Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников
статья

Яшникова Альбина Владимировна

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровые технологии являются одним из условий ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образованияИгровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровые технологии являются одним из условий ФГОС дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в игровой технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения«Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.

В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы; как элементы более обширной технологии. Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить его познавательную активностьИгровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познанию. Опыт показывает, что игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиямидошкольники лучше усваивают материал любой сложности. Например, для актуализации запаса имеющихся у ребенка сведений об окружающем мире (узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков, формирования восприятия, ребенку предлагаются таблицы с пунктирным (точечным) и т. д. изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать эти предметы, затем обвести по контуру и рассказать о нем. Можно использовать усложнение-узнавание объектов в точечном изображении, наложенных один на другой.

Для формирования внимания, ориентировке в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля, дошкольнику предлагается рисунок, на котором так же изображены предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в левом нижнем углу, в правом верхнем и так далее. Полезно после упражнений на определение положения на листе бумаги перейти к определению положения в пространстве. Очень интересны в использовании задания на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи, игрушки, в котором детям предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов. Например, упражнение «Чудо-вещь». Помогает взглянуть творчески на обыденные вещи и элементы предметно-развивающей среды. Для этого воспитанникам предлагается выбрать любую заурядную вещь из окружающего, например, мольберт. Педагог предлагает выяснить, во что может превратиться этот предмет при помощи нашего воображения (например, в чудо-животное, вешалку, в барабанную установку). Каждая игра-это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и познания.

Тема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно, благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что активность является неизменной предпосылкой формирования умственных качеств личности. Проблеме познавательной активности, способам и методам её активизации были посвящены исследования педагогов – психологов Л. И. Божович, А. А Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, А. И. Леонтьева, В. А. Цукерман и др. Изучив проблему развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться ценностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Для развития познавательной активности у старших дошкольников используют игровые технологии. В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы; как элементы более обширной технологии. Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить его познавательную активностьИгровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познанию. Опыт показывает, что игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиямидошкольники лучше усваивают материал любой сложности. Например, для актуализации запаса имеющихся у ребенка сведений об окружающем мире (узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков, формирования восприятия, ребенку предлагаются таблицы с пунктирным (точечным) и т. д. изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать эти предметы, затем обвести по контуру и рассказать о нем. Можно использовать усложнение-узнавание объектов в точечном изображении, наложенных один на другой.

Для формирования внимания, ориентировке в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля, дошкольнику предлагается рисунок, на котором так же изображены предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в левом нижнем углу, в правом верхнем и так далее. Полезно после упражнений на определение положения на листе бумаги перейти к определению положения в пространстве. Очень интересны в использовании задания на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи, игрушки, в котором детям предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов. Например, упражнение «Чудо-вещь». Помогает взглянуть творчески на обыденные вещи и элементы предметно-развивающей среды. Для этого воспитанникам предлагается выбрать любую заурядную вещь из окружающего, например, мольберт. Педагог предлагает выяснить, во что может превратиться этот предмет при помощи нашего воображения (например, в чудо-животное, вешалку, в барабанную установку). Каждая игра-это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и познания.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

• развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, я разработала некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несет в себе определенные цели и задачи [38].

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 Этап: Внесение новой игры в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра. Цельразвивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов Развивать пространственные отношения Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материаломЦельразвивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических ("проб и ошибок") - к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного преобразования, и от них - к мысленным пробам через предугадывание пути решения.

Считается, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются :

•личность педагога,

•характер его взаимоотношений с ребенком,

•закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное - привычным, привычное - легким, легкое – приятным.

Таким образом, основными условиями для развития познавательной активности детей являются :

•интересы и потребности детей,

•осмысление и осознание себя в окружающем мире,

•индивидуальность каждого ребенка,

•средства и способы добывания знаний, .организация предметно развивающей среды.

Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка, использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту.

В настоящее время достаточно разработано специальных обучающих игр, в ходе которых, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться интересно, легко - и хочется учиться. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищетПознавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность. На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной потребностью человека.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Совместная деятельность со взрослым, и сверстником во время проведения игр оказывает различное влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого - на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития.

Использование игровых технологий в ДОУ позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактическиеразвивающие, игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать познавательные и творческие способности детей в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. Задумавшись над этой проблемой, изучили литературу по вопросу использования игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...

Консультация для воспитателей.Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии  познавательной активности дошкольника...

«Использование «облачных» технологий для развития познавательной активности дошкольников»

Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. ИКТ часто используют как средство обмена ...

Мастер-класс «Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм...

Современные игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников.

Игровая технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС дошкольного образования личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвя...

Современные игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников

Современные игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников...