ОГЭ физика

Кобзарь Елена Юрьевна
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом и одно задание
с развёрнутым ответом, часть 2 содержит четыре задания с развёрнутым
ответом.
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа
(180 минут).
Ответы к заданиям 2–5, 8, 11–14, 17, 18 и 20, 21 записываются в виде
одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру
запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк
ответов № 1.
Ответы к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 записываются в виде
последовательности цифр без пробелов, запятых и других дополнительных
символов. Ответы к заданиям 7, 10 и 16 записываются в виде числа с учётом
указанных в ответе единиц. Единицы измерения в ответе указывать не надо.
Ответы запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк
ответов № 1.
К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания
выполняются на бланке ответов № 2. Задание 23 экспериментальное, и для
его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый
калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экспериментальные задания по ГИА

Л.Р.№1. Измерение плотности вещества

Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, разновес, определите плотность цилиндра№ (1или3). Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. Результаты измерений и вычислений запишите в отчетную таблицу.

В бланке ответов:

1) опишите порядок выполнения эксперимента;

2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела;

3) запишите результаты измерений и вычислений в отчетную таблицу.

Л.р. №2. Измерение выталкивающей силы.

Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр №____(1или3) соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;

3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Л.р. №3. Измерение жесткости пружины.

Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;

3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;

4) запишите численное значение жесткости пружины.

Л.р. №4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

В бланке ответов:

1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы;

3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины;

4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

Л.р.№5. Измерение коэффициента трения скольжения.

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;

3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола;

4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.

Л.р.№6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления.

В бланке ответов;

1) опишите порядок выполнения эксперимента;

2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения;

3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления;

4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления.

Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника.

Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления;

3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;

4)запишите численное значение электрического сопротивления.

Л.р.№8. Определение работы электрического тока

Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе при силе тока0,5А в течение 10 минут.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;

4) запишите численное значение работы эл.тока.

Л.р.№9. Определение мощности электрического тока в проводнике.

Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения мощности резистора.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;

4) запишите численное значение мощности эл.тока.

Л.р.№10. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

В бланке ответов:

1) опишите порядок выполнения эксперимента;

2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения;

3) постройте график зависимости силы тока от напряжения ;

4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

Л.р.№ 11. Измерение оптической силы линзы

Используя собирающую линзу №_(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;

3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;

4) запишите численное значение оптической силы линзы.

Л.р.№ 12. Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити

Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м,0,5ми 0,25м.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;

3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Л.р.№13 Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников

Используя источник тока (4,5В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2В.Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Л.р.№14 Проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников (резисторов)

Используя источник тока (4,5В), амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте силу электрического тока, прошедшего через каждый резистор и общую силу электрического тока в неразветвленной цепи при параллельном соединении резисторов;

3) сравните общую силу тока в неразветвленной цепи с суммой сил токов на каждом резисторе, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05 А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.



Предварительный просмотр:


Образец выполнения экспериментальных заданий (механические,электромагнитныеявления)

на ГИА по физике

Содержание

  1. Требования к выполнению экспериментального задания на ГИА по физике        3
  2. Примеры выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления) на ГИА по физике        5
  3. Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011        17

Литература        19

Приложение

  1. Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по физике        20
  2. Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики        22

  1. Требования к выполнению экспериментального задания на ГИА по физике

Экспериментальное задание 22 проверяет:

1) умение проводить косвенные измерения физических величин:

  • плотности вещества,
  • силы Архимеда,
  • коэффициента трения скольжения,
  • жесткости пружины,
  • оптической силы собирающей линзы,
  • электрического сопротивления резистора,
  • работы и мощности тока;

2) умение представлять экспериментальные результаты в видетаблиц или графиков и делать выводы на основании полученныхэкспериментальных данных:

  • зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;
  • зависимость периода колебаний математического маятника отдлины нити;
  • зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;
  • зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;

3) умение проводить экспериментальную проверку физическихзаконов и следствий:

  • проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов,
  • проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

Задание 22 третьей части являются заданиями высокого уровнясложности и проверяют умение использовать законы физики в измененнойили новой ситуации при решении задач, а также проводитьэкспериментальные исследования.

Примерное время на выполнение заданий составляетот 20 до 30 минут.

Используется непрограммируемый калькулятор иэкспериментальное оборудование. Полный перечень материалов иоборудования приведен в Приложении 1.

Каждый комплект сформирован для выполнения задания однимэкзаменуемым. В аудитории при проведении экзамена используется четыреэкзаменационных варианта и при этом предлагается четыре экспериментальных

задания (два по механике и два по электричеству или по оптике). Например, ваудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно 4 комплекта№1 (измерение плотности вещества), 4 комплекта №4 (измерение коэффициентатрения) и 8 комплектов №5 (измерение сопротивления резистора, измерениемощности электрического тока).

  1. Примеры выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления) на ГИА по физике

  1. Измерение плотности вещества

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №2.

В бланке ответов:

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;
  2. запишите формулу для расчета плотности;
  3. укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;
  4. запишите числовое значение плотности материала цилиндра

Образец оформления работы:

1. Схема экспериментальной установки:

2),

, ,

3)

4)

  1. Измерение выталкивающей силы

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н), стакан с водой, цилиндр стальной на нити V = 13 см3, m = 35 г, обозначенный №1, цилиндр латунный на нити V = 13 см3, m = 110 г, обозначенный №2. Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
  3. укажите результаты измерения;
  4. запишите численное значение выталкивающей силы.

1. Схема экспериментальной установки:

2)http://uchteh.ru/assets/images/mid_school/fizika/dinamometr_5H.jpg

3)

Вес тела в воздухе

Вес тела в воде

4) Выталкивающая сила

  1. Измерение жесткости пружины

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр со шкалой, закрытой миллиметровой бумагой, набор грузов известной массы. Соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. укажите результаты измерения;
  3. постройте график зависимости силы упругости от удлинения;
  4. запишите численное значение жесткости пружины.

1. Схема экспериментальной установки:

2) Fупр = mg = Р ; Fупр = kx ; => k = Р/x

3)график зависимости силы упругости от удлинения

 x= 50 мм = 0,050 м

Р = 2 H

4) k = 2/0,05 = 40 Н/м

  1. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр со шкалой, закрытой миллиметровой бумагой, набор грузов известной массы. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. укажите результаты измерения веса грузов и удлинения для трех случаев в виде таблицы (или графика);
  3. сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине от степени растяжения пружины.

1. Схема экспериментальной установки:

2.

3. График зависимости силы упругости от удлинения

m, кг

0,1

0,2

0,3

Fт, H

1

2

3

Δl, м

0,03

0,07

0,1

Fупр, Н

1

2

3

Вывод: Сила упругости пружины прямо пропорциональна растяжению пружины: чем больше растяжение пружины, тем больше сила упругости.

  1. Измерение коэффициента трения скольжения

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для определения измерения коэффициента трения деревянного бруска по горизонтальной поверхности линейки.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента
  2. запишите формулу для расчета коэффициента трения
  3. укажите результаты измерения
  4. запишите численное значение коэффициента трения скольжения

1) Схема экспериментальной установки:

2), ,

3),

,

4)

  1. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента
  2. запишите формулу для расчета коэффициента трения
  3. укажите результаты измерения
  4. сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

1) Схема экспериментальной установки:

2) , ,

3) Результаты измерений

m, кг

0,1

0,2

0,3

N = Fтяж = mg

1

2

3

Fтр

0,4

0,8

1,2

4) Вывод: сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления: чем больше сила нормального давления (масса тела), тем больше сила трения.

  1. Измерение сопротивления проводника

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источит, тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
  3. укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
  4. запишите численное значение электрического сопротивления.

1) Схема экспериментальной установки:

2) ,

3) ,

4)

  1. Измерение работы электрического тока

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета работы электрического тока;
  3. укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А за 1 мин;
  4. запишите численное значение работы электрического тока.

1) Схема экспериментальной установки:

2)

3) Результаты измерений:

I, А

U, В

t, с

0,5

3

60

4) A = 0.5А·3В·60с = 90Дж

  1. Измерение мощности электрического тока в проводнике

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для измерения мощности электрического тока в проводнике. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
  3. укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
  4. запишите численное значение мощности.

1) Схема экспериментальной установки:

2)

3) Результаты измерений:

4) P = 0.5А·3В = 1,5Вт

  1. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат,

соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберитеэкспериментальную установку для исследования зависимости силыэлектрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения наконцах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжениядля трех случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в

резисторе от напряжения на его концах.

1) Схема экспериментальной установки:

2) Результаты измерений:

3) Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение,возникающеена концах проводника, также увеличивается.

  1. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода,резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило дляэлектрического напряжения при последовательном соединении двухпроводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов иобщее напряжение на концах цепи из двух резисторов при ихпоследовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений

на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измеренийс помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте выводо справедливости или ошибочности проверяемого правила.

1) Схема экспериментальной установки:

2) Напряжение на резисторе R1: U1 = 2,8 В.

Напряжение на резисторе R2: U2 = 1,4 В.

Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: Uобщ= 4,1 В.

3) Сумма напряжений U1 + U2 = 4,2 В.

4) Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторахравно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.

  1. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельномсоединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общуюсилу тока в цепи при их параллельном соединении;

3) сравните общуюсилу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметрасоставляет 0,05А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

1) Схема экспериментальной установки:

2) Сила тока на резисторе R1: I1 = 0,2А.

Сила токана резисторе R2: I2 = 0,1А.

Общаясила тока в цепи: Iобщ= 0.3А.

3) Сумма сил токаI1 + I2 = 0.3А.

4) Вывод: Сила токана двух параллельно соединенных резисторах равно сумме сил тока на каждом из резисторов.

  1. Измерение оптической силы линзы

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: собирающая линза,линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями,

экран,рабочее поле. Соберите экспериментальную установку для измерения оптической силы линзы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  1. запишите формулы для измерения оптической силы линзы;
  1. укажите результаты измерения;
  1. запишите численное значение фокусного расстояния.

1) Схема экспериментальной установки:

2)

3) 2 F = 12см; F = 6 см = 0,06 м

4)

  1. Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. запишите формулу периода колебаний маятника;
  3. укажите результаты измерения;
  4. Сделайте вывод о зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.

1) Схема экспериментальной установки:

2)

3) Результаты измерений:

№ опыта

l, м

t, с

n

T, с

1

1

67

30

2,2

2

0,5

40

30

1,3

3

0,25

25

30

0,8

4) Вывод: период колебаний маятника прямо пропорционален длине маятника - чем больше длина маятника, тем больше период колебаний

  1. Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011

  1. Определение максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: ластик, метровая линейка. Соберите экспериментальную установку для определения максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета времени падения и скорости;
  3. укажите результаты измерения;
  4. запишите численное значение скорости ластика

  1. Определение конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, секундомер, лента из мерительная, кусок мела. Соберите экспериментальную установку для определения конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета конечной скорости и ускорения;
  3. укажите результаты измерения;
  4. запишите численное значение конечной скорости и ускорения шарика.

  1. Определение равнодействующей двух сил, направленных под углом друг к другу

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: три динамометра, металлическое кольцо, штатив, транспортир. Соберите экспериментальную установку для определения равно действующей двух сил, направленных под углом друг к другу.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. укажите результаты измерения;

3) запишите численное значение равнодействующей двух сил.

  1. Проверка условия равновесия рычага

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. Соберите экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. укажите результаты измерения;
  3. запишите численные значения моментов сил.

  1. Определение КПД наклонной плоскости

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с лапкой и муфтой, деревянная доска, деревянный брусок массой 100 г, динамометр, измерительная лента. Соберите экспериментальную установку для определения КПД наклонной плоскости.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента
  2. запишите формулу для расчета КПД
  3. укажите результаты измерения

  1. Определение фокусного расстояния собирающей линзы

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: лабораторный комплект по оптике, линейка измерительная, источник тока, электрическая лампа, ключ, соединительные провода, экран. Соберите экспериментальную установку для определения фокусного расстояния собирающей линзы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. запишите формулы для расчета фокусного расстояния;
  3. укажите результаты измерений;
  4. запишите численное значение фокусного расстояния.

  1. Определение периода колебаний математического маятника

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспериментальную установку для определения периода колебаний математического маятника.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. запишите формулы для расчета периода колебаний математического маятника;
  3. укажите результаты измерения;
  4. сравните численные значения периодов математических маятников.
  1. Литература
  1. КИМ ГИА-9 2011 г. ФИПИ [Электронный ресурс]//http://fipi.ru/binaries/1033/phys9_19_11_10.zip;
  2. Физика. Методическое письмо. ГИА 9 кл. 2009 г. [Электронный ресурс]// http://fipi.ru/binaries/949/fizmp92009.doc;
  3. Гутник, Е. М., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.
  4. Зорин, Н.И. ГИА 2010. Физика. Тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).
  5. Перышкин, А. В., Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 196 с.
  6. Перышкин, А. В., Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по ФИЗИКЕ.

Для выполнения экспериментальных заданий используются комплекты оборудования на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике (наборы лабораторные:«Механика», «Электричество» и «Оптика»,торговая марка «L-микро»).

Комплект оборудования

по спецификатору

Внесенные изменения

в перечень комплектов

Комплект № 1

(измерение плотности вещества)

  1. весы рычажные с набором гирь измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, с = 1мл,
  2. стакан с водой,
  1. цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1,
  • цилиндр стальной на нити V = 13 см3, m = 35 г, обозначенный №1,
  1. цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2
  • цилиндр латунный на нити V = 13 см3, m = 110 г, обозначенный №2

Комплект № 2

(измерение выталкивающей силы)

  1. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0.1 Н),
  • динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н),
  1. стакан с водой,
  1. цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1,
  • цилиндр стальной на нити V = 13 см3, m = 35 г, обозначенный №1,
  1. цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2
  • цилиндр латунный на нити V = 13 см3, m = 110 г, обозначенный №2

Комплект № 3

(измерение жесткости пружины; исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины)

  1. штатив лабораторный с муфтой и лапкой,
  1. пружина жесткостью (40±1) Н/м,

пружина жесткостью (30±1) Н/м,

  1. 3 груза массой по (100±2) г,
  1. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0.1 Н),

динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н),

  1. линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями

Комплект № 4

(измерение коэффициента трения скольжения, исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления)

  1. каретка с крючком на нити m = 100 г,
  • каретка с крючком на нити m = 50 г,
  1. 2 груза массой по (100±2) г,
  1. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0.1 Н),

динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н),

  1. направляющая рейка

Комплект № 5

(измерение сопротивления проводника, работы электрического тока, мощности электрического тока в проводнике; исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников; экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников)

  1. источник питания постоянного тока 4,5 В,
  2. вольтметр 0–6 В, с = 0.2 В,
  3. амперметр 0–2 А, с = 0,1 А,
  4. переменный резистор (реостат), 10 Ом,
  5. резистор 6 Ом, обозначаемый R1,
  6. резистор 12 Ом, обозначаемый R2,
  7. соединительные провода, 8 шт.,
  8. ключ,
  9. рабочее поле

Комплект № 6

(измерение оптической силы линзы)

  1. собирающая линза, фокусное расстояние 60 мм,
  2. линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями,
  3. экран,
  4. рабочее поле

Комплект № 7

(исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити)

  1. штатив с муфтой и лапкой;
  2. метровая линейка (погрешность 5 мм);
  3. шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см;
  4. часы с секундной стрелкой (или секундомер)

Приложение 2.

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности труда для учащихся

при проведении экзамена в кабинете физики

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания

организатора экзамена.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте такимобразом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок

выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) припроведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работес приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительныхприборов.

7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (снаконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляциейбез видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником сизношенной изоляцией.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.

10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь.

Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатораэкзамена.

11. Не производите пересоединения в цепях до отключения источникаэлектропитания.

12. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

13. По окончании работы отключите источник электропитания, после чегоразберите электрическую цепь.

14. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.

15. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся  поднапряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите обэтом организатору экзамена.