"Чтение стихотворения И.А.Бунина "Листопад" средняя группа
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Банцекова Наталия Михайловна

"Чтение стихотворения И.А.Бунина "Листопад" средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_sr._gr.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Чудо-Садик»

Образовательная область «Речевое  развитие»

КОНСПЕКТ

Организации непосредственно образовательной

деятельности с детьми

в средней группе.

Тема: Чтение стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

Воспитатель:

Банцекова Н.М.

Москва.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением  И. Бунина «Листопад».

Задачи:

 - Учить детей слушать и анализировать стихотворение о ранней осени. И. Бунина «Листопад». Учить замечать красоту осенней природы, запечатленную в репродукции.

- Уточнить с детьми приметы осени. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Вызвать у детей желание самостоятельно рассказывать о красоте осени. Развивать интерес к поэзии.

- Воспитывать  чувства прекрасного, эстетический  вкус и любовь к природе.

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему «Осень». Экскурсия по территории детского сада, наблюдение за осенней природой. Рассказывание пословиц и отгадывание загадок, чтение стихотворений на осеннюю тему.

Словарь к занятию: терем, лиловый, багряный, золотой, лазурь.

Демонстрационный материал: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Оборудование:  Магнитная доска. Игрушка Незнайка.

Непосредственная образовательная деятельность.

1.Вводная часть.

Дети стоя в кругу  выполняют приветствие«Я твой друг»:

 Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

 И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

 Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

 И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Ждет знаний целая страна(хлопают в ладоши)

Сядем дружно на места(садятся на места)

В. Просит детей садиться на места.

2. Основная часть.

В. Ребята сегодня к нам в группу пришел Незнайка.(показывает игрушку « Незнайка»). Он пришел к нам в детский сад,  и  принес с собой вот  что (показывает репродукцию картины И. Левитана « Золотая осень»)  и  ни как не может понять, что  тут  изображено на картине, что произошло, почему на картине все деревья разноцветные. Что случилось?

Д. Осень наступила.

В. Ребята, наверное, Незнайка живет в своем « Цветочном городе» сказочном городе и ничего не знает про Осень. Давайте ему все расскажем и будем все показывать Незнайке.

Д.Соглашаются.

В. Ребята, давайте посмотрим, что  изобразил на своей картине И. Левитан.

Д. Желтые, красные деревья, речку, тучки, трава пожелтела.

В. Да ребята, правильно, И. Левитан изобразил на картине «Золотая осень» осенний пейзаж: рощу, поле и речку. На одном берегу раскинулась березовая роща на другом ивы. У берез в роще уже пожелтела листва. Кажется, что при порыве ветра облетает с деревьев листва, покрывая землю опавшими листьями. Ивы наоборот стоят еще зеленые как будто продолжается лето. Картина  у И. Левитана получилась солнечная, но солнце закрывают облака и от этого оно уже не так хорошо прогревает землю.

В. Ребята Вам понравилась картина И. Левитана « Золотая осень»?

Д.Да понравилась.

В. Ребята давайте встанем около своих стульчиков и немного разомнемся.

Разминка « Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

В. Ребята, можете садиться, и продолжим рассказывать Незнайке об осеннем пейзаже.

В.  Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение  поэта Ивана Бунина «Листопад»

             «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

В. Вот какое осеннее стихотворение я  Вам сейчас прочитала. Мы с Вами рассматривали картину И. Левитана, который написал осень на картине красками, а сейчас я Вам прочла стихотворение  И. Бунина, который тоже писал об осени, но  не красками, а своим стихотворением. Посмотрите, как стихотворение И. Бунина «Листопад» подходит к картине И. Левитана.

Д.Рассматривают картину, а воспитатель еще раз перечитывает стихотворение детям

В.Ребята, а кто запомнил, как  называется стихотворение?

Д. «Листопад»

В.Какое время года описывает поэт в своем стихотворении?

Д. Осень.

В.Как поэт говорит о лесе, с чем он его сравнивает?

Д. С теремом.

В. Ребята, а как об осени пишет поэт? Какая у него осень?

Д. Осень красивая, золотая, веселая.

В. Да осень у И. Бунина красивая, расписная. Ребята, а почему поэт сравнивает лес с «расписным теремом» ?

Д.Ответы детей.

В. Да, ребята правильно. И. Бунин подчеркивает этими словами красоту осеннего леса.

В.  А как Вам кажется, почему поэт говорит о березах «березы желтою резьбой»?

Д.Ответы детей.

В. Ребята у нас на участке детского сада, тоже есть красивые осенние березки.

Мы с Вами внимательно рассматривали листья березы, они как будто вырезаны. Поэт тоже рассматривал осенние листья и потому и сказал про них

«березы желтою резьбой».

В. Ребята, у меня после прочтения этого стихотворения, сделалось радостнее на душе, веселее. А у Вас?

Д. И  у нас тоже.

В.Ребята, а давайте с Вами превратимся в осенние листочки.

Д. Соглашаются.

В.Физкультминутка «Осенние листики» 

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

В. Молодцы. А, давайте поиграем сейчас с Незнайкой. Мы будем передавать его друг другу, и называть приметы осени, чтоб Незнайка лучше все понял.

Игра с Незнайкой « Приметы Осени»

(Правила игры такие: Незнайка говорит приметы лета, вы его берете и называете приметы осени.)

Незнайка.Летом очень тепло.        

 Д.Осенью уже намного холоднее

Незнайка.Летом я бегаю в шортиках и панамке.

Д.Осенью все одеваются потеплее, чтоб не замерзнуть.

Незнайка. Летом, если на улице дождик, то он теплый и на улице тепло.

Д.Осенью дождик уже холодный и на улице холодно, все одевают сапожки.

Незнайка. Летом всегда много птичек, которые весело чирикают.

Д. Осенью перелетные птицы улетают туда, где теплее, а остаются зимующие.

Незнайка. Летом все деревья красивые зеленые.

Д.Осенью листики желтеют, краснеют и опадают.

В. Ребята, вы молодцы. Все, что Вы перечислили , все это можно сказать об осени. Я думаю, Незнайка все понял. Ведь осень это время года, когда желтеют листья, на улице становиться холоднее, часто идут холодные дожди, дети и взрослые одеваются в куртки и сапожки, шапки. Перелетные птицы улетают в теплые края, многие животные  заготавливают припасы на зиму и меняют свои шубки. Вот и я тоже  перечислила  приметы времени года осень.

Рефлексия:

В. Ребята, вы сегодня очень старались. Незнайке помогли разобраться, что такое осень. Ему очень понравилось у нас в гостях. Он наверняка расскажет жителям Цветочного города, что он узнал интересного. Давайте напомним Незнайке, как называется картина, которую мы рассматривали? Может кто- то запомнил автора этой картины?

Д. Отвечают.

В. Правильно, мои хорошие, автор картины И. Левитан. А красивое осеннее стихотворение, как называлось, и  кто его написал?

Д. Ответы детей.

В. Вы все большие молодцы. Я думаю, что Вы тоже можете нарисовать свои осенние картины, как И. Левитан. Мы устроим осеннюю выставку художников нашей группы  и все вместе порадуемся приходу осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...

Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Конспект ООД по речевому развитию "Чтение стихотворений об осени" (Средняя группа)

Конспект оод по развитию речи. Чтение стихотворений об осени. (Средняя группа)...

Конспект НОД по чтению литературы в первой младшей группе. Тема:"Чтение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки».

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в первой младшей группе почтению литератыра. Тема: "Чтение стихотворений А. Барто из цикла "Игрушки""...

Консультация для педагогов: "Методика обучения выразительному чтению стихотворений в разных возрастных группах"

Заучивание стихотворения – одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии....

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...