Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.
материал

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.

                            Ход  встречи – обсуждения по теме

 Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить, почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать, общаться со своими детьми.   Возможно потому, что мы используем далеко не все ресурсы и знания по решению этой проблемы. А зачастую решение это лежит на поверхности: в общении со своими детьми родители и близкие должны использовать  поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.

   

 

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого (из уст в уста),  из поколения в поколение.  Произведения   устного народного творчества,   помогают решать  воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию  детей.  

Вопрос к родителям

Так что же относится к устному народному творчеству?

1.потешки – коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове. , дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.  Например: «Водичка, водичка»,    «Еду, еду, к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и т д.

2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Поспешишь — людей насмешишь.

3.Задорные и зазывные заклички  также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

4.Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

5. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:

Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Кошка с мышкою играла,

Мышка бегала, вздыхала,

Надо кошке угодить,

Кто устал – тому водить.

7. Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей  у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Воспитатель: – Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем небольшую

             Викторину «Устное народное творчество».

Давайте мы с вами разделимся на две команды. (деление на 2 команды, название команды)

                             1.  Конкурс пословиц

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)

1  - команда                                                      2 –команда

-Волков бояться – в лес не ходить                 -Не хвались началом – хвались        

-Делу время – потехе час.                               концом.

- За двумя зайцами погонишься –                    -Человек без друзей – что дерево  

 ни одного не поймаешь                                      без корней.

-Без труда – не вытащишь и

рыбку из пруда

-Семь раз отмерь- один раз отрежь               - Поспешишь -людей насмешишь. (подведение итогов)

2 конкурс. Допишите имена сказочных героев   

1  - команда                                                     2 –команда 

• Кощей… (Бессмертный)                              - Финист (Ясный  Сокол)

• Елена… (Прекрасная)                                 - Иван  (Царевич или Дурак)  

• Василиса…. (Прекрасная или                      - Братец (Иванушка)

 Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)                               - Змей   (Горыныч)

                        (подведение итогов)

           3 конкурс                 «Сказочный»  

Задание:  Я буду поочередно задавать командам вопросы

                                1  - команда         

  • Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
  • Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
  • Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
  • От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
  • Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
  • Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

                                            

                                  2 –команда

  • В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
  • Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
  • Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
  • Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)
  • Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую

силу.)

  • Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)  

                           4 Конкурс Угадай сказку.

Без слов, с помощью мимики и жестов  показать сказку так, чтобы другая команда догадалась.( Колобок, Репка)

                       

     5.Конкурс скороговорок. Прочитать быстро   скороговорку.

 1-ой команде скороговорки:                                   2-ой команде скороговорки. 

-Кукушка кукушонку купила капюшон.               У четырех черепашек четыре

-Два щенка , щека к щеке. Щиплют щетку            черепашонка.

в уголке.                                                                     Шашки на столе. Шышки на

-Шел Егор через двор. Нёс топор чинить               сосне.

 забор.                                                                          Галка села на забор. Грач              

                                                                                    завёл с ней разговор.

6. Конкурс Считалок. Назовите как можно больше   считалок.

                         

1  - команда                                                      2 –команда

Начинается считалка:                                       Раз, два, три, четыре, пять,  

На березу села галка, две вороны,                       будем считалки мы читать…

воробей, три сороки, соловей…….

    7.Конкурс             «Объяснялки».

 

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

1  - команда                                                      2 –команда

• светлица (светлая парадная комната               чело (лоб)  

в доме),  

• горница (верхняя комната),                                изгородь (ограда)

• портки (штаны),                                                   перст (палец)

• косоворотка (рубаха с косым                               око (глаз)

воротом),

• рать (войско),                                                           уста (рот губы)

8. конкурс «Колыбельная песня».

                  Спеть колыбельную песню.

1  - команда                                                      2 –команда

 9 конкурс: А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.

Говорят – частушки, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

 Родители исполняют частушки. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желаю вам удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...

Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....

Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Повестка посиделок:1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».3. Разговор о разном...

Мастер-класс с родителями по теме: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Мастер-класс с родителями по теме:«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: посл...

«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.» (работа с родителями)

Развлечение по духовно-нравственному воспитанию. Цель развлечения : познакомить родителей со значением усного народного творчества :пословицами , поговорками,сказками, потешками,закличками,загакдками ...

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...

Мастер-класс с родителями по теме Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, , потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....