Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
материал по художественной литературе (младшая группа)

Шигаутдинова Гульнара Сагидулловна

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Миляш» с. Кунашак

ПРОТОКОЛ

родительского собрания

«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

23 декабря 2022г                                                                                         № 2

                                                с. Кунашак

Председатель:

Секретарь:

Присутствовали: ____

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.

Форма проведения: семинар

Участники: воспитатель, родители

Повестка дня:

•        Выступление воспитателя с консультацией по теме «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

•        Викторина «Устное народное творчество».

•        Организационные вопросы.

Ход собрания:

1.По первому вопросу воспитатель Шигаутдинова Г.С. выступила с консультацией по теме «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей».  Рассказала, что устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей.

2. Проведение викторины «Устное народное творчество».

3. Воспитатель напомнила присутствующим о правилах приема детей в детский сад, также о своевременной оплате за содержание ребенка.

Решение родительского собрания:

•        Полученную информацию приняли во внимание.

•        Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

•        Родителям (законным представителям) принять к сведению информацию, излагаемую в ходе родительского собрания. Принимать активное участие в работе группы и детского сада  

Срок исполнения: постоянно      

Доклад прилагается                

Доклад.

Почему наши дети плохо говорят? Может потому что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь тускнеет. 

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. В своей работе я активно использую произведения устного народного творчества. Они помогают решать воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию детей. Пусть это дерево символизирует русский язык. А без фольклора оно голо как дерево без листочков.

Так что же относится к устному народному творчеству?

1.потешки- коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например: «Водичка, водичка», «Еду, еду, к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и т.д.

2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Поспешишь — людей насмешишь.

3.Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

4.Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

5.Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:

Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Кошка с мышкою играла,

Мышка бегала, вздыхала,

Надо кошке угодить,

Кто устал - тому водить.

7. Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Воспитатель: - Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем викторину «Устное народное творчество».

Давайте мы с вами разделимся на две команды. (деление на 2 команды, название команды)

Воспитатель: - Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает по 1 баллу, если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов.

- А сейчас хочу представить наше глубокоуважаемое жюри. (Представление жюри)

1. Конкурс пословиц. У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8.Поспешишь -людей насмешишь. (подведение итогов)

2 конкурс. Допишите имена сказочных героев(Раздаю листочки)

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … (Горыныч)

3 конкурс «Сказочный».

Я буду поочередно задавать командам вопросы.                     

 - Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

- Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

- Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)

4.Угадай сказку. Без слов, с помощью мимики и жестов показать сказку так, чтобы другая команда догадалась. (Колобок, Репка)

Подведение итогов.   Награждение

Воспитатель: Вот теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...

Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Повестка посиделок:1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».3. Разговор о разном...

Мастер-класс с родителями по теме: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Мастер-класс с родителями по теме:«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: посл...

«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.» (работа с родителями)

Развлечение по духовно-нравственному воспитанию. Цель развлечения : познакомить родителей со значением усного народного творчества :пословицами , поговорками,сказками, потешками,закличками,загакдками ...

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...

Мастер-класс с родителями по теме Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, , потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....