Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_ped._opyta.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.

                            (логопед Злобина О. А., МКДОУ №76)

Киров

2015

                    План

1 Актуальность темы:

      а) речь - важнейший психический процесс;

б) роль сформированности грамматического строя речи в становлении личности ребенка;

в) аналогия, как основной способ усвоения грамматических закономерностей.

2 Игровые упражнения по формированию грамматического строя речи.

 а) причины затруднений формирования навыков словообразования, словоизменения и построения сложных синтаксических конструкций.…

 б) приемы работы над словоформами

  • в словосочетаниях;
  • в предложениях.

3 Эффективность работы.

 В сообщении рассматриваются игровые приемы по формированию грамматического строя речи.

 Ключевые слова: морфологическая правильность речи, грамматические категории, система игровых упражнений

Речь, язык включены в механизмы формирования всех высших психических функций. Это значит, что у ребенка с правильной речью психические функции, необходимые для его успешной социализации, формируются быстрее, чем у ребенка с речевым недоразвитием.

 Одним из важных компонентов языковой системы является грамматический строй речи. Его сформированность позволяет ребенку понимать инструкции, правильно выражать свои просьбы, мысли, сообщения, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми.

 Формирование морфологической правильности речи осуществляется, в основном,  в процессе подражания речи взрослых и самостоятельного построения синтаксических конструкций по подражанию.

 На современном этапе ведущей причиной речевой недостаточности и нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем ученые называют действия любого вредоносного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования. Клетки головного мозга, и в первую очередь, третьего слоя коры, более молодого в филоонтогетическом отношении, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Третий слой коры мозга дает начало сложной системе ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших психических функций человека, в первую очередь – речи и психики.

 Именно поэтому нормально развивающийся ребенок, усвоив, однажды грамматическое значение той или иной ситуации, делает широкое обобщение, так как сходство ситуаций и их обозначения быстро усваиваются, а ребенок с ОНР этого сходства не улавливает и долго обозначает однотипные речевые ситуации по- разному. Таким детям необходима помощь в освоении морфологической стороны речи, некоторых способов словообразования и синтаксической структуры высказываний через систему игровых упражнений, которая имеет двоякую направленность. С одной стороны, это упражнения, готовящие детей с дефектами речи к использованию полученных знаний, умений и навыков в процессе повседневного общения, с другой – создающие предпосылки для освоения языковой системы, компенсирующие отсутствие языкового чутья у детей.

 Поскольку у детей с речевой патологией особые затруднения вызывают следующие виды грамматических категорий:

  1. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в родительном падеже;
  2. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном падеже;
  3. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в дательном падеже;
  4. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в творительном падеже;
  5. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в предложном падеже;
  6. Употребление несклоняемых существительных;
  7. Употребление глаголов повелительного наклонения;
  8. Употребление глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени;
  9. Изменение глаголов по лицам и числам – спряжение  рассмотрим упражнения с этими грамматическими формами слов,- рассмотрим игровые упражнения именно с образованием этих словоформ и их употреблении в различных типах предложений.

  1. Игровое упражнение «Чего не стало?»

Ед. число

Мн. число

Ж. род

Река-не стало реки

Лиса-не стало лисы

Ж.род

Реки-не стало рек

Лисы-не стало лис

М. род

Стол-не стало стола

Слон-не стало слона

М.род

Столы-не стало столов

Слоны-не стало слонов

Ср. род

Окго-не стало окна

Зеркало-не стало зеркала

Ср.род

Окна-не стало окон

Зеркала-не стало зеркал

Отработав данные словоформы в упражнениях, предлагаем ребенку ввести эти слова в предложения: например, «На низком столе стоит одна ваза, а на высоком – много ваз».

2) Игровое упражнение «Я вижу»

Ед. число

Мн. число

Ж.род

Река-я вижу реку

Лиса-я вижу лису

Ж.род

Реки-я вижу реки

Лисы-я вижу лис

М.род

Стол-я вижу стол

Слон-я вижу слона

М.род

Столы-я вижу столы

Слоны-я вижу слонов

Ср. род

Окно-я вижу окно

Зеркало-явижу зеркало

Ср.род

Окна-я вижу окна

Зеркала-я вижу зеркала

Для того чтобы детям было легче придумывать предложения с данными лексемами, можно дать ориентировочные слова: например, птицы, грибы – где ты  их можешь видеть? В зависимости от периода обучения это могут быть разные типы предложений. Например: «На деревьях я вижу птиц, под деревьями я вижу грибы», «Я вижу мяч, который лежит под столом».

3)Игровое упражнение «Я дам»

Ед. число

Мн. число

Ж. род

Кошка-Я дам кошке

Собака-Я дам собаке

Ж. род

Кошки-я дам кошкам

Собаки-я дам собакам

М род

Кот-Я дам коту

Пес-Я дам псу

М. род

Коты-я дам котам

Псы-я дам псам

Ср. род

Окно-я дам окну

Зеркало-я дам зеркалу

Ср. род

Окна-я дамокнам

Зеркала-я дам зеркалам

 Эти грамматические категории отрабатываются на предложениях, типа: Кошке я дам молочка, а собаке - косточку. Можно усложнить задание за счет включения в предложение прилагательных для того, чтобы дети научились согласовывать прилагательные с существительными, предложение стало более длинным, а значит, и более сложным для проговаривания на выдохе.

«Пушистой кошке я дам теплого молочка, а лохматой собаке – сладкую косточку».

4) Игровое упражнение «Я любуюсь…»

Ед. число

Множ. число

Ж.род

Кошка-Я любуюсь кошкой.

Собака-Я любуюсь собакаой.

Ж. род

Кошки – Я любуюсь кошками.

Собаки – Я любуюсь собаками

М. род

Кот-Я любуюсь котом.

Пес-Я любуюсь псом.

М. род

Коты – Я любуюсь котами.

Псы – Я любуюсь псами.

Ср. род

Окно – Я любуюсь окном.

Зеркало – Я любуюсь зеркалом

Ср.род

Окна – Я любуюсь окнами.

Зеркала – Я любуюсь зеркалами.

Усложнение задание может быть осуществлено за счет введения в предложения числительных. Например: «Я любуюсь двумя кошками и тремя собаками».

5) Игровое упражнение «Я думаю…»

Ед. число

Мн. число

Ж. род

Кошка-я думаю о кошке

Собака-Я думаю о собаке

Ж. род

Кошки-Я думаю о кошках.

Собаки-Я думаю о собаках

М. род

Кот-Я думаю о коте.

Пес-Я думаю о псе.

М. род

Коты-Я думаю о котах.

Псы-Я думаю о псах.

СР. род

Окно-Я думаю об окне.

Зеркало-Я думаю о зеркале.

СР. род

Окна-Я думаю об окнах.

Зеркала-Я думаю о зеркалах.

Усложняя данное задание, можно предложить ребенку вставить в предложение и числительное и прилагательное: «Я думаю о двух пушистых кошках и трех лохматых собаках».

В качестве зрительной опоры для отработки вышеизложенных предложных конструкций можно использовать пиктограммы, визуализирующие падежную фору существительных:

Именительный падеж

 Что это? Кто это?

         ?

Винительный падеж

Что (кого) я вижу

               

Родительный падеж

Чего (кого) не стало?

Дательный падеж

Чему (кому) рады?

Творительный падеж

Чем (кем) любуюсь?

Предложный падеж

Думаю, мечтаю о чем (ком?)

Опираясь на пиктограмму, ребенок придумывает предложение с данной грамматической форой предложенного слова. Например, получив карточку, относящуюся к изображению предложного падежа                  

ребенок, понимает, что слово «цветок» надо употребить в форме данного падежа и придумывает предложение: «Бабочка сидит на цветке».

6) Наименее частотными в русском языке являются неизменяемые существительные, так как, в основном эти слова «пришли» из других языков. Работа над ними проводится после того, как дети овладели навыками склонения, приобретенными в упражнениях изложенных выше.

Игровое упражнение с неизменяемыми словами предполагает заканчивание ребенком фразы, которую начал логопед:

У меня нет (кофе, метро)

Я вижу (кофе, метро)

Я думаю о (кофе, метро)

Я любуюсь (кофе, метро)

Усложнение фразы осуществляется путем введения в нее числительных, одного или нескольких прилагательных, продолжения предложения, путем использования в нем союзов и союзных слов (который, чтобы, потому что, значит…). Например: На вешалке висит два пальто, которые купили в магазине; Ваня съел два сладких эскимо…

7) Работа над глаголами происходит в игровых упражнениях типа

 «Скажи, что делать»

Взрослый расставляет перед ребенком игрушки или раскладывает картинки, например: карандаш, куклу, машинку, мяч. Затем предлагает ребенку внимательно посмотреть на игрушки (картинки), подумать, какие действия с ними можно производить и дать задание. Сначала играет взрослый, давая ребенку задание: нарисуй, раскрась, напиши, покорми, рассмотри, прокати, подбрось. Потом предлагает ребенку самому придумать для взрослого задания.

Эту игру можно усложнить за счет высказывания не одним словом, а целым распространенным предложением, правильно согласуя в нм слова. Например: Нарисуй карандашом. Нарисуй красным карандашом. Нарисуй красным карандашом солнышко. Нарисуй красным карандашом солнышко в альбоме.

   Игровое упражнение «Про что сказала»

Эту же игру можно провести в другом варианте: ответ может быть выражен одним словом, предложением (простым или сложноподчиненным)

 А) Нарисуй – про карандаш

      Напиши – про ручку

 Б) Нарисуй – ты сказала про карандаш

      Напиши – ты сказала про ручку

 В) Нарисуй – ты сказала про карандаш, потому что рисуют карандашом.

      Напиши – ты сказала про ручку, потому что пишут ручкой.

8) Игровые упражнения: «Делаю сейчас», «Буду делать», «Уже сделал».

Также можно разложить картинки или предметы. Предложить ребенку придумать с ними действия, а затем придумать предложение в зависимости от задания взрослого: Я рисую. Я буду рисовать. Я нарисовал.

Затем используем распространенное предложение, как в игровом упражнении «Про что сказал?»

  1. Игровое упражнение «Измени по образцу»: я бегу, ты бежишь, он бежит…

            С целью усложнения, увеличения длительности речевого выдоха можно предложить ребенку придумать предложение с тем словосочетанием, которое он сказал. Например: Я бегу, потому что не хочу опаздывать на зарядку. Я бегу, чтобы догнать подружку…

 Как правило, для упражнений, направленных на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление, подбирается хорошо известный детям, освоенный ими лексический материал, а вновь вводимая и закрепляемая лексика может и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют.

   Таким образом, используя игры по формированию грамматических категорий, мы формируем навыки словообразования и словоизменения, грамматический строй и связную речь ребенка, отрабатываем длительность речевого выдоха.

 При условии поэтапной работы:

  • репродуктивное обучение;
  • закрепление навыка и развитие его в различных типах предложений;
  • в связной контролируемой речи;
  • в спонтанной речи, -

происходит улучшение коммуникативных навыков и навыков учебной деятельности ребенка, необходимых для успешного общения со сверстниками и взрослыми, а так же для успешного обучения в школе.

                   Библиографический список:

1 «Логопедия», под редакцией Л.С Волковой Москва «Просвещение» 1989г.

2 «Формирование речи заикающегося ребенка на материале игровых упражнений, развивающих грамматический строй речи», Захаренкова В.В, журнал «Логопед в детском саду» №4, 2011г

3 «Формирование и закрепление падежных конструкций у дошкольников с ОНР посредством использования опорных символов (пиктограмм), Баронова В. В, журнал «Логопед в детском саду» № 1, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр. Презентация...

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...

Формирование грамматического строя речи через игровые упражнения

Развитие речи- ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Известно, что игра – эффективное средство ...