Работа консультационного пункта

Зарина Валихановна Арсланова

Предварительный просмотр:

«Влияние плавания на организм ребенка»

Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела. По строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, они более эластичны, этими особенностями объясняется тот факт, что дети быстро утомляются. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно развитых хорошо к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Оздоровительный эффект плавания.

Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста. Древнеиндийские философы выделили основные преимущества плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Так, известный американский специалист в области оздоровительных технологий, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, который вовлекает в работу все основные мышцы организма человека.



Предварительный просмотр:

Закаливание дошкольников  в бассейне.

Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды ( например, понижение или повышение температуры, воды, воздуха ) путем систематического  дозированного  воздействия  этими   факторами.

Плавание – с самого раннего возраста – один из самых простых способов сделать ребенка  закаленным, здоровым и физически развитым.

Положительный эффект от этого обожаемого детьми занятия уже заметен через несколько недель!

Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то мы туда его больше не поведем. Но это же значит, что ребенок так и будет простывать чуть что. Нужно вылечиться и приходить опять на занятия, детский организм быстро адаптируется и начнет закаливаться!!

В бассейне эффект закаливания очевиден, температура воды от 32 до 29,

А температура воздуха от 27до 30, в раздевалке    27-29, постоянная разница температур, вот основное значение закаливание детей в бассейне это закаливание  - воздушным  путем.

 Основной принцип закаливания-  постепенность и систематичность. Для всех  что для взрослых ,что для детей закаливание нужно начинать с  щадящих процедур. Основной закон нам всем известен в любом благом деле  Не  навреди!!!

В бассейне в   детском  саду это очевидно.

Самый эффективный метод закаливания  - это обливание водой, прохладной ниже на 2-3 градуса, в бассейне, это душ, принятие душа перед заходом в бассейн.

При  со  прикосновении с прохладной водой  сосуды сначала сужаются, и кровь с периферии устремляется к внутренним органам. Поток крови направляется в обратную сторону, сосуды кожи расширяются, и ребенок ощущает приятное тепло. Сужение и расширение сосудов –  своеобразная  гимнастика сосудов, которая тренирует организм, заставляя его лучше приспосабливаться к колебаниям температуры внешней среды.

Помимо этого при плавании кожа ребенка испытывает массирующее воздействие воды, в связи  с чем, улучшается кровообращение, обмен веществ, сердечные мышцы тренируются,  улучшается работа желудочно-кишечного тракта.

Но это нужно делать всю жизнь, бассейн это малая часть в цепочке оздоровления и закаливания детей,  родители дома это должны выполнять в системе.

Ученые отмечают,  что и горячая вода,  так же способствует  закаливанию, т.е. можно выполнять  контраст    вовремя принятия душа, прохладной водой и  погорячей,  это так же  дает эффект закаливания, часто болеющих детей можно просто обтирать, сначала полотенцем смоченным в холодной воде, затем в горячей,  мы это тоже выполняем в нашем бассейне, это можно рекомендовать для  родителей.

Психическое здоровье – так же связанно с закаливанием в бассейне. Закаливание и плавание в  воде повышает тонус центральной нервной системы, дети становятся спокойнее, получают заряд положительных эмоций, ощущение радости, улучшается аппетит, сон, они становятся ответственнее, выносливее, физически развитие.



Предварительный просмотр:

Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста. Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22—24% массы тела (у взрослого—40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3—5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны. Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений. При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению хела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях. У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании Человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000--7300 см3 и более. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800—2100 см3.

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40—50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей — тазового пояса. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает - предупредить заболевание плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича — полиомиелита. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2—2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений. До 6 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение. В 5—6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У, детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания — воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать - по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры — при обтирании, обливании, купании.

Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.



Предварительный просмотр:

Родителям об обучении детей плаванию

Малышам 2-3 лет достаточно купания с надувными игрушками под присмотром родителей и с их активным участием в игровом процессе.

Малышам полезно просто играть в воде, получая пользу и удовольствие от водных процедур. Даже если у ребенка имеется определённый талант к плаванию – не спешите учить его плавать «как следует» - он вряд ли будет этому рад.

Выбирая поддерживающие плавсредства для ребёнка, помните, что в этом возрастном периоде нельзя разрешать детям плавать в резиновых надувных кругах, как это делали раньше. Дело в том, что в круге малыш находится в вертикальном положении, а принять лежачее положение в круге очень тяжело. Желательно использовать такие поддерживающие средства, как надувные воротники, нарукавники, пояса, жилеты.

Дети этого возраста чувствуют давление воды на тело, ее движение и сопротивление, но не могут сопоставить эти ощущения с тем, что надо делать для улучшения своей плавучести. Поэтому, желая обучить ребёнка основам профессионального плавания, лучше поручить его заботам инструктора (тренера) по плаванию.

В возрасте 4-5 лет уже можно научить ребенка лежать на воде (на спине), познакомить его с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению наших рук и ног, что на вдохе человек плавает, а на выдохе опускается под воду, что при горизонтальном положении тела человек лучше держится на воде, а в вертикальном - хуже и т. д.). А вот если дети уже в этом возрасте проявляют активный интерес и способности к обучению плаванию, их стоит обучать самым простым элементам плавания, но показывать ребёнку какие-то определённые стили плавания, всё же не стоит. Знакомство с техникой плавания лучше доверить тренеру (инструктору).



Предварительный просмотр:

 «Принадлежности необходимые ребенку для посещения бассейна»

Untitled-16

Принадлежности необходимые ребенку для посещения бассейна!

 Халат,

сланцы,

 полотенце,

 шапочка,

мочалка

и плавательные трусики.

       Untitled-16



Предварительный просмотр:

Советы инструктора по плаванию

Все млекопитающие умеют плавать с рождения. Единственное, что требуется от взрослых, - в первый момент поддержать своего детёныша, чтобы он не испугался и не нахлебался воды.

Маленькие бегемотики рождаются на берегу и почти сразу идут в воду. В первый момент родители поддерживают детёнышей на плаву своими мордами. Очень часто можно видеть, как большие гиппопотамы возят своих детей на спине, но это не значит, что те не умеют плавать. Бегемотики сидят на спинах мам потому, что устали, или потому, что им это просто нравится. Совсем как дети, которые умеют ходить, но любят сидеть на плечах у родителей.

Морские котики и сивучи на сушу выбираются лишь время от времени. Но детёнышей рожают на берегу. Малыши в воду в первый раз идут очень неохотно, и маме приходится их туда заманивать: она первая заходит в море и призывно кричит оттуда детёнышу. Тот делает первый шаг и оказывается в воде.

Белые медвежата довольно бесстрашно лезут в море. И очень пугаются, оказавшись в холодной воде. Они начинают барахтаться, захлёбываться - и в этот момент мама-медведица старается оказаться рядом, чтобы вытащить малыша из воды за шкирку зубами. К моменту первого урока детёнышам исполняется 4-5 месяцев, они уже достаточно взрослые и очень любознательные. Поэтому негативное впечатление от погружения медвежат не останавливает, они бросаются в воду снова и к полугоду чувствуют себя в проруби уже как дома. Иногда их проказы становятся такими шумными, что мать слегка топит их лапой - в воспитательных целях.

Среди кошачьих прирождёнными пловцами считаются камышовые коты, живущие на Дальнем Востоке, и тигры, которые очень любят купаться. Котята, едва открыв глаза, смело кидаются в воду вслед за матерью.

Грызуны, живущие по берегам рек, приучают своё потомство к воде не сразу после рождения. Детёныши рождаются на свет слепыми, и проходит несколько недель, прежде чем они начинают неотступно следовать за матерью. В том числе и в речку. Бобрам в момент первого урока исполняется около двух месяцев, водяным крысам - около шести недель.

Лучшие «тренеры по плаванию» - те млекопитающие, которые никогда не выходят на сушу. Это киты, касатки, дельфины, ламантины. Китиха рождает детёныша близко к поверхности воды и выталкивает новорождённого наверх. Сделав там свой первый вдох, китёнок плывёт дальше самостоятельно.

Есть только два вида обезьян, которые по доброй воле и достаточно регулярно плавают. Это японский макак и макак-крабоед. Там, где живут японские макаки, зимой бывает холодно. И они уже «с пелёнок» греются в горячих источниках. Кроме того, крабоеды-мамаши обучают детёнышей нырять за водными беспозвоночными. Остальные же обезьяны воду недолюбливают, хотя и умеют плавать.

А вот люди превратили воду во вторую родную стихию. Особенно те из них, кто плавает с детства.

Занятия плаванием в раннем возрасте способствуют не только укреплению здоровья ребёнка, но и оказывают положительное влияние на его умственное развитие. Обучение этому виду спорта позволяет решить важную социальную задачу - сократить количество несчастных случаев на воде.

При проведении занятий по плаванию в ДОУ с детьми третьего года жизни следует придерживаться определённых правил.

Правило первое - нужно превратить в игру все задания и упражнения, выполняемые малышами как на суше, так и на воде.

Правило второе - нельзя принуждать детей. Они любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без насилия и принуждения.

Занятия должны строиться на полном доверии ребёнка к взрослому. Совершенно недопустимо подталкивать малыша в воду или внезапно устранять поддержку. Это только закрепит страх и впоследствии может надолго затормозить обучение плаванию. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что слово инструктора по плаванию никогда не расходится с делом, а его действия не таят скрытой для него неожиданности и тем более опасности. Не следует также проявлять никакого принуждения к выполнению того или иного упражнения. Лучше вводить упражнения, основанные на знакомых ребёнку действиях и ощущениях. Не рекомендуется также пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Даже в успокаивающих выражениях следует избегать слов типа «Не бойся», «Это не страшно» др. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец» и т.п.

Правило третье - следовать принципам «от простого - к сложному», от «известного неизвестному». В процессе обучения последовательно выполняются всё более и более сложные упражнения; постепенно наращиваются физические нагрузки (увеличивается продолжительность занятия, количество упражнений, ускоряется их выполнение); усложняются условия (снижается температура воды).

Самым важным этапом обучения плаванию является адаптация к водной среде. Ведь первые трудности в этом обучении обусловлены тем, что внезапно попадая в рот, вода вызывает неприятные ощущения. Поэтому следует объяснить ребёнку: надо закрывать рот и задерживать дыхание всякий раз, когда он погружается в бассейн.

С первых же занятий необходимо приучать малыша держать глаза в воде открытыми, а после выныривания не протирать их.

Оказываясь в воде, некоторые дети рефлекторно закрывают глаза, теряют ориентировку в пространстве, у них появляются отрицательные эмоции, страх, неуверенность в своих силах.

Хорошим средством устранения водобоязни является такое упражнение, как соскальзывание в воду с горки (при этом вода наливается в бассейн чуть выше коленей ребёнка).

Первый выход на занятие в бассейн - событие в жизни дошкольника. Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От взрослых зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

Основная трудность входа в бассейн - спуск по лестнице. Шаги по ступенькам - сложные движения для малышей. На первых занятиях инструктор помогает детям, следит за тем, чтобы ребёнок не оступился, не поскользнулся, предупреждает его неожиданное падение в воду.

Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка тёплая, гладкая, нежная, добрая!». Затем ребёнка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступая, звать за собой, приговаривая что-нибудь ободряющее.

Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или за руку инструктора.

К самостоятельному входу в воду и передвижению по дну бассейна побуждают плавающие или разложенные по бортику бассейна игрушки.

Постепенно в процессе адаптации малыша начинают обучать движениям, которые необходимы для плавания:

  • самостоятельному передвижению по дну бассейна;
  • движениям руками всеми способами;
  • лежанию на воде;
  • движениям ногами всеми способами;
  • выдохам в воду;
  • погружению под воду.

Сначала в бассейне проводятся индивидуальные занятия, потом - по группам (4-5 детей).

У ребёнка раннего возраста внимание неустойчиво, кроме того, он склонен к подражанию, поэтому обучение различным движениям основывается на показе. Каждое упражнение сопровождается краткой, чёткой речевой инструкцией. После многократных повторений ребёнок запоминает названия всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого.

Интерес педагога к играм на воде, активное участие в них, мягкие, ласковые, ободряющие интонации поддерживают радостное настроение детей.

Адаптации к водной среде способствуют игры «Волны на море», «Переправа». «Догони мяч» и др., а также игровые упражнения, которые сопровождаются стишками.

Упражнение «Цапля».

Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай и, как цапля, не зевай.
(Ходьба с высоким подниманием то одной, то другой ноги, согнутой в колене.)

Упражнение «Утята».

Приседаем ниже, глубже,
Как утята в тёплой луже.
(Приседания: вода доходит до носа; до глаз; голова полностью скрывается под водой.)

Привыкнув к воде, дети упражняются в движениях руками всеми способами плавания: брассом («как плавают лягушки»), дельфином («крутим плавничками»), кролем («ручка за ручкой, как быстрые лодочки плывём»). Они осваивают движения на занятиях физической культурой или в сухом бассейне; стоя в воде на дне бассейна; в движении по дну бассейна; в движении с поддерживающими средствами. Для каждого ребёнка эти средства подбираются индивидуально (круг, нарукавники, плавательная доска).

Лежанию на воде на груди и спине дети обучаются, держась руками за поручень бассейна или с поддерживающими средствами. При плавании с доской на спине ребёнок сначала учится лежать на ней с помощью инструктора («Считаем вместе до 3, 5..!»), далее учится лежать самостоятельно, а затем плавать с движением ног кролем.

Дети осваивают движения ногами одновременно всеми способами плавания: брассом («лапки лягушки»), кролем («сделаем фонтанчик»), дельфином («хвостик рыбки»).

Движения ногами разучивают сначала около бортика, держась за поручень, далее с поддерживающими средствами.
Затем проводятся упражнения на дыхание: стоя около бортика, в приседаниях, в движении, в игровых упражнениях («Морской ветерок», «У кого больше пузырей»).

Следующая важная задача - научить погружаться под воду с головой. При этом надо каждый раз напоминать ребёнку о необходимости плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе.

С психологической точки зрения чрезвычайно важно, чтобы дети впервые окунулись с головой самостоятельно, на что некоторым трудно решиться. Поэтому начинать следует с простейших заданий: обливание из ведёрка; кратковременное погружение лица в воду, «умывание»; «делаем волны» и др. Для закрепления навыка погружения используются игры: «Достань игрушку со дна», «Подводные приседания», «Подводный туннель» (поставленный вертикально в воду обруч) и др.

По мере овладения навыком плавания увеличиваются проплываемые отрезки, меняется интенсивность и продолжительность нагрузок.

Хочется ещё раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств - радости, удовольствия, а также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ»

ИНСТРУКЦИИ И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

на занятиях по плаванию

инструктор по плаванию:

З.В.Арсланова

г.Нижневартовск,2021

Перечень инструкций и правил безопасности для воспитанников

Название инструкции

Страница

1.

Общие требования по технике безопасности на занятиях

в бассейне

3

2.

Правила безопасного поведения при обращении с дверью

6

3.

Правила безопасного поведения в раздевалке

7

4.

Правила безопасного поведения в умывальной

и туалетной комнате

8

5.

Правила безопасного поведения в душевой

9

6.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

10

7.

Противопожарная безопасность

11

8.

Если встретил незнакомый предмет

12

9.

Поведение поведения на открытой воде

13

10.

Безопасность в общественном транспорте

14

11.

Правила поведения на дорогах

15

12.

Правила безопасного поведения в культурно-массовых местах        (во время проведения спортивно - массовых

мероприятий)

16

13.

Правила безопасного поведения при просмотре

видеофильмов, мультфильмов, слайдов, презентаций

17

14.

Техника безопасности при работе со спортивным

оборудованием и инвентарем на занятиях по плаванию

18

ИНСТРУКЦИЯ №1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В БАССЕЙНЕ

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К занятиям в бассейне допускаются ДЕТИ:

 не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в бассейне

 со сданными анализами на энтеробиоз и отрицательными результатами анализов;

 прошедшие инструктаж по технике безопасности.

При нахождении в бассейне занимающиеся обязаны соблюдать Правила поведения.

График проведения занятий в бассейне определяется расписанием занятий, утвержденным заведующим дошкольным учреждением.

Опасными факторами в бассейне являются:

  • физические (скользкие поверхности; острые кромки и сколы на поверхностях ванн и полах; шум; электрооборудование (фены); горячая вода в душевых; пониженные значения температуры воды и воздуха; возможность захлебнуться);
  • химические (повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе).

Занимающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить инструктору, проводящему занятия в бассейне.

Занимающимся запрещается без разрешения инструктора, проводящего занятия в бассейне, подходить к имеющемуся в бассейне и во вспомогательных помещениях (раздевалки, душевые и т.п.) оборудованию и пользоваться им.

Запрещается использовать моющие средства в стеклянной упаковке и зеркальца.

Занимающиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей

инструкции, могут быть отстранены от занятий.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

 С разрешения инструктора вместе с воспитателем пройти в раздевалку, раздеться, не мешая соседям, аккуратно складывая свою одежду.

        Вымыться в душе с мылом и мочалкой (без купального костюма).

        Надеть купальный костюм и шапочку.

        Осторожно войти в помещение бассейна.

        С        разрешения        инструктора        войти        в        воду        по        специальным лестницам.

        Запрещается приступать к занятиям непосредственно после приема пищи или после больших физических нагрузок.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО  ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

        В чашу бассейна входить только с разрешения инструктора

        В бассейне передвигаться спокойно и только по специальным дорожкам

        Входить в воду только с разрешения инструктора держась за перила лестницы

        Внимательно слушать и неукоснительно выполнять все сигналы и указания инструктора, проводящего занятия;

        при поточном выполнении упражнений в воде (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

        использовать спортивный инвентарь (доски для плавания, мячи, калабашки и т.д.) только с разрешения и под руководством инструктора

        при ухудшении состояния здоровья или плохом самочувствии информировать инструктора и выйти из воды

Занимающимся запрещается:

        выполнять любые действия без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

        кричать или громко разговаривать

        хватать друг друга за руки, ноги, голову и другие части тела во избежание несчастных случаев и травм;

        «топить» друг друга;

        снимать шапочку для плавания;

        бегать в помещении бассейна, в раздевалках;

        прыгать в воду с бортиков и лестниц;

        висеть на разделительных дорожках;

        нырять и плавать под водой без разрешения инструктора

        вносить в помещение бассейна любые предметы без разрешения инструктора

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО  ОКОНЧАНИИ

ЗАНЯТИЙ

С разрешения инструктора выйти из воды по специальным лестницам, спиной к воде.

Принять душ, одеться, просушить волосы под феном.

С разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия, с воспитателем организованно покинуть помещение бассейна.

При обнаружении неисправности оборудования, системы вентиляции и очистки воды, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом инструктора, проводящего занятия.

ИНСТРУКЦИЯ № 2

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ДВЕРЬЮ.

  1. При открывании или закрытии дверей будь осторожен!
  2. Закрывай дверь медленно, внимательно.
  3. Не хлопай дверью
  4. Убедись, что за дверью никого нет.
  5. Посмотри, нет ли рядом детей, не грозит ли опасность прижать кому- либо руку (пальцы).
  6. Не засовывай пальцы в дверные проемы.
  7. Если дверь открывается на тебя, близко к ней не подходи, могут ударить.

ИНСТРУКЦИЯ № 3

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАЗДЕВАЛКЕ.

  1. Войдя в раздевалку, повесить на крючок (в шкафчик) пакет-сумку с вещами, обувь аккуратно поставить под крючок (на нижнюю полку в шкафчик). Снять халат, взять мочалку и мыло и пройти в душевую.
  2. Одеваться и раздеваться надо спокойно, не разбрасывать одежду, складывать и доставать ее из шкафчика по мере надобности
  3. В карманах одежды не должно быть никаких посторонних предметов.
  4. Правильно        пользоваться        шкафчиками, т.е. осторожно открывать дверцы, не виснуть на них
  5. Не забираться, не закрываться в шкафчике.
  6. В раздевалке нельзя кричать, толкать друг друга.
  7. Нельзя прыгать со скамейки,
  8. Нельзя бегать по раздевалке, ходить только по специальным дорожкам
  9. После занятий необходимо тщательно насухо вытереться полотенцем, одеться, собрать свои вещи в пакет – сумку
  10. Во время одевания нужно быть внимательным.
  11. В случае даже незначительного ранения, ссадины, ушиба немедленно обращаться к воспитателю.

ИНСТРУКЦИЯ № 4

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УМЫВАЛЬНОЙ И ТУАЛЕТНОЙ КОМНАТЕ

 Нельзя        бегать,        прыгать.

 В умывальной комнате и туалете может находиться только один человек.

 Не открывать сильно        кран

   Не брызгаться        водой, не устраивать игр;

 Обязательно выполнять правила гигиены в туалете: пользоваться бумагой, смывать водой унитаз, мыть руки с мылом, вытирать полотенцем только чистые руки

 Нельзя трогать уборочный инвентарь, бросать мелкие предметы и игрушки    в   унитаз    и доставать    их    оттуда;    виснуть    на змеевике отопления, забираться на решетку батареи

ИНСТРУКЦИЯ № 5

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДУШЕВОЙ

 Душ принимать только с разрешения инструктора

 Сначала необходимо включить холодную воду, только потом постепенно добавлять горячую.

 Встать в ванночку, принять душ с использованием мыла и мочалки, выйти из ванночки

 Нельзя из ванночки выпрыгивать

 Одеть плавки ( мальчики) , купальник (девочки)

 Надеть шапочку для бассейна

 В душевой нельзя кричать, толкать друг друга

ИНСТРУКЦИЯ № 6

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 При возникновении во время занятий в воде болей в суставах, мышцах конечностей, сильного покраснения кожи, неприятных ощущениях в глазах возникновения кровотечения, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом инструктору, проводящему занятия с последующим обращением к медсестре дошкольного учреждения.

 Почувствовав озноб, сообщить об этом инструктору, проводящему занятия, с его разрешения выйти из воды и растереться сухим полотенцем.

 При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

 При получении травмы сообщить об этом инструктору, проводящему занятия.

 При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом инструктору, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями.

ИНСТРУКЦИЯ № 7 ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

  1. Без разрешения взрослых не пользуйтесь вещами,        которые МОГУТ

загореться.

  1. Если чувствуете запах дыма, горелой бумаги, резины и сообщите взрослым.
  1. При пожаре не прячьтесь, а        срочно покиньте помещение бассейна безопасным путем.
  2. При пожаре звоните по телефону - 01 .

ИНСТРУКЦИЯ № 8

ЕСЛИ ВСТРЕТИЛ НЕЗНАКОМЫЙ ПРЕДМЕТ.

  1. Не подходи близко к незнакомому предмету.
  2. Не старайся задеть его ногой.
  3. Сообщи об опасной находке инструктору или воспитателю.
  4. Отойди от найденного предмета на безопасное расстояние.
  5. Предупреди об опасной находке других.

Помни, что незнакомый предмет может стать причиной несчастного случая.

ИНСТРУКЦИЯ № 9

ПОВЕДЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ НА ОТКРЫТОЙ ВОДЕ

  1. Не плавай в одиночку: в случае опасности взрослый придет тебе на помощь
  2. Не плавай и не ныряй в незнакомом месте без взрослых
  3. Далеко не заплывай.
  4. Не следует плавать сразу после приема пищи
  5. Не балуйся, не дерись на воде, не устраивай шумную возню.
  6. Не плавай в холодной, грязной воде.
  7. Стал тонуть - зови на помощь. Пытайся сохранить силы.

Если не умеешь плавать, и оказался на воде:

  1. Попробуй лечь на воду лицом вниз, широко раскинув руки и дыша как можно глубже и реже. Так ты меньше затратишь энергии.
  2. Оставаться на поверхности продолжительное время можно и по- другому. Двигай ногами так,        как будто        крутишь        педали.        Не

переставая, шлепайте руками по воде, перенося на них часть нагрузки и сохраняя равновесие.

  1. Или, оставаясь в вертикальном положении, сгибай одновременно обе ноги, разводя колени в стороны, а затем резко распрямляй их.

ИНСТРУКЦИЯ № 10 БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

  1. Никогда не подходите близко к краю платформы.
  2. При входе и выходе из транспорта не торопиться, не толкаться, входить и выходить спокойно.
  3. Во время движения не стойте на ступеньках и не прислоняйтесь к дверям, держитесь крепко.
  4. Не засыпайте во время движения.
  5. Запрещено выглядывать из окон.
  6. Если в автобусе, троллейбусе или трамвае начался пожар, рот и нос прикройте шарфом или платком, т.к. ядовитый газ в транспорте при пожаре очень опасен.
  7. Строго выполняйте указания взрослых.
  8. Не прячьтесь под сидения, зовите на помощь

ИНСТРУКЦИЯ № 11 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ.

 Переходить проезжую часть надо только по пешеходному переходу на зеленый свет светофора.

 Не следует спешить при переходе улицы.

 Переходя улицу, надо внимательно посмотреть сначала налево, дойдя до середины дороги, посмотреть направо, и только при отсутствии приближающегося транспорта можно переходить дорогу.

 Пешеходы обязаны передвигаться только по тротуару.

 Нельзя переходить улицу детям вдвоем под руку .

 Дети дошкольного возраста должны переходить дорогу только со взрослыми.

 На «островке» безопасности надо быть внимательным, вести себя спокойно, остерегаться лишних движений.

 При переходе улицы нельзя оглядываться на шум и крик.

ИНСТРУКЦИЯ № 12

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КУЛЬТУРНО- МАССОВЫХ МЕСТАХ        (ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО -

МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ)

  1. Если, находясь в культурно-массовом месте, группа движется, то

обязательно построиться в колонну по двое; если стоит - можно встать полукругом вокруг руководителя.

  1. в руках не должно быть никаких лишних предметов или игрушек (все необходимое находится у взрослого)
  2. Во время проведения спортивно – массовых мероприятий не разрешается:

 громко разговаривать,

 носиться по помещению,

 отдаляться от группы,

 уходить с посторонними людьми,

 сорить,

 мешать другим людям,

 принимать подарки от посторонних.

  1. При возникновении каких-либо трудностей обязательно обратиться к руководителю
  2. Соблюдать правила дорожного движения, правила этикета и правила личной гигиены.

ИНСТРУКЦИЯ № 13

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРОСМОТРЕ

ВИДЕОФИЛЬМОВ, МУЛЬТФИЛЬМОВ, СЛАЙДОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ.

  1. Проходить в помещение для просмотра спокойным шагом, не толкая товарищей.
  2. Сначала рассаживаются в первые ряды дети невысокого роста. Самые высокие дети садятся на последние ряды. При выходе из помещения для просмотра – наоборот.
  3. Садиться следует только на то место, которое указал воспитатель.
  4. Перед началом просмотра не повышать голос.
  5. Во время сеанса следует находиться только на своем месте.
  6. В случае возникновения каких-либо проблем обратиться к воспитателю.
  7. Во время сеанса громко не разговаривать, не толкать соседей, не махать руками и т.п.
  8. По окончании сеанса выходить из помещения только после разрешения воспитателя.

ИНСТРУКЦИЯ № 14

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СПОРТИВНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И ИНВЕНТАРЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ

Во время занятий занимающийся обязан:

 соблюдать настоящую инструкцию;

 соблюдать правила игры и игровую дисциплину.

 неукоснительно выполнять все указания инструктора, проводящего занятия

 начинать, прерывать и завершать занятия только по команде инструктора, проводящего занятие;

 при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

 использовать спортивное оборудование и инвентарь только с

разрешения и под руководством инструктора, проводящего занятия;

 выполнять только те упражнения, которые определены инструктором, проводящим занятия;

Учащимся запрещается:

 выполнять упражнения с использованием неисправного инвентаря и оборудования;

 выполнять любые действия без разрешения инструктора, проводящего занятия;

 использовать спортивное оборудование и инвентарь не по прямому назначению

 наносить удары мячом в лицо и по телу других занимающихся.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №17 «Ладушки»

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Физическая культура» (плавание) на тему:

«Скольжение на груди»

(в старшей группе)

Подготовил:

Инструктор по физической

культуре и спорту (по плаванию)

З.В.Арсланова.

г. Нижневартовск

2020 г.

Тема: Скольжение на груди.

Возраст: старшая группа (5-6) лет

Задачи: 1. воспитывать культурно-гигиенические навыки.

2.закреплять умения погружение в воду с головой.

3.обучать скольжению на груди.

4. Укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных и силовых способностей5.Укреплять мышцы спины, живота, ног.

Образовательные области: физическое, речевое, зрительная и пальчиковая гимнастика.

Планируемый результат: закрепление прикладных плавательных умений и навыков.

Метапредметные результаты:

1. Формировать умение общаться со сверстниками коллективных действий в игре.

2. Развивать внимание, скоростно-силовые качества и координацию движений, коммуникативные навыки обучающихся; умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.

3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Личностные (воспитательные):

1. Формировать стойкий познавательный интерес к занятиям физическими упражнениями

2. Формировать умения чётко и организованно работать в группе, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи

Формы: Индивидуальная;     

Фронтальная.

Методы: Практический;

 Наглядный;

 Словесный.

Методы и приемы: игровые, практические; приемы: указания, напоминания, вопросы, поощряющая оценка.

Экипировка: купальный костюм, шапочка.

Инвентарь и оборудование: плавательные доски.

Продолжительность занятия: 25 минут

Содержание занятия.

  1. Подготовительная часть (5 минут)

1.1.Сухая разминка, зрительная и пальчиковая гимнастика.
1.2. Вход в воду, построение. 
1.3. Подготовительные упражнения:
- передвижения по воде мелкими, большими шагами,
- бег по воде.

-приседание.

-погружение в воду.
1.3. Упражнения на дыхание (выполняется у бортика 4-5 раз)
2. Основная часть (15 минут)
2.1. Оттолкнуться ногами от стенки бортика, выполнить скольжение на груди с доской (2-4 раза)
2.2. Оттолкнуться от стенки бортика, выполнить скольжение на груди с разными положениями рук (2 раза):.
2.3. Упражнение на дыхание (выполняется у бортика 4-5 раз)
2.4. Игровое упражнение "Кто правильнее".
Методические указания: оттолкнуться ногами от стенки бортика, выполнить скольжение на груди при помощи доски

2.5. Игровое упражнение "Кто  дальше?"
Методические указания: Оттолкнуться ногами от стенки бортика, выполнить скольжение на груди, принять положение. "Кто дальше" дальше от бортика тот и выигрывает.
2.6. Игровое упражнение "Дыхание вулкана"
Методические указания: Дети становятся в круг, по сигналу делают глубокий вдох и приседают в воду с головой, под водой выполняют выдох.
3. Заключительная часть. Свободное плавание. (3-5 минут)

        



Предварительный просмотр:

Здоровье детей в последнее время вызывает беспокойство у родителей. За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Очень много у детей – нарушение речи. Она – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Как известно, нарушение речи - сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека.

Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Детям трудно выполнять движения по словесной инструкции. Ребята отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны, прыжки на правой и левой ноге, отбивание мяча, ритмичные движения под музыку. Можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитиинесовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Как можно раньше у ребенка необходимо выявить нарушение речи, чтобы быстрее начать лечение, и достигнуть эффективности терапии. Активное лечение в виде индивидуальной терапии обычно начинается в возрасте ребенка от 2 до 4 лет. Ранние дошкольные годы, когда речевые навыки не сформированы полностью, являются критическим периодом для становления нормального языка и речи. Хотя многие люди знакомы с использованием бассейна для проведения лечебной физкультуры, большинство удивляются, узнавая о преимуществах воды для улучшения развития речиПлавание - выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию оздоровления. На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка — скольжения на воде. Этот навык — базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. Главным направлением этой работы является снижение монотонности процесса обучения плаванию, мышечного тонуса, увеличение двигательной активности, закаливания. На занятиях по плаванию и физической культурой даёт возможность использовать нетрадиционные для этой образовательной деятельности оздоровительные формы и методы работы:

1. Дыхательная гимнастика

Она играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, так как дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Для того чтобы ребенок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию.

Дыхательная гимнастика уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма. Во время плавания при выполнении вдоха и выдоха (если выдох выполняется в воду) человеку приходится прикладывать несколько большие усилия, чем во время дыхания на суше, нагрузка на дыхательные мышцы возрастает. Вот почему плавание является и прекрасным средством тренировки дыхательного аппарата, постановки глубокого ритмичного дыхания.

2. Психогимнастика

В логопедической группе имеются дети, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость. Именно этим детям на помощь приходит психогимнастика. Это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики.

Для детей подбираются достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.

3. Пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж

Известно, что у детей с ОВЗ наблюдается разная степень моторной недостаточности и недоразвитие тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика имеет лечебный характер. На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти игры не что иное, как массаж.

4. Динамические паузы, логоритмические упражнения

Неподвижный ребенок не обучается! Динамические паузы развивают психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга, тонизируют весь организм.

5. Релаксация

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть, как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Надо научить детей управлять своими чувствами и эмоциями – для воспитания у них уверенности в себе.

6. Подвижные игры.

Игра – это основной вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает окружающий мир, в том числе учится ориентированию в пространстве. Передвигаясь в пространстве, ребенок познает отношение между предметами и определяет свое собственное положение к ним.

В игре ребенок получает много положительных эмоций.

Совокупный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре и плавании. Дети нуждаются в двигательной активности, поэтому с желанием выполнять задания педагога.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную патологию речи ни к коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции они хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Работа инструктора по физической культуре и по плаванию для каждого ребенка помимо общих занятий в группе у детей с ОНР должна нести в себе элементы индивидуальности как в плане двигательной активности, так и в психологическом плане, учитывая особенности личности.



Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений требует интегрированного подхода, при котором применяется медикаментозное лечение, система логопедической работы, занятие по коррекции и развитию психических функций, занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики, основу коррекционной работы составляет метод сенсорно-двигательной интеграции. Основные виды упражнений, используются на занятии в бассейне для детей с речевыми нарушениями.

Они направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической коррекции движений, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, воспитания чувства ритма развитие дыхания, силы глосса, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.

Упражнения на вдох, затем выдох в воде (от трех до десяти раз). Скольжение на груди и на спине, двигая ногами вверх и вниз, передвижение по дну водоема на руках. Плавание с надувной игрушкой или с кругом в руках. Разучивание движений, необходимых для плавания. Исходя из возможностей детей, обучение самостоятельному плаванию в бассейне. Выполнение разнообразных упражнений в воде. Водная аэробика. Несложные игры-эстафеты.

1. Упражнения и игры на развитие фонационного дыхания – длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик) - под воду (лицо в воде до носа) - длительный продолжительный выдох с головой («чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше?»).

2. Упражнения и игры на развитие диафрагмального дыхания – удерживать надутым животом, лежа на спине (в нарукавниках и без), резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот и игрушка должна уплыть

3. Упражнения и игры на развитие силы и высоты голоса (от тихого к громкому) - «как говорит рыбка?» - «как квакает лягушка?» - «как кричат дельфины?» (изображая движениями как плавают и как общаются животные)

4. Упражнения на развитие фонематического восприятия - 4 обруча на воде, инструктор «вытаскивает из папки» гласную («ы») дети называют. Инструктор произносит слова: тир, мир, СЫР дети гуляют между лежащими на воде обручами, при услышанном звуке («ы») в слове, дети ныряют под обруч - «в домик».

5. Упражнения и игры на координацию движений и речи - Игра «Медвежонок Умка» - Игра «Сердитая рыбка».

6. Упражнения и игры на регуляцию мышечного тонуса (под сопровождение музыки или бубна, звуковые ориентиры свистка); - дети лежат на спине, на шеи, под головой «нудл», или в нарукавниках, или в кругах. Напрягают мышцы (живота) под счет 1-2-3-4, на счет 5 расслабляют 5-4-3-2-1.

7. Упражнения и игры на развитие ритма - лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках или «креслах» и т.д. Под быстрое сопровождение музыки работают сильно, быстро ногами (кроль) под медленный темп – медленно, без брызг, под водой - танцы на воде «дискотека». Дети, сначала называют себя морскими обитателями, и под музыку быстрого ритма, танцуют 15-30с, ритм меняется на медленный, дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.

8. Упражнения и игры на развитие произвольного внимания; - 2 команды (4+4) вдоль дорожки лицом друг к другу. Инструктор показывает одной команде упражнение (другая не видит), дети первой команды повторяют упражнение инструктора детям второй команды, а вторая - выполняют противоположное действие (вдох-выдох; руки влево-вправо; закрыть правый глаз-….., поднять левую ногу-…). Если команда ошибается, то выполняет 10 выдохов.

9. Упражнения и игры на развитие мимической моторики; - стоя, лежа, лить воду из кружки себе на лицо (не морщиться, улыбаться, открыть рот, сжать губы, надуть щёки, втянуть щёки, открыть глаза и т.д.).

10. Упражнения и игры на развитие мышц мелкой моторики; а) в статике - сжимаем резиновых рыбок, опускаем под воду, набирая воду, по сигналу – брызгаем в верх, сопровождая стихами. «Дети рыбками играли, сильно пальчики сжимали, рыбок в воду опускали посчитали РАЗ, ДВА, ТРИ- кто выше брызнет посмотри!» б) в динамике - катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках) .

11. Упражнения на умение работать по схеме. Развитие внимания последовательности действий в пространстве (по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений: от красного бортика нырнуть за игрушкой - кольцом, найти у синего бортика синие кольцо, проплыть к зелёному бортику - поставить игрушку и приплыть на место к красному бортику).



Предварительный просмотр:

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.
На занятиях физической культурой помимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.
Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра в «сухой бассейн» развивает не только мелкую моторику, а так же:
• Восприятие цветов;
• Понятие о количестве;
• Помогает чувствовать свое тело;
• Предотвращение страха.
На своих занятиях  используются следующие приемы речевого развития:
• Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;

На лужайке поутру,   
Мы затеяли игру.                               (Дети встают в круг)
Я подснежник, ты вьюнок              (Подают по очереди левую и правую руки)
Становись скорей в кружок.           (Встают в круг)
Раз, два, три, четыре,                        (4 шага вправо)
Раздвигайте круг пошире,              (2 шага назад)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки.                     (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим,                   (Расширяют и выравнивают круг)
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть              (Расцепили руки)
Мы веселые лучи                              (Потянулись вверх на носках)
Мы резвы и горячи.                         (Прыжки на двух ногах)

• Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);
На зарядку выходи
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка- для ребят.

• Считалочки;
1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой- ой- ой,
Погибает зайчик мой.
Повезли его в больницу
Оказался он живой.

• Художественное слово;
Подвижная игра «Кот и мыши»
К- Мыши-мыши, где гуляли?
М- Сыр в кладовке воровали.
К- Почему остались крошки?
М- Тебе оставили немножко.
К- За такие вот делишки,
     Мы накажем вас воришки.
М- Если хочешь наказать
      Так попробуй нас догнать.
• 
Придумывание различных историй «Предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая?)  Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки?)».
• 
За частую в конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.
• Фольклорный материал;
• Потешки;
• Прибаутки;
• Русские народные песни.

«Малыши крепыши
Вышли на зарядку,
Малыши, крепыши
Делают зарядку.»
• Слова заклички в подвижных играх;
Гуси- гуси (Га-га-га),
Есть хотите (Да-да-да),
Ну летите (Нет-нет-нет),
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
• Отговаривание правил подвижной игры;
• Речевые приемы при зарядке и в водной части 
(Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
 Различные виды расчета (1-2-3, моряки-матросы, красные-синие);
 Дыхательные и пальчиковые гимнастики;
Проведи глазами влево,
И скажи соседа слева,
А теперь ты вправо проведи
И соседа справа прошепчи,
Посмотри ты в потолок
Свое имя назови дружок.
• Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура!);
• Загадки на различные темы;
Соберем команду в школе                             Мне друзья сказать не    лень                                
И найдем большое поле,                                «С добрым утром» «Добрый день»
Пробиваем угловой                                        А потом еще при встрече
Забиваем головой,                                          Говорю им…
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы…
Повторяя игры на улице, играя и проговаривая слова, ребята научатся хорошо и правильно говорить. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Здоровое и правильное питание для ребенка дошкольного возраста . подготовил: инструктор по плаванию АрслановА Зарина Валихановна г .Нижневартовск,2022

Слайд 2

Актуальность темы: Наше здоровье в большой степени определяется и нашим питанием. Некоторые учащиеся часто болеют и вынуждены пропускать много занятий, а это отражается на успеваемости. Поэтому здоровье и хорошая учеба тесно взаимосвязаны. С пищей мы получаем не только энергию и строительный материал для нашего организма. Неправильное питание напрямую влияет не только на физическое развитие, но и на развитие умственных способностей. Как надо питаться, чтобы быть и оставаться здоровым? Ответ на этот вопрос актуален для любого возраста. Однако знаний в этой области у учащихся нашего класса пока не достаточно. Чтобы решить эту проблему я начал работу над этим проектом . 2 . Цель исследования: Доказать , что правильное питание – залог крепкого здоровья, определить правила здорового питания . 3 . Задачи исследования: Проанализировать научную информацию по данной теме; Уточнить понятие «Правильное питание»; Изучить состав продуктов питания и выяснить какие продукты необходимы для здоровья человека; Исследовать некоторые продукты на содержание вредных веществ; Провести анкетирование одноклассников; Предложить рекомендации по здоровому питанию.

Слайд 3

Здорóвое питáние — питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. С хорошим общим состоянием здоровья и со сниженным риском хронических заболеваний ассоциируется диета, богатая фруктами, овощами, цельным зерном, бобовыми, орехами и рыбой, с низким уровнем потребления насыщенных жиров, трансжиров и сахара и ограниченным потреблением соли. Здоровая диета предполагает низкий уровень потребления продуктов из очищенных зёрен (англ.)рус., обработанного мяса (англ.)рус. (например, колбасных изделий) и подслащенных продуктов. Рекомендации по здоровому питанию между странами по отдельным продуктам могут отличаться, вероятно, исходя из национальных культур и традиций питания. Правильное питание или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание

Слайд 4

Питание ребенка дошкольного возраста должно быть: Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду. Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище. В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной. В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

Слайд 5

Характеристика основных компонентов пищи. Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников. Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров - масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала. Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ. Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Слайд 6

Здоровая и вредная пища.

Слайд 8

Загадки. Это не суп и не вода, Пить его хочу всегда. Разных вкусов ассорти, Вкуснее напитка не найти! (Сок) Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Картофель ) Наступает час обеда: Мой-ка руки, непоседа! Из мяса, овощей и круп Сварила мама вкусный …(суп) Можно что-нибудь испечь Для знакомства и для встреч, Подружиться чтоб помог, Сладкий испеку … . (Пирог) Что копали из земли, Черна, мала крошка, а угодья много в ней; в воде поварят, ребята съедят.(каша) Не шит, не кроен, А весь в рубцах. Семьдесят одежек, А все без застежек. (Капуста)

Слайд 9

Спасибо за внимание.