Использование метода "замещающего онтогенеза" в реабилитации детей в нарушениями в развитии
статья по коррекционной педагогике на тему

Уварова Елена Григорьевна

Теоретические и практические методы нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА» В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

Уварова Елена Григорьевна,

педагог-психолог ГБУ  РРЦ «Суваг»

В связи с увеличением числа детей, имеющих множество различных затруднений в процессе  обучения, связанных с несформированностью высших психических функций, произвольной саморегуляции, истощаемостью, недостатком ресурсов организма и другими причинами, ставит нас перед необходимостью искать новые пути коррекции.

Для  коррекции различных типов онтогенеза разработана технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка». Её фундаментом является метод "замещающего онтогенеза", созданный в 1990 – 1997гг. Анной Владимировной Семенович.

          Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.

         1-й уровень – «Уровень непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и статокинетического баланса нейропсихосоматических процессов». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на  функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные методики.

2-ой уровень – «Уровень операционального обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

В отличие от первого уровня на втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии. Они организованы таким образом, чтобы направленно сформировать, автоматизировать, стабилизировать и повысить функциональные возможности подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий ребёнка.

        3-й уровень – «Уровень произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

         В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени уделяется отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему уровню. Задания предлагаются ребёнку в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального развития.

 Свою работу я начинаю с базовых упражнений, заново выстраивая двигательное развитие ребёнка. Занятия состоят из нескольких больших блоков (блок растяжек, блок дыхательных упражнений, блок глазодвигательных упражнений, блок упражнений двигательного репертуара). Последующее включение когнитивных методов коррекции, также содержащих большое число телесно-ориентированных методов, происходит с учётом динамики  работы. В групповую работу постепенно включаются занятия на расширение адаптационных возможностей, на развитие коммуникативных навыков и на формирование положительной оценки себя и своих способностей.

Подбирается индивидуальная продолжительность и вид занятий в зависимости от имеющихся проблем у ребёнка. Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. Это зависит от особенностей ребёнка и коррекционных задач, которые я ставлю перед собой.

Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. В комплекс включены упражнения, направленные на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Специальный комплекс помогает ребёнку адекватно использовать свои ресурсы. Дети начинают чувствовать напряжение своих мышц, учатся перераспределять его и снимать. Кроме того, выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции контроля.

Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки: верхней, нижней, правой, левой частей тела. Работа со схемой тела, проработка пространства, как напряжение и расслабление правой – левой стороны тела, верхней – нижней половины тела, освоение пространства спины. Многие упражнения выполняются в трех пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лежа), ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).

Через оречевление происходит осознание собственных телесных ощущений. Осознание своего тела также происходит через дифференциацию мышечных ощущений.  Развитие способности к расслаблению, релаксации также решают ещё одну задачу: умение контролировать свой тонус. Ребёнок должен уметь произвольно напрягать и расслаблять то одну руку, то другую, то одну ногу, то другую. Тогда произойдёт дифференциация, и он будет оптимально расходовать свои силы, будет меньше уставать.

Через особое построение программы происходит развитие межполушарных взаимодействий, межмодальных связей: каждое действие в упражнении пронумеровано. Сначала ребенку объясняется образ, затем он должен воспроизводить движения на счет (например, на счет «раз» поднять голову, на счет «два»…), а затем он постепенно переходит к самостоятельному внутреннему счёту. Выполнение каждого упражнения происходит по команде, что исключает спонтанное импульсивное поведение.

Блок глазодвигательных упражнений. Этот блок очень важен. Глазодвигательные упражнения повышают энергетический потенциал детей, то есть насыщают те структуры, которые дефицитарны. В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. По мере освоения этих упражнений, постепенно в этот процесс добавляются движения языка. Сначала упражнения выполняются лёжа на полу на спине, затем сидя и стоя. Таким образом, происходит наполнение, простраивание подкорковых и корко-подкорковых связей. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влиять ещё на многие другие факторы.

У многих наших детей обнаруживаются патологические синкинезии (содружественные движения). Наши упражнения помогают развязать те синкинезии, которые когда-то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них. При отработке упражнений для привлечения внимания ребенка  используются  яркие предметы, маленькие игрушки, ручки с ярким цветным кончиком и т.п. Сначала ребёнок следит за предметом, перемещаемым взрослым. Затем ребёнок делает это самостоятельно.

Блок дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, расслаблению спастически сокращенных мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Часто ребёнок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое-то время. А функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.

Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование способности сознательно и активно контролировать и регулировать ритм дыхания, который является базовой составляющей произвольной саморегуляции. Затем, правильно сформированный навык дыхания автоматизируется. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Ребёнок учится регулировать своё дыхание, делая его на разный счёт, с задержкой, подъёмом рук и ног - то на вдохе, то на выдохе. Упражнения выполняются сначала под контролем и по разным программам, задаваемым извне, а потом ребенок учится выстраивать собственную программу.

Блок упражнений двигательного репертуара. Ребёнок ползает на спине, не помогая себе руками, на животе, сначала только подтягиваясь на руках, затем, только отталкиваясь ногами. Ползает по-пластунски, ходит на четвереньках по определённой программе, например: правая рука – левая нога, левая рука – правая нога. Он осваивает движения вперёд – назад, а далее вправо – влево. Постепенно ребёнок переходит на следующий уровень, который проходит на коленях, без опоры на руки, и, завершают этот процесс упражнения, позволяющие ребёнку пройти этап двигательного развития стоя. Ходить он также должен по определённой программе: руки параллельно - ноги параллельно, руки параллельно - ноги перекрестно, руки перекрестно – ноги параллельно, руки перекрестно – ноги перекрестно. При этом ему необходимо работать по команде – сначала пройти, когда передвигаются одноимённые руки и ноги, а потом – когда разноимённые.

В процессе двигательной коррекции происходит перераспределение и простраивание функциональных связей головного мозга. Происходит активизация структур, с которыми работа продолжается далее.

Сфера восприятия. Работа с ритмами, с тактильными ощущениями, с гностическими функциями, с помехоустойчивостью. Используются зашумлённые и наложенные фигуры (узнавание, выделение фигуры из фона), различные обводки, рисунки двумя руками, недорисованные изображения. Постепенно в комплекс добавляются задания на расширение объёма зрительного восприятия.  Ребёнок работает одной рукой, другой рукой и далее двумя руками одновременно. С постепенным усложнением - в одном направлении, в разных направлениях. Срисовывание двумя руками: копирование сразу левой и правой рукой. Взаимодействие обеих рук активизирует каждое полушарие в отдельности и межполушарные взаимодействия.

Работа с проявлениями зеркальности. Рисование фигур, букв и цифр на внутренней и внешней стороне ладони, на спине. Опознавание букв и цифр с закрытыми глазами.

При работе с пространственными представлениями предлагаются различные перешифровки, двигательные диктанты по команде. Описание с открытыми и закрытыми глазами, что слева, что справа, что выше, что ниже и т.п. Копирование фигур с поворотом на 90 и 180 градусов с помощью выстраивания собственной программы и оречевления пространства. Складывание фигур и букв из палочек, лучинок разного цвета, размера. Графические диктанты по команде.  Рисование схем и нахождение по ним предметов.

Развитие различных видов памяти происходит сначала через формирование процессов узнавания, затем - воспроизведения и, наконец – избирательности памяти.

Игры и упражнения на формирование наглядно-образного и словесно–логического мышления. Сравнение понятий. Нахождение общего и различного. Общие и частные понятия. Выделение существенных признаков. Задания на простые и сложные аналогии. Простраивание причинно-следственных связей.

Работа с детьми  по методу «замещающего онтогенеза» показывает эффективность данного метода при задержке психического развития,  нарушениях речевого развития, синдроме дефицита внимания и гиперактивности, психосоматических расстройствах, патологическом  левшестве. При этом у детей существенно улучшается не только функциональный статус подкорково-стволовых структур мозга, но и функциональное развитие коры головного мозга. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Для получения  обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии  воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здо...

Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры

Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверст...

Статья "Использование игр В. В. Воскобовича в социально-бытовой реабилитации детей с нарушением зрения"

Использование игр Воскобовича для развития зрительного восприятия детей, мелкой моторики....

Статья: «Адаптивное физическое воспитание как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

Занятия адаптивной физической культурой явля­ются необходимой составной частью превентивных, реабилитацион­ных и лечебных мероприятий для детей с нарушением зрения....

Методические рекомендации Вибротактильная фаза в реабилитации детей с нарушениями слуха

Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положени...

Программа физической реабилитации детей с нарушением осанки

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью. Накоплен опыт и разработаны отдельные...