Физики шутят!

Кобзарь Елена Юрьевна

Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас непросто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!

Скачать:


Предварительный просмотр:

АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ О ФИЗИКЕ

 

Науки делятся на две группы — на физику и собирание марок.

Эрнест Резерфорд

***

Существует лишь то, что можно измерить.

Макс Планк

***

Когда видишь уравнение Е = mс2, становится стыдно за свою болтливость.

Станислав Ежи Лец 

***

Эйнштейн объяснял мне свою теорию каждый день, и вскоре я уже был совершенно уверен, что он ее понял.

Хаим Вейцман в 1929 г.

***

Если бы я мог упомнить названия всех элементарных частиц, я бы стал ботаником.

Энрико Ферми

***

Господь Бог не играет в кости.

Альберт Эйнштейн о «принципе неопределенности» в квантовой механике 

***

Господь Бог изощрен, но не злонамерен.

Альберт Эйнштейн 

***

Господь не только играет в кости, но к тому же забрасывает их порою туда, где мы их не можем не увидеть.

Стивен Хокинг

***

Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром.

Нильс Бор

***

Во всем виноват Эйнштейн. В 1905 году он заявил, что абсолютного покоя нет, и с тех пор его действительно нет.

Стивен Ликок

***

Я физик и имею право на сохранение энергии.

Хуго Штейнхаус 

***

Энергия любит материю, но изменяет ей с пространством во времени.

Славомир Врублевский

***

Если оно зеленое или дергается — это биология. Если воняет — это химия. Если не работает — это физика.

«Краткий определитель наук»

***

Два элемента, которые наиболее часто встречаются во Вселенной, — водород и глупость.

Фрэнк Заппа

Бог есть там, где есть вероятность, и бога нет там, где есть закономерность!

Никогда не торопись: не имея ничего, лучше ждать хорошее, нежели обладать плохим - умей ждать.

Помни, что, затрачивая время на изучение объекта, ты получаешь глубину его понимания.

Умереть легко - достойно прожить жизнь с пользой - трудно.

Начать войну легко - успешно закончить - трудно.

Кто относится к врагу по-доброму, тот недостаточно ценит свою жизнь.

Создавать - лучше, чем уничтожать, а дарить - лучше, чем принимать.

Все и всегда не бывает никогда!

Работа ценится по результатам труда, а не по накопленной усталости!

Когда ты спокоен - тогда ты хозяин времени, когда же ты нервничаешь или же торопишься, тогда время - твой хозяин, а ты - раб его!

Нужно веселиться, ибо твое будущее покрыто мраком - может быть оно будет в тысячу раз хуже, чем твое настоящее, которое кажется тебе плохим.

Тот, кто смеется, духовно сильнее того, кто ходит по жизни с серьезным лицом.

Порадуйся вместе с конкурентом - и его успех станет твоим успехом, позавидуй конкуренту - и его успех станет твоей неудачей.

Люди могут вести себя по-разному в одинаковых ситуациях, и этим они принципиально отличаются от машин.

Краткосрочные цели имеют тяготение к мелкому, в то время как долгосрочные цели - к великому.

Великие силы - только для великих целей.

Кто принадлежит всем, тот не принадлежит никому, даже самому себе!

Высказывания о физике и теплофизике

Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие.
Альберт Эйнштейн

Процесс научных открытий - это, в сущности, непрерывное бегcтво от чудес.
Альберт Эйнштейн

Науки делятся на две группы — на физику и собирание марок.
Эрнест Резерфорд

Эйнштейн объяснял мне свою теорию каждый день, и вскоре я уже был совершенно уверен, что он ее понял.
Хаим Вейцман

Если бы я мог упомнить названия всех элементарных частиц, я бы стал ботаником.
Энрико Ферми

Господь не только играет в кости, но к тому же забрасывает их порою туда, где мы их не можем не увидеть.
Стивен Хокинг

Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы.
Томас Генри Гексли

Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно.
Хуго Штейнхаус

Мы не можем понять эту формулу, и мы не знаем, что она значит, но мы доказали ее и поэтому знаем, что она должна быть достоверной.
Размышления математика

Любая формула, включенная в книгу, уменьшает число ее покупателей вдвое.
Стивен Хокинг

Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет.
Лев Арцимович

Гуманитарии жалуются на невежество естествоиспытателей, но не могут ответить, в чем состоит второй закон термодинамики.
Чарлз Перси Сноу

Три стадии признания научной истины: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья —«это общеизвестно».
Эрнест Резерфорд

Чернила ученого и кровь мученика имеют перед Небом одинаковую ценность.
Коран

Умному огонь - тепло, глупому - ожог.
Теплофизика в народных наблюдениях

Получили уравнения гидродинамики, то есть ничего умного не получили.
Из лекций по МГД

Правая рука достаточно широко используется в физике.
Наблюдение студентов

Темнота – лучший друг не только молодёжи, но и большинства физических опытов.
Студенческая мудрость

Что является рабочим телом в паровой машине? Нет, кроме кочегара...
Размышления на зачете

Это известный физик начала прошлого века. Мы с ним теперь часто будем встречаться.
Из лекций

Если вы прибором будете мерить кое-как, то он вам кое-что и покажет.
Основы практической метрологии

Это не бог весть какой вакуум...
Наблюдение в лаборатории

Каждый физик должен уметь владеть штопором, или хотя бы отверткой.
Из лекций

Не такая уж большая разница - быть физиком или шизофреником. Но физики более опытны в обращении со своими галлюцинациями, которые они называют "моделями" или "теориями".
Ричард Бендлер

Разводить теплокровных – это значит обогревать на свои деньги мировое пространство.
Вальтер Нернст (сам он разводил карпов)

Насыщенные пары отличаются от ненасыщенных тем, что они уже насытились.
Из откровений студентов

Дни от тепла летом удлиняются, а зимой от холода укорачиваются.
Наблюдение

Ну и что, что в природе так не бывает. Мое уравнение. Что хочу, то и пишу!
Мнение молодого физика

Физики оптимисты верят в Белые Дыры...

Не думаю, что квантовая механика является исходной точкой для поисков основы, точно так же, как нельзя, исходя из термодинамики ... прийти к основам механики.
Альберт Эйнштейн

Физики и лирики

Физики и лирики,
На родных просторах,
Барды и сатирики,
Лили воду в спорах!

Кто из них ценнее,
До сих пор решают,
Ярче и мудрее,
Всё ещё не знают!

Разные по стилю,
Общие по духу,
Вместе ели, пили,
Водку-бормотуху!

Крутятся на шарике,
Знания на блюде,
Физики и лирики,
Творческие люди!

Подтвердят историки,
Песни на привале,
Физики и лирики,
Вместе напевали!

Борис Слуцкий - стихи

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.

Фундаментальные законы приро-
ды… могут дать больше, чем
заключено в том материале, из
которого они получены».

Фр.Бэкон

«Главная цель естественных наук –
раскрыть единство сил Природы»

Л.Больцман

«Наука! Ты - дитя Седых Времён!
Меняя всё вниманьем глаз прозрачных,
Зачем тревожишь ты поэта сон…»

Э.А.По

«Пределы наук походят на горизонт:
чем ближе подходят к ним, тем более
они отодвигаются.»

Научный фольклор

«Фiзика iснує поза нами».

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ 

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

дело в мировом законе.

Значит, что-то не раскрыли

мы, что следовало нам бы!

Значит, слабенькие крылья -

наши сладенькие ямбы,

и в пегасовом полете

не взлетают наши кони...

То-то физики в почете,

то-то лирики в загоне.

Это самоочевидно.

Спорить просто бесполезно.

Так что даже не обидно,

а скорее интересно

наблюдать, как, словно пена,

опадают наши рифмы

и величие степенно

отступает в логарифмы.

1959



Предварительный просмотр:

Быть может, эти электроны-

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!



Еще, быть может, каждый атом-

Вселенная, где сто планет ;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.



Их меры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь.



Их мудрецы, свой мир бескрайний

Поставив центром бытия,

Спешат проникнуть в искры тайны

И умствуют, как нынче я;



А в миг, когда из разрушенья

Творятся токи новых сил,

Кричат, в мечтах самовнушенья,

Что бог свой светоч загасил!

(В.Я. Брюсов)

Лирическая страница  Поэма о внутренней энергии 

(найди ошибки)

В начале нашего столетья
Трудна судьба ученика:
То вдруг задаст географ песню
Спеть нам про шельф материка

Историк просит теорему
О том, как жил Наполеон,
И вот, прости, Исаак Ньютон,
Наш физик требует поэму.

Напрасен Перышкина труд,
К чему теперь его учебник?
Стихи из памяти сотрут
Страницы книги, как волшебник.

Итак, тела - из вещества,
Оно представьте из молекул!
Их жизнь движением полна,
С различной скоростью при этом.

А там, где им не разгуляться,
Они привыкли колебаться
И этот каторжный их труд
Теплопроводностью зовут.

Вот на рисунках 2 и 3,
Учебник все же посмотри,
Легко так, будто бы играя,
Парнишка, видно культурист,
Свинцовый шар бросает вниз.



Вопрос, а если он промажет,
И шар ему по ножке вмажет,
Сообразиете - ка скорей
Кто сразу станет горячей?

И шар и мальчик, скажем Вова?
Теплее сразу станут оба.
И то, что враз изменят тут,
Энергией внутренней зовут.

Она присуща всем телам
И шару, и бревну , и нам.
Чем горячей плотней тела,
Тем больнее есть у них она


А на рисуночке 4
Веревкой трубку мы обвили,
Налив эфир, захлопнув пробкой,
Мы трем теперь трубу веревкой.

Вдруг пробка вылетает шустро-
И вдребезги разбита люстра.
Работой вскипяти эфир ,
Мы изменили этот мир!


Но вот уж чудо из чудес-
Кто не работает, тот ест.
При этом и еда, и ложка
Теплом сравнятся понемножку
Поздравим лодырей с удачей:
С открытьем теплопередачи!


О, физика, любовь моя!
Раскрой мне тайны бытия.
Пусть холодна постель моя,
Стремится вверх тепла струя.
И, засыпая, знаю я:
Спасет меня конвекция!!!

Опорные конспекты  Геометрическая оптика 

http://physic.glingva.ru/fizlir/solznkosp.jpg
Выполнили Рубцова Анастасия, Рубцова Полина

http://physic.glingva.ru/fizlir/ura.jpg
Выполнил Эрдели Юрий

Советы бывалого физика  ОБУЧЕНИЕ. РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.

ОБУЧЕНИЕ. РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. Ю.В.Горин, кандидат физико-математических наук, доцент, учитель высшей категории.

В освоении этого компонента преподавательской квалификации главная проблема - обучить себя. Уточним, что в нашем курсе речь идет в основном об учебных задачах. У таких задач всегда есть ответ. В исследованиях, даже школьных, наличие ответа не гарантировано. Что мы называем физической задачей? Первая грань этого понятия -проблемность. Что-то известно, а что-то надо найти. В числе искомых могут быть простые ответы типа «да», «нет». В учебных задачах очень часто требуется получить математическое выражение для расчета искомого параметра. Иногда требуется определить условия, необходимые для осуществления явления. Вторая грань - любая физическая задача есть модель реальной ситуации. Как и всякая модель, задача содержит существенные признаки, соотношение между которыми и составляют проблемную ситуацию. Вне пределов рассмотрения («за кадром») могут быть десятки деталей, которые автор задачи отнес к несущественным. Здесь сразу же надо отметить, что по части «существенного» и «несущественного» позиции автора и восприятие задачи решателем могут и не совпадать, что служит источником ошибок и недоразумений при оценке результата решения. Примеров таких противоречий система ЕГЭ поставляет великое множество. Проблема, поставленная в задаче, анализируется и решается на основе физических методов, с использованием логических цепочек, физических экспериментов и (или) математических операций. Формулировка задачи - в основном вербальная, для уточнения и наглядности используются рисунки, графики, схемы, иногда формулы. В задачах, как правило, фигурируют и физические термины, и физические понятия. Преподавателю целесообразно навечно усвоить, что без решения задач физические знания сформировать невозможно. Будем считать это утверждение аксиомой. Напомним, что знания есть то, что осталось у нас после того, как мы всё, что можно, забыли. Но вместе с тем, решение учебных задач - не самоцель, ибо цель - умение мыслить физически. Задачи очень разнообразны. В их классификации используются различные основы («признаки классификации»). Бывают задачи «по механике» или по «оптике»; задачи «качественные» или «количественные»; простые и сложные, рутинные и творческие, текстовые и экспериментальные и т.д. Умение классифицировать зависит от уровня подготовки, от опыта решения, от направленности мышления обучающеюся. Так, тот факт, что данная задача есть «электростатическая», способен обнаружить любой более или менее грамотный старшеклассник и тем более - студент. Относительно просто распознаются задачи абстрактные и задачи количественные, в первом случае величины задаются только символами, во втором - заданы их численные значения. Но не всякая классификация столь очевидна. Так, отличии, «простую» задачу от «сложной» довольно трудно, прежде всего в силу субъективности этого критерия. Поскольку любая физическая задача по сути своей есть проблемная ситуация, то и алгоритм движения от условий к ответу должен быть алгоритмом разрешения проблемных ситуаций. Соответственно, на каждом шаге алгоритма должна отслеживаться адекватность модели - что там существенно, а что - не очень. Такой алгоритм включает в себя последовательность следующих действий: 1. Аналитическая стадия. 1.1. Анализ условий задачи. Осознание задачи как проблемной ситуации и как модели реальной физической ситуации. Модель чего представлена в условиях (в тексте) задачи? Что есть па старте? Что будет происходить? Что будет па финише? Какими законами физики описываются те состояния и процессы, что есть в задаче? На этом шаге создается мысленный образ проблемы и возможных моделей самой задачи. 1.2. Запись УСЛОВИЙ задачи. Здесь хорош традиционный способ, с переводом единиц в систему СИ. Не следует забывать записывать и особые условия. FXJIH «гладкий», то Коэффициент трения = 0; можно пренебречь какой-то массой, то m = 0, принять g = 10 м/с2" и т.д. 1.3. Запись ответа («что надо найти?»). Какую физическую величину? В каких единицах она будет выражена? Функциональная оценка ответа - что будет в конце? Возможная количественная оценка ответа - сколько примерно может быть? Как правило, грамотно составленные физические задачи имеют вполне правдоподобный численный ответ. Так если ответе надо найти скорость велосипедиста, то она может быть 3-15 м/с, хотя в задачах HI г) и встречаются скорости велосипедиста в 40 м/с. 2. Синтетическая стадия. 2.1 .Разработка графической модели задачи. Основа модели - система отсчета и в ней - наглядное представление того, что есть существенного в условии задачи. Очень полезно представление в серии рисунков: что было, но происходит, чем закончится. 11а графической модели сверх эскизного рисунка обязательна «физическая разметка». Векторы сил, скоростей, движение зарядов, параметры термодинамических систем и так далее. Типовая ошибка - мелкомасштабный эскиз, где нет возможности ни толком что-то рассмотреть, ни дополнительно нанести неучтенные детали. На этом шаге мы формируем наглядный образ задачи. Подчеркнем, что при обучении решению задач создание графической модели - шаг обязательный, даже если эта модель предельно проста типа двух материальных точек, к одной из которых «прицеплен» вектор скорости. 2.2. Создание математической модели задачи. Это очень трудный для освоения шаг. Фактически слова надо записать формулами, заменить вербальную формулировку математической. Проделывать это надо медленно и тщательно. Психологически решателю хочется сразу же что-то во что-то подставить, фактически угадать ответ. Но торопиться не надо. нужна математическая модель, полная и адекватная. Прежде всего надо записать «очевидные уравнения», обозначенные в условиях, типа М=4т, F1/F2 = п и т.п. Далее в виде уравнений следует записать, что было, что происходит и что будет в анализируемой модели. Какие величины сохраняются? Заряды, энергия, ИМПУЛЬС? Что просто остается постоянным? Иными словами, надо визуализировать, какими именно будут соотношения между заданными и искомыми величинами в данной задаче. Иногда на этом шаге появляются «лишние» уравнения, например, запись закона сохранения энергии в неупругих процессах, хотя учет тепла по условиям данной задачи не обязателен. Экономить не целесообразно. Как правило, для большинства учебных задач полная математическая запись условий образует систему уравнений, вполне достаточную для получения ответа в общем виде. Отметим, что обе стадии - аналитическая и синтетическая - по формальной сути своей еще не есть «решение» задачи. Это стадии понимания и преобразования условий, их перевод на язык физических представлений и на язык математики. 3. Оперативная стадия. 3.1. Преобразование математической модели в ответ задачи. Решение систем уравнений в общем случае относится к математической подготовке ученика или студента. Вместе с тем, преподавателю физики любого уровня следует учитывать, что решение системы «физических уравнений» имеет свои особенности по сравнению с «чистой» математикой. Первая из них - во всех уравнениях фигурируют размерные величины. Поэтому, например, квадратные уравнения следует записывать и решать лучше в «приведенном виде», так проще контролировать размерности. Достаточно часто число уравнений получается на одно меньше, чем число неизвестных, хотя содержание задачи полностью «переведено в уравнения». В таких ситуациях следует искать не сами величины, а их отношения, акцентируя внимание на том, что многие физические величины определяются через отношения других величин. Математический признак такой ситуации - однородность уравнений. Во всех случаях ответ надо стремиться получить в общем виде, если это позволяет сущность задачи. Иногда в задачах бывают модели реальных ситуаций, где сам факт осуществления процесса зависит от исходных количественных данных. Классический пример: к холодному куску льда присоединяют некоторую порцию перегретого водяною пара. Что будет? На финише может быть, и только лед, и только пар, и все промежуточные состояния. Ответ явно зависит от количественных данных, а решение задачи приходится вести путем последовательных оценок получаемых и отдаваемых порций тепла. 3.2. Проверка размерности ответа. Очень полезно приучать обучаемых к тому, что контроль размерности полезен на всех шагах решения задачи, по проверка размерности полученного ответа - обязательна. 3.3. Получение численных значений. Подстановка числовых значений известных параметров и вычисления обычно принципиальных трудностей не вызывает. Исключением являются лишь экзамены, где стрессовое состояние иногда провоцирует самые невероятные арифметические ошибки. После получения «числа» необходимо присвоить ему размерность и затем оценить правдоподобность полученного значения - это предотвращает арифметические «ляпы», особенно при сравнении с результатами шага 1.3. Если ускорение троллейбуса получилось равным 400 м/с2", то это явно следствие неправомерного переноса запятой на три знака. Вместе с тем, следует учитывать, что не все учащиеся способны оценить реальность значений всех физических величин. Гак, значения индукции магнитного поля в 100 Тл для многих также реальны (или не реальны), как и значение в 0, 1 Т.ч. С\" оценкой реальности проще всего в механике, сложнее - в электричестве и совсем сложно - в электромагнетизме и атомной физике. 4. Дидактическая стадия. Проведите анализ Вашего решения и запишите себе в сознание и подсознание, что же такое Вы сотворили. Такой анализ поможет представить сложную или длинную задачу как сеть или последовательность простых упражнений. Психологически анализ задачи способствует переводу «творческих операций» в руги иные, давая возможность поднимать уровень творческих операций. Типовые проколы. В дополнение к дидактической стадии обсудим типовые огрехи абитуриентов, например, ПТУ. Вариант на экзамене - это 5-6 задач. Экзаменационный фонд в целом перекрывает почти весь школьный курс, так что кому что попадется. Но динамика и электричество представлены во всех вариантах. Степень сложности: две откровенно простых задачи типа упражнений на заданную формулу. Одна - «сложная», как правило, с присутствием элементов разных разделов физики (движение по Ньютону под действием кулоновских сил, потенциальная энергия в электрическом и гравитационном поле и т.п.). Остальное - «средненькие», каждая по одному разделу. Мы здесь проанализируем недочеты. Как решают отличники, не очень ясно, но вряд ли их восприятие сильно отличается от основной массы, просто больше практики и осознания. Недочет первый. Плохо читают текст задачи. Пропускают даже явные указания, поэтому в задачах, например, о равнопеременном движении возникает формула равномерного движения S = V.I и т.п. В записи данных почти никогда формульно не записываются дополнительные условия, типа «гладкая поверхность, сопротивление воздуха не учитывать» и т.п. Это снижает осознание и наглядность задачи, перегружает память именно на время решения. 11адо или не надо - вопрос спорный, \\\\о я предпочитаю, чтобы было записано: Fconp. = 0. Если в тексте задачи встречаются термины, не очень понятные абитуриенту, то он никогда не спросит у преподавателя, даже на курсах, не то что на экзамене. В лучшем случае - у соседа, или же решает от фонаря... Термины, как правило, полутехнические, типа КАЛОРИМЕТР, I [ЕН-ТРИФУГА, ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА и т.п. Как-то их надо озвучивать.... Но проколы по терминам фактически означают, что восприятие задачи как модели РЕАЛЬНЫХ ситуаций оставляет желать лучшего. Нет физической наглядности, что, собственно, и приводит к замене сознательного решения на более или менее мотивированный подбор формул. Вторая группа. Рисунки, или графические модели. Бросается в глаза мелкота масштабов. Мне не очень ясно, почему абитуриенты рисуют в очень мелком масштабе, но это есть. Более опасная деталь - неполное, то есть плохое отражение содержания задачи в графической модели. Не проставляются оси, векторы и т.п. Часто вектор силы тяжести идет не вниз, а слегка кривовато. Иногда сила трения превышает по величине стрелки силу реакции опоры. Вместо параллелограммов сил рисуют немыслимые четырехугольники. Особенно грешат этим при решении задач на силовые характеристики полей - электрического и магнитного, но и с гравитационным бывают фокусы. Сие есть следствие безграмотности в элементарной векторной алгебре. Как они потом из кривобоких псевдотрапеций извлекают «тригонометрию», очень часто совсем не очень ясно. Скорее всего, «тригонометрия» вылезает не из их личного рисунка, а из памяти, подсознания или шпоры. I Io-крупному, это прокол школы, нет взаимодействия между физикой и математикой. Но исправить программы по математике - нам не дано, поэтому надо компенсировать - на подготовительных курсах, на первых семестрах и т.д. Особая статья - электрические схемы. Здесь ляпов заметно меньше, чем в «механике», но и цена ляпов возрастает. Особенно «страшны» задачи, где требуется сделать эквивалентную схему. Третья группа. Самая тяжкая. Запись содержания задачи в виде математических формул, или по-ученому, создание математической модели. Иногда помогает чисто психологический прием: запиши так, чтоб компьютер понял. Но срабатывает только на продвинутых учениках или студентах. По просмотру сотен работ ясно, что «математическая модель» -дело пока что не осознаваемое и потому плохо управляемое, в том числе и со стороны преподавателей. Психологически это следует из того, что в школе решение задач, как правило, привязано к «закреплению» только что пройденного теоретического материала. Дело это нужное, но применительно к решению задач на вступительных экзаменах нужна практика анализа задач, содержание которых может включать знания из разных разделов физики. Её в школе маловато, да и в вузе тоже. Поэтому абитуриенты пишут не то, что следует из физического содержания задачи. В основном «лепят» то, что вспомнилось из какого-то конкретного раздела физики. Создается впечатление, что для множества абитуриентов процесс решения задачи - не очень сознательный процесс, а хитроумное комбинирование формул. И очень большая ориентация не на алгоритмику, а на память, на то, что записано «в данном файле». Еще одна грань - прямо таки паническая боязнь вписать в формулы те величины, что в задаче не упоминаются въявь. Беседа на апелляции: « Почему ни на рисунке, ни в формуле нет длины вагона?». Ответ: «она же не дана, и искать её тоже не требуется, сказано только, что она для всех вагонов одинаковая...... В мышлении абитуриента и студента часто нет представления о том. что не надо бояться «промежуточных», по столь необходимых величин. Они исчезнут из решения потом, при преобразовании системы уравнений (сократятся или уничтожат), но без них очень часто вместо математической модели получается бессистемная абракадабра из формул. Очень слабы представления о «физическом содержании» систем уравнений или квадратных уравнений, не говоря уж о производных или простейшем интегрировании. Здесь совсем худо - зачем же тогда эти элементы дают в школе? Впрочем, это беда всею нашего образования: информации много, но она не работает. И потому гниет. Особый «ужас» -радианная мера углов. Не только абитуриенты, но и студенты воспринимают как откровение мысль о том, что угловая скорость есть производная угла по времени... И ещё одна деталь в «математизации задачи». I фактически никто не ведет контроль размерности. Конечно, этот контроль не входит в число обязательных требований к экзаменационной работе. Поэтому здесь более мои впечатления, нежели объективные данные. 11о уж больно много ошибок по несовпадению размерности, ошибок, которых могло бы и не быть. Если в задачах «на механику» с размерностями дело обстоит более или менее благополучно, то в задачах «на электромагнетизм» - один сплошной ужас. А.Ампер, А.Вольта, Г.Ом, Д.Джоуль и прочие там Н.Тесла, В.Вебер со страхом взирают, как их варварски приравнивают друг к другу... Четвертая группа. В оперативной стадии (решение уравнений в общем виде) стандартная ошибка - выбор самых длинных путей. Выбор скорее хаотический, нежели осмысленный, и не всегда абитуриент успевает выпутаться из череды многочисленных подстановок и преобразований. По черновикам видно, что подобные «упражнения» часто приводят к равенствам типа 2= 2. Скорее всею, это есть следствие малой практики решения задач и не очень высокой математической культуры. Как говорят, слабовата «техника решения» задач. Что делать - мне не очень ясно. Тривиальный совет - больше решать задач и учиться видеть математически рациональные пути преобразований уравнений в ответ задачи. Но это больше благие пожелания. Отрадно, что ответы на размерность проверяют чаще, чем не проверяют. Но проверку размерностей надо преобразовывать в привычку, в обыденную операцию. Для этого в своей практической работе ни один ответ не должен оставаться без оценки размерности, даже если радость от получения ответа велика. Ошибки в вычислениях бывают разные. Как правило, это следствие стрессовой обстановки на экзаменах. Поэтому вычислительные «ляпы» порой попросту необъяснимы, даже самим абитуриентом, что часто можно видеть на апелляциях. Очевидное неправдо-подобие ошибочного численного ответа абитуриентов смущает редко. Это терпимо для учеников, но абсолютно нетерпимо для студентов-технарей. Стрессы на обычных занятиях по «практике» отсутствуют, и ляпы есть результат разгильдяйства и не всегда оправданного оптимизма преподавателей. В общем виде решил правильно, а там - просто арифметическая ошибка, сойдет. Не сойдет! Для инженера такие ляпы опасны. Мы не будем обсуждать здесь вопрос о точности численного округления и погрешностях ответа, это другая тема. В заключение отмечу, что наши «технари-первокурсники» по стилю мышления мало чем отличаются от абитуриентов. Они довольно долго так и остаются «подневольными крепостными» системы образования. Познающей личностью студент становится много позже. Вместе с тем надо понимать, что абитуриентское восприятие учебного процесса первокурсником - это не вина и не беда студента, а вполне естественный, природный этап в становлении личности. Психологически мотивация к учению не может возникнуть враз, по команде. Нужно время. Тем более что школа все-таки больше приучает к покорности через принуждение, чем к осознанию необходимости самосовершенствования. Но: нам не из чего сделать добро, кроме как из зла, которое мы имеем.... Вперед.



Предварительный просмотр:

Цель викторины:

Развитие образного мышления учащихся.

Расширение научного кругозора.

Проверка знаний учащихся по физике в необычных ситуациях.

Вступление.

Вся Россия, весь мир чтит память о великом поэте Пушкине Александре Сергеевиче. В феврале мы отмечаем день памяти поэта. Отдавая должное столь памятной дате, было решено в кабинете физики провести викторину “Пушкин, физика и мы”. Вы спросите: “Что общего между физикой и поэзией нашего гения, наукой и искусством?” Это общее существует, и это вы заметите в ходе викторины. За правильный ответ участник викторины получает жетон. Кто больше всех наберет жетонов за правильные ответы, тот и победитель. На обдумывание ответа отводится не более 20 секунд.

Вопросы викторины.

1. В 1825 году, находясь в селе Михайловском, Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение с чисто физическим названием “Движение”. (Чтение и инсценировка стихотворения).

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей. [1]

Вопрос:

1. Что утверждал Галилей?

2. В чем прав и в чем не прав А. С. Пушкин в этом стихотворении?

Ответ:

Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси, поэтому наблюдается смена дня и ночи. Это движение Земли относительно космического наблюдателя.

Пушкин считал, что прав Галилей, не считая себя правым в утверждении движения Солнца вокруг Земли ежесуточно. Но Пушкин тоже прав: Солнце движется вокруг Земли относительно земного наблюдателя.

2. А. С. Пушкин любил природу и мастерски её воспевал в своих стихах. Перед вами на экране написаны такие его строки из романа “Евгений Онегин. (Чтец читает наизусть).

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег. [2]

Вопрос:

Какие физические явления описал А. С. Пушкин в 1, 2 строках? В 3,4 строках? В 5, 6, 7, 8 строках? В 9, 10 строках?

Что такое ветер? В каких произведениях А. С. Пушкин воспевал ветер? (Зачитываются стихи, надо угадать, из какого они произведения).

а)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

(Сказка о царе Салтане). [3]

б)

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

(Сказка о царе Салтане) [3]

в)

“Ненастный ветер. Мрачный вал

Плескал на пристань”

(Медный всадник) [1]

г)

“Тиха украинская ночь,

Прозрачно небо, звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы”. [1]

(Полтава)

д)

“В последних числах сентября

(Презренной прозой говоря)

В деревне скучно: грязь, ненастье,

Осенний ветер, мелкий снег

Да вой волков…. ”. [1]

(Граф Нулин)

е)

“Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…. ” [1]

(Зимний вечер)

Кто продолжит это стихотворение?

А сейчас, ребята, давайте обратимся к той эпохе, в которой жил А. С. Пушкин.

Вопросы:

1. Какого великого русского ученого высоко ценил поэт и как о нем отзывался?

Ответ: о Ломоносове Пушкин писал: “Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”?

2. М. В. Ломоносов и А. С. Пушкин долгое время жили в Петербурге. В каком месте и когда они наиболее вероятно могли встретиться?

Ответ: Никогда, так как Ломоносов умер в 1765 году, а Пушкин родился в 1799 году.

3. Перед вами галерея портретов ученых-физиков: Ампер, Вольта, Курчатов, Якоби, Эйнштейн, Кулибин, Черепановы, Ленц, Фарадей…. .

Вопрос:

а) С кем из них мог бы встретиться А. С. Пушкин?

б) Какие великие открытия были сделаны этими учеными во время жизни Пушкина?

Ответ: Ампер (1821 год, взаимодействие токов). Фарадей (1831 год, явление электромагнитной индукции, 1833 год - электролиз). Ленц (правило определения направления индукционного тока). А. Вольта (1800 год – первый источник электрического тока). Отец и сын Черепановы (1834 год – первый русский паровоз). Якоби (электродвигатель на лодке, испытание на реке Неве, 1834 год).

4. Перед вами различные физические приборы. Каким физическим прибором наверняка мог пользоваться Пушкин?

Ответ: Весы. Из письма к Наталье Николаевне: “Наконец-то привезли весы…”.

5. В селе Михайловском со своей няней Ариной Родионовной Пушкин наверняка распивал чай из самовара. Каким был тот самовар? Объясните его принцип действия.

Ответ: повторить по схеме принцип действия старинного самовара и электросамовара.

6. Для чего на придворных балах дамы использовали веер? Связать с физикой.

7. А. С. Пушкин писал стихотворения и письма гусиным пером. У него была чернильница с чернилами и баночка с сухим речным песком?

Вопрос: а) Каким образом чернила удерживались в гусином пере?

б) Для чего служил песок?

8. У Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой было четверо детей: Саша, Маша, Гриша и Наталия. (Их портрет-рисунок показать на экране с помощью проектора). Наверняка в день своего ангела они получали от родителей подарки: книги, краски, карандаши, авторучки, спицы для вязанья и нитки, ленты и коньки, фотоаппараты, свечи и настольные лампы. Что мог получить каждый из детей?

Ответ: Фотоаппаратов, авторучек, карандашей, электрических ламп в то время не было.

9. Однажды возле киоска возникла такая ситуация: один юноша пытался купить граммофонные пластинки или магнитофонные кассеты с записью голоса А. С. Пушкина, читающего стихи. Продавец ответил, что все записи о писателях и поэтах проданы. Где, всё-таки, мог приобрести записи юноша?

Ответ: Нигде. При жизни Пушкина еще не было ни граммофонов, ни магнитофонов.

10. Какие сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью? Связать с физикой.

Ответ: “Золотой петушок” - радиолокатор; “Зеркальце – телевизор; Полеты Руслана в воздухе – самолеты; Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” - реальность. [1, 3 ].

Подведение итогов викторины.

Использованная литература.

А. С. Пушкин. Стихотворения и поэмы. М. : Правда, 1984.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин. М. : Художественная литература, 1981.

А. С. Пушкин. Драматические произведения, поэмы, сказки, стихотворения: Т. 1:М. : РИПОЛ КЛАССИК, Самарский Дом печати, 1996.

В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. М. : Московский рабочий, 1984.

П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М. : Просвещение, 1982.



Предварительный просмотр:

Цель викторины:

Развитие образного мышления учащихся.

Расширение научного кругозора.

Проверка знаний учащихся по физике в необычных ситуациях.

Вступление.

Вся Россия, весь мир чтит память о великом поэте Пушкине Александре Сергеевиче. В феврале мы отмечаем день памяти поэта. Отдавая должное столь памятной дате, было решено в кабинете физики провести викторину “Пушкин, физика и мы”. Вы спросите: “Что общего между физикой и поэзией нашего гения, наукой и искусством?” Это общее существует, и это вы заметите в ходе викторины. За правильный ответ участник викторины получает жетон. Кто больше всех наберет жетонов за правильные ответы, тот и победитель. На обдумывание ответа отводится не более 20 секунд.

Вопросы викторины.

1. В 1825 году, находясь в селе Михайловском, Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение с чисто физическим названием “Движение”. (Чтение и инсценировка стихотворения).

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей. [1]

Вопрос:

1. Что утверждал Галилей?

2. В чем прав и в чем не прав А. С. Пушкин в этом стихотворении?

Ответ:

Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси, поэтому наблюдается смена дня и ночи. Это движение Земли относительно космического наблюдателя.

Пушкин считал, что прав Галилей, не считая себя правым в утверждении движения Солнца вокруг Земли ежесуточно. Но Пушкин тоже прав: Солнце движется вокруг Земли относительно земного наблюдателя.

2. А. С. Пушкин любил природу и мастерски её воспевал в своих стихах. Перед вами на экране написаны такие его строки из романа “Евгений Онегин. (Чтец читает наизусть).

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег. [2]

Вопрос:

Какие физические явления описал А. С. Пушкин в 1, 2 строках? В 3,4 строках? В 5, 6, 7, 8 строках? В 9, 10 строках?

Что такое ветер? В каких произведениях А. С. Пушкин воспевал ветер? (Зачитываются стихи, надо угадать, из какого они произведения).

а)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

(Сказка о царе Салтане). [3]

б)

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

(Сказка о царе Салтане) [3]

в)

“Ненастный ветер. Мрачный вал

Плескал на пристань”

(Медный всадник) [1]

г)

“Тиха украинская ночь,

Прозрачно небо, звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы”. [1]

(Полтава)

д)

“В последних числах сентября

(Презренной прозой говоря)

В деревне скучно: грязь, ненастье,

Осенний ветер, мелкий снег

Да вой волков…. ”. [1]

(Граф Нулин)

е)

“Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…. ” [1]

(Зимний вечер)

Кто продолжит это стихотворение?

А сейчас, ребята, давайте обратимся к той эпохе, в которой жил А. С. Пушкин.

Вопросы:

1. Какого великого русского ученого высоко ценил поэт и как о нем отзывался?

Ответ: о Ломоносове Пушкин писал: “Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”?

2. М. В. Ломоносов и А. С. Пушкин долгое время жили в Петербурге. В каком месте и когда они наиболее вероятно могли встретиться?

Ответ: Никогда, так как Ломоносов умер в 1765 году, а Пушкин родился в 1799 году.

3. Перед вами галерея портретов ученых-физиков: Ампер, Вольта, Курчатов, Якоби, Эйнштейн, Кулибин, Черепановы, Ленц, Фарадей…. .

Вопрос:

а) С кем из них мог бы встретиться А. С. Пушкин?

б) Какие великие открытия были сделаны этими учеными во время жизни Пушкина?

Ответ: Ампер (1821 год, взаимодействие токов). Фарадей (1831 год, явление электромагнитной индукции, 1833 год - электролиз). Ленц (правило определения направления индукционного тока). А. Вольта (1800 год – первый источник электрического тока). Отец и сын Черепановы (1834 год – первый русский паровоз). Якоби (электродвигатель на лодке, испытание на реке Неве, 1834 год).

4. Перед вами различные физические приборы. Каким физическим прибором наверняка мог пользоваться Пушкин?

Ответ: Весы. Из письма к Наталье Николаевне: “Наконец-то привезли весы…”.

5. В селе Михайловском со своей няней Ариной Родионовной Пушкин наверняка распивал чай из самовара. Каким был тот самовар? Объясните его принцип действия.

Ответ: повторить по схеме принцип действия старинного самовара и электросамовара.

6. Для чего на придворных балах дамы использовали веер? Связать с физикой.

7. А. С. Пушкин писал стихотворения и письма гусиным пером. У него была чернильница с чернилами и баночка с сухим речным песком?

Вопрос: а) Каким образом чернила удерживались в гусином пере?

б) Для чего служил песок?

8. У Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой было четверо детей: Саша, Маша, Гриша и Наталия. (Их портрет-рисунок показать на экране с помощью проектора). Наверняка в день своего ангела они получали от родителей подарки: книги, краски, карандаши, авторучки, спицы для вязанья и нитки, ленты и коньки, фотоаппараты, свечи и настольные лампы. Что мог получить каждый из детей?

Ответ: Фотоаппаратов, авторучек, карандашей, электрических ламп в то время не было.

9. Однажды возле киоска возникла такая ситуация: один юноша пытался купить граммофонные пластинки или магнитофонные кассеты с записью голоса А. С. Пушкина, читающего стихи. Продавец ответил, что все записи о писателях и поэтах проданы. Где, всё-таки, мог приобрести записи юноша?

Ответ: Нигде. При жизни Пушкина еще не было ни граммофонов, ни магнитофонов.

10. Какие сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью? Связать с физикой.

Ответ: “Золотой петушок” - радиолокатор; “Зеркальце – телевизор; Полеты Руслана в воздухе – самолеты; Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” - реальность. [1, 3 ].

Подведение итогов викторины.

Использованная литература.

А. С. Пушкин. Стихотворения и поэмы. М. : Правда, 1984.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин. М. : Художественная литература, 1981.

А. С. Пушкин. Драматические произведения, поэмы, сказки, стихотворения: Т. 1:М. : РИПОЛ КЛАССИК, Самарский Дом печати, 1996.

В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. М. : Московский рабочий, 1984.

П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М. : Просвещение, 1982.



Предварительный просмотр:

Вот строки русского поэта Валерия Яковлевича Брюсова:
Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность...



Предварительный просмотр:

 Физики шутят

Григорий Остер 
Сборник задач по физике

   Задача № 15.
Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются колины действия от толиных,
и как такие действия называют физики?

Ответ: и физики, и химики назовут колины и толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастнойнауки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.

Задача № 28.
Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

Ответ: взаимное притяжение молекул семикласника мешает им расстаться навсегда и скрыться от директора.

Задача № 29
Ученый с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 километр, вдруг замирает, пыхтит, топчется на одном месте и только через два часа снова бросается в путь. За какое время ученый с мировым именем, катаясь на своем средстве, проедет 605 километров? Вычисли среднюю скорость средства во время этой прогулочки.

Ответ: восемь часов и пять минут понадобятся ученому, чтобы, трясясь и подпрыгивая, на своем средстве преодолеть 605 километров пути. Среднюю скорость вычисляйте сами.

Задача № 61
Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?

Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.

Задача № 62.
Три друга: Антон, Костя и Лешенька знают, когда красавица Леночка выходит из школы и в каком направлении
движется по прямой. Антон знает время, за которое красавица Леночка проходит некоторый путь. Костя знает величину этого некоторого пути в метрах, а Лешенька знает среднюю скорость, с которой Леночка обычно движется. Обязательно ли Антону, Косте и Лешеньке собираться втроем, чтобы не упустить красавицу Леночку в конце некоторого пути и напихать ей снега за шиворот?

Ответ: вдвоем справятся. Направление известно. Зная время выхода и скорость, Антон с Лешенькой запросто вычислят, где конец пути, и в известное время туда прибегут. Костя с Лешенькой по скорости и пути узнают время, когда надо ловить Леночку. А Косте с Антоном и считать почти ничего не надо. Попалась, Леночка.

Задача № 63.
Если схватить Петю и резко встряхнуть - из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки,
кусочки свинца и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответ: инерция - вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов трехнутого Пети.

Задача № 64.
Что заметил передовой Галилей, когда от него сначала отстала инквизиция, а потом все остальные тела?

Ответ: инквизиция, конечно, не тело, но передовой Галилей верно заметил, что если к нему никто не пристает, то он либо находится в покое, либо равномерно и прямолинейно движется сам не зная куда. По инерции.

Задача № 65.
Почему мороженое, которое уронил Вовочка, катаясь на карусели, перестало весело кружиться вместе с лошадками и летит прямо в милиционера, присматривающего за порядком?

Ответ: когда Вовочка отпустил недоеденное эскимо, на эскимо перестала действовать карусель, кружившая его вместе с Вовочкой. Однако, скорость свою эскимо, по законам инерции, сохранило. И помчалось прямолинейно и равномерно. Когда б ему ничто не мешало - вечно бы летело эскимо мимо звезд и
туманностей. Но на пути мороженого встал милиционер.

Задача № 66.
Однажды семикласник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьекласником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая гнался за Димочкой полтора часа?

Ответ: чтобы привести в исполнение закон природы, по которому действие тела на другое тело не может быть односторонним. Всякое действие рождает противодействие.

Задача № 67.
Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?

Ответ: в результате взаимодействия тел Ляли и лодки Миша уплыл на середину озера. А что с ним было потом - физике неизвестно.

Задача № 68.
Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей скоростью улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса
от Колиной?

Ответ: поскольку пружина послала Толю хоть и с хорошей, но вдвое меньшей скоростью чем Колю, Толина масса в два раза больше Колиной, тоже хорошей.

Задача № 69.
Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать невинную жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычисли массу, сбившую с ног врага.

Ответ: врага нокаутировало его собственное оружие массой в 4 кг. Кто к нам с чем придет - от того и упадет.
 

Задача № 70.
Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел?

Ответ: та молекула, чья масса меньше. Молекула водорода. Нечего ей по кухням шастать.

Задача № 71.
Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы?

Ответ: пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то то да. Если нет - значит одного из братьев в роддоме подменили.

Задача № 72.
Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка?

Ответ: молекула хлора, обладающая меньшей массой. Куда смотрит молекулярное гаи?

Задача № 73.
Однажды вечером единица измерения длины отправилась в путь, повстречала в сумерках единицу измерения массы, и, обознавшись, приняла ее за единицу измерения скорости. Кто обознался и кого этот обознавшийся не узнал?

Ответ: метр не узнал килограмм. Давно не виделись.

Задача № 74.
Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 96 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 48 кг.

Ответ: если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое меньше Лялиной, то скорость, приобретенная этой
парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза больше начальной Лялиной скорости.

Задача № 75.
Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем?

Ответ: переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался.

Задача № 76.
На одной чаше весов сидит людоед, масса которого 280 кг, а на другой чаше, высоко над землей, стоят и плачут
четыре УбЛюды массой по 40 кг каждая. Сколько еще точно таких же УбЛюд нужно добавить на вторую чашу весов, чтобы между чашами установилось равновесие? Что получится, если после того, как равновесие установится, людоед подарит каждой УбЛюде по ценному тяжелому подарку?

Ответ: чтобы уравновеситьсвою массу в 280 кг, людоеду потребуется познакомиться еще с тремя УбЛюдами. Только не стоит им дарить ценные тяжелые подарки - чаша тут же опустится на землю и УбЛюды быстренько разбегутся по домам. Тут-то людоед и грохнется.

Задача № 77.
Масса ископаемого диплодока Доки была 40 тонн, а масса нашего современника червячка Емели  - 0,4 грамма.
вырази в граммах массу диплодока Доки и в тоннах массу червячка Емели.

Ответ: 40000000 грамм и 0,0000004 тонны. Как видите, и наши не лыком шиты. Нулей у нашего не меньше.

P.S.: А в попугаях - то я ГОРАЗДО длиннее!!!
    Конец цитаты.
 

Задача № 78.
Чем отличается масса трех кубометров дров от массы трех кубометров дыма?

Ответ: хотя с виду этого не скажешь, масса дров гораздо больше. Это потому, что дым не такой плотный, каким кажется издалека.

Задача № 79.
Печальный дядя Боря хотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости. Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать, 0,001 куб.М. Масса этого кубического дециметра гадости 1 кг 300 г. Вычисли плотность дядибориной гадости.

Ответ: плотность зеленой гадости, которую печальный дядя Боря так никогда и не смог оторвать от кастрюли, 1,3 г/куб.См.

Задача № 80.
Бабушка недоглядела и, оставшись в своей колыбельке без присмотра, младенец Кузя слепил из оказавшегося под руками вещества несколько физических тел. Как вычислить плотность таинственного вещества?

Ответ: надо сначала взвесить физические тела и определить их массу. Потом надо смять их вместе, слепить одно кубическое тело и измерить его объем. После этого нужно разделить массу на объем и вымыть руки.

Задача № 81.
На дне рождения химика физика угостили двумя котлетами. Одна котлета из баранины с чесночком, другая из пластилина с мелкими гайками. Чем с точки зрения физика отличаются эти две котлеты? В чем с точки зрения физики причина того, что эти котлеты имеют одинаковую форму  и объем, но разные массы?

Ответ: любой физик сразу отличает на вкус мясную котлету от пластилиновой. Тем более, что одна с чесночком, а другая с гайками. Если же рассуждать с точки зрения физики - у веществ, из которых слеплены эти котлеты, разная средняя плотность, поэтому при одинаковых объемах массы разные.

Задача № 82.
Ученый с мировым именем Иннокентий решил плотно пообедать и с аппетитом съел комплексный обед из трех блюд. Масса первого блюда - 550 граммов, объем - 0,0005 куб.М. Масса второго - 150 грамм, объем - 0,0002 куб.М. масса компота - 1 кг 100 грамм, объем - 0,0011 куб.М. Как вычислить среднюю плотность плотного обеда, который ученый с мировым именем съел без хлеба?

Ответ: взять точно такой же комплексный обед. Компот, суп и котлеты с гарниром свалить в одну посуду, хорошо перемешать и взвесить. Если повар человек честный, получится 1 кг 800 грамм. Теперь делите ваш килограмм с граммами на кубические метры. Считайте, не ленитесь!

Задача № 83.
Масса пустой бутылки 450 г. Масса этой же бутылки, наполненной водой, 950 г. А масса бутылки, наполненной той горькой кислятиной, которую врачи прописали печальному  дяде Боре пить три раза в день перед едой, 980 г. Зная плотность воды 1 г/куб.См, определи, не морщась, плотность этой целебной кислятины, которую с отвращением три раза в день хлещет дядя Боря.

Ответ: плотность кислятины 1,06 г/куб.См. Дядя Боря хлещет ее с очень кислым выражением лица.

Задача № 84.
В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири
в сто раз меньше. Объем этой гири 0,2 куб.М. Вычисли плотность цирковой гири.

Ответ: интересующийся плотностью вещества хочет знать, какова масса одного кубического метра или кубического сантиметра этого вещества. Плотность гири 0,025 г/куб.См -  это плотность поролона. Сделай себе поролоновую гирю, покрась черной краской и каждое утро медленно выжимай раз по пять. Только не забывай кряхтеть. Мама будет потрясена.

Задача № 85.
После того как трое мышей на дне рождения мышки Мушки угостились одним крупным куском хозяйственного мыла, их общая масса увеличилась на 540 г. Мыло до того, как мыши его съели, имело размеры 10см, 12см, 3см. Определите плотность уже не существующего мыла.

Ответ: 1,5 г/куб.См - вот она плотность бывшего мыла.

Задача № 86.
В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краев ванну, на пол выливается 30000 куб.См воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети.

Ответ: 30000 куб.См - это и есть Петин объем. Теперь узнаем массу одного одного кубического сантиметра Пети. Для этого разделим массу всего Пети на количество поместившихся в его объеме кубических сантиметров. 30000г:30000куб.См = 1г/куб.См. Петина плотность близка к плотности воды. Трудно будет Пете утонуть в ванне, а захлебнуться легко.

Задача № 87.
Вовочку вызвали к директору школы. Вовочка остановился перед дверью кабинета директора и твердо решил не входить никогда. Но тут на Вовочку налетел кто-то сзади и Вовочка, несмотря на свое твердое решение, не только вошел в кабинет, но и, пробежав по директорскому ковру, прыгнул директоруна шею. Что, с точки зрения физики, побудило Вовочку на эти отважные действия?

Ответ: в приведенном примере Вовочкино тело пришло в движение и кинулось на шею директору под действием какого-то другого тела, наскочившего на Вовочку сзади. Причем, в отличие от директора, физику совсем не интересует, кто же это на Вовочку наскочил. С точки зрения физики тело приходит в движение,
останавливается, меняет скорость или направление движения, когда на тело действует или к телу приложена сила. Вот и к Вовочке ее приложили. Да еще как!

Задача № 88.
Одно физическое тело захотело поменять три своих старых варежки на что-нибудь хорошее и, прийдя в движение, явилось на толкучку. До самого вечера тело с варежками, под действием других толкавшихся на толкучке тел, то меняло направление своего движения, то останавливалось, то снова приходило в движение. Короче говоря, скорость движения тела весь день менялась, а поменять варежки так и не удалось.
В чем причина изменения скорости движения тела с варежками?

Ответ: в напрасной надежде поменять варежки тело на толкучке взаимодействовало с другими телами и от этого все время меняло свою скорость. Не будем выяснять, кто и как толкал тело с варежками - скажем, что на него действовали разные силы. Сила - вот причина изменения скорости движения.
 
 

Задача № 89.
Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся земля переворачивается?

Ответ:  потому  что  и  мы, и американцы, и земля - все взаимно притягиваемся  друг   к   другу.   Это   называется   всемирным тяготением. Вот почему нас всех так и тянет в Америку.
 

Задача № 90.
Масса листика, сорвавшегося с березы, - 0,1 г, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы, 10 кг. Во сколько раз сила тяжести, действующая на планирующий листик, меньше силы тяжести, действующей на планирующего кота?

Ответ: в 10000 раз. Во столько же раз, во сколько масса листика меньше массы кота. Птички считают, что это
справедливо.

Задача № 91.
Третьеклассник Перов равномерно бежал мимо пятиклассника Букина со скоростью 5 км/ч. После того, как Букин приложил к Перову силу, третьеклассник, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий, стал равномерно двигаться в том же направлении со скоростью 12 км/ч. К какому месту третьеклассника Перова приложил пятиклассник Букин свою силу? В каком направлении эта сила приложена?

Ответ: раз скорость Перова возросла, а направление движения не изменилось, значит сила была приложена в направлении движения. Очевидно, где-то в районе спины. Возможно выше - в области шеи. Или ниже. Сила, как и скорость, имеет наравление.

Задача № 92.
Что такое вес тела?

Ответ: вес тела - это сила, с которой тело давит того, кто под ним лежит.

Задача № 93.
Если с интеллигентного, скромного и тактичного физика требуют деньги за два килограмма колбасы, а он видит, что весы с колбасой показывают всего один килограмм, то закричит ли физик на весь магазин: "нет уж, простите, вес вашей поганой колбасы не два - только один килограмм!"?

Ответ: не закричит. Вежливый физик не станет так грубо выражаться, потому что помнит: в килограммах выражается лишь одна физическая величина - масса. Вес выражается совсем в других величинах - в ньютонах.

Задача № 94.
Какую силу должен прилагать пятиклассник Егор Букин, чтобы одной рукой держать за шивороты в воздухе трех первоклассников, общая масса которых 53 кг?

Ответ: 530 н. Для трех первоклассников этого вполне достаточно.

Задача № 95.
Как, не понимая ни бельмеса в физике, все-таки научиться вычислять действующую на тебя силу тяжести?

Ответ: не снимая ботинок и не вынимая из карманов гайки и гвозди, встань на весы. Помотри, сколько килограммов весы показывают - это твоя масса. Не вес, а масса. Запомни, не ВЕС, а МАССА! Запомнил? Теперь быстро умножай свою массу на девять и восемь десятых. Только не спрашивай, зачем. Так надо! Умножил? Теперь припиши к тому что получилось буковку "н" и можешь хвастаться, что на тебя действует
сила тяжести в столько-то ньютонов.

Задача № 96.
Массы голубого большого воздушного шарика и мелкого ржавого железного гвоздика, который мечтает этот шарик когда-нибудь проткнуть, одинаковы. Как отличаются силы тяжести, действующие на шарик и гвоздик?

Ответ: никак не отличаются. Один голубой и воздушный, другой мелкий и ржавый. Ну и что? Массы у них одинаковы? Одинаковы! Значит одинаковы и действующие на обоих силы тяжести.

Задача № 97.
Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля?

Ответ: нет, не перестала. Хотя Вовочка и кричит, что лежачих не бьют.

Задача № 98.
Почему Толя и Коля, по очереди прыгая со шкафа, оказываются на полу, а не летят дальше к нижним соседям?
Как называется сила, не пускающая к нижним соседям Колю и Толю?

Ответ: Толю и Колю не пускает к нижним соседям сила упругости пола.

Задача № 99.
Вороне, масса которой 1 кг, бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка давит действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 ньютонов. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по
физике на уровне  седьмого класса, вычислить массу божественно вкусного сыра?

Ответ: Сможет. Лисе известно, что сила упругости опоры, то есть ветки, действующая снизу на того, кто на ней сидит, равна силе, с которой сидящий, то есть ворона с сыром, действуют на опору сверху. Короче: сила упругости ветки равна весу вороны с сыром. Масса вороны - один килограмм, значит ее вес 9,8 ньютонов. А снизу действуют 10,8 ньютонов. Не хватает одного ньютона. Это и будет вес сыра. 1кг : 9,8н/кг = 0,102кг. Бог послал вороне кусочек сыра массой примерно в 102 грамма.

Задача № 100.
Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у дяди Пети в авоське за окном?

Ответ: на этот килограмм, как и на всякое другое висящее за окошком тело массой в один килограмм, действует сила тяжести, равная 9,8 ньютонов.

Задача № 101. Когда один килограмм картошки, висевший у дяди Пети за окном в авоське, сорвался и полетел вместе с авоськой вниз, скорость его под действием силы тяжести с течением времени все увеличивалась и увеличивалась. За что принимают физики силу, которая за 1 секунду изменяет скорость летящего
килограмма картошки на 1м/с?

Ответ: физики принимают такую силу за единицу измерения силы тяжести - 1 ньютон. Кстати, разные другие физические силы физики тоже любят измерять в ньютонах. Чтоб никто не обижался.

Задача № 102.
Наутро после встречи с друзьями физиками и математиками английский ученый Исаак Ньютон так ослабел, что его сила стала равна всего двум ньютонам. Сможет ли усталый ученый удержать в руках стакан с кефиром массой 200 грамм?

Ответ: сможет, сможет. Ссила в 2 ньютона позволяет удержать целых 204 грамма кефира. Или такое же количество грамм рассола.

Задача № 103.
Счастливый жених, масса которого 55 кг, несет на руках красавицу невесту, масса которой 110 кг. С какой силой эта парочка давит на пол?

Ответ: 1617 ньютонов - вот сила, которую выдерживает пол. Пол-то выдержит, жениха жалко. Надорвется, бедняга.

Задача № 104.
Талантливый мальчик, на которого действует сила тяжести, равная 200-м ньютонам, стоит на стуле и читает
гостям свои стихи. Каков вес мальчика?

Ответ: если ножки у стула одинаковые, и сидение (опора, на которой стоит мальчик) расположено горизонтально относительно поверхности родной планеты, и если стул не шатается (опора неподвижна), тогда вес мальчика равен действующей на него силе тяжести, то есть тем же 200-м ньютонам.

Задача № 105.
Самое крупное животное в зоопарке - слониха Александра. Ее масса достигает 5 тонн, особенно после завтрака. Определите вес Александры после завтрака и сравните его с весом позавтракавшего без всякого аппетита самого мелкого существа в зоопарке попугая Шурика, масса которого 100 г.

Ответ: вес Александры 49000 н, а вес Шурика 0,98 н. Сравниваем, сравниваем, сравниваем...... - сравнили.

Задача № 106.
Печальный дядя Боря забрел в магазин и рассеянно попросил взвесить 1 ньютон сосисок и 2 ньютона повидла. Вычисли, какова общая масса дядибориной покупки.

Ответ: вообще-то g = 9,8 н/кг, но, поскольку дядю Борю все равно обвесят, для удобства будем считать g = 10 н/кг. Тогда общая масса сосисок с повидлом примерно 300 грамм. Сосисок дядя Боря взял бы еще полкило, но зарплата маленькая.

Задача № 107.
Тяжелоатлет, масса которого 60 кг, замахнулся на легкоатлета гирей, масса которой 10 кг. В свою очередь
легкоатлет массой в 70 кг целится в тяжелоатлета копьем массой 1 кг. На кого из них действует меньшая сила тяжести?

Ответ: на тяжелоатлета с гирей действует сила тяжести в 686 ньютонов, а на легкоатлета с копьем - 695,8 ньютонов. Тяжелоатлету легче.