Творческая разработка занятия по ознакомлению с художественной литературой "По дорогам сказок"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Жуковская Екатерина Александровна

 

Детям предлагается множество интересных заданий для закрепления знаний о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_dorogam_skazok_szhataya_versiya.doc49.5 КБ
Файл po_dorogam_skazok.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Мыскаменский детский сад «Колобок»

Занятие по художественной литературе в старшей группе

«По дорогам сказок»

                                                              Жуковская Екатерина Александровна,

                                                              Педагог-библиотекарь

2015

Тема занятия: «По дорогам сказок»

        

Цель: Творческое переосмысление ранее изученной образовательной информации по различным образовательным областям.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Развивающие:

  1. Активизировать мыслительные процессы; учить рассуждать логически: обосновывать свой ответ, делать правильный вывод; развивать связную речь.
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику рук.
  3. Развивать ассоциативное мышление, способствовать развитию творчества и воображения.
  4. Развивать навыки коллективной творческой деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в коллективе, осознанно выполнять задания.
  2. Воспитывать интерес к сказкам;
  3. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок;
  2. Создание презентации;
  3. Создание раздаточного материала для выполнения заданий

Методы и приемы:

Наглядные:

  1. Демонстрация, рассматривание иллюстраций, использование ИКТ

Практические:

  1. Решение проблемной ситуации
  2. Поисковые действия

Ход занятия

Конспект занятия по художественной литературе

«По дорогам сказок»

(Старшая группа)

Ход занятия:

Организационный момент:

Библиотекарь: Здравствуйте, дети! Меня зовут Сказка Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы сказки?

Дети: Да, любим.

Библиотекарь: а как можно сказать о сказке? Какая она?

Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и тд.

Библиотекарь: 

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочерёдно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, теремок,

Колобок - румяный бок.

Есть снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем.

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Библиотекарь: А вы знаете, почему эти сказки называются народными?

Дети: Потому что их сочинял русский народ.

Библиотекарь: Верно, я приглашаю вас в путешествие по сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

- Сейчас вы разделитесь на две команды. Одна команда сядет за стол с изображением чародея, а вторая за стол, с изображением волшебника. Так и будут называться ваши команды

(На подносах библиотекарь выносит фишки для каждой команды. На одной из фишек изображена звезда. Тот, кому попадётся такая фишка и будет капитаном команды).

1-ое задание:

Первое задание, которое я для вас приготовила – это загадки. Каждая команда поочерёдно отгадывает их. Команды друг другу не подсказывают. За правильные ответы даются фишки. За плохое поведение я буду забирать фишки.

1 загадка:

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

(Баба Яга)

2 загадка:

У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди)

3 загадка:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна-лягушка)

4 загадка:

Посадил её дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьёй её тянули

Очень крупная была.

(Репка)

5 загадка:

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушёл от них скорей.

(Колобок)

6 загадка:

Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)

Библиотекарь: Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был кощей вчера в гостях,

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют её)

 

(Сказки: гуси-лебеди, Маша и медведь, по щучьему велению, сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Библиотекарь в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Библиотекарь: Молодцы! Сложить сумели!

А теперь следующее задание. Слушает команда Чародеев.

Будем в сказки нам играть.

Сказку репка посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Теперь слушает команда Волшебников:

Это сказка «Теремок»

Он не низок не высок.

И жильцов своих всех ждёт,

Кто за кем сюда придёт?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)        

Третье задание:

Вопрос для 1-ой команды:

- Какими словами обычно начинаются сказки?

(Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…)

Вопрос для 2-ой команды:

- Какими словами заканчиваются сказки?

(Стали жить-поживать, вот и сказки конец, а кто слушал – молодец, стали жить долго и счастливо, и я там был мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)

Четвёртое задание:

Игра «Волшебный ларец»

- Это чудесный ларец. В нём лежат волшебные предметы из сказок. Конкурс для капитанов.

Для одной команды стрела. «Царевна-лягушка»

Для другой команды корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Физминутка:

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой е полили (имитация движения)

Выросла репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Пятое задание:

Ребята, теперь я буду, поочереди, каждой команде говорить название сказки, но неправильно, вы должны меня исправить.

«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»

«Иван царевич и зелёный волк»

 «По собачьему велению»

«Дарьюшкина избушка»

«Сивка-будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

Шестое задание:

«Кто есть, кто»

- Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?

Айболит (доктор)

Федора (бабушка)

Мойдодыр (умывальник)

Цокотуха (муха)

Седьмое задание:

- Капитаны команд, я прошу Вас выбрать, кто будет выполнять это задание. По два человека из каждой команды.

1 команда (2 ребёнка) сказка «Мойдодыр»

2 команда (2 ребёнка) сказка «Федорино горе»

3 команда (2 человека) сказка «Муха-цокотуха»

4 команда (2 человека) сказка «Айболит»

(На столе лежат атрибуты из разных сказок, каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке)

Мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста

Тарелка, кастрюля, ложка, стакан

Чашка, самовар, крендельки, мёд

Градусник, вата, фонендоскоп, шприц.

Библиотекарь: Молодцы ребята. Вот ещё одно задание.

Вам нужно нарисовать сказочного героя колобка. Каждый член команды должен нарисовать какую-то его часть. Кто-то голову, другой глаз, второй глаз, носик, ротик, брови, ножки, ручки т.д.

Библиотекарь: Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие по сказкам» Вам понравилось? Что понравилось больше всего? Давайте посчитаем фишки и посмотрим, чья команда победила.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поучительная Забавная Чудесная Волшебная Добрая Интересная Загадочная Мудрая Необычная

Слайд 2

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки" Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок. Василиса есть краса, Три медведя, Волк - Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад!

Слайд 3

Путешествие по сказкам

Слайд 4

В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая?

Слайд 5

У Алёнушки – сестрицы, Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят.

Слайд 6

Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал её кто-то. Кто, распростившись с зелёною кожей. Сделался милой, красивой, пригожей?

Слайд 7

Посадил её дед в поле, Лето целое росла. Всей семьёй её тянули, Очень крупная была .

Слайд 8

На сметане был мешён, В русской печке испечён. Повстречал в лесу зверей И ушёл от них скорей.

Слайд 9

Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была. В доме том, в конце концов Стало множество жильцов.

Слайд 10

Собери из пазлов сказку

Слайд 11

Кто за кем?

Слайд 15

Физкультминутка Мышка быстренько бежала (бег на месте) Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко») Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Слайд 16

Вот её мы посадили (наклониться) И водой е полили (имитация движения) Выросла репка, хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь её потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Слайд 17

«Назови правильно» «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» «Иван царевич и зелёный волк» «По собачьему велению» «Дарьюшкина избушка» «Сивка-будка» «Плавучий корабль» «Волк и 7 тигрят» «Пашенька и медведь» «Гуси-вороны» «Царевна-индюшка»

Слайд 18

Рисуем сказочного героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Королевство стихов и сказок" (итоговое занятие)

Конспект итогового занятия по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой в старшей группе. На этом занятии дети в игровой форме вспоминают сказки, рассказы и стихи, с которыми познак...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на тему "Мешочек сказок"

Данное занятие направлено на закрепление знаний детей о русских народных сказках...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на тему "Мешочек сказок"

Данное занятие направлено на закрепление знаний детей о русских народных сказках...

Занятие по ознакомлению с художественной литературой "Удивительный мир сказок К.И. Чуковского" (ИКТ)

Презентация "переносит" воспитанников в дом-музей К.И. Чуковского, знакомит с его биографией. С помощью интересных заданий дети закрепляют знания произ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»...

Методическая разработка занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Осеннее приключение»

Занятие по ознакомлениюс художественной литературойдля детей средней группы «Осеннее приключение»...