ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
презентация по коррекционной педагогике на тему

Хлопова Анна Сергеевна

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ

СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_komnata.pptx30.58 КБ
Файл tekst.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ

СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Хлопова А.С.

Деятельность педагога – психолога в современной дошкольной образовательной организации трудно переоценить, так детские сады в настоящее время не столько проводят воспитательно-образовательную работу, как раньше, а осуществляют психолого-педагогическое сопровождение воспитанников. В рабочей группе, участвующей в разработке такого нормативного документа как федеральный образовательный стандарт дошкольного образования из 20 человек 9 - психологи. Руководитель этой группы академик, профессор, директор Федерального института развития образования Александр Григорьевич Асмолов – по профессии психолог.

Учитывая важность психологических знаний и психологической практики,  современный педагог обязан владеть психологической компетентностью, хотя бы на минимальном уровне, а вся образовательная деятельность с детьми в современном дошкольном учреждении должна строиться с учетом их психологических особенностей.

Работа с дошкольниками в сенсорной комнате – это одно из направлений работы педагога – психолога в детском саду.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение умиротворённости,  полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и педагогом.

         Впервые сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. Сенсорные комнаты использовались социальными работниками для работы с наиболее тяжёлым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.

В начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритания. Расширился круг пациентов: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и т.д.

В начале 90-х годов в России также стали использоваться сенсорные комнаты, но их было единицы и основной задачей являлось снятие эффектов монотонности. В это же время сенсорные комнаты и уголки стали появляться в школах  и детских садах. Времена изменились, изменились люди, нагрузка на психику приобрела другую форму. И сейчас перед нами стоят другие задачи.

Возможности  корекционно – развивающей работы в такой специально организованной среде в настоящее время еще более   актуальны. Это связано с тем, что в  психологической помощи в условиях дошкольного учреждения нуждаются не только дети с разного рода проблемами личностного развития,  но и дошкольники с нормой  развития с целью психофизической разрядки, улучшения психо-эмоционального состояния, раскрытия потенциала и повышения адаптивных возможностей организма под воздействием различных стрессовых ситуаций.

Такой уголок для уединения или подгрупповой работы  с  детьми позволяет более эффективно использовать  различные методы     психокоррекции  и  психопрофилактики. Такие техники и технологии, направленные на здоровьесбережение, как психогимнастика, релаксация,    дыхательные упражнения,  растяжки и др. в стенах «сенсорной комнаты» принимаются детьми с еще большим воодушевлением.

В нашем детском саду сенсорная комната появилась в 2010 году.

Сенсорная комната в нашем детском саду это помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование – или специальное, или сделанное собственными руками – позволяющее педагогу-психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику  и даже коррекцию развития нервной системы и органов чувств. 

Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель – помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием.

Перед педагогом - психологом стоят следующие задачи:

  • Гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка:  снизить  беспокойство и агрессивность;  снять нервное  возбуждение и тревожность;
  • Расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир;
  • Развивать познавательную деятельность детей;
  • Развивать  произвольное внимание, зрительно-моторную  координацию;
  • Ускорить восстановительные процессы после заболеваний.

Решению задач  способствует комплексное использование двух функциональных блоков комнаты: релаксационного и активационного.

Активационный блок - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), безопасные зеркала и т.д. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Противопоказаний к занятиям в сенсорной комнате практически нет, но существуют ограничения при работе с детьми с ОВЗ:

При эпилепсии или судорожной готовности нельзя использовать мигающие, сверкающие раздражающие глаз стимулы, а также ритмическую музыку.

При работе с возбудимыми детьми время пребывания в комнате должно быть минимальным, как и нагрузка на сенсорику.  Предпочтение отдается релаксационным техникам.

При работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Количество участников от 5 до 8 человек. Продолжительность занятий постепенно увеличивается: от 15 до 30 минут, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Перед посещением сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей (ребенка), быть легко доступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их  только после того, как мы выполним его задания.  

После проведения занятия полезно поговорить с ребенком о том, что он ощущал во время выполнения упражнений, как он себя чувствует. Можно попросить его нарисовать красками свое настроение.

Занятия, проводимые в темной сенсорной комнате педагогом-психологом, могут быть запланированными, предварительно согласованными с воспитателем по вопросам использования оборудования. Следует отметить, что при организации занятий в сенсорной комнате педагог-психолог  может дополнительно использовать любое другое оборудование и материалы в соответствии со своими творческими способностями,  целями и задачами занятия.

Кроме того, возможна индивидуальная работа с ребенком при возникновении такой необходимости (проявления агрессии, эмоциональное напряжение и т.д.). В условиях сенсорной комнаты ребенок сможет без вреда для себя и окружающих выплеснуть эмоции (мягкие пуфы можно бить, толкать  и т.д.), снять напряжение через психомышечную тренировку.  Затем воспитатель помогает ребенку успокоиться. Следует использовать расслабляющую музыку и световые приборы; «релакс», панно «живая вода», светильник «фонтан света», светильник «пламя» (не одновременно). Эффективным является применение релаксационных техник.                                                                                              

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко, для этого не требуется специального образования. С помощью релаксации человек может воздействовать на последствия стрессовых ситуаций, возникающих на его жизненном пути, тем самым, предотвращая психосоматические нарушения в своем организме.

Основное оборудование сенсорной комнаты можно подразделить на несколько блоков:

  • Аудиовизуальное оборудование, декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом. Для музыкального сопровождения совсем необязательно использовать дорогие приборы. Достаточно обычного музыкального центра или компьютера со стерео колонками. Какая музыка более всего подходит для релаксации в сенсорной комнате?
  • Музыкальное сопровождение сенсорной комнаты
  • Классические спокойные произведения.
  • Специальные миксы для релакса.
  • Медитативная музыка.
  • Звуки природы: капли дождя, звуки моря, звуки леса, пение птиц и крики дельфинов.
  • Колокольный звон.
  • Звон хрустальных или металлических подвесок для релаксации. На них можно направить вентилятор, который будет создавать звук ветра и заставлять подвески слегка позванивать.
  • Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации.
  • Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения – мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.
  • Зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы. Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной части сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой. Зрительные эффекты сенсорной комнаты представлены системой освещения в сенсорных комнатах – главное условие благоприятной обстановки. Мягкий приглушенный свет создает приятную и спокойную обстановку. Отражение и преломление света, появление «зайчиков» на потолке или стенах – все это достигается при помощи стеклянных предметов, отражающих свет. Это могут быть гирлянды, зеркальные шары, позволяющие играть со световыми лучами.

С помощью обычного проектора при выключенном свете или приглушенном свете выводятся на экран монитора меняющиеся картинки, что создаст подобный положительный эффект.

В сенсорной комнате используется специальное оборудование для ароматерапии. Идеальным дополнением для релаксации и отдыха станут ароматические масла, имеющие разное назначение: тонизирующее, стимулирующее иммунитет и расслабляющее. Аромасвечи, аромалампы или ароматические подвески с сухими травами сделают свое дело – изменят настроение, улучшат эмоциональное состояние.

Для тонизирования организма подойдут  ароматы, улучшающие работоспособность, дающие прилив сил и энергии:

  • грейпфрута;
  • апельсина;
  • бергамота;
  • лимона;
  • лимонника.

Для расслабления используйте запах, устраняющий депрессивное состояние, неврозы и перевозбуждение:

  • мяты;
  • мелиссы;
  • лаванды.

Для стимуляции иммунитета подойдут эфирные масла:

эвкалипта;

  • аниса;
  • ромашки;
  • чайного дерева;
  • хвойные масла.

Аромотерапия используется в работе с детьми не имеющими медицинских противопоказаний.

Работа в сенсорной комнате представлены системой занятий с дошкольниками, которые посещают их в индивидуальной или подгрупповой форме.

Занятия в сенсорной комнате в основном традиционно состоят из трех частей:

  • Вводная часть с разминкой и ритуалом приветствия.
  • Основная релаксационная.
  • Подведение итогов с ритуалом прощания.

Традиционность в построении занятий в сенсорной комнате позволяет создавать эмоциональную сенсорно насыщенную среду, выполняя задачи:

  • профилактику эмоциональных нагрузок;
  • согласование движений частей тела при восприятии звука, ритма и цвета;
  • снятие чувства тревоги с переключением;
  • создание положительных эмоций;
  • преодоление агрессивного состояния и избавление от страхов;
  • у детей развитие взаимодействия друг с другом;
  • у детей улучшение внимания и памяти, развитие оригинального мышления.

Каждое занятие включает в себя игры с применением сенсорного оборудования: специальных панно, дорожек, визуально оптических приборов. Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение – через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно – моторной координации.

В результате таких занятий сенсорный опыт детей обогащается, они учатся правильно выражать эмоции восхищения, удовлетворения, в связи, с чем пропадают некоторые движения стереотипического характера, имеющие причины аутостимуляцию (ковыряние в носу, раскачивание и т. д.).

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Опыт комплексной реабилитации показывает, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений влияет на общее эмоциональное, речевое, двигательное развитие детей. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития сенсорного и познавательного восприятия ребёнка, позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы. После обязательного проведения курса таких занятий можно переходить к занятиям по развитию отдельных познавательных процессов. Мой опыт подсказывает, что в этом случае они будут проходить гораздо результативнее.

Примеры построения занятий в сенсорной комнате представлены  в приложении к выступлению

Мой опыт по использованию оборудования сенсорной комнаты позволяет говорить о том, что сенсорные ощущения при исследовании ребенком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки света. Побывав однажды в сенсорной комнате, хочется возвращаться туда снова и снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО

Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологи...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Особенности психологического сопровождения детей-инвалидов. Работа педагога-психолога с детьми с ДЦП в общеобразовательной школе

Разнообразные двигательные, перцептивные, аффективные и речевые расстройства, как правило сложные, лишь иногда изолированные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Одним из ва...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...