21.01.22г. "Дидактические игры с камешками Марблс".

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Использование камешков Марблс в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_kameshkami_marbls.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Использование камешков Марблс в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский.

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Дети - логопаты имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка.

Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

Цель игр: развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.

Задачи: 1) формировать правильный захват шарика кистью руки; 2) развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук; 3) развивать мышление; 4) развивать в ориентировку на плоскости; 5) профилактика оптико-пространственных нарушений; 6) работать над запоминанием цвета; 7) обогащать словарный запас; 8) развивать внимание и память; 9) профилактика дисграфии; 10) развивать фантазию ребенка.

Перечень игр и краткое описание:

1. Заполни пустой шаблон. Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается  цветовая  гамма. Контуры – готовые шаблоны из альбома Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет», перерисованные крупные картинки из детских раскрасок.

2. Четвертый лишний. Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме т.е закрыть камушком.

3. Автоматизация зука. Прохождение лабиринта с помощью большого камешка.

4. Развитие фонематического восприятия.

Положи синий камешек на картинки, в которых услышишь ЧА.

Положи красный камешек на картинки, в которых услышишь ЧУ.

Положи зеленый камешек на картинки, в которых услышишь Че

5. Отгадывание загадок. Закрой отгадки камешками.

6. Математический диктант. Закрепление понятий: «длинный-короткий», «лево – право», «верх – низ».

7. «Сухой бассейн». Цель: развивать умение выбирать предметы. (Например: мелкие игрушки; природный материал – бобы, фасоль и т.п.). Оборудование: емкость, шарики марблс, мелкие игрушки. Задание: педагог предлагает найти камешки, среди бобов или наоборот сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами.

8. Сосчитай. Детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько, например, желтых камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле

9. Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (ыш и др.).-выкладываем слоги

10.Придумай картинку по теме  н-р распечатанная картинка взрыв хлопушки на день рождения Медведя.

11.Разбери по группам.

Разбери по цвету. В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам. Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие. Разбери по форме. Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

12. Собери по образцу. Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

13. Крестики – нолики. Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

14. Продолжи узор. Продолжить узор или ряд.

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество.

Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.

Успехов Вам в творческой деятельности!

Источник:

1. http://ya-uchitel.ru/

2. /infourok.ru http:/

3. /logoportal.ru/kamushki-marbls/.html

Литература:

1. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.

2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника / Л.А.Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 32с.

 3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника / Л.А.Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 20114. – 32с.

ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ

Умный лабиринт

Цели: Закрепление поставленного звука Р. Повторение лексической темы «Овощи». Закрепление предлога В.

Ход игры: Прокати шарик – марблс и назови все овощи со звуком Р. Проговори по образцу: Помидор в корзину

Лабиринт на звук

Цели: Закрепление поставленного звука. Ход игры: Выкладывание камешков – марблс с проговариванием звука, слогов, слов с поставленным звуком.

Проговори правильно

Цели: Закрепление поставленного звука в чистоговорках и стихах. Ход игры: Дети выкладывают рисунок и проговаривают чистоговорку или стихотворение на поставленный звук.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Разложи по размеру

Цели: Развивать логическое мышление. Тренировать глазомер. Развивать усидчивость. Ход игры: Ребенок выкладывает данные камешки по размеру от большего к меньшему.

Крестики нолики

Цели: Развивать логическое мышление. Развивать усидчивость. Ход игры: Игра по правилам детской игры крестики нолики. Необходимо собрать камешки своего цвета на игровом поле и не дать этого сделать первому сопернику.

Су доку

Цели: Развивать логическое мышление. Развивать усидчивость. Закреплять цвета. Ход игры: Необходимо выложить ряд камешков так чтоб цвета не повторялись не по вертикали ни по диагонали в своем ряду.

Поставь знак больше

Цели: Упражнять в навыке счета. Работать над правильным согласованием числительных с существительными. Ход игры: Ребенок ставит знак больше в том направлении, где камешков больше.

Почувствуй камешки

Цели: Развивать тактильную чувствительность. Понятие холодные цвета и теплые. Ход игры: Ребенку дают камешки теплые и охлажденные. теплый камешек,  холодный камешек.

Запомни и повтори

Цели: Развивать зрительную память.

Закреплять цвета. Ход игры: Ребенку дается образец, затем он убирается и ребенок воспроизводит его по памяти. Игру можно упражнять добавляя образцы. Фотография № 8,9.

Какое у тебя настроение?

Цели: Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.

Ход: Вариант 1 Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему настроение. Вариант 2 Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.

Создай свой сад камней

Цели: Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятие напряжения, агрессивности. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в согласовании числительных и существительных. Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько, каких цветом камней.

Вкусная колбаска для своей семьи

Цели: Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятия напряжения, агрессивности. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в согласовании числительных и существительных. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком, создавая угощение сладкую колбаску, украшает её материалом. Затем режет кусочки и проговаривает кому, сколько кусочков колбаски.

Найди отличный от других камешек

Цели: Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятия напряжения, агрессивности. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами ищет камешек, который отличается от тех , которые наполняют сухой бассейн.

ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

Назови ласково

Цели: Упражнять в словообразовании, постановка существительных в уменьшительно – ласкательную форму. Ход: Выкладывать по лабиринту камешки – марблс и ставить существительные в уменьшительно – ласкательную форму.

Найди животного

Цели: Обогащать словарь по лексической теме «животные». Эту игру можно завести и для другим лексических тем. Развивать тактильные ощущения. Ход: Ребенок находит в сухом бассейне из камешков- марблс фигурки животных.  

Какое у тебя настроение?

Цели: Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.

Ход: Вариант 1 Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему настроение. Вариант 2 Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.

Назови диких животных

Цели: Обогащение словаря по лексической теме дикие животные. Закрепление притяжательных прилагательных.

Ход: Вариант1 Ребенок катит шарик по лабиринту и называет диких животных.

Вариант2 Ребенку дается задание. В лесу увидели чьи – то уши или хвост. Назови, чьи они (медвежьи, волчьи).

Какой фрукт ты любишь?

Цели: Обогащение словаря существительных. Работа по словообразованию. Закрепление относительных прилагательных. Образец игры возможен и для других лексических тем.

Ход: Вариант 1 Ребенок выкладывает камешками марблс предметную картинку или ободок вокруг картинки. Называет сок из этого фрукта

Вариант 2 Ребенок по образцу или самостоятельно выкладывает картинку фрукта.

Какой формы предмет?

Цели: Закрепление названий геометрических тел. Упражнять в правильном словообразовании относительных прилагательных. Ход игры: Назови какой формы морковь. Скажи по образцу: морковь треугольной формы

Эти маленькие слова

Цели: Закрепление предлогов. Вводить в речь наречия. Закреплять схематичное изображение предлогов. Ход игры: Вариант 1 Смотря от представленной картинки, ребенок говорит, где находиться тот или иной предмет и выкладывает камешек – марблс. Вариант 2 Ребенок по инструкции выкладывает камешек на нужную картинку и проговаривает предлоги.

Кто за кем?

Цели: Закрепление и введение в речь предлога – ЗА. Ход игры: Ребенок проходит лабиринт и называет, кто за кем.

Скажи где камешек?

Цели: Закрепление пройденных предлогов - В, - НА, - ОКОЛО, - ПОД, - ЗА. Ход игры: Педагог располагает камешки на игровом поле (песке). Ребенок собирает камешки и проговаривает где камешки.

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Чудесный мешочек

Цели: Развитие фонематического звука и закрепление понятий гласный и согласный звук. Ход игры: Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный - красный).

Разбери слово

Цели: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении. Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

Слова – камешки

Цели: Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении. Ход игры: Дети выкладывают из букв заданное слово.

Веселые гусеницы

Цели: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукобуквенном разборе слова. Закрепление навыка чтения.

Ход игры: Вариант 1 Дети выкладывают слово по цветовому обозначению звуков.

Вариант 2 Из представленных гусениц выбирают ту которая походит по цвету заданному слову.

Необычная буква

Цели: Повторение изученной буквы. Ход игры: Вариант 1. Ребенок по готовому образцу выкладывает букву. Вариант 2 Ребенок выкладывает изучаемую букву и придумывает на эту букву слово.

Кривое зеркало

Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации. Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.

Найди букву

Цель: Закрепление изученной буквы. Развитие тактильных ощущений. Ход игры: Ребенок ищет в сухом бассейне из шариков марблс букву. Определяет на ощупь что за буква.

Пятнашки

Цель: Повторение пройденных букв. Звукобуквенный разбор слова. Развитие фонематического слуха. Упражнение в чтении. Развитие логического мышления. Ход игры: Детям дается задание собрать слово, двигая камешки по доске. Обязательное условие не вынимать камешки, аналогия игры в пятнашки.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пересыпь в другую коробочку

Цели: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета. Ход игры: Вариант 1 Ребенок перекладывает ложкой шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.

Вариант 2 Ребенок перекладывает пинцетом шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.

Поищи в крупе

Цели: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета, названия круп. Развивать словообразование. Ход игры: Ребенок выбирает из крупы шарики марблс.

Рассели камешки марблс в твоем городе

Цели: Работать над развитием пространственного восприятия. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево. Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.

Какой твой секретик?

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Дети в песке создают из камешков марблс секретики, возможно использование различного материала для создания тайников (сухие цветы, листики, фантики).

Создай свою картину

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Построй свой лабиринт

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать пространственное восприятие. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и создает свою модель лабиринта. Играет проходя этот лабиринт.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Найди место камешку

Цели: Развивать пространственное восприятие. Вводить в речь понятия правый – верхний угол и т. д. Профилактическая работа по ориентированию на тетрадном листе. Профилактика дисграфии. Закрепление цветов. Ход игры: Вариант1 Ребенка просят по инструкции разложить камешки. Вариант2 Ребенок сам раскладывает и проговаривает местоположение камешков.

Кривое зеркало

Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации. Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.

Собери по образцу

Цели: Развивать пространственное восприятие. Вырабатывать усидчивость. Развивать глазомер. Ход игры: Ребенок по данному образцу собирает свою фигуру.

Объемные картины

Цели: Развивать пространственное восприятие. Вырабатывать усидчивость. Умение работать в группах. Развивать глазомер. Ход игры: Дети совместно по готовой схеме вместе с педагогом выкладывают рисунок.

Придумай и собери

Цели: Развивать пространственное восприятие. Вырабатывать усидчивость. Умение работать в группах. Развивать глазомер. Развивать творчество. Ход игры: Каждый ребенок воплощает свою задумку на общем игровом поле.

Помоги друзьям найти свои домики

Цели: Развивать пространственное восприятие. Профилактика дисграфии. Вырабатывать умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать внимание, умение слушать и выполнять инструкцию. Ход игры: Ребенок помогает лисе и медведю добраться до своих домиков. Выкладывает их путь, начиная от точек. Медведь : 1 клетка направо, 2 клетки вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 3 вверх, 2 налево, 1 вверх, 2 направо, 2 вверх. Путь лисы ребенок придумывает сам, выкладывает камешкам – марблс и описывает его.

Проложи дорогу по лабиринту

Цели: Развивать пространственное восприятие. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево. Ход игры: Ребенок выбирает нужный путь и выкладывает камешками – марблс, проговаривая куда ведет дорога вправо, влево, прямо.

Рассели камешки марблс в твоем городе

Цели: Работать над развитием пространственного восприятия. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево. Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.

Собери рисунок по инструкции

Цели: Развивать пространственное восприятие. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево, вправо вверх наискосок. Ход игры: Ребенок по готовой инструкции выкладывает камешками – марблс рисунок.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Создай большой рисунок

Цели: Развивать творческие способности. Работать над глазомером. Умение работать на предоставленном рабочем поле. Ход игры: Дети выдумывают свой рисунок и выкладывают на рабочем поле

Какой твой секретик?

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Дети в песке создают из камешков марблс секретики, возможно использование различного материала для создания тайников (сухие цветы, листики, фантики).

Создай свой сад камней

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных. Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько каких цветом камней.

Вкусная колбаска для своей семьи

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком, создавая угощение сладкую колбаску, украшает её материалом. Затем режет кусочки и проговаривает кому, сколько кусочков колбаски.

Вариант 2 Ребенок украшает камешками марблс торт на свой День Рожденья.

Создай свою картину

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Построй свой лабиринт

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать пространственное восприятие. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и создает свою модель лабиринта. Играет проходя этот лабиринт.

Летняя полянка

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка Ход игры: Дети украшают летнюю полянку камешками.

Кто живет в воде?

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Ход игры: Дети создают из камешков марблс пейзаж морского дна. Составляют предложения: кто живет в море.

Морское дно

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Ход игры: Дети работают с водой, создают из камешков марблс морской пейзаж.

Создай бурю

Цели: Работать над сильной воздушной струей. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Ход игры: Ребенок создает морское царство. Дует в трубочку, мешает дно палочкой и наблюдает за изменениями в воде.

Сезонное дерево

Цели: Развивать творческие способности. Закреплять у детей последовательность времена года. Формировать связную речь. Ходи игры: Ребенок в зависимости от времени года украшает дерево.

Рассели камешки марблс в твоем городе

Цели: Работать над развитием пространственного восприятия. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево. Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит его шариком марблс.

Нарисуй рисунок камешками марблс

Цели: Развивать творческие способности и фантазию. Ход игры: Ребенок выдавливает понравившиеся краски на лист, в прозрачной коробке, а затем совершает движения коробкой, в результате шарик чертит рисунок по листу. Позже ребенок разглядывает рисунок, и говорит, что он видит в нем.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пройди лабиринт

Цели: Учить пересказу. Ход игры: Ребенку читается текст сказки (сказка разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту. Ребенок проходит лабиринт. Пересказ ребенка.

Кто герои?

Цели: Учить пересказу. Ход игры: Ребенку читается текст (текст разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту. Вариант 1 Ребенку предлагается выложить главных героев по образцу. Вариант 2 Дается картинка к тексту и ребенок её украшает камешками марблс. «Басня кукушка и петух»,  « Коза - Егоза».

Создай свою картину

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Сезонное дерево

Цели: Закреплять у детей последовательность времена года Формировать связную речь. Развивать творческие способности. Ходи игры: Ребенок рассказывает, какие деревья весной, и выкладывает первые зеленые листочки на деревьях. Затем весной расцветают цветы, например на сливовом дереве, ребенок добавляет цветы. Летом появляются плоды, сливы. Осенью плоды собирают и листья желтеют. Зимою деревья под снегом.