16.10.2024 "Развитие семейных ценностей через совместную деятельность ДОУ и семьи"
Формировать и развивать у дошкольников семейные ценности, на наш взгляд, возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий в традиционной форме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка»
«Развитие семейных ценностей через совместную деятельность ДОУ и семьи - традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
Методист:
Мухаматуллина Юлия Раисовна
Воспитатели:
Джалилова Наида Абдулжалиловна
Федоренко Виктория Михайловна
г. Салехард
2024
«Развитие семейных ценностей через совместную деятельность ДОУ и семьи - традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семейные ценности - это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение, это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Формировать и развивать у дошкольников семейные ценности, на наш взгляд, возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий в традиционной форме.
Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, в своей работе по данной теме нами была поставлена цель: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка в условиях благоприятного климата в едином образовательном пространстве.
Основными задачами в организации взаимодействия с родителями мы выбрали повышение педагогической культуры родителей, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, активное приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Для этого мы создали условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций. Привлекли родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи, а также предоставили родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Показали детям значимость семьи в жизни каждого человека.
В формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей работе используем ведущим видом деятельности игру. Для разработки технологии формирования семейных ценностей мы используем: психологические игры «Как зовут членов семьи», «Составь семью», «Ласковое слово», «Хорошо-плохо» др., ролевые игры такие как: «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «У нас гости», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей», в ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. Используем сказкотерапию, которая несет в себе огромный потенциал и множество педагогических возможностей, так как, слушая сказку, дети погружаются в мир, где открыто обсуждаются современные проблемы, которые завуалированы в классических сказках. Быт семьи, детско-родительские отношения, проблемы и трудности, появляющиеся в семье, ценность семьи – всё это находит свое отражение в сказке, которую дети любят слушать, сочинять, устраивать инсценировки. Чтение, рассказывание, сочинение сказок мы часто используем в своей деятельности, так как это интересно, познавательно и доступно детям дошкольного возраста.
Традиционно оформляем выставки и стенгазеты совместно с детьми и родителями, также стенды, папки-передвижки, буклеты с полезной и нужной информацией по вопросам воспитания и развития детей; проводим беседы на интересующие темы родителей; оказываем консультативную помощь в разрешении проблемных вопросов.
Оформляем в группе и родительских уголках фотоколлажи: «Родные, близкие, любимые…», «Моя семья – будни и праздники», «Здоровый ребенок в здоровой семье».
Организовываем конкурсы и «живые» встречи с родителями на разные темы, например «Профессии моей семьи». Родители и дети с большим удовольствием и даже азартом принимают участие в подобных мероприятиях.
На родительских собраниях вместе с родителями обсуждаем вопросы семейного воспитания, говорим о значимости родителей и родственников в жизни ребёнка. Часто применяют на родительских встречах метод игровых ситуаций. Стало доброй традицией проводить родительские собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол» и др., в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях.
Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Традиционные и любимы в нашем детском саду такие праздники - досуги как: «Папа, мама и я - спортивная семья», «Весёлые старты», «День матери».
Неоценимую роль в формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет совместные походы в кино, театр, музеи, посещение библиотек всей семьей.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями реализуем семейные творческие проекты: «Разноцветная неделя», «Наш веселый поход», формируя у детей семейные ценности, расширяя представления у детей о традициях семьи, воспитывая уважение к членам своей семьи.
Проведённая нами работа способствует сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций; благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников, повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений. Дети получают необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.
А главный результат, на который направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.
Таким образом, традиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в развитии и укреплении семейных ценностей являются одной из эффективных практик.