Коррекционная педагогика

Зарина Валихановна Арсланова

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Здоровье детей в последнее время вызывает беспокойство у родителей. За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Очень много у детей – нарушение речи. Она – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Как известно, нарушение речи - сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека.

Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Детям трудно выполнять движения по словесной инструкции. Ребята отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны, прыжки на правой и левой ноге, отбивание мяча, ритмичные движения под музыку. Можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитиинесовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Как можно раньше у ребенка необходимо выявить нарушение речи, чтобы быстрее начать лечение, и достигнуть эффективности терапии. Активное лечение в виде индивидуальной терапии обычно начинается в возрасте ребенка от 2 до 4 лет. Ранние дошкольные годы, когда речевые навыки не сформированы полностью, являются критическим периодом для становления нормального языка и речи. Хотя многие люди знакомы с использованием бассейна для проведения лечебной физкультуры, большинство удивляются, узнавая о преимуществах воды для улучшения развития речиПлавание - выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию оздоровления. На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка — скольжения на воде. Этот навык — базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. Главным направлением этой работы является снижение монотонности процесса обучения плаванию, мышечного тонуса, увеличение двигательной активности, закаливания. На занятиях по плаванию и физической культурой даёт возможность использовать нетрадиционные для этой образовательной деятельности оздоровительные формы и методы работы:

1. Дыхательная гимнастика

Она играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, так как дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Для того чтобы ребенок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию.

Дыхательная гимнастика уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма. Во время плавания при выполнении вдоха и выдоха (если выдох выполняется в воду) человеку приходится прикладывать несколько большие усилия, чем во время дыхания на суше, нагрузка на дыхательные мышцы возрастает. Вот почему плавание является и прекрасным средством тренировки дыхательного аппарата, постановки глубокого ритмичного дыхания.

2. Психогимнастика

В логопедической группе имеются дети, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость. Именно этим детям на помощь приходит психогимнастика. Это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики.

Для детей подбираются достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.

3. Пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж

Известно, что у детей с ОВЗ наблюдается разная степень моторной недостаточности и недоразвитие тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика имеет лечебный характер. На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти игры не что иное, как массаж.

4. Динамические паузы, логоритмические упражнения

Неподвижный ребенок не обучается! Динамические паузы развивают психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга, тонизируют весь организм.

5. Релаксация

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть, как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Надо научить детей управлять своими чувствами и эмоциями – для воспитания у них уверенности в себе.

6. Подвижные игры.

Игра – это основной вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает окружающий мир, в том числе учится ориентированию в пространстве. Передвигаясь в пространстве, ребенок познает отношение между предметами и определяет свое собственное положение к ним.

В игре ребенок получает много положительных эмоций.

Совокупный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре и плавании. Дети нуждаются в двигательной активности, поэтому с желанием выполнять задания педагога.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную патологию речи ни к коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции они хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Работа инструктора по физической культуре и по плаванию для каждого ребенка помимо общих занятий в группе у детей с ОНР должна нести в себе элементы индивидуальности как в плане двигательной активности, так и в психологическом плане, учитывая особенности личности.



Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений требует интегрированного подхода, при котором применяется медикаментозное лечение, система логопедической работы, занятие по коррекции и развитию психических функций, занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики, основу коррекционной работы составляет метод сенсорно-двигательной интеграции. Основные виды упражнений, используются на занятии в бассейне для детей с речевыми нарушениями.

Они направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической коррекции движений, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, воспитания чувства ритма развитие дыхания, силы глосса, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.

Упражнения на вдох, затем выдох в воде (от трех до десяти раз). Скольжение на груди и на спине, двигая ногами вверх и вниз, передвижение по дну водоема на руках. Плавание с надувной игрушкой или с кругом в руках. Разучивание движений, необходимых для плавания. Исходя из возможностей детей, обучение самостоятельному плаванию в бассейне. Выполнение разнообразных упражнений в воде. Водная аэробика. Несложные игры-эстафеты.

1. Упражнения и игры на развитие фонационного дыхания – длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик) - под воду (лицо в воде до носа) - длительный продолжительный выдох с головой («чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше?»).

2. Упражнения и игры на развитие диафрагмального дыхания – удерживать надутым животом, лежа на спине (в нарукавниках и без), резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот и игрушка должна уплыть

3. Упражнения и игры на развитие силы и высоты голоса (от тихого к громкому) - «как говорит рыбка?» - «как квакает лягушка?» - «как кричат дельфины?» (изображая движениями как плавают и как общаются животные)

4. Упражнения на развитие фонематического восприятия - 4 обруча на воде, инструктор «вытаскивает из папки» гласную («ы») дети называют. Инструктор произносит слова: тир, мир, СЫР дети гуляют между лежащими на воде обручами, при услышанном звуке («ы») в слове, дети ныряют под обруч - «в домик».

5. Упражнения и игры на координацию движений и речи - Игра «Медвежонок Умка» - Игра «Сердитая рыбка».

6. Упражнения и игры на регуляцию мышечного тонуса (под сопровождение музыки или бубна, звуковые ориентиры свистка); - дети лежат на спине, на шеи, под головой «нудл», или в нарукавниках, или в кругах. Напрягают мышцы (живота) под счет 1-2-3-4, на счет 5 расслабляют 5-4-3-2-1.

7. Упражнения и игры на развитие ритма - лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках или «креслах» и т.д. Под быстрое сопровождение музыки работают сильно, быстро ногами (кроль) под медленный темп – медленно, без брызг, под водой - танцы на воде «дискотека». Дети, сначала называют себя морскими обитателями, и под музыку быстрого ритма, танцуют 15-30с, ритм меняется на медленный, дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.

8. Упражнения и игры на развитие произвольного внимания; - 2 команды (4+4) вдоль дорожки лицом друг к другу. Инструктор показывает одной команде упражнение (другая не видит), дети первой команды повторяют упражнение инструктора детям второй команды, а вторая - выполняют противоположное действие (вдох-выдох; руки влево-вправо; закрыть правый глаз-….., поднять левую ногу-…). Если команда ошибается, то выполняет 10 выдохов.

9. Упражнения и игры на развитие мимической моторики; - стоя, лежа, лить воду из кружки себе на лицо (не морщиться, улыбаться, открыть рот, сжать губы, надуть щёки, втянуть щёки, открыть глаза и т.д.).

10. Упражнения и игры на развитие мышц мелкой моторики; а) в статике - сжимаем резиновых рыбок, опускаем под воду, набирая воду, по сигналу – брызгаем в верх, сопровождая стихами. «Дети рыбками играли, сильно пальчики сжимали, рыбок в воду опускали посчитали РАЗ, ДВА, ТРИ- кто выше брызнет посмотри!» б) в динамике - катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках) .

11. Упражнения на умение работать по схеме. Развитие внимания последовательности действий в пространстве (по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений: от красного бортика нырнуть за игрушкой - кольцом, найти у синего бортика синие кольцо, проплыть к зелёному бортику - поставить игрушку и приплыть на место к красному бортику).



Предварительный просмотр:

Здоровье детей в последнее время вызывает беспокойство у родителей. За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Очень много у детей – нарушение речи. Она – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Как известно, нарушение речи - сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека.

Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Детям трудно выполнять движения по словесной инструкции. Ребята отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны, прыжки на правой и левой ноге, отбивание мяча, ритмичные движения под музыку. Можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитиинесовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Как можно раньше у ребенка необходимо выявить нарушение речи, чтобы быстрее начать лечение, и достигнуть эффективности терапии. Активное лечение в виде индивидуальной терапии обычно начинается в возрасте ребенка от 2 до 4 лет. Ранние дошкольные годы, когда речевые навыки не сформированы полностью, являются критическим периодом для становления нормального языка и речи. Хотя многие люди знакомы с использованием бассейна для проведения лечебной физкультуры, большинство удивляются, узнавая о преимуществах воды для улучшения развития речиПлавание - выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию оздоровления. На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка — скольжения на воде. Этот навык — базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. Главным направлением этой работы является снижение монотонности процесса обучения плаванию, мышечного тонуса, увеличение двигательной активности, закаливания. На занятиях по плаванию и физической культурой даёт возможность использовать нетрадиционные для этой образовательной деятельности оздоровительные формы и методы работы:

1. Дыхательная гимнастика

Она играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, так как дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Для того чтобы ребенок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию.

Дыхательная гимнастика уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма. Во время плавания при выполнении вдоха и выдоха (если выдох выполняется в воду) человеку приходится прикладывать несколько большие усилия, чем во время дыхания на суше, нагрузка на дыхательные мышцы возрастает. Вот почему плавание является и прекрасным средством тренировки дыхательного аппарата, постановки глубокого ритмичного дыхания.

2. Психогимнастика

В логопедической группе имеются дети, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость. Именно этим детям на помощь приходит психогимнастика. Это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики.

Для детей подбираются достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.

3. Пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж

Известно, что у детей с ОВЗ наблюдается разная степень моторной недостаточности и недоразвитие тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика имеет лечебный характер. На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти игры не что иное, как массаж.

4. Динамические паузы, логоритмические упражнения

Неподвижный ребенок не обучается! Динамические паузы развивают психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга, тонизируют весь организм.

5. Релаксация

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть, как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Надо научить детей управлять своими чувствами и эмоциями – для воспитания у них уверенности в себе.

6. Подвижные игры.

Игра – это основной вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает окружающий мир, в том числе учится ориентированию в пространстве. Передвигаясь в пространстве, ребенок познает отношение между предметами и определяет свое собственное положение к ним.

В игре ребенок получает много положительных эмоций.

Совокупный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре и плавании. Дети нуждаются в двигательной активности, поэтому с желанием выполнять задания педагога.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную патологию речи ни к коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции они хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Работа инструктора по физической культуре и по плаванию для каждого ребенка помимо общих занятий в группе у детей с ОНР должна нести в себе элементы индивидуальности как в плане двигательной активности, так и в психологическом плане, учитывая особенности личности.



Предварительный просмотр:

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.
На занятиях физической культурой помимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.
Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра в «сухой бассейн» развивает не только мелкую моторику, а так же:
• Восприятие цветов;
• Понятие о количестве;
• Помогает чувствовать свое тело;
• Предотвращение страха.
На своих занятиях  используются следующие приемы речевого развития:
• Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;

На лужайке поутру,   
Мы затеяли игру.                               (Дети встают в круг)
Я подснежник, ты вьюнок              (Подают по очереди левую и правую руки)
Становись скорей в кружок.           (Встают в круг)
Раз, два, три, четыре,                        (4 шага вправо)
Раздвигайте круг пошире,              (2 шага назад)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки.                     (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим,                   (Расширяют и выравнивают круг)
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть              (Расцепили руки)
Мы веселые лучи                              (Потянулись вверх на носках)
Мы резвы и горячи.                         (Прыжки на двух ногах)

• Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);
На зарядку выходи
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка- для ребят.

• Считалочки;
1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой- ой- ой,
Погибает зайчик мой.
Повезли его в больницу
Оказался он живой.

• Художественное слово;
Подвижная игра «Кот и мыши»
К- Мыши-мыши, где гуляли?
М- Сыр в кладовке воровали.
К- Почему остались крошки?
М- Тебе оставили немножко.
К- За такие вот делишки,
     Мы накажем вас воришки.
М- Если хочешь наказать
      Так попробуй нас догнать.
• 
Придумывание различных историй «Предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая?)  Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки?)».
• 
За частую в конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.
• Фольклорный материал;
• Потешки;
• Прибаутки;
• Русские народные песни.

«Малыши крепыши
Вышли на зарядку,
Малыши, крепыши
Делают зарядку.»
• Слова заклички в подвижных играх;
Гуси- гуси (Га-га-га),
Есть хотите (Да-да-да),
Ну летите (Нет-нет-нет),
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
• Отговаривание правил подвижной игры;
• Речевые приемы при зарядке и в водной части 
(Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
 Различные виды расчета (1-2-3, моряки-матросы, красные-синие);
 Дыхательные и пальчиковые гимнастики;
Проведи глазами влево,
И скажи соседа слева,
А теперь ты вправо проведи
И соседа справа прошепчи,
Посмотри ты в потолок
Свое имя назови дружок.
• Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура!);
• Загадки на различные темы;
Соберем команду в школе                             Мне друзья сказать не    лень                                
И найдем большое поле,                                «С добрым утром» «Добрый день»
Пробиваем угловой                                        А потом еще при встрече
Забиваем головой,                                          Говорю им…
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы…
Повторяя игры на улице, играя и проговаривая слова, ребята научатся хорошо и правильно говорить.