Методическая разработка «Мой успешный проект»

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Методическая разработка  «Мой успешный проект»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_moy_uspeshnyy_proekt.docx413.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Муниципальное бюджетное образовательное   учреждение «Детский сад «Мамонтёнок»

C:\Users\user016\Desktop\мухаматуллина\ФОТОГРАФИИ 1МЛ.4\портрет.фото.jpg

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Воспитатель                  

Методическая разработка  «Мой успешный проект»

                                               

                                      Салехард

                                     2021-2022                                

                                 

                                         ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта

«Камешки Марблс – сокровище детства»

Вид проекта

Творческий

Тип проекта 

Практико-ориентированный 

По характеру контактов 

Внутри ДОО 

По времени проведения 

Долгосрочный 

Участники проекта 

Педагоги, воспитанники старшей группы «Звездочки», их родители 

Проблема проекта

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению, развитию познавательных процессов и речевому развитию. Важность этого вызвала необходимость целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через игры и упражнения с камешками Марблс.

Цель проекта

  • Привлечение внимания педагогического сообщества к новой технологии - технологии использования камешков Марблс, внедрение ее в образовательный процесс.
  • Повышение интереса к процессу обучения, формирование мотивации, познавательной, речевой, физической активности у воспитанников.
  • Ознакомление родителей с инновационной технологией и использование ее для организации игр с детьми в домашних условиях.

Задачи проекта

  • Внедрить технологию использования камешков Марблс во все виды детской деятельности.
  • Разработать картотеку картинок и перечень игр с описанием для работы с камешками Марблс.
  • Познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами работы с камешками Марблс, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
  • Познакомить детей с видами камней и их свойствами. Обогатить чувственный познавательный опыт на основе формирования

умения сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений  и отражать их в речи.

  • Развивать познавательную деятельность, закрепляя восприятие формы, величины, цвета, конструкции, их положение в пространстве.
  • Развивать связную, грамматически правильную речь и коммуникативные навыки. Формировать у детей умение сотрудничать между собой.
  • Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать эстетические чувства.
  • Формировать положительное отношение к деятельности.

Ожидаемый результат

  • Повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития детей.
  • Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды с использованием камешков «Марблс».
  • Повышение активности и интеллектуальных способностей детей во всех видах детской деятельности.  
  • Развитие у детей познавательной, исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Совершенствование звукопроизношения, развитие грамматически связанной речи детей.
  • Развитию эмоциональной отзывчивости.

Эффективность проекта

  • Для детей: положительная динамика всестороннего развития.
  • Для родителей: повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
  • Для педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Формы работы

  • Подгрупповая.
  • Работа в парах.
  • Индивидуальная.

Методы работы

  1. Словесные.
  2. Игровые.

  1. Наглядные.
  2. Практические.

Технологии

  • Игровые.
  • Здоровьесберегающие.
  • Технология «Ситуация».
  • Технология проблемного обучения.
  • Арт – технология.
  • ИКТ
  • Технология исследовательской деятельности.

 

 

ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

 И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

 

Прогноз негативных результатов

Способы коррекции

Недостаточная методическая подготовка педагогов.

Повышение профессиональной компетентности педагогов  через систему обучающих семинаров, консультаций.

Самообучение.

Дефицит методических материалов  и методических пособий.

Ресурсы  интернет-пространства, приобретение  методической литературы и методических пособий, создание картотеки игр и упражнений.

Негативное реагирование родителей на нововведения.  

Дифференцированный подход к семье.  Система ознакомительных бесед и  родительских собраний, индивидуальная работа. Нематериальное стимулирование семей, активных участников проекта грамотами, дипломами, благодарностями за активное участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

В современных условиях все более актуальным становится нахождение методов, способствующих усвоению большого объема информации. Эти методы нацелены на развитие способностей: думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Проектный метод в детском саду - один из важнейших компонентов в организации образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 

Игра - это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия.  

Процесс обучения не может проходить без игры, ведь вся жизнь ребенка – игра. В детской игре развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции. Незаменимое влияние оказывают пальчиковые игры на речевое и умственное развитие ребёнка. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.

Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием шариков Марблс и камешков кабошонов (декоративных камешков).  

Камешки Марблс – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: I. Подготовительный этап (информационно-аналитический).

Цель: раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта. Определение темы, актуальности, проблемы, цели и задач проекта; обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; привлечение родителей к участию в проекте.

II этап — основной (практический) 

Цель: реализация задач воспитательно-образовательного процесса. Работа осуществляется по пяти образовательным областям в непосредственно – образовательной, совместной деятельности.

Полученные во время занятий знания, умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни, обогащается развивающая предметно-пространственная среда.

 

Планирование игровой деятельности по областям 

 

Образовательная область

Содержание

Познавательное развитие 

Беседы «Почему нельзя брать камень в рот». Цель: формирование знаний техники безопасности при работе с камешками.

Коллективные игры «Разбери по цвету, форме, размеру, текстуре». Цель: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук. Игра «Выложи по контуру». Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Экспериментальная         деятельность         «Удивительные камешки «Марблс» Цель: познакомить детей с камешками (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные).

Математический диктант. Цель: закрепление понятий

«лево – право», «верх – низ». Д/И «Найди, сосчитай»

Цель: ориентировка на листе бумаги в клетку.

Развитие устойчивого внимания. Активизация мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики.

«Цифры» картотека Марблс». Цель: знакомить с цифрами; обучать прямому и обратному счёту в пределах 10; соотносить число и количество; развивать зрительное восприятие. 

Речевое развитие

 

Игра «Сочинялки». Цель: Формирование представлений о построении связного предложения.

«Опиши картинку». Цель: учить детей описывать, что изображено на картинке. 

«Назови картинку и найди гласный звук». Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова.

«Найди камешку место». Цель: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Д/И «Волшебные камешки». Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики. 

Д/И «Волшебный мешочек». Цель: учить  согласовывать слово-предмет и слово-признак. Расширять словарный запас детей.

Пальчиковые игры «Лабиринт», «Ходилки», см. картотеку игр и упражнений «Волшебные камешки» (приложение)

ЧХЛ П. Бажов «Серебряное копытце», «Белоснежка и семь гномов». Цель: учить слушать, следить за сюжетом. Показать красоту камней. 

Социальнокоммуникативное развитие 

Игра «Камешек настроения». Цель: создание ситуации выбора. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

Игра «Разбери по цвету». Цель: учить детей договариваться о совместной деятельности. 

С/Р игра «Строители» (замещение щебенки камешками Марблс). Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре строители  умения действовать в коллективе. 

С/Р игра «Магазин» (замещение леденцов камешками Марблс). Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе. 

С/Р игра «Больница» (замещение лекарств камешками Марблс)

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре умения действовать в коллективе.

С/Р игра «Ателье. Дом мод» (замещение декора для платья камешками Марблс) Цель: учить украшать платье элементами декора.

С/Р игра «Кондитер» (замещение продуктов камешками Марблс). Цель: учить создавать кондитерские изделия посредством использования камешков.  

Релаксация с камешками «Волшебный сон». 

Цель: стабилизация психических процессов, снятие напряжение, учить под музыку расслабляться. 

Физическое развитие

Игра «Кто больше соберет?» Цель: развивать двигательную

активность детей, быстроту реакции. 

Эстафета         «Перенеси         в         корзинке         только         красные камешки».

Цель: развитие ловкости и координации движений.

Эстафета «Перенеси в ложке все камешки». Цель: развитие ловкости и координации движений. 

Художественно Придумай картинку по теме «Осень» Цель:  развитие эстетическое развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков». Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме».

Складывание узоров по образцу. Цель: формирование позитивных установок к различным видам творчества 

Рисование         камешками         Марблс.         Цель:         развивать

творческую активность детей 

Придумай картинку по теме «Осень». Цель: развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

Рисование на манке (песочном столе). «Укрась ёлочку», см. картотеку шаблонов для выкладывания камешками Марблс (приложение). 

Рисование камешками Марблс, рисование «Рябина для снегирей»; аппликация «Снежинка», лепка из глины «Камень». 

III. Заключительный этап реализации проекта Цель: подведение итогов проекта.

  1. Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).
  2. Мастер-класс для родителей «Камешки Марблс»
  3. Оформление родительского уголка (буклеты, консультации, папки-передвижки).
  4. Мастер – класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми дошкольного возраста».

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

 

Этапы

Содержание

Задачи

Подготовительный этап

(информационноаналитический) 

1.Составление         плана         реализации проекта.

2.Изучение         методической литературы по теме.

3.Подбор         и         изготовление дидактических игр.

Подбор материала по теме.

Основной (практический) 

1.Информационно-

просветительская         работа         с родителями: Консультация: 

«Камешки Марблс и их

применение»

Разработать и апробировать систему методических

мероприятий для участников проекта.

Педагоги и родители:

· Получили необходимые знания по использованию нетрадиционной технологии, полученные знания стали применять в различных видах детской деятельности.

· Обогатили развивающую предметно-пространственную среду;

· Пополнили методическую копилку играми и пособиями с использованием камешков Марблс.

Дети:

 игры с камешками Марблс помогли формированию мотивации к образовательной деятельности, успешному развитию познавательной, исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, развитию мелкой моторики, совершенствованию грамматически связанной речи, развитию эмоциональной отзывчивости.

 

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА: 

  1. Картотека игр и упражнений «Волшебные камешки».
  2. Картотека шаблонов для выкладывания камешками Марблс.
  3. Для родителей: консультация «Обучающие игры с камешками Марблс», памятки «Камешки Марблс», буклеты «Полезно! Весело! Интересно!», «Марблс на празднике – игра, украшение или подарок», «Игры дома. Камешки Марблс».
  4. Для педагогов: мастер-класс «Блестящая математика: математические игры с камешками «Марблс», педагогическая экспедиция «Камешки «Марблс» мои маленькие помощники», образовательный салон «Использование камешков Марблс в социально-коммуникативном развитии», деловая  игра «Дидактические игры с камешками Марблс», педагогическая гостиная «Увлекательные игры с камешками Марблс».

АКЦИИ ПРОЕКТА 

«Принеси интересный камень в детский сад».

 

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА 

  • Конспект НОД «Путешествие с Лунтиком».
  • Сценарий мастер – класса для педагогов «Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности необходимо в педагогическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Эта деятельность должна решать различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс это средство, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательной работы. Работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только воспитателя. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.
  2. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.
  3. Статья Е.В. Афонасьевой «Блестящая математика: математические игры с камешками Марблс».
  4. Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37.
  5. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007,126с.; ил.
  6. Статья Черногузовой Е.А. «Камешки марблс и их применение».