"Развитие связной речи" (февраль)

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. развитие связной речи у дошкольников

Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли.  

Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи.

Для этого существует масса упражнений, о которых мы расскажем в данной статье.

ЧТО ТАКОЕ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ?

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями.

В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

- сказки;

- дидактические игры;

- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

- мяч – большой, резиновый красный, легкий;

- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь.

В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

1.Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

2.Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку.

По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

- мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;

- у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;

- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

УПРАЖНЕНИЯ

ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Если ребенок еще плохо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.

В этом цикле упражнений, также как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.

Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других.

В этом помогут артикуляционные упражнения.

Важно запомнить, что нельзя в рамках одного занятия обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.автоматизация звуков в связной речи

«Звонок»

Ребенку демонстрируются карточки с изображениями.

Изображены должны быть предметы или животные, в названии которых содержится автоматизируемый звук.

Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.

«Часы» 

Ребенку дается задание произнести слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько показывает стрелка на часах.