Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке их к обучению в школе
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке

их к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_graficheskih_navykov_kak_sposob_korrektsii.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке

их к обучению в школе

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность у детей сенсорных функций, обеспечивающих многостороннее восприятие окружающего мира и ориентировку в нём, требует развитого аналитического восприятия, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дети должны иметь развитый фонематический слух, хорошую устную речь, первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги; уметь держать ручку. Ориентироваться на листе бумаги, различать строчки в тетради, писать буквы.

 Основной контингент воспитанников, посещающих группу составляют дети с амблиопией и косоглазием. Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как гиперметропия, гиперметропический астигматизм. Анатомия зрительной системы у дошкольников отрицательно сказывается, прежде всего, на остроте центрального зрения. Это   нарушение затрудняет формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затрудняет фиксацию взора, связанную с развитием функции адаптации.

При нарушении зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, они испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушение зрения и развития влияют и на деятельность ребёнка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У них часто бывает низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения практическими навыками и навыками чтения и письма.

Письмо, которое является сложнейшим психомоторным навыком в начальной школе, является и самым сложным предметом для большинства детей. Поэтому проблема обучения детей с нарушениями зрения графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки их к обучению в школе.

Перед нами стоит задача - развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.

Исследование уровня развития мелкой моторики в начале учебного года позволило нам выявить следующие показатели:

  • Слабо развитую мелкую моторику имеют 70% детей;
  • Нарушена координация тонких движений рук у 85%;
  • Присутствует излишняя мышечная напряжённость у 40%;
  • Неправильное положение руки во время рисования, письма имеют 90%;
  • Нарушена ориентировка на листе бумаги у 90% воспитанников.

На основании этих данных нами были созданы условия и продумана система работы, направленная на формирование графических навыков через развитие мелкой моторики рук. Мы выбирали формы, методы и приёмы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей: характером зрительного нарушения, сформированностью умений и навыков владения карандашом, темпом деятельности и уровнем самостоятельности.

Принимая во внимания особенности нарушения зрения и психофизического развития детей, мы стремились спланировать фронтальную либо подгрупповую работу с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Такое планирование позволило нам осуществить дифференцированный подход к детям для более полного и качественного освоения графических навыков.

Для создания коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды, мы используем принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности:

- В игровой зоне дети действуют с игрушками, мозаикой, пирамидками, вкладышами, разрезными картинками.

- В зоне изо деятельности для развития мелкой моторики используем пластилин, глину, соленое тесто, раскраски, карандаши, краски, фломастеры, трафареты, фигурные линейки и бумагу.

- В учебной зоне работаем с карандашами, счетными палочками, тетрадями, фломастерами, различными образцами рисунков по клеточкам, точкам, графических диктантов.

- В театральной зоне представлены различные виды театров, в том числе пальчиковый.

- В сенсорном уголке, который позволяет детям развивать зрительное восприятие дети работают с пазлами, сортируют злаки, семена, занимаются тифлографикой, нанизывают бусы, выкладывают узоры из мозаики. Для развития мелкой моторики и коррекции зрительных функций имеются пуговицы разных цветов и форм, разноцветные камешки и ракушки, «сухие» бассейны с крупой, фасолью, песком, бусы, тактильные дощечки.

Помимо создания предметной среды, мы обозначили следующие виды работ, которые, на наш взгляд, наиболее способствуют развитию графических навыков и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения:

  • Игровой самомассаж рук;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения для развития мелкой моторики;
  • Стимулирующее развитие остроты зрения и развития глазодвигательных функций;
  • Упражнение на развития графических навыков.

Рассмотрим каждый вид работы более подробно.

Как вам известно, МАССАЖ – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, повышающий уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, воздействующий на выделения продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кистью руки, а также эластичность суставов и связок.

САМОМАССАЖ кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Помимо этого, игровой самомассаж кистей рук ребёнка – важное составляющее сенсорного воспитания: ощущения, возникающее одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отучаются друг от друга не только происхождения, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создает их. Это уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг которой поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения. Простота, доступность и возможность использовать их в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха в коррекционной и развивающей работе.

Все занятия по развитию мелкой моторики и обучению письму начинаем с самомассажа. Приёмы его традиционны: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Для более качественного эффекта воздействия активно используем ТРЕНАЖЁРЫ:

  • Детские ручные эспандеры;
  • Резиновые мячики с шипами;
  • Массажные коврики;
  • Шестигранные карандаши;
  • Чётки;

От массажа переходим к ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном дидактическом и развивающем материале. Как и массаж, они воздействуют на мозг ребёнка. Пальчиковые игры хорошо помогают подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, мы используем небольшие стишки, считалки и песни. В группе собрана картотека пальчиковых игр. Игры сгруппированы по темам, соответствующим темам по ознакомлению с окружающим.

Кроме этого, пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Мы разделили их на группы и определили их назначение.

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветок», «Грабли», «Ёлочка». К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья и так далее.
  2. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, например, «Согласные звонкие и глухие».
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения (так называемая «гимнастика мозга»), например, «Колечко», «Кулак - ребро-ладонь», «Ухо- нос», «Горизонтальная восьмёрка», «Симметричные рисунки». Такие упражнения требуют от ребёнка внимания, сосредоточенности.
  4. Пальчиковый театр.
  5. Пальчиковые игры с цветными палочками.

Пальчиковой гимнастике мы обязательно обучаем и родителей. Данные упражнения размещены на стенде «Для Вас родители», имеются письменные консультации. При необходимости проводится игровой тренинг.

Следующий вид работы - это упражнения для развития мелкой моторики, способствующие улучшению остроты зрения и развитию глазодвигательных функций. Они рекомендованы врачом-офтальмологом и тифлопедагогом и соответствуют группам зрительной нагрузки и пред аппаратной подготовкой.

Задания, которые мы даём детям, позволяют синтезировать, соединять в целые все компоненты зрительного действия: умение внимательно обследовать объекты, чётко дифференцировать форму, уточняют зрительные представления о предмете.

Это дидактические игры с зашумленными изображениями, плетение ковриков из цветных полос разной ширины, работа с конструкторами различной формы и величины, шнуровка ленты через отверстия, работа с орнамент графом, выкалывание по контуру, обведение через кальку, работа с совмещением силуэтов.

Выбор зрительных упражнений определяется возрастом, индивидуальными особенностями и развитием зрительных функций.

Упражнения на развитие графических навыков. Письмо – это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Главное для нас не обучение письму, а подготовка к нему.

Особое место здесь занимает штриховка. При выполнении штриховки ставим следующие задачи:

  • Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки;

Развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур, соблюдать одинаковое расстояние между линиями).

Учим детей штриховать:

  • Параллельными отрезками, сверху вниз, снизу-вверх, слева направо и справа налево;
  • По косым линиям точками;
  • Круговыми линиями, полуовалами;
  • Волнистыми линиями.

Однако следует отметить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5 – 7 минут.

Следующий вид работы по формированию графических навыков – работа с прописями.

Цели работы с прописями:

  • Научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;
  • Научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и наоборот;
  • Проводить линии в различных направлениях;
  • Проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;
  • Воспитывать умение сосредоточиваться.

При выборе прописей следует обязательно учитывать величину и цвет клетки, качество печати.

Немаловажное значение придаём работе с трафаретами и фигурными линейками. Их большое количество разного вида и формы находится в уголке по развитию мелкой моторики.

В ходе организованной деятельности, на занятиях, даём детям задания по развитию графических навыков, цель которых:

  • Закрепить навыки ориентировки на листе бумаги;
  • Развивать глазомер, умение видеть строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки при использовании прописей;
  • Правильно изображать те или иные фигуры, удерживать их в памяти при работе с трафаретами.

В зависимости от уровня сформированности навыка мы предусматриваем в обучении три вида индивидуальной помощи.

  1. Использование осязательно – тактильного сопровождения действия (выполнения задания вместе с ребёнком). Дети с низкой остротой зрения не имеют возможности зрительного контроля.
  2. Поэтапное выполнения действия (ребёнок выполняет вслед за показом взрослого).
  3. Выполнение по образцу.

На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или действий, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые для письма гигиенические правила:

  • Как правильно сидеть;
  • Как положить руки, кисти рук;
  • Как правильно держать ручку, карандаш, тетрадь;
  • Одновременно начинать и заканчивать работу.

Таким образов, разнообразие видов деятельности используемых нами в работе, при целенаправленном их применении не только способствуют развитию графических навыков детей с нарушениями зрения, но и помогают развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности, а также стимулируют развитие остроты зрения и глазодвигательных функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Профилактика зрительных нарушений у дошкольников при подготовке к обучению в школе"

В данном материале даны рекомендации воспитателям, работающим на коррекционных группах для детей с нарушениями зрения....

Создание сенсорных зон для коррекции зрительных нарушений у детей с ОВЗ в МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»

Сенсорная зона – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития зрительного восприятия. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного  развития детей с нарушениями ...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Опыт работы. Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.

Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров....

Презентация. Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.

Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров....

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....