Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста.
консультация по художественной литературе по теме

Андрейчикова Светлана Борисовна

В данной статье рассказывается о значении русских народных сказок для детей. Сказки -удивительное и уникальное явление как в русской литературе, так и во всей русской культуре, которое несет в себе исключительную поучительность.Ведь именно с помощью народных сказок удается привить ребенку любовь к собственной культуре, познакомить с неисчерпаемым богатством нашей народной литературы и донести мудрость, дошедшую до наших дней сквозь века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: «Либо дело делать, либо сказки сказывать», «Сказка складка, а песня быль», «Сказка складом, песня ладом красна», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Не дочитав сказки, не кидай указки», «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается». Уже из этих пословиц ясно: сказка - вымысел, произведение народной фантазии - «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская народная сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказки начинается его знакомство с прекрасным миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Русская народная сказка любима не только маленькими детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки, а теперь читают и рассказывают их своим детям, внукам. Педагогическое значение сказочного жанра очень велико: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство любви к народному творчеству.

Сказка  ведёт маленьких слушателей в мир тайн и чудес. Сказочное повествование не имеет временных границ: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, а это значит – сказка вечна. Она поднимает важные темы : о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Русские народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка велика. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык русских народных сказок, насыщенный афоризмами, повторами  эпитетами, фразеологизмами. Он очень поэтичен,  утончает и возвышает душу.

В русских народных сказках встречаются следующие фразеологизмы:

 « Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

За тридевять земель, в тридесятом царстве.

Хлеб-соль.

Близко ли, далеко ли.

 « Два брата»

Рука не дрогнула.

Ни жив, ни мертв.

           С ума спятил.

« Сказка о купце Семигоре, дочке его Настеньке и Иване Беглом»

Глазам не верит.

 « Про глупого змея и умного солдата»

          Ни ответа, ни привета.

          Век вековать.

Как в воду канул.

Спуска не даст.

« Лиса и волк»

Пустился наутек

« Финист – ясный сокол»

Красавица писаная.

Тридевять земель.

Добра наживали.

« Иван, вдовий сын»

           Пеняй на себя.

Сердце замерло.

Пир на весь мир.

          «Лиса и журавль»

Несолоно хлебавши

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Служил верой и правдой

          «Иван царевич и Серый волк»

Пустился наутёк.

Глаз не смыкал.

По белу свету.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

Служить верой-правдой.

С пустыми руками.

          Живая и мёртвая вода.

В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры,  может утратить свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели детских книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный народный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - воспитательного в чисто развлекательное. Русские народные сказки несут детям поэтический, душевный и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор  фантазии. Современные мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Наши бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам и правнукам,  передают им  свою частицу жизненного опыта. Очень важно, что через сказку старшее поколение учит младшее  строить жизнь по законам добра и красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...

КАРТОТЕКА БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Приобщение детей к культуре башкирского народа. Знакомить детей с истоками народной мудрости: с башкирскими сказками....

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...

Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Влияне русских народных сказок на развитие дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

Буклет "Значение русских народных сказкок для детей младшего возраста 3-4 лет

В буклете описывается значение русских народных сказок для развития детей 3-4 лет...

Роль русских народных сказок для детей раннего возраста

В статье раскрывается потенциал русских народных сказок в нравственно патриотическом воспитании детей раннего возраста....