Особенности обследования детей-мигрантов на ПМПК для определения формы их дальнейшего коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
статья по коррекционной педагогике по теме

Дедова Светлана Михайловна

Выступление на VII Международной конференции дефектологов "Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях миграционных процессов", 23,24 ноября 2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya_migranty.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обследования детей-мигрантов на ПМПК для определения формы их дальнейшего коррекционно-развивающего обучения и воспитания

Дедова Светлана Михайловна

педагог-психолог ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Чижова Наталия Андреевна

педагог-психолог ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

    В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения.  Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные  трудности в адаптации к иной среде и культуре.

    Дети-мигранты в процессе переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых социальных, педагогических и психологических проблем. Большинство детей-мигрантов «педагогически запущены», они обделены заботой взрослых. Ситуация миграции «переключает» внимание родителей на проблемы, связанные с материальным и физическим выживанием семьи, повышает внутрисемейную напряженность. Все это приводит к серьезным отставаниям в познавательном и эмоционально-волевом развитии, психологическому инфантилизму и прочим нарушениям развития у детей мигрантов.

     Но даже в благоприятных на первый взгляд случаях, то есть тогда, когда отмечается относительно легкая адаптация к новой социальной среде, дети переселенцев находятся в сложной психологической ситуации.

     Если взрослые люди, несмотря на проблемы, могут осознать необходимость перемен и примириться с этим, то детская психика часто не выдерживает напора травмирующих ситуаций и напряженной обстановки.

     Ребенок - мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в России, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев.

     Основной психологической сложностью родители детей-мигрантов считают трудности в обучении. Языковой барьер, низкий уровень общей готовности к школе, бытовая неустроенность делают учебу очень трудным делом. Человек, переехавший в другую страну, сталкивается с серьезными психологическими проблемами адаптации к иной культуре.

               Для того чтобы социальная адаптация детей-мигрантов проходила успешно, необходимо определить и изучить проблемы детей-мигрантов и оказать им необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Работа ПМПК

     В последние годы увеличилось количество детей-мигрантов, которые были направлены к нам на ПМПК.

     Цель работы ПМПК –

  • оказание консультативно-диагностической помощи;  
  • выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка;  
  • определение оптимальных путей коррекционной помощи;
  • определение направления обучения ребенка;
  • определения типа образовательного учреждения, соответствующего возможностям ребенка.

Направляют к нам на комиссию детей-мигрантов

  • при поступлении в ДОУ;
  • при поступлении в школу;
  • по рекомендациям других специалистов (логопедов, дефектологов, педагогов)
  • при трудностях адаптации в образовательном учреждении;
  • по инициативе самих родителей (основной запрос – устройство ребенка в образовательное учреждение);
  • КДН и опека.

Количество детей-мигрантов за последние годы увеличилось.

     Число детей-мигрантов от общего числа детей, прошедших ПМПК по годам:

  2008-2009 уч.год

 2009-2010 уч.год

 2010-2011 уч.год

человек

%

человек

%

человек

%

 Детей-мигрантов

74

10,71

83

13,76

87

19,25

Всего детей

691

100

603

100

452

100

   

 Результаты работы ПМПК показывают, что большое число детей-мигрантов имеют особенности развития: трудности в познавательной сфере и эмоционально-волевой сфере  - это дети с ЗПР, выраженной ЗПР, речевыми нарушениями – это дети с ОНР, дизартрией.

     

  2008-2009 уч.год

 2009-2010 уч.год

 2010-2011 уч.год

человек

%

человек

%

человек

%

Детей-мигрантов с ОВЗ

60

8,68

68

11,28

76

16,81

Детей-мигрантов

74

10,71

83

13,76

87

19,25

Всего детей

691

100

603

100

452

100

          В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны не только органическими поражениями, но и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. с чем часто встречаются дети-мигранты. Это может привести к изменениям  и в развитии личности ребенка. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, тенденции к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страха.

     Для выявления подлинных причин возникновения проблем и трудностей ребенка мигранта, необходимо комплексное обследование, которое послужит полноценной базой для психолого-педагогической помощи. Правильно проведенная психодиагностика – залог дальнейшей успешной коррекционно-развивающей работы.

    Психодиагностическое обследование на ПМПК строиться с опорой на ряд принципов:

  • комплексное изучение развития психики ребенка. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития;
  • системный подход –  изучение всех сторон психики (познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личностного развития), чтобы были выявлены не только явления негативного характера но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий;
  • динамический подход – прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка.
  • выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий;
  • единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

     Одним из главных является принцип  гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути.

     Большую помощь в этом может оказать специальная программа, которую мы используем в работе ПМПК.

Программа изучения детей с особыми возможностями здоровья в условиях ПМПК

Содержание

Методы

1. Общие сведения о ребенке.

Фамилия, имя, дата рождения.

Посещал ли детский сад общего типа, либо неорганизованный.

Если из массовой школы, то в каких классах и сколько лет обучался.

Изучение документации.

2. История развития. Соматическое состояние

Состояние здоровья родителей.

Как протекала беременность у матери, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка.

Какие заболевания или травмы перенес. Состоит ли на учете у специалистов.

Беседа с родителями. Изучение медицинской  документации (медицинской карты, справок от врачей).

3. Физическое состояние.

Отклонения в физическом развитии.

Особенности физического развития, нарушения движения, стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика.

Наблюдение на ПМПК

4. Особенности познавательной деятельности ребенка.

а) Особенности речи.

Владеет ли фразовой речью или изъясняется отдельными словами.

Дефекты произношения и их характер.

Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов.

Сформированность грамматического строя речи.

Понимание письменной речи (для школьников).

б) Особенности внимания.

Способность сосредоточиваться, устойчивость внимания, отвлекаемость, переключаемость с одного вида деятельности на другой.

в) Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого.

Понимает ли окружающую обстановку.

Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках.

Улавливает ли главное в воспринимаемом.  

Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия.

Умеет ли классифицировать предметы и делать обобщения.

Устанавливает ли причинно-следственные связи.

г) Особенности памяти.

Быстрота запоминания. Прочность запоминания. Особенности процесса припоминания.

д) Особенности усвоения учебного материала.

Отношение к отдельным учебным предметам.

Трудности в овладении школьным материалом.

Умеет ли пересказать прочитанное (прослушанное).

Наблюдение за речью ребенка во время беседы, логопедического обследования. Изучение письменных работ.

Наблюдение за ребенком во время обследования.

Наблюдение за ребенком во время обследования.

Наблюдение за ребенком во время обследования.

Изучение практических работ детей, тетрадей по математике, русскому языку.

      При диагностике детей-мигрантов и при  консультировании их родителей необходимо принимать  во внимание различную культурную принадлежность, которая может вызвать между специалистами и родителями, а также детьми-мигрантами невербальные культурные барьеры.

     В каждой культуре имеются  свои  национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации, неписанные правила поведения,  социальные нормы (что считается приличным, а что нет). Между культурами существуют значительные различия и в том, как используются средства коммуникации в межличностном общении. Нормы невербальной коммуникации (специфические жесты и их значения, величина личного пространства). В частности, известно, что в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота. Некоторые культуры поощряют своих членов к экспрессии в жестах (в жестикуляции) во время вербальной коммуникации. В других культурах индивидов с детства приучают быть сдержанными при использовании жестов как иллюстраторов речи.

     Культура влияет на идеальный образ ребенка, на который взрослые ориентируются в процессе воспитания. Он включает в себя наиболее важные ценности и набор поведения.

  Например, в некоторых культурах считают, что девочкам необязательно учиться, определяют ее место в семье как домохозяйки.  Таким образом, трудности в обучении  возникают у ребенка-мигранта не от того, что он не может учиться, а от установок его родителей.  Таким образом, хочется отметить, что понимание специфики культуры родителей и детей мигрантов являются залогом взаимопонимания и успешного сотрудничества в диагностической работе.

5. Интересы ребенка.

Чем интересуется.

Интересы отсутствуют, слабо выражены.

Беседа с ребенком и родителями.

6. Эмоционально-волевая сфера.

Отмечаются возбудимость, вялость..

Ребенок неуравновешен, спокоен.

Реакция на происходящее вокруг.

Способность к волевому усилию.

Наблюдение за ребенком во время обследования.

Беседа с родителями.

7. Особенности личности.

Соблюдение правил поведения.

Как проявляет себя в игровой и учебной деятельности.

Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми.

Психолого-педагогическая характеристика из посещаемого ребенком образовательного учреждения. Беседа с родителями.

,

        При изучение особенностей познавательной деятельности детей-мигрантов на ПМПК  мы часто сталкиваемся с трудностями, обусловленными языковыми проблемами.     Дети-мигранты, а часто и их родители плохо говорят по-русски, не всегда понимают обращенную к ним речь. Многие дети- мигранты понимают только простые инструкции и фразы на русском языке.  Дети оказываются беспомощными в простых ситуациях.     Ребенок может произвести впечатление неблагоприятное в интеллектуальном плане, так как он не понимает по-русски. Поэтому  мы используем в работе с такими детьми тесты и задания, которые не требуют активного участия речи, все предъявляемые задания мы даем с опорой на наглядный материал, инструкции к ним осуществляются непосредственным показом или жестами. При затруднениях ребенку оказывают помощь в виде уточняющих вопросов, повторением инструкции, показ образцов, подсказки, обучению тому, как надо выполнять задание.

     Примеры используемых тестов: тест «Коробочки форм», доски форм Сегена, тест Равена, тест – «Рисунок человека», «Классификация», «Четвертый лишний», «Последовательность событий», «Обучающий эксперимент».

     Использование предлагаемых методик позволяет решить следующие вопросы:

  • преодолеть языковой барьера;
  • получить истинную картину интеллектуального развития;
  • осуществить индивидуальный подход;
  • выявить потенциальные возможности;
  • учесть особенности психического развития ребенка;
  • спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальными возможностями ребенка;                                             

      По результатам комплексной диагностики и бесед с родителями делаются выводы о степени сформированности всех сторон психического развития и речи ребенка. Это дает возможность спланировать дальнейший образовательный маршрут в соответствии с потенциальными возможностями ребенка и дать родителям отпимальные рекомендации.    

   

     ПМПК рекомендует детям-мигрантам:

  • определенные классы компенсирующего обучения;
  • определенные коррекционные ДОУ;
  • занятия со специалистами:  дефектологом,  логопедом, психологом в центре. Для детей 6-тилетнего возраста у нас в центре уже много лет работают группы по психологической подготовке к школе, работа в которой проходит во взаимодействии многих специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, педагогов дополнительного образования).
  •   конечно же большое значение мы придает изучению мигрантами русского языка.      

Для того, чтобы ребенок благополучно развивался, воспитывался и обучался, необходимо создать ему условия. Восточная мудрость по этому поводу говорит следующее:

Повелел падишах Акбар опыт устроить. Мудрецы уверяли его, что, если ребенка даже не обучать произносить слова, он все равно сам заговорит на родном языке.

           Собрали новорожденных детей разных национальностей, поместили их в разные комнаты, куда никакой звук ни проникал. Обслуживали их немые слуги, так что дети ни одного слова ни от кого не слышали.

            Прошли годы. И вот мудрецы вместе с Акбаром пришли проверить результаты своего эксперимента. Что же они услышали? Многоязычную речь? Богатство разнообразных звучаний? Увы, нет. Дети рычали, мяукали, издавали нечленораздельные звуки.

      Поняли мудрецы: человеку, пришедшему в мир, кто-то должен был открыть это чудо, передаваемое из уст в уста, - дар слова,  хранящего в себе мудрость, опыт, душу народа. За каждым словом –  своя  история его рождения, свои открытия.

      Появившийся в мире ребенок тянется к разгадке этой тайны. Слово истины нужно ему как воздух.

      В наших руках есть ключик к разгадке этой тайны и чем раньше мы его передадим, тем раньше им смогут воспользоваться и тем успешнее будет личность в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по гендерному воспитанию "ИМЯ ЛУЧШЕЕ НА СВЕТЕ В ЭТОМ МИРЕ МНЕ ДАНО!"

Цель занятия: способствование гармонизации осознания ребенком-дошкольником своего имени посредством использования различных образов. Данную разработку можно использовать в работе педагогов-психологов ...

Индивидуальная комплексная коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания

Целью коррекционно-педагогической работы  является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ограниченными. В процессе коррекционного обучения и воспитания...

«Коррекционно – развивающая среда как компонент воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих патологию речевого развития»

laquo;Коррекционно – развивающая среда как компонент воспитания  и обучения детей дошкольного возраста, имеющих патологию речевого развития»...

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с  ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.А...

Особенности взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в Спортландию".

Система разработанных тематических занятий по физической культуре — это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога- психолога ДОУ. Они представляют собой иг...