Воспитание здорового образа жизни через освоение элементарных валеологических представлений по сенсорному развитию детей со слуховой депривацией
презентация по коррекционной педагогике на тему

опыт работы по развитию здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolova.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга «Надежда»

ТЕМА:

«Воспитание здорового образа жизни через освоение элементарных валеологических представлений по сенсорному развитию детей со слуховой депривацией»

Воспитатель ГБДОУ д/с № 27 "Надежда" Фролова Т. И.

Санкт-Петербург


Валеология - наука о здоровом образе жизни. Основной принцип валеологии: "гармония с собой и окружающим миром (природой, социумом, космосом) - основа индивидуального здоровья". Педагогика может сделать многое в области индивидуального здоровья: помочь ребёнку осознать свою индивидуальность в этом мире, показать пути, ведущие к самопознанию и самооценке своего "Я", раскрыть безграничные возможности организма на пути к гармонии, помочь ребёнку реализовать свои способности к саморазвитию, самосовершенствованию, опираясь на программу здорового образа жизни.

Кроме того, наставник (учитель, воспитатель, родители) должен создать для ребёнка такие условия, которые способствовали бы движению по пути индивидуального здравосознания (человек: здоровый).

Валеологическое развитие ребёнка в ДОУ протекает по следующим направлениям:

  1. )        Формирование мотиваций к здоровому образу жизни через развитие навыков личной гигиены, через становление системы знаний о строении организма, его функционировании.
  2. )        Формирование системы гигиенических знаний, умений, навыков и знаний о своём организме. Организация двигательной активности (подвижные и спортивные игры, физ. минутки, физ. занятия, дни здоровья, праздники) с реализацией индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе состояния его здоровья, темпов физического развития, медицинских показаний.
  3. )        Профилактика заболеваемости - закаливание, воздушные и солнечные ванны, массаж, систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми.
  4. )        Организация питания. Предполагает соответствие медицинским и гигиеническим требованиям и осуществляется с учётом индивидуальной диеты детей.
  5. )        Организация работы с родителями (проведение консультаций, бесед) способствует привлечению их к проблемам здорового образа жизни, согласованности и преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ.

Система валеологической деятельности учителя и воспитателя в ДОУ направлена на сохранение здоровья ребёнка, на формирование у него валеологических знаний, мотивации на здоровый образ жизни, на создание условий для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

Валеологическое образование - есть системно организованный процесс валеологического обучения и воспитания, где обучение предполагает овладение ребёнком системой валеологических знаний, таких как "Я и моё здоровье", "Я и природа" и т.д., а валеологическое воспитание становится условием формирования у ребёнка чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Валеологическое образование органично входит во все виды деятельности ребёнка в ДОУ (учебную, изобразительную, театрализованную и игровую) и неразрывно сочетает в себе как обучение, так и воспитание ребёнка. Основная задача валеологического образования заключается в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни, потребности в физическом и психическом саморазвитии.

В ходе практического решения этой задачи в содержание занятий с детьми младшего дошкольного возраста входят:

  1. Знание ребёнка о себе, о своей индивидуальности и неповторимости;
  2. Развитие представлений о строении своего тела;
  3. Знание детьми основ личной гигиены и охраны своего здоровья; Темы:
  1. .        Как ухаживать за собой,
  2. .        Изучение строения человеческого тела "Моя рука, моя нога",
  3. .        Развитие сенсомоторики

по системе Монтессори.

Сенсомоторное развитие - это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребёнок рождается со всеми готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительность]®, позволяющей осязать предметы и т.п. Чтобы сенсомоторное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.д., сформировать у него перцептивные действия.

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребёнок воспринимает, были соединены - обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более чёткими.

Для решения этой задачи детям младшей группы создана развивающая среда. Есть валеологический уголок, оснащённый наглядно- дидактическим материалом, табличками, иллюстрациями, альбомами, литературой. Подобрана картотека игр и игровых упражнений по системе М. Монтессори на развитие сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Игры направлены на развитие сенсомоторики рук и пальцев, имеют большое значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек. Такие игры и игровые упражнения: "Мозаики", "Шнуровка", "Лови шарик", "Бусы для мамы", "Бассейн для пальчиков", "Переложи игрушки" и другие. Эти игры особенно важны для детей со слуховой депривацией, так как свойственные для многих детей нарушения сенсомоторики в дальнейшем отрицательно сказываются на формировании двигательной основы речи.

В развитии сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (матрёшки, пирамидки, башенки и т.д.). Играя с ними, у ребёнка совершенствуется ловкость, глазомер, согласованность действий рук.

Мария Монтессори пишет о том, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям ребёнок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Начиная с упражнений по сенсомоторике, ребёнок движется к развитию интеллекта. Причём движение это происходит по определённой логике, которую задаёт взрослый. Дети, воспитывающиеся в подготовленной развивающей среде, постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными пальцами (большим, указательным, средним). В группе подобраны игры по системе М. Монтессори, которые развивают сенсомоторику ребёнка.

  1. "Собираем ягоды",
  2. "Прищепки в корзинке",
  3. "Посыпаем дорожки",
  4. "Собираем грибы в лесу",
  5. "Перекладывание бусинок",
  6. "Выложи узор из пуговиц и другие.

Цель этих игр: Развитие у ребёнка сенсомоторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного, среднего). Уже с младшего возраста такие игры и упражнения готовят руку ребёнка к письму, рисованию. Игры и упражнения подобраны с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния их интеллектуального и речевого развития. Весь игровой материал по сенсомоторике находится во всех игровых уголках группы. К шрам написаны таблички, т.е. идёт пополнение словарного запаса ребёнка.

Вывод. Таким образом, развивая сенсомоторику с младшего возраста, мы готовим руку ребёнка к письму и рисованию. Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребёнка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности развитие руки. Уровень развития речи ребёнка постоянно коррелирует со степенью развития движений пальцев рук. Письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Наблюдая детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что именно этот период жизни ребёнка является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного природного развития руки. И, понимая это, взрослые должны дидактически обустроить

эту зону сенсорного развития ребёнка, которая выведет его в ближайшем будущем к абстрагированию и мыслительной деятельности.

Анализируя выше сказанное, есть желание продолжить работу с детьми по этой теме в средней группе.

  1. Составить дидактический материал, позволяющий детям развить свою руку и овладеть техникой письма с учётом их возраста и дифференцированного подхода.
  2. Развивать у ребёнка синестезические способности.
  3. Учить воспринимать окружающий мир целостно, включая все сенсорные каналы.

Литература:

Г. Зайцев «Твои первые уроки здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра»

Л.Г. Татарникова, Л.В. Андреева «Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении » СПб.: 2000.

Дидактический материал М. Монтессори

Развивающие игры: Б.П. Никитина, В.В.Воскобовича «Валеологическое сопровождение в развитии и образовании воспитанников ДОУ» (Авторская программа ДОУ № 45)

Л.А. Головчиц «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха»

А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во с...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»

Здоровый образ жизни – это поведение человека,направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...

Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ.

АннотацияФормирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена сохранен...

План по самообразованию Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через использование здоровьесберегающих технологий и формирование валеологических знаний" на 2021-2022 учебный год »

Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОУ, так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и ...