Консультация для педагогов на педагогический совет детского сада "Роль музыкального руководителя в организации логоритмики"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Гмир Инесса Борисовна

Раскрывает тему значимости музыкального руководителя на занятиях по логоритмике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_muzykalnogo_rukovoditelya_v_organizatsii_logoritmiki.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на педагогический совет детского сада

Тема: «Роль музыкального руководителя в организации логоритмики»

                                                                

                            Подготовила музыкальный руководитель

                                                 Гмир Инесса Борисовна

                                                                                                                                

введение

        

Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.                         Логопедия — раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Последние подразумевают не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.         Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнюю историю. Уже в литературных и религиозных текстах Древнего Востока и Индии упоминается о лечении при помощи священных песнопений. Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов.                                                                                              В конце XIX века начался этап экспериментально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давление. Во время слушания музыки у пациента меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.                                                                                                                         В то же время движение издавна использовалось и в качестве лечебного и профилактического средства. В начале XIX века сформировалось направление медицины — лечебная физкультура. Позже в науке появился специальный термин — кинезитерапия (лечение движением). Кинезитерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.                                 И так, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, — это движение, музыка и речь.                                                                                                         Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлимой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).                                                                                                                

        Часто у детей-логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

        Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, определить, где у него левая, а где правая рука).

        Дефекты произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.

         Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности или плаксивости.

        В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы  возбуждения и  торможения; постепенно формировать координацию движеий, их переключаемость, точность; учить передвигаться  и  ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребёнка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

        Методами логоритмики можно в  доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм  речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать  артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические занятия так же, как и  логопедические, имеют разнообразные цели — расширение словаря детей,   отработка  грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той| лишь разницей, что  весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Таким образом,  логоритмические приёмы  позволяют детям глубже погрузиться в  игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается     разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Направления логоритмической работы

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы — развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Роль музыкального руководителя на занятиях логоритмикой

Занятия по логоритмике проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. В них принимает участие также и воспитатель, работающий с данной группой детей.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

Логопед включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды внимания и памяти.

Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм.

Таким образом,  на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.

Говоря о логоритмике, В. Гринер отмечает, что в основу ее она ставит ритм как организующий момент: «...музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом».

На огромное значение музыки в системе логоритмического воспитания мне бы также хотелось обратить ваше внимание. Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.

Задачи, которые ставит музыкальный руководитель перед детьми, используя тот или иной материал, как бы диктуются самой музыкой. «Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети логоневротики» (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М., 1941).

Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

Организация занятий логоритмикой требует от педагога знания основ логопедии и владения навыками игры на фортепиано. Поэтому такие занятия не могут проводиться без музыкального руководителя.

Таким образом, занятия логоритмикой – это непременно совместная работа музыкального руководителя и логопеда, которые ставят перед детьми различные задачи , но добиваются при этом общей цели, причём роль логопеда и музыкального руководителя в равной степени важна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете ДОУ "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образовании дошкольников"

Сообщение о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального образования дошкольников....

Консультация для воспитателей "Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя"

Материал представлен в виде темы для круглого стола, где на обсуждение выносятся проблемные ситуации, возникающие в образовательном процессе при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя ...

Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

Выступление на педагогическом совете ДОУ «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Доклад  на педсовете ДОУ о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального образования дошкольников....