"Логоритмика, как средство интеграции деятельности учителя – логопеда и музыкального руководителя в ДОУ".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Щербакова Лариса Петровна

Семинар - практикум для коррекционных педагогов дошкольных образовательных учреждений города Ярославля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_logoritsike.docx18.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад № 209»

Семимнар - практикум

Логоритмика, как средство интеграции деятельности учителя – логопеда и музыкального руководителя в ДОУ

Подготовили:

Учитель- логопед: Кудрявцева Е.С.

Музыкальный руководитель: Щербакова Л. П.

Ярославль, 2015

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии.

Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией. 

Решение воспитательных задач содействует: 1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии сданным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;

3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и по этапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. 

Логоритмика - одно из важнейших методических средств в работе с детьми  с речевой патологией. Она тесным образом связана с методикой музыкального воспитания в целом. В структуру заянтий по логоритмике включены все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на различных музыкальных инструментах.

В ходе подготовке занятия, учитель – логопед и музыкальный руководитель оговаривают и согласовывают выбранные средства обучения, материалы и задачи.

Представленное для ознакомления занятие ставит перед собой следующие цели:

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие общей и мелкой моторики, развитие координации движений;

- развитие слухового внимания

- развитие музыкального слуха и памяти;

- коррекция дыхания;

- развитие чувства темпа и ритма.

Все эти цели актуальны как в  работе учителя – логопеда, так и музыкального руководителя, а решение этих целей путем интегрированной деятельности двух специалистов – залог успешного усвоения детьми новых знаний, совершенствования у воспитанников речевых, психических, двигательных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя

Планирование составлено в виде таблицы. В плане указана лексическая тема, цель, репертуар, рекомендации родителям детей подготовительной группы....

Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя

Логоритмические упражнения для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группах по развитию фонематического слуха, произношению, упражнений артикуляционной гимнастики...

Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя «Учимся играючи»

Программное содержание: воспитывать умение детей дослушивать произведение до конца;обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;учить выражать свои эмоции, ч...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Статья "Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя на индивидуальном занятии по Логоритмике"

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активиз...

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

Консультация для музыкального руководителя: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...