индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Чеченкова Екатерина Владимировна

Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями  умственного развития №1» Петродворцового района).

Чеченкова Е.В.

 

Занятие проводится с использованием инновационных технологий:

- «Альтернативные средства коммуникации»;

- «Кинезиология».

Комплексный подход в обучении детей с ТМНР способствует развитию ручной умелости, тренирует  отдельные двигательные функции, создаёт условие для проявления ребёнком интереса к объектам окружающего мира и взаимодействию с ними, формирует  максимально высокий уровень независимости и самостоятельности в повседневной жизни.

Занятия по  предметно – практической деятельности  являются основой для дальнейшего обучения детей с ТМНР практическим и жизненно необходимым умениям и навыкам в условиях дома – интерната с постепенным снижением опеки со стороны обслуживающего персонала, а в дальнейшем к их социализации.

Тема занятия: «Ловкие пальчики»

Предмет: Предметно – практическая деятельность (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития «Умелые ручки»).

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Тип занятия: комплексное применение знаний и умений (закрепление пройденного материала).

Контингент: F-72, вялая тетраплегия, сгибательная  деформация, болезни спинного мозга. Врождённая аномалия мозолистого тела. Гидроцефалия.

Проведено в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Цель:

1.     Закреплять умение ребёнка опускать предметы в узкое отверстие по цвету, по форме. Пользоваться альтернативными средствами коммуникаций.

2.     Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику рук (умение хватать щепотью), мыслительную деятельность и двигательную  активность.

3.     Воспитывать эмоциональную отзывчивость от процесса занятия.

Оборудование: коммуникативная доска, фланелеграф, карточка – заниматься, игрушка – кошка, мышка, «Сенсорный планшет», наборы: плоскостных рыбок диаметром 2 см, геометрических фигур (круг, квадрат), плоскостных мячиков красного, жёлтого цвета, контейнер с изображением: кошки,  два контейнера – «Домик» с изображением геометрических фигур (круг, квадрат), два цветных контейнера (красный, жёлтый), мяч.

Перед выбором упражнений была проведена консультация с медицинскими специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_el._kineziologii.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями  умственного развития №1» Петродворцового района).

Чеченкова Е.В.

Занятие проводится с использованием инновационных технологий:

- «Альтернативные средства коммуникации»;

- «Кинезиология».

Комплексный подход в обучении детей с ТМНР способствует развитию ручной умелости, тренирует  отдельные двигательные функции, создаёт условие для проявления ребёнком интереса к объектам окружающего мира и взаимодействию с ними, формирует  максимально высокий уровень независимости и самостоятельности в повседневной жизни.

Занятия по  предметно – практической деятельности  являются основой для дальнейшего обучения детей с ТМНР практическим и жизненно необходимым умениям и навыкам в условиях дома – интерната с постепенным снижением опеки со стороны обслуживающего персонала, а в дальнейшем к их социализации.

Тема занятия: «Ловкие пальчики»

Предмет: Предметно – практическая деятельность (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития «Умелые ручки»).

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Тип занятия: комплексное применение знаний и умений (закрепление пройденного материала).

Контингент: F-72, вялая тетраплегия (поражение или паралич четырёх конечностей, обычно при повреждении шейного отдела спинного мозга), сгибательная  деформация, болезни спинного мозга. Врождённая аномалия мозолистого тела (часть конечного мозга или пучок нервных волокон, соединяющий левое и правое большие полушария головного мозга, осуществляет обмен нервными импульсами между ними, обеспечивая их координированную работу). Гидроцефалия.

Проведено в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Цель: 

  1. Закреплять умение ребёнка опускать предметы в узкое отверстие по цвету, по форме. Пользоваться альтернативными средствами коммуникаций.
  2. Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику рук (умение хватать щепотью), мыслительную деятельность и двигательную  активность.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость от процесса занятия.

Оборудование: коммуникативная доска, фланелеграф, карточка – заниматься, игрушка – кошка, мышка, «Сенсорный планшет», наборы: плоскостных рыбок диаметром 2 см, геометрических фигур (круг, квадрат), плоскостных мячиков красного, жёлтого цвета, контейнер с изображением: кошки,  два контейнера – «Домик» с изображением геометрических фигур (круг, квадрат), два цветных контейнера (красный, жёлтый), мяч.

Перед выбором упражнений была проведена консультация с медицинскими специалистами.

Ход занятия

Основные этапы

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Работа с коммуникативной доской (определение времени года, дня недели, режимный момент)

I. Вступительная часть.

Организационный момент

Ритуал «Приветствия»

Работа с коммуникативной  карточкой – заниматься

Кинезиологическое  упражнение «Думающий колпак» с элементами артикуляционной гимнастики

Сообщение темы

- Тает снег, светит и греет солнышко, чирикают птички.

- Это весна (обращение указательным пальцем на  сезонную  картинку)

- День недели – вторник (обращение указательным пальцем на карточку)

- Сейчас мы будем заниматься! (педагог снимает  карточку с коммуникативной доски и переносит вместе с ребёнком в кабинет)

- Кто здесь? Кто с нами? (тактильное прикосновение)

- Это Даша! (жестовое обращение «Я»)

- Даша, привет! (жестовое обращение)

- Кто здесь? Кто с нами?

- Это Катя!

- Катя говорит, привет!

- Даша, найди свою фотографию.

- Это Даша! (обращение указательным пальцем на фотографию)

- И это, Даша! (жестовое обращение «Я»)

- Найди Катю.

- Это Катя! (обращение указательным пальцем на фотографию)

- И это, Катя! (жестовое обращение «Я»)

- Даша будет заниматься (словесное и жестовое обращение) 

Карточка – заниматься, закрепляется на фланелеграфе.

Чтоб ничего не забывать,

Здоровым быть, внимательным.

Делаем себе массаж

Ушек обязательно.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

- Где у Даши ушки?

- Молодец!

Ловко с ними мы играем (повороты головы влево)

И движенья повторяем (повороты головы вправо)

Да-да-да,

Даша слушает слова (мягко тянем и разворачиваем уши назад)

Чу-чу-чу,

Уши  я кручу

Ру-ру-ру,

Уши пальчиками тру (массируем с верхней точки ушей, по краю, заканчивая мочкой)

Ма-ма-ма, (поворот головы влево)

Внимательная  я! (поворот головы вправо)

Сначала показ педагога, затем выполнение упр. вместе с ребёнком.

- Поучимся сегодня опускать предметы в отверстия.

Выполнение жестов по подражанию

Выполнение жестов по подражанию или самостоятельно

Ребёнок выполняет действия по инструкции

Обращение внимания на фотографию, затем контакт со взрослым

Повторение жестов

Прослушивание стихотворного текста

Ориентировка на собственном теле

Выполнение упражнения с помощью педагога

II. Основная часть.

Работа на «Сенсорном планшете»

Упражнение «Разминка»

Упражнение «Раскопки»

Упражнение «Чей домик?»

Динамическая пауза

Кинезиологическое  упражнение  «Активация рук»

Упражнение «Опусти предмет»

Кинезиологическое  упражнение  «Слон» (адаптированное упражнение для занятия «Кошки-мышки»)

Упражнение «Накорми кошечку»

- Но сначала, поиграем с пальчиками.

Инструкция: Закопать в песок кисти рук, а затем постараться освободиться, двигая только лишь пальчиками и сбрасывая с них песок. 

Инструкция: Закопать в песок  геометрические фигуры (круг, квадрат),  а потом их искать и откапывать.

- Много ключиков нашли.

- Посмотри, вот два домика.

- Кто же в домике живёт?

- Откроем домик ключиком (с помощью геометрических фигур)

 

Инструкция: Ребёнок соотносит изображение геометрической фигуры на контейнере с плоскостной геометрической фигурой и опускает её в отверстие.

- Мяу!

- Кто в домике живёт?

- Кошечка

- Пи - пи - пи!

- Кто в домике живёт?

- Мышка.

Педагог поочерёдно выполняет подражательные действия с каждым контейнером – «Домик».

- В гости к нам пришла кошка и мышка.

- Поиграем с ними.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.

Ручки кверху мы поднимем.

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз.

Повторим теперь на «бис»!

(поднять правую руку вверх, левую согнуть за головой и удерживать в локте правую руку. Наклон правой руки в 4 стороны, левая рука препятствует. Повтор с левой рукой)

Педагог показывает мяч.

Мячик прыгнул, покатился,

И назад не воротился.

Надо нам его поймать

И тихонько всё собрать.

Красный в красную корзину,

Для кота.

Жёлтый мяч для мышки

В  жёлтую корзину.

Предлагается  плоскостной материал и контейнеры.

Инструкция: Ребёнок  опускает   в узкое отверстие   контейнера  цветные (красным, жёлтым) плоскостные мячики  такого же цвета

Вытянула кошка хвостик,

Решила с мышкой поиграть немножко.

Хвостиком покрутила,

Мышку в лапки заманила.

(правая рука вытянута вперёд, пальцы растопырены, ладонь развёрнута в левую сторону, голова прижата к правому плечу. Начинаем рисовать большие восьмёрки в срединном пространстве, двигая всей верхней частью тела. Повтор с левой рукой).

- Мышка убежала, а кошка хочет кушать.

- Покормим кошку рыбкой.

Инструкция: ребёнок опускает рыбок (диаметром 2 см) в контейнер с нарисованной мордочкой кошки в узкое  отверстие

- Мяу!

- Кошка говорит, спасибо!

Выполнение действий по инструкции

Выполнение действий по инструкции

Выполнение действий с помощью педагога

Выполнение действий по инструкции

Выполнение действий с помощью педагога

III. Заключительная часть

Кинезиологическое упражнение «Вращение шеи» (адаптированное упражнение  для занятия «Любопытная Варвара»)

Ритуал «Прощания»

- Хорошо позанимались

Мы трудились, мы старались,

Отдохнуть пришла пора.

Любопытная Варвара,      (вращение шеи влево-вправо)

Смотрит влево…..,

А потом опять вперёд.

Смотрит вправо…...,

А потом опять вперёд,

Ничего не разберёт.  

Тут немного отдохнёт

И опять смотреть начнёт.

Сначала показ педагога, затем выполнения упражнения вместе с ребёнком

Шея не напряжена

И расслаблена.

(педагог выполняет массирующие движения  шеи и плеч ребёнку)

- Даша хорошо позанималась,

 Ловко пальчиками играла

 И предметы опускала

  Пришло время прощаться

- Заниматься, всё! (жестовый показ)

Педагог снимает карточку – «заниматься» с фланелеграфа  и переворачивает

- До свиданья, Даша!

Пока, пока, пока!  (помахивание рукой)

Просмотр упражнения

Выполнение упражнения вместе с педагогом

Выполнение жестов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Презентация, подготовленная для проведения стажировочной площадки: "Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения"....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «БАСКЕТБОЛ»

   Рабочая учебная программа «Баскетбол разработана на основе программы образования детей Адашкявичене Э.И. «Баскетбол для дошкольников». Современные дети видят боль...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Букварёнок» (1-ый год обучения) на тему: «Волшебный цветок Мудрой Совы»

Данный конспект составлен с целью обобщить  и закрепить знания  детей старшей группы, по пройденному материалу, за учебный год.В игровой форме дети  закрепляют умение проводить звуковой...

Тема: Дополнительная общеобразовательная программа "Современные дети"

МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города Смоленска                                   ...