«Сказка, как средство развития эмоционально - личностной сферы дошкольников»
консультация по художественной литературе

Азарова Инна Петровна
Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели детского сада, являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Дети испытывают различного вида страхи, беспокойства, которые они еще не в силах объяснить. Какой самый быстрый путь к душе ребенка? Конечно, сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_azarova_i.p.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка, как средство развития эмоционально - личностной сферы дошкольников»

Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели детского сада, являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-личностной  сферы детей дошкольного возраста. Дети испытывают различного вида страхи, беспокойства, которые они еще не в силах объяснить. 

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?  Конечно, сказка.

Свою работу через погружение в сказку мы начали с создания предметно-развивающей среды.

Слайд

 Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга: уголок сказок, лэпбуки, дидактические игры, театральный уголок (изготовление кукол, пальчиковые театры, маски героев, костюмы)

Сказки - это авторские истории и те, которые созданы многовековой мудростью народа. В них есть дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты.

Дидактическая игра «Сказочные кубики»

Слайд

Дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста, для индивидуальной и подгрупповой работы, с дальнейшим усложнением правил игры. Набор  состоит из  6 кубиков, обклеенный со всех сторон сюжетными  картинками из русских народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Бычок - смоляной бочок», «Курочка Ряба».

Цель: Учить детей находить и  узнавать русскую народную сказку по сюжетной  картинке; составлять и  рассказывать  сказку. Развивать речь детей, делать её эмоционально насыщенной. Воспитывать желание работать в коллективе; вызывать чувство радости; повышать настроение посредством русских народных сказок.

Вариант игры для детей младшей группы

-  «Собери и расскажи»

Перед детьми 6 кубиков , необходимо собрать одну из сказок. Ребенок сам выбирает какую сказку он сложит, выбрав  один кубик и показав грань с сюжетной картинкой из сказки. Для облегчения игры, каждая сказка отличается по цвету.

- «Назови сказку»

 Воспитатель выбирает любой кубик и показывает одну из граней детям. Их задача – назвать сказку, сюжет из которой показал воспитатель.

В данном варианте воспитатель может задать детям уточняющие вопросы по сказке.

- Какие герои ещё жили в этой сказке?

- Что произошло дальше?

- Чем закончилась сказка?

- Кто помог герою в сказке? И т.д.

- «Путаница»

Воспитатель принимая участие в составлении сказки, целенаправленно меняет кубик с сюжетной картинкой и продолжает сказку. Дети должны заметить подмену и сказать из какой сказки сюжет.

Вариант игры для детей старших групп.

«Что было бы, Если….»

В этом варианте игры добавляется ещё один кубик. На гранях которого, изображены герои сказок, не относящиеся к представленным сказкам.

Ребенок начинает составлять и рассказывать сказку, но в какой-то момент воспитатель или другой ребенок добавляет нового героя , тем самым меняется  сюжет знакомой сказки. Такой прием  со случайно выбранным героем, способствует  развитию  диалогической и монологической речи, воображению, фантазии, инициативы, творческой активности и эмоционально - личностной сферы каждого ребёнка .

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ Я  и принятие себя таким, какой он есть.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста в нашей группе изготовлена авторская ширма,  одна из граней которой посвящена сказке « На сказочной дорожке».

Персонажи, изготовленные из фетра,  находятся на одном полотне и крепятся на липкую ленту. Ребенок по своему желанию составляет, придумывая совершенно новую , незнакомую сказку, играет с героями, наделяя их своим характером.

Влияние сказок на гармоничное эмоционально - личностное  развитие детей заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи

Содержание:Введение.1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников средствами театральной игры

Театр – это мощное средство  эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому...

Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...