Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке их к обучению в школе
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке
их к обучению в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_graficheskih_navykov_kak_sposob_korrektsii.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке
их к обучению в школе
Готовность к школьному обучению предполагает сформированность у детей сенсорных функций, обеспечивающих многостороннее восприятие окружающего мира и ориентировку в нём, требует развитого аналитического восприятия, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дети должны иметь развитый фонематический слух, хорошую устную речь, первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги; уметь держать ручку. Ориентироваться на листе бумаги, различать строчки в тетради, писать буквы.
Основной контингент воспитанников, посещающих группу составляют дети с амблиопией и косоглазием. Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как гиперметропия, гиперметропический астигматизм. Анатомия зрительной системы у дошкольников отрицательно сказывается, прежде всего, на остроте центрального зрения. Это нарушение затрудняет формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затрудняет фиксацию взора, связанную с развитием функции адаптации.
При нарушении зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, они испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Нарушение зрения и развития влияют и на деятельность ребёнка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У них часто бывает низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения практическими навыками и навыками чтения и письма.
Письмо, которое является сложнейшим психомоторным навыком в начальной школе, является и самым сложным предметом для большинства детей. Поэтому проблема обучения детей с нарушениями зрения графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки их к обучению в школе.
Перед нами стоит задача - развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.
Исследование уровня развития мелкой моторики в начале учебного года позволило нам выявить следующие показатели:
- Слабо развитую мелкую моторику имеют 70% детей;
- Нарушена координация тонких движений рук у 85%;
- Присутствует излишняя мышечная напряжённость у 40%;
- Неправильное положение руки во время рисования, письма имеют 90%;
- Нарушена ориентировка на листе бумаги у 90% воспитанников.
На основании этих данных нами были созданы условия и продумана система работы, направленная на формирование графических навыков через развитие мелкой моторики рук. Мы выбирали формы, методы и приёмы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей: характером зрительного нарушения, сформированностью умений и навыков владения карандашом, темпом деятельности и уровнем самостоятельности.
Принимая во внимания особенности нарушения зрения и психофизического развития детей, мы стремились спланировать фронтальную либо подгрупповую работу с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Такое планирование позволило нам осуществить дифференцированный подход к детям для более полного и качественного освоения графических навыков.
Для создания коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды, мы используем принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности:
- В игровой зоне дети действуют с игрушками, мозаикой, пирамидками, вкладышами, разрезными картинками.
- В зоне изо деятельности для развития мелкой моторики используем пластилин, глину, соленое тесто, раскраски, карандаши, краски, фломастеры, трафареты, фигурные линейки и бумагу.
- В учебной зоне работаем с карандашами, счетными палочками, тетрадями, фломастерами, различными образцами рисунков по клеточкам, точкам, графических диктантов.
- В театральной зоне представлены различные виды театров, в том числе пальчиковый.
- В сенсорном уголке, который позволяет детям развивать зрительное восприятие дети работают с пазлами, сортируют злаки, семена, занимаются тифлографикой, нанизывают бусы, выкладывают узоры из мозаики. Для развития мелкой моторики и коррекции зрительных функций имеются пуговицы разных цветов и форм, разноцветные камешки и ракушки, «сухие» бассейны с крупой, фасолью, песком, бусы, тактильные дощечки.
Помимо создания предметной среды, мы обозначили следующие виды работ, которые, на наш взгляд, наиболее способствуют развитию графических навыков и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения:
- Игровой самомассаж рук;
- Пальчиковая гимнастика;
- Упражнения для развития мелкой моторики;
- Стимулирующее развитие остроты зрения и развития глазодвигательных функций;
- Упражнение на развития графических навыков.
Рассмотрим каждый вид работы более подробно.
Как вам известно, МАССАЖ – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, повышающий уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, воздействующий на выделения продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кистью руки, а также эластичность суставов и связок.
САМОМАССАЖ кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Помимо этого, игровой самомассаж кистей рук ребёнка – важное составляющее сенсорного воспитания: ощущения, возникающее одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отучаются друг от друга не только происхождения, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создает их. Это уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг которой поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения. Простота, доступность и возможность использовать их в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха в коррекционной и развивающей работе.
Все занятия по развитию мелкой моторики и обучению письму начинаем с самомассажа. Приёмы его традиционны: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Для более качественного эффекта воздействия активно используем ТРЕНАЖЁРЫ:
- Детские ручные эспандеры;
- Резиновые мячики с шипами;
- Массажные коврики;
- Шестигранные карандаши;
- Чётки;
От массажа переходим к ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном дидактическом и развивающем материале. Как и массаж, они воздействуют на мозг ребёнка. Пальчиковые игры хорошо помогают подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, мы используем небольшие стишки, считалки и песни. В группе собрана картотека пальчиковых игр. Игры сгруппированы по темам, соответствующим темам по ознакомлению с окружающим.
Кроме этого, пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Мы разделили их на группы и определили их назначение.
- Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветок», «Грабли», «Ёлочка». К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья и так далее.
- Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, например, «Согласные звонкие и глухие».
- Пальчиковые кинезиологические упражнения (так называемая «гимнастика мозга»), например, «Колечко», «Кулак - ребро-ладонь», «Ухо- нос», «Горизонтальная восьмёрка», «Симметричные рисунки». Такие упражнения требуют от ребёнка внимания, сосредоточенности.
- Пальчиковый театр.
- Пальчиковые игры с цветными палочками.
Пальчиковой гимнастике мы обязательно обучаем и родителей. Данные упражнения размещены на стенде «Для Вас родители», имеются письменные консультации. При необходимости проводится игровой тренинг.
Следующий вид работы - это упражнения для развития мелкой моторики, способствующие улучшению остроты зрения и развитию глазодвигательных функций. Они рекомендованы врачом-офтальмологом и тифлопедагогом и соответствуют группам зрительной нагрузки и пред аппаратной подготовкой.
Задания, которые мы даём детям, позволяют синтезировать, соединять в целые все компоненты зрительного действия: умение внимательно обследовать объекты, чётко дифференцировать форму, уточняют зрительные представления о предмете.
Это дидактические игры с зашумленными изображениями, плетение ковриков из цветных полос разной ширины, работа с конструкторами различной формы и величины, шнуровка ленты через отверстия, работа с орнамент графом, выкалывание по контуру, обведение через кальку, работа с совмещением силуэтов.
Выбор зрительных упражнений определяется возрастом, индивидуальными особенностями и развитием зрительных функций.
Упражнения на развитие графических навыков. Письмо – это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Главное для нас не обучение письму, а подготовка к нему.
Особое место здесь занимает штриховка. При выполнении штриховки ставим следующие задачи:
- Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки;
Развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур, соблюдать одинаковое расстояние между линиями).
Учим детей штриховать:
- Параллельными отрезками, сверху вниз, снизу-вверх, слева направо и справа налево;
- По косым линиям точками;
- Круговыми линиями, полуовалами;
- Волнистыми линиями.
Однако следует отметить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5 – 7 минут.
Следующий вид работы по формированию графических навыков – работа с прописями.
Цели работы с прописями:
- Научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;
- Научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и наоборот;
- Проводить линии в различных направлениях;
- Проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;
- Воспитывать умение сосредоточиваться.
При выборе прописей следует обязательно учитывать величину и цвет клетки, качество печати.
Немаловажное значение придаём работе с трафаретами и фигурными линейками. Их большое количество разного вида и формы находится в уголке по развитию мелкой моторики.
В ходе организованной деятельности, на занятиях, даём детям задания по развитию графических навыков, цель которых:
- Закрепить навыки ориентировки на листе бумаги;
- Развивать глазомер, умение видеть строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки при использовании прописей;
- Правильно изображать те или иные фигуры, удерживать их в памяти при работе с трафаретами.
В зависимости от уровня сформированности навыка мы предусматриваем в обучении три вида индивидуальной помощи.
- Использование осязательно – тактильного сопровождения действия (выполнения задания вместе с ребёнком). Дети с низкой остротой зрения не имеют возможности зрительного контроля.
- Поэтапное выполнения действия (ребёнок выполняет вслед за показом взрослого).
- Выполнение по образцу.
На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или действий, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые для письма гигиенические правила:
- Как правильно сидеть;
- Как положить руки, кисти рук;
- Как правильно держать ручку, карандаш, тетрадь;
- Одновременно начинать и заканчивать работу.
Таким образов, разнообразие видов деятельности используемых нами в работе, при целенаправленном их применении не только способствуют развитию графических навыков детей с нарушениями зрения, но и помогают развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности, а также стимулируют развитие остроты зрения и глазодвигательных функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Профилактика зрительных нарушений у дошкольников при подготовке к обучению в школе"
В данном материале даны рекомендации воспитателям, работающим на коррекционных группах для детей с нарушениями зрения....
Создание сенсорных зон для коррекции зрительных нарушений у детей с ОВЗ в МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»
Сенсорная зона – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития зрительного восприятия. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного развития детей с нарушениями ...
"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"
Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...
Опыт работы. Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.
Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров....
Презентация. Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.
Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров....
Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)
Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...
Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста
Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....