания человека
  3. целостную систему
  4. совокупность общностей

18. Верны ли суждения? Свобода человека

        А) является синонимом вседозволенности.

        Б) проявляется как осознанный выбор между добром и злом.

  1. верно только А                                        3) верны оба суждения
  2. верно только Б                                         4) оба суждения неверны

19. С социальной сущностью человека связана потребность в

  1. трудовой деятельности
  2. нормальном теплообмене
  3. продолжении рода
  4. сне и отдыхе

20. Человеку как культурно-историческому существу свойственно (а):

  1. наличие головного мозга
  2. овладение социальными нормами
  3. определенная продолжительность жизни
  4. генетическая предрасположенность к некоторым болезням

В помощь студенту!

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом множеством невидимых нитей: они взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым и другим вопросам.

На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.

Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (двое и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.

Виды социальных связей

–  Социальные контакты – простые, элементарные связи между отдельными индивидами.

–  Социальные действия – действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т. е. осмыслены и преследуют определенную цель.

–  Социальные взаимодействия  – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга.

–  Социальные отношения – отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.

Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи.

Немецкий социолог, философ, историк М. Вебер предложил следующую классификацию социальных действий.

Типы социального действия

–  Целерациональное – действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.

–  Ценностно-рациональное – действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и т. д.), принятые индивидом.

–  Традиционное – действие, формируемое на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критике.

–  Аффективное – действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.

Основной характеристикой социальных взаимодействий является глубокая и тесная координация действий партнеров.

Условия возникновения социального взаимодействия: наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга; наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Выделяют следующие типы социального взаимодействия .

• По видам:

–  физическое ;

–  вербальное (словесное);

–  жестовое .

• По сферам:

–  экономическое (индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели);

–  профессиональное (индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора и т. д.);

– семейно-родственное (люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, бабушек и т. д.);

–  демографическое (включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);

–  религиозное (подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих);

–  территориально-поселенческое (столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами).

Принято различать две основные формы социального взаимодействия – сотрудничество и соперничество.

http://storyo.ru/society/img/id271.jpg

http://storyo.ru/society/img/id272.jpg

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей.

В отличие от социального взаимодействия социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). В данной системе выделяют следующие элементы:

–  субъекты – стороны, между которыми возникают отношения;

–  объекты – то, по поводу чего возникают отношения;

–  потребности – отношения между субъектами и объектами;

–  интересы – отношения субъект-субъект;

–  ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Современные модели социальной стратификации.

Среди современных теорий стратификации, которые признаются западной социологией, по мнению профессора С. С. Фролова, выделяется модель У. Уотсона.

 Он выделяет следующие классы:

1) высший - высший класс ( представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства);

2) низший - высший класс (банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря личным качествам);

3) высший - средний класс (преуспевающие бизнесмены, наемные управляющие фирмами, крупные юристы, врачи, выдающиеся спортсмены, научная элита);

 4) низший - средний класс (наемные работники-инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие). В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее многочисленен; со "средним классом" связывается социальная и политическая стабильность в обществе.

5) высший - низший класс ( в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе). Этот класс на протяжении всего времени своего существования борется за улучшение условий жизни; 6) низший - низший класс ( нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения).

Под классом в широком значении понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

 В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Второе значение преобладает в зарубежной социологии, а теперь - и в отечественной. В современном обществе выделяют не два противоположных класса, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Несмотря на то, что собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, ее значение постепенно снижается. На смену индивидуальному и семейному капитализму в XX веке пришел коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. Хотя собственностью владеют огромное число владельцев, ключевые решения могут принимать только те, у кого находится контрольный пакет акций. Часто это высшие менеджеры - президенты и директора компаний, председатели советов правления.

Социальная мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Виды социальной мобильности

Вертикальная

Горизонтальная

Движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная

Групповая

Перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других. 

Перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная

Внутрипоколенная

Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Выделяют также такие виды социальной мобильности как:

Организованная: Перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством:

  • с согласия самих людей;
  • без их согласия.

Структурная: Вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Каналы социальной мобильности

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности (социальными лифтами):

1) социальный статус семьи;

2) физические и умственные способности;

3) получение образования;

4) военная служба;

5) вступление в брак;

6) смена места жительства;

7) гражданская война;

8) иностранная интервенция;

9) военный переворот.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью (от лат. marginalis — находящийся на краю), под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределённое состояние социального субъекта.

Маргиналы — индивиды и группы, исключённые из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.

В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.

Классификация маргиналов

  • Этномаргиналы — возникают в чужой этнической среде благодаря миграции.
  • Социомаргиналы — возникают в процессе незаконченного социального перемещения.
  • Религиозные маргиналы — возникают вне традиционных конфессий.
  • Экономические маргиналы — возникают в связи с потерей работы и материального благополучия.
  • Политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.
  • Биомаргиналы — люди, чьё здоровье перестаёт быть предметом заботы со стороны государства.

Социальная мобильность — показатель степени открытости общества

Тип общества

Проявление социальной мобильности

Открытое общество

Высоко ценится достигаемый статус, относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую.

Закрытое общество

Предпочтение отводится предписанному статусу, затруднён переход из одной социальной группы в другую.