Мастер-класс «Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников»
материал (старшая группа)

Карнаухова Ирина Михайловна

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с младшими дошкольниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karnauhova_i.m._master-klass.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с младшими дошкольниками.

Задачи:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников;

- обозначить актуальность применения современных технологий и форм работы с дошкольниками;

- распространить педагогический опыт применения современных технологий и форм работы с дошкольниками;

- провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Предварительная работа: просмотр презентации, изучение литературы, обсуждение темы.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе!

В своей профессиональной деятельности я использую современные технологии для развития детей. Сегодня расскажу об одной из них это- игровые технологии. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога. Она является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Игровая деятельность может быть использована:

- для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;

- в качестве ООД или его части

- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игры можно разделить по виду деятельности:

  • на физические (двигательные),
  •  интеллектуальные (умственные),
  •  трудовые,
  •  социальные и психологические.

 По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, и др.

 По характеру игровой методики: предметные, сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры), игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные).

 По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

 По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Предлагаю подойти и рассмотреть, потрогать эти игры.

По подробнее рассмотрим группы игр по характеру игровой методики:

1.Предметные игры. Через игрушки, предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

В качестве примера может служить игра «Чудесный мешочек». Цель: уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дети овладевают сенсорными эталонами.

«Найди по листу дерево»«Узнай на вкус»«Найди такой же листик» Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.

2. Творческие игры, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя сюжет игры, содержание, роль.

Сюжет- сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, и представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

 Содержание- то, что отражается ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.

 Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Макеты – это уменьшенные целостные объекты, модели, отображающие определенные части окружающего мира и направляющие ребенка на игровую деятельность, создание сюжетных историй и событий, происходящих на этой территории.

Игры с макетами способствуют знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а также умению играть в коллективе.

Использование макетов не только способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно-развивающую среду в группе.

 Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике. 

Игра-путешествие в детском саду является образовательной, т. к. в ее процессе участники постигают окружающий мир не только посредством получения новой информации о том или ином объекте, но, что более важно, через свое отношение к увиденному, услышанному, происходящему. Тем самым происходит развитие и становление самого ребенка, формирование его социального опыта.

Что же такое путешествие?

Путешествие — передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

3. Игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими). С дошкольниками могут быть использованы: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.

Сегодня я предлагаю поиграть в часть игр, которые я использую в соей работе.

Мы с вами заблудились в волшебном лесу. В лесу мы наткнулись на замок злой колдуньи. Которая заманила нас, т.к. она жила одна в огромном замке и ей было скучно. Она решила поразвлечься и поиграть. Чтобы выбраться из замка необходимо найти потайную дверь и открыть ее произнеся кодовое слово. Для этого надо пройти все комнаты замка и получить подсказки за выполненные правильно задания.

Комната 1.

Первая часть задания: перед вами ТАНГРАМ. Необходимо по схеме собрать фигуру.

Вторая часть задания: Собрать танграм.

ТАНГРАМ

Танграм- это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга!

Это игра на развитие логики, внимания и мелкой моторики.

Танграм - «семь дощечек мастерства» - древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур (танов), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, букву или цифру и т. д.)

В эту игру можно играть одному и в группе, с друзьями и родителями.

Комната 2.

Задание: разложить палочки по возрастанию от самой короткой к самой длинной. Назвать цвет палочки и какой цифре она соответствует.

Методика работы палочками ХКюизенера

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

• Задачи:

• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

• осваивать прямой и обратный счет.

• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

• научить делить целое на части и измерять объекты.

• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

• развивать логическое мышление, внимание, память.

• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Комната 3.

Отгадать загадку: Шевелились у цветка

        Все четыре лепестка

        Я сорвать его хотел

        Он вспорхнул и улетел (бабочка)

На планшете с помощью резинок изобразить бабочку. Можно воспользоваться схемой или придумать свою.

Игра «Математический планшет»

Дидактическая игра для детей от 3 до 7 лет

Что такое математический планшет:

Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и планшет "Геометрик".

Геоборд (geoboard) – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Возможности геоборда настолько широки, что использовать его можно в развивающих играх и обучении деток с 3 лет, дошкольников и младших школьников.

В чем польза геоборда

Во-первых, он развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память.

Во-вторых, способствует психосенсомоторному развитию (растягивание, надевание резинок на гвоздики – полезная сенсорная «зарядка» для маленьких пальчиков).

В-третьих, геоборд предлагает множество вариантов самостоятельного использования, а значит, развивает фантазию и творческий потенциал детей.

В-четвертых, эта несложная игрушка может использоваться как математический планшет и помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь.

Наконец, в-пятых, игра в геоборд – отличный метод расслабления и снятия физического и психологического напряжения у детей.

Комната 4.

Задание: из волшебных трубочек собрать на выбор объемную геометрическую фигуру.

Вы правильно выполнили все задания и получили подсказки. Используя подсказки отгадайте кодовое слово и произнесите его вместе вслух.

 Дверь открылась. Можете быть свободны.

Уважаемые, коллеги, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе.

Рефлексию мы проведем с помощью кругов.

У вас на столах лежат красные и зеленые круги. Прошу выразить своё мнение о мастер-классе.

Зеленый – было интересно и познавательно, буду применять в своей практике, красный – мне не понравилось, есть рекомендации, замечания.

Прошу показать круги.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....

Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

Мастер- класс "Социо- игровая технология в патриотическом воспитании старших дошкольников"

Это неполная версия, ограниченная из-за размеровМастер- класс о применении социо- игровой технологии в патриотическом воспитании дошкольников...

Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый п...

МАСТЕР - КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается,...