Использование элементов логоритмики, как средство развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением речи
статья по коррекционной педагогике на тему

Романова Наталия Анатольевна

Известно, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Воспитанники логопедических детских садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантомимики, неумением выполнять движения в соответствии с музыкой.

Одна из коррекционных задач воспитания детей с нарушением речи – это развитие эмоциональной сферы ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Самый эффективный путь решения проблемы – это использование обыгрывания песен, инсценировок, музыкально-двигательных этюдов и упражнений, интересных и понятных по содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx19.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Использование элементов логоритмики, как средство развития музыкально-ритмических  движений у детей с нарушением речи»

Музыкальный руководитель

Романова Наталия Анатольевна.

Исследования ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального слуха, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры  человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Доказано, если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Музыкальность – это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Развивая творческие и индивидуальные музыкальные способности детей, я большое внимание уделяю работе над развитием музыкально-ритмических движений. При работе по развитию движений большое значение имеет соблюдение принципов:

1.Систематичности, последовательности и доступности.

2.Сознательности и активности детей.

3.Наглядности  обучения .  (правильный показ)

4.Индивидуального подхода.

Главной задачей перед собой в первую очередь я ставлю – умение соотносить движение с музыкой.

Вторая группа задач – это развитие двигательных качеств, таких, как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность.

Третья группа задач – это формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений.

Важной задачей является  также обучение детей ориентировке в пространстве.

Реализация всех этих задач является основой  для самого главного – свободе самовыражения ребенка посредством движений под музыку, развития творческих способностей, эстетического восприятия, музыкального вкуса, желания заниматься музыкальной деятельностью.

Формирование двигательных навыков и умений – это не самоцель, а только средство для развития ребенка, его освоения собственного тела, как универсального выразительного «инструмента». У каждого ребенка свой индивидуальный темп психомоторного развития, следовательно, «показатели» в этом отношении у всех будут разные. Главное – это радость, свобода самовыражения в процессе движения. Но свободу в движении ребенок почувствует тогда, когда научится легко и естественно двигаться, ориентироваться в пространстве, правильно координируя свое тело.

Известно, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Воспитанники логопедических детских садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантомимики, неумением выполнять движения в соответствии с музыкой.

Одна из коррекционных задач воспитания детей с нарушением речи – это развитие эмоциональной сферы ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Самый эффективный путь решения проблемы – это использование обыгрывания песен, инсценировок, музыкально-двигательных этюдов и упражнений, интересных и понятных по содержанию.

Для развития  движений в своей работе я использую различный музыкальный материал, разнообразный по жанру (плясовые, колыбельные, маршевые) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные и т.д.) Например:

- Народные мелодии.

- Детские песни современных российских композиторов.

- Эстрадные мелодии.

- Классические произведения.

Идя от простого к сложному ребенок  постепенно осваивает основные виды движений, выразительные жесты, учится слышать и понимать  характер музыки. Постепенно у детей формируются двигательные навыки, появляется уверенность в собственных силах, приобретается опыт использования разнообразных видов движений, которые в дальнейшем используются в импровизации под музыку, играх.

Как правило, все дети откликаются на игру. Поэтому создание на занятиях игровой ситуации, подбор небольших стихотворений и песенок, удобных по содержанию для инсценирования – «беспроигрышный»  вариант для работы с детьми. Пропевая текст и выполняя движения под музыку, ребенок получает возможность выразить свои чувства, свое отношение к создаваемому образу.

Использование элементов логоритмики  помогает  в развитии музыкально-ритмических движений у детей с нарушением речи.

Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Объектом логопедической ритмики, является человек с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и, в конечном итоге, адаптации человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов, развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости,  координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач дети с речевой патологией усваивают знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.

Решению воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию. Пути решения воспитательных задач разнообразны:

-воспитание и  развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

-воспитание способности восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть развития умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

-воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила в различных видах деятельности.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.

В своей работе я использую  игры и упражнения для развития координации речи с движением, музыкально-ритмические движения с пением. Предложенные игры и упражнения не только помогают исправить речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности. Позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также и на качество исполнения – улучшает пластичность движений, придает им легкость и выразительность. А создание определенного образа,  навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание. Слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

Так же использую пальчиковые игры и упражнения с опорой на лексические темы. Существует прямая и естественная связь между движением рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры. Такие игры развивают мышление и речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук, а также двигательные качества. Взаимодействие музыки, слова и движения (либо слова и движения) доставляет детям радость, развивает слух и ритмические способности. Слово же является речевым импульсом к выполнению музыкально-ритмических движений.

Включаю в работу такой элемент логоритмики, как коммуникативные танцы-игры. Использую их в самых различных формах работы – на занятиях, на праздниках, на развлечениях. Так же использую для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста.

Широко использую подвижные игры с пением и хороводы, а также игровые танцы, танцевальные композиции новейших методических разработок.

Таким образом, используя элементы логоритмики, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков. Дети справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки. У детей развивается способность к выразительному исполнению движений, умение импровизировать под незнакомую музыку, формируется адекватная оценка и самооценка, сформированы основные виды движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей с нарушением речи через использование занимательных средств обучения

В современной дошкольной педагогике и психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения...

Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.

Начало развития фонематических функций происходит  с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонема...

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

Семинар - практикум «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»

quot;Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!" В.А. Сухомлинский...

Консультация:«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук...

«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

Цель: Помочь педагогам в работе по развитию моторики у дошкольников.        Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем в...

«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

laquo;Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»...