Статья "Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя на индивидуальном занятии по Логоритмике"
статья по логопедии

Волкова Екатерина Юрьевна

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnaya_rabota_logopeda_i_muzykalnogo_rukovoditelya.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

 Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я  использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Так как я имею образование как музыкального руководителя, так и учителя-логопеда, то могу с уверенностью и разрешенным мне законом правом решать коррекционные и музыкальные задачи в одном лице.

Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

В течении года решила провести целенаправленный   эксперимент, в котором будут участвовать четверо детей, имеющих сочетанную патологию и тяжёлый речевой диагноз.

Я предполагаю, что у детей, занимающихся логоритмикой, значительно улучшится речевая и двигательная функции речи, нормализуется дыхание, речь станем более мелодичной и интонационно окрашенной, кроме того, улучшится переключаемость с одного поля деятельности на другое, разовьётся воображение, будут скорректированы различные психо-речевые функции.

 

Конспект занятия по логоритмике : «Домок - теремок»

Цели:

1)      Развитие  речевого дыхания;

2)      Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики;

3)Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами  -онок,  –енок);

4) Воспитание выразительности движений

 

Оборудование: Фонограммы лирической мелодии и колыбельной; CD-диск “Весёлая логоритмика”; CD-диск “Весёлые уроки”; фонарик; картинки: мишка, гусь, кошка с котенком, мышка, лягушка, котенок, козленок, мышонок, гусенок, теленок; домик из модулей.

 

Ход занятия:

Оргмомент:

Ребёнок входит в зал под спокойную мелодию.

- Скажи, ты любишь сказки? Тогда приготовься, сейчас я расскажу тебе о том, какой домок-теремок Медведь построил. (Раз, два, три – сказка приди.) Звучит спокойная музыка.

- Кто в сказке живет? (медведь)

- Какой медведь? (большой, бурый, косолапый)

- Итак, сказка начинается. Лес. Зима. Тихо и холодно стало в лесу зимой. Идет по лесу Миша-медведь.

-  Давай покажем, как Мишка ходит.

Ребёнок встаёт на ковёр и показывает походку медведя под музыкальное сопровождение.

- Мишке холодно, промокла шуба меховая, замерзли лапы,  покажи, как Мишке холодно и грустно.

Ребёнок показывает под музыку  походку и эмоциональное состояние медведя.

- Молодец! Садись на стульчик.

Ребёнок садятся на стульчик.

- Слушай сказку дальше. «Как зиму зимовать буду?» — думает Медведь. Думал-думал и придумал. Решил себе дом построить, теплый да крепкий. Стал Миша инструменты собирать. Да вот беда, не знает Миша, какие инструменты нужны. Давай поможем ему собрать нужный инструмент.

Артикуляционная гимнастика:

«Лопатка». Широкий, распластанный и неподвижный язык

положить передним краем на нижние зубы.

«Пила». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно двигаем язык слева направо и обратно

«Топор». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно сближаем и сжимаем зубы, вновь разжимаем их, проверяем, удерживается ли язычок в заданном положении.

-          Собрал Миша инструменты и принялся строить дом, а мы будем ему помогать.

 

Стихотворение с движением с движениями «Дом»:

Молоточком я стучу,                Ударять кулачками друг о друга.                                                                                        

Дом построить я хочу.              Соединить кончики пальцев над головой.                          

Строю я высокий дом,              Поднять прямые руки вверх.  

Буду жить я в доме том.            Хлопать в ладоши.

                        Ю. Соколова

                       

Логопед произносит стихотворение и показывает ребёнку дом, выстроенный из модулей.

 

Вот построен новый дом,

 Поселился Мишка в нем.

Очень мишкин дом большой,

 Он и с печкой, и с трубой.

- Что построил Миша? (новый дом)

- Какой получился дом? (большой, с печкой и трубой)

- Мише-медведю темно в большом доме, давай зажжем фонарик в нем.

 

Дыхательная гимнастика:

Упражнение «Зажжем фонарик»

Логопед предлагает ребёнку подойти к домику, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе сделать губы трубочкой и подуть на фонарик.

- Живет Мишка в новом доме, радуется теплу и уюту. Да стал он задумываться: «Мне-то хорошо, тепло. А как же мои приятели? Им-то зимой холодно будет». Решил Мишка пригласить своих друзей в домок-теремок. Первыми пришли гуси. У них лапки от холода покраснели.

Сейчас и далее по ходу сюжета в теремке открываются окошки, появляются герои сказки.

- Выходи на коврик, поиграем в игру «Гуси».

 

Стихотворение с движениями «Гуси»

(музыкальное сопровождение)

 

Гуси серые летели.                  Бежит на носках, взмахивая руками.                                                    

На лужайке тихо сели,            Приседает.

Походили.                                Ходит на носках.

Поклевали.                               Наклоняет голову вперед.

Потом быстро побежали.        Бежит и садятся на стульчики.

                     Ю.Соколова

 

- Кто поселился в домике у Миши? (гуси)

- Гуси стали дрова рубить да печку топить, чтобы в теремке всегда тепло было.

- Пришла в теремок кошка с котенком и тоже нашли себе дело. Кошка зерно мелет, чтобы мука получилась, а котенок играет.

 

Ритмическая игра «Цапки»

(игра повторяется 2 раза)

            Киска лапками играла,          Ударяет одновременно обеими ладошками по  коленям  

            Киска лапками стучала:             четвертными длительностями.                                                                                                                                  

            Цапа – цапа – цапа – цапа,         Восьмыми длительностями

            Цапа – цапа – цапа –                               поочередно хлопает по коленям.

            Цап!                                               Быстро прячет руки за спину.

                                                                  Ребёнок  садится на стульчик.

            - Кто стал жить в домике у Миши? (кошка с котенком)

            - А потом пришли подружки — Мышка с Лягушкой. Они из муки пекут пироги.

 

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Тюшки-тютюшки!              Хлопает в ладоши.

Будем печь ватрушки!

Тесто замесили мы,            Пощипывает себя по бедрам.

Сахар положили мы,          «Посыпает сахарный песок» пальчиками обеих рук.                                      

Ягоды, творог —                «Лепит пирожки» (то одна рука сверху, то другая).

Лепим пирожок.                

Тюшки-тютюшки!              Хлопает в ладоши.

Кушайте ватрушки!           Вытягивает руки вперед, развернув ладони вверх.

                                             

- Рады Мышка с Лягушкой, что вкусны ватрушки.

- Какие животные живут у Миши в домке-теремке?

- Разные животные живут в домике у Миши. Доволен Медведь, что все живут дружно. А вечерами он с друзьями вспоминает о теплых летних днях и песни поет.

 

Песня «На лугу»

(из сборника «Веселые песни для детей»)

- Помогите,  ребятки, разобраться, кто какую песню поет.

 

Речевая игра «Чей голосок»

Логопед показывает картинку и задает вопросы, дети отвечают.

Му-му!     Кто кричит? Маленький …….  (теленок).

Мяу-мяу! Кто кричит? Маленький …….  (котенок).

Хрю-хрю! Кто кричит? Маленький …….  (поросенок).

Ме-ме!    Кто кричит? Маленький …….  (козленок).

Га-га!      Кто кричит? Маленький …….  (гусенок).

Ну а вечером закроем на замок

 Наш красивый, расписной теремок.

Будут жители спать до утра.

 Сказка кончилась. Прощаться пора.

Итог занятия.

 

Вывод

Годовалый эксперимент показал, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и выполняют многие другие функции.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение сист...

Взаимодействие в коррекционной работе учителя- логопеда и музыкального руководителя

Речь-это великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возр...

взаимодействие музыкального руководителя с работой учителя-логопеда

Взаимодействие музыкального руководителя с работой учителя-логопеда. Лексические темы и музыкальное сопровождение....

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...

Консультация для музыкального руководителя: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...