НОД по формированию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста путем сказкотерапии "Волшебное путешествие"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Багирова Елена Октаевна

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Задачи:

·        способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

·        развивать чувство эмпатии, активное желание помочь другим;

·        активизировать воображение и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона, умение действовать сообща;

·        умение не перебивать и слушать друг друга.

 

Возраст детей: 5-6 лет

Количество детей в группе: 10 человек.

Длительность тренинга: 25-30 минут

Материал:

·        рабочий фильм по мотивам сказки «Гуси - лебеди»;

·        экран, проектор, ноутбук;

·        подборка упражнении;

·        волшебная коробка с парными картинками;

·        клубок ниток;

·        волшебная палочка;

·        раскраска по мотивам сказки на каждого ребенка листок.

Источник видео материала:  https://youtu.be/X4aI-C0XA8w

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка–детский сад №51»

(МБДОУ ЦРР ДС №51)

НОД по формированию эмоционально-волевой сферы

и коммуникативных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

путем сказкотерапии

"Волшебное путешествие"

Подготовила педагог-психолог:

Багирова Е.О.

Озерск, 2015


Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Задачи:

  • способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;
  • развивать чувство эмпатии, активное желание помочь другим;
  • активизировать воображение и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона, умение действовать сообща;
  • умение не перебивать и слушать друг друга.

Возраст детей: 5-6 лет

Количество детей в группе: 10 человек.

Длительность тренинга: 25-30 минут

Материал:

  • рабочий фильм по мотивам сказки «Гуси - лебеди»;
  • экран, проектор, ноутбук;
  • подборка упражнении;
  • волшебная коробка с парными картинками;
  • клубок ниток;
  • волшебная палочка;
  • раскраска по мотивам сказки на каждого ребенка листок.

Ход занятия

1. Организационный момент

        Дети, входя в музыкальный зал, рассаживаются на свои стульчики.

Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, вы сегодня здоровались друг с другом, (ответ детей) а я предлагаю вам не обычно поздороваться.  Из волшебной коробочки достаньте карточку. Посмотрите, что там нарисовано. И найдите вторую половину рисунка, (дети находят) вот и ваша пара. А теперь повторяйте за мной.

2. Ритуал приветствия.

Приветствие: «Здравствуй, друг! »

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

(Ребята садитесь на свои места)

Ребят скажите, пожалуйста, а где можно путешествовать?

(варианты ответов детей, если произнесли в сказку продолжить сразу мероприятие, если через 5-6 ответов про сказку не сказали самой намекнуть)

Правильно мы с вами сегодня отправимся в сказочное путешествие.

3. Ритуал входа в сказку

Чтобы в сказку попасть,

Надо палочку нам взять.

Палочка та не простая,

А затейница такая.

Вмиг нас всказу позовет,

Разом нас перенесет.

В сказку дружно попадем,

И к героям мы пойдем.

Глазки вы скорей закройте,

И волшебные слова,

Повторите не спеша.

Раз, два три, сказка к нам скорей прейди.

(включается рабочий фильм)

«Стоп» №1: Родители уехали в город, а Машенька и Ванечка машут им в след.

Упражнение №2.

Печаль Машеньки и Ванечки когда их родители уехали в город.

Цель: проявление эмоциональной грусти, печали.

Дети сидят с печальными лицами, глаза грустны, уголки губ опушены. Затем они круговыми движениями открытой ладони мягко себя по груди, успокаивают.

- Давайте покажем,  как детям стало грустно и печально когда их родители поехали далеко в город и до вечера они их не увидят.

«Стоп» №2 Машенька убегает в лес, чтоб спасти брата.

Упражнение №3 Игра «Тропинка»

Муз.фон  Звучание леса

Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.

- Мы тоже отправимся вслед за Машенькой,дорога не простая сложная, а чтоб не потеряться в этом дремучем лесу предлагаю встать друг за другом и как сороконожка пройти этот длинный путь, главное не разъединиться иначе потеряетесь.

«Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Вот и пришли! Молодцы!»   (Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями.)

Стоп № 3. Зашла Баба-Яга, Ванечка испугался.

Упражнение №4 «Злая Баба-Яга»

Цель: проявление эмоций гнева, страха, ужаса.

Ребята, а сейчас мы поиграем с вами  в «Злую  Бабу-Ягу». Обратили внимание, какая зашла она в свой дом? (варианты детей), а что испытал Ванечка? (варианты детей). Кто из вас сыграет Бабу-Ягу в гневе и злую заходящую  дом, а остальные покажут, как её испугался Ванечка.

Играем 2-3 раза, выбирая каждый раз новую Бабу-Ягу.

Молодцы продолжим смотреть дальше.

«Стоп» №4 Машенька с братцем выслушивают просьбу речки.

ВЕДУЩИЙ – А задание такое, рядом с речкой растет дерево и оно увядает от того, что ему не хватает воды, мы с вами превратимся в деревья и покажем, как они оживают под струями воды.

Упражнение № 5 Увядающее дерево.

Муз. фон журчание воды.

        Растение завяло (расслабленный наклон). Поливам растение (дети медленно распрямляются, руки вверх), ветки распрямились и закачались на ветру (раскачиваем поднятыми руками, мышцы напряжены), а затем опять растению воды не хватает (медленно расслабляемся, опускаем руки, наклоняемся). Мы опять полили растение.

«Стоп» № 5 Дети выслушивают просьбу Яблоньки

Упражнение № 6Игра «Комплименты»

Цель. Помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.  

        Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...» Принимающий ребенок, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.)

«Стоп» № 6 Дети выслушивают просьбу печки

Упражнение № 7 Игра «Связующая нить»

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.  

        Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку — бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Стоп» № 7 дети вернулись домой

Ритуал выхода из сказки

Ведущий: Вот и сказки конец, а вы ребята молодцы, помогли Машеньке и Ванечке справиться их бедою. Пора и нам возвращаться.

Палочку возьму я в руки,

И махну я ей слегка.

Глазки вы скорей закройте,

Повторяйте все за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

Возвращаемся опять.

Рефлексия

Мы вернулись домой, и скажите мне пожалуйста.

  • Где мы были свами?
  • Что делали?
  • А что вам больше всего понравилось?

А сейчас я вас предлагаю нарисовать самый понравившейся момент нашей истории. И вам на память дарю кусочек нашей истории, вы можете её сделать цветной (раскраска из сказки «Гуси-лебеди»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы и группового поведения детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие: Самосознания,способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выр...