Формирование грамматического строя речи через игровые упражнения
консультация по развитию речи (старшая группа)
Развитие речи- ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Известно, что игра – эффективное средство работы с детьми. При организации речевых игр и упражнения надо руководствоваться, следующими рекомендациями:
- Игры не должны быть длительными по времени (5-15 минут);
- Игры должны проводится в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом;
- Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- В игре необходимо добиваться активного речевого участия детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- В игре следует развивать у воспитанников навыки контроля за своей речью и стремление правильно и быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- В процессе игры, логопед принимает непосредственное участие ( по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи через игровые упражнения.
Развитие речи- ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Известно, что игра – эффективное средство работы с детьми. При организации речевых игр и упражнения надо руководствоваться, следующими рекомендациями:
- Игры не должны быть длительными по времени (5-15 минут);
- Игры должны проводится в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом;
- Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- В игре необходимо добиваться активного речевого участия детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- В игре следует развивать у воспитанников навыки контроля за своей речью и стремление правильно и быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- В процессе игры, логопед принимает непосредственное участие ( по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь ребенка.
ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ.
Сколько слов?
Цель. Дать воспитанникам понятие «слово».
Оборудование. Книга, кукла, карандаш, мяч и др.
Описание игры. Логопед (воспитатель) объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы: куклу, машинку, мяч и т.д. Затем берет предметы, и просит, чтобы дети назвали их сами. Логопед: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова). А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова). Какое первое слово? (Дом). Какое второе слово? (Цветок). А сейчас сами придумайте по одному слову. По два слова. (Дети придумывают и произносят слова, соединяя их союзом «и».
Кто это? Что это?
Цель. Дать понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (книга, игрушки, птицы, рыбки и т.п.)
Описание игры. Логопед (воспитатель) обращается к воспитанникам: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте, одним словом. «Что это?», логопед(воспитатель) указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают: «Книга, игрушка, стол и т.д.». Как можно спросить про эти предметы? «Что это?».
Далее педагог говорит: «А сейчас я спрошу – кто это?» (показывает на одушевленные предметы: птичку, кошку, собаку, рыбок и т.д.). Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам задавайте, вопросы «кто?». Таким образом, педагог постепенно подводит детей к понятию «живой-неживой».
Логопед (воспитатель) приглашает девочку. Рядом с ней ставит куклу и задает вопрос: «Чем отличается Лена от куклы?». Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка. Далее сравниваются игрушка медведь и медведь, изображенный на картине. Выясняется, что медведь игрушка – неживой, а нарисованный на картинке, изображает живого медведя.
Кто что делает?
Цель. Дать понятие о слове, которое обозначает действие.
Оборудование. Карандаш, бумага.
Описание игры. Педагог приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, - и спрашивает у детей: -Что делает Саша?». Дети должны отвечать, одним словом.
Затем педагог дает другим детям разные задания, а дети называют их действия. Педагог: «вы мне назвали много разных слов: прыгает, играет. Какое первое слово? (Прыгает). Какое второе слово? (Играет). К этим словам можно задать вопрос: что делает? Эти слова обозначают действия.
Какой он?
Цель. Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.
Оборудование. Лимон, игрушки и т.п.
Описание игры. Педагог показывает воспитанникам лимон, предлагает его рассмотреть, поставить вопрос (какой?) и ответить на него (желтый, кислый, овальный, большой, маленький, спелый и т.д.)
Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». А теперь посчитайте, сколько я скажу слов
Большой, новый (два слова). Какое слово первое? (большой), а какое второе (новый). Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?». Педагог указывает на мишку и спрашивает: «Какой?». Дети отвечают (большой, плюшевый, новый, маленький, пушистый и т.д.) Таким образом отрабатываются прилагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая, какое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-197046-1360089055.jpg)
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544230-1417678629.jpg)
Рабочая программ "Формирование грамматического строя речи через организацию игровой деятельности"
Рабочая программа по кружку "Говорилка"....
Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.
Обобщение педагогического опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/22/picture-861165-1613996954.jpg)
ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...
Методическая разработка "Игровые упражнения для формирования грамматического строя речи (предлоги)". Часть 1
В разработке представлены игровые упражнения, которые помогут ребенку понять значения предлогов и правильно употреблять их в самостоятельной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1180626-1573219416.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Формирование грамматического строя речи: дидактические игры и игровые упражнения."
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по использованию игр и игровых уп...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-1379045-1642523688.jpg)
«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...