Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
план-конспект занятия (младшая группа)

Иванова Татьяна Дмитриевна

Повестка посиделок:

1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей

2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».

3. Разговор о разном

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_rod.sobraniya2023.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в младшей группе

«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Повестка посиделок:

1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей

2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».

3. Разговор о разном

Ход собрания

Звучит русская народная мелодия «Полянка».

Н.В.  1. Вот и пожаловали гости дорогие! Веселья вам да радости!

Т.Д.  2. Посидите да послушайте, будьте как дома!

Н.В.  3. У нас для каждого нашлось и местечко, и словечко!

Т.Д.  4. Редкий гость никогда не в тягость!

Н.В.  5. Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Т.Д.  6. Спасибо, что пришли. Посидим, поговорим, пошутим, да поиграем.

Вот на наши посиделки пригласили мы гостей. Очень нужных, очень важных, поприветствуем скорей.

Н.В. - Заведующий дет. садом -  Лариса Николаевна.

Старший воспитатель дет.сада и по совместительству педагог-психолог дет. сада -  Елена Владимировна.

Музыкальный руководитель -  Елена Геннадьевна.

(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).

Н.В. - На завалинках, в светёлке иль на брёвнышках каких,

Собираем посиделки пожилых и молодых.

Словом эти посиделки будут праздником души.

Т.Д. Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

Н.В.  Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. 

 Вот и пролетело времечко, как ваши деточки в нашу группу пришли,  да подросли, окрепли да стали самостоятельней, разговорчивее стали. Речи дивные ведут, сказки да стихи сказывают…

Т.Д. Вот мы и предлагаем вам для размышления вот такую простую и сложную тему«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей».

Ведь без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь является одним из залогов успешности человека в современном мире, позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми и органично вписаться в любой коллектив.

Н.В. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить. Маленький ребенок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям, и поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какой речью овладеет малыш.  Т.Д.   Сегодня, как мы уже сказали, будем говорить об устном народном творчестве.

Недаром, сегодня мы начали наши посиделки народными прибаутками и поговорками.

- Какие жанры устного народного творчества Вы знаете, вот сейчас и расскажите.

Родители достают листочки с пояснениями

о жанре устного нар. творчества

1.Потешки - коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например: «Водичка, водичка», «Еду, еду, к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и т.д.

2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Поспешишь — людей насмешишь.

3. Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

4. Частушка  - данный термин, происходящий от слов «частый», «часто» или «частить», обозначает один из жанров русского фольклора, в котором гармонично соединились наполненная юмором народная поэзия, ритмичная музыка и задорная пляска. 

5. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:

Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Кошка с мышкою играла,

Мышка бегала, вздыхала,

Надо кошке угодить,

Кто устал - тому водить.

7. Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Н.В.  Воспитатель: - Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество.

Детский фольклор - это особая часть народной культуры. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Т.Д. -  Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на малышей своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.

Н.В. -  Давайте мы с вами разделимся на две команды ( деление на 2 команды, название команды)

Проведение викторины:

«Фольклор – языковая сокровищница».

1. Задание «Продолжи потешку» (Продолжить текст потешки) :

*Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая, (далее)

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет, -

Забодает, забодает, забодает!

*Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,. (далее)

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь!

*Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:. (далее)

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

*Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,. (далее)

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

*Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,. (далее)

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

*Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы… (далее)

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

Т.Д. -  2. Задание «Угадай сказку» (Отгадайте название сказки по отрывку) :

а) «…полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше… («Колобок»)

б) «- Что, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

- Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу…». («Лиса и заяц» или «Заюшкина избушка»)

в) «… Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

- Медведь, медведь, отпусти меня на денё к в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.» («Маша и медведь»)

г) «…Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка…» («Волк и семеро козлят»)

д) «… Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол…» («Три медведя»)

е) «… упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить…»(«Теремок»)

Н.В. - 3. Задание «Уложи спать малыша» (Вспомнить колыбельные песенки)

*Уж ты, котенька-коток,

Уж ты, серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусочек пирога

И кувшин молока.

Шубку кунью я куплю

И сапожки закажу.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать!

*Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Моя деточка боится,

Ты, собачка, не лай,

Мою детку не пугай.

*Люли, люли, люленьки,

Прилетали гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стали Дашеньку качать,

Стали Дашеньку качать,

Стала Даша засыпать.

*Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок к нам не ходи,

Нашу детку не буди!

Е.Г. - Музыкальный руководитель:

Раньше на Руси была очень красивая посуда:

Посмотрите предметы народного творчества: деревянные ложки, кухонные доски, тарелки, кувшины и т.д.

Как в быту раньше применялись деревянные ложки? (ими ели)

Также на деревянных ложках исполнялись красивые музыкальные номера.

(музыкальный номер на деревянных ложках)

Предлагаю вам выйти в центр зала и поиграем на ложках

Т.Д. - 4. Задание «Продолжи пословицу» :

Без труда не выловишь (и рыбку из пруда).

Не плюй в колодец – (пригодится воды напиться).

Терпенье и труд (все перетрут).

Кончил дело – (гуляй смело!

Родимая сторона – мать, (чужая – мачеха).

По одёжке встречают, (по уму провожают).

Семеро одного (не ждут).

Любишь кататься (люби и саночки возить).

Что посеешь, (то и пожнешь).

Семь раз отмерь (один отрежь).

Взялся за гуж (не говори, что не дюж).

Чем бы дитя не тешилось (лишь бы не плакало).

Н.В. - Заключение:

Как мы видим, использование произведений народного фольклора содержит в себе большой потенциал развития речи детей младшего возраста, может сделать жизнь малышей интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя и окружающий мир.

Т. Д. – А сейчас, если есть вопросы к нашим руководителям, задавайте.

Вопросы о разном.

Рассказать, как дети освоили программу ДОУ.

Ремонт.

В конце собрания родителям были розданы буклеты «Устное народное творчество», для использования в работе с детьми дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...

Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....

Мастер-класс с родителями по теме: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Мастер-класс с родителями по теме:«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: посл...

«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.» (работа с родителями)

Развлечение по духовно-нравственному воспитанию. Цель развлечения : познакомить родителей со значением усного народного творчества :пословицами , поговорками,сказками, потешками,закличками,загакдками ...

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...

Мастер-класс с родителями по теме Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, , потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....