Создание сенсорных зон для коррекции зрительных нарушений у детей с ОВЗ в МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»
проект на тему

Меньщикова Татьяна Николаевна

Сенсорная зона – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития зрительного восприятия. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного  развития детей с нарушениями зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание сенсорных зон для коррекции зрительных нарушений у детей с ОВЗ в МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»

2 слайд Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются статьей 41 Закона РФ «Об образовании»; Статьей 79 ФЗ «Об образовании»  обеспечивается право на  получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Принятая указом президента РФ и реализуемая в настоящий период «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.»  также предусматривает оказание квалифицированной медицинской и коррекционно-педагогической помощи детям-инвалида и детям  с ОВЗ.                                                                                                                            

Зрение – самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире.  При этом во всем мире растет количество глазных заболеваний. За последние шесть лет только в России  число офтальмологических больных увеличилось на три миллиона.  Ведущие российские офтальмологи, психофизиологоги, тифлопедагоги (М.И.Земцова, Л.А.Дружинина, А.Г.Литвак, Л.П.Григорьева, Л.И.Плаксина) отмечают, что  в настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. В результате, в школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями  в развитии.                                                                                                                  

 3  слайд  МБДОУ  детский сад компенсирующего вида №32 «Дружные ребята» (м-н Жукова,54) посещают дети с различными нарушениями зрения. Коррекционную  медико-педагогическую помощь   в нашем детском саду получают 127 детей.   В нашем учреждении функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются  косоглазие и амблиопия. Поэтому на первый план в работе ДОУ выходит проблема восстановления здоровья детей. Ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп. Эта проблема решается путем сочетания лечебно-офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия

4 слайд Лечебно-восстановительная работа проводится медсестрами-ортоптистками под руководством врача-офтальмолога. Коррекционно-педагогическую помощь осуществляют педагоги-специалисты и воспитатели компенсирующих групп для детей с нарушениями зрения.

5- 6 слайд. Для лечения  зрения наших воспитанников  в детском саду функционируют 2 ортоптических кабинета. Кабинеты оснащены  офтальмологическим  оборудованием и информационными технологиями  (компьютерные программы «Релакс-2», «Плеоптика-2») для коррекции зрительных нарушений.

7 слайд В групповых помещениях имеются коррекционные уголки, в которых представлен  разнообразный дидактический материал для проведения  с детьми  коррекционно-развивающей работы по развитию зрительных функций.

8 слайд  Однако, этого материала недостаточно для осуществления эффективной лечебно-восстановительной и коррекционно-образовательной работы. В результате проведенного врачом-офтальмологом обследования коррекционно-развивающей среды групп и ортоптических кабинетов было выявлено, что в групповых помещениях отсутствует специальное тифлопедагогическое оборудование фабричного производства, недостаточно оборудования для развития тактильно-кинестетических ощущений и зрительно-моторной координации у детей с дефектами зрения. В ортоптическом кабинете недостаточно оборудования для развития зрительных функций.                                                                    

 Поэтому требуется организация специальной коррекционной среды во всем пространстве детского сада – в групповых комнатах и ортоптических кабинетах, где осуществляется ежедневное лечение детей. В связи с этим, необходимо создание в этих помещениях сенсорных зон как важного условия  коррекции зрительного восприятия у дошкольников.

Сенсорная зона – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития зрительного восприятия. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного  развития детей с нарушениями зрения.

9 слайд  В результате лечебной и коррекционной работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения, на конец текущего 2015-2016 учебного года у 67 чел. (53%) улучшились показатели остроты зрения, у 50 чел. (39 %) отмечено выздоровление . С учетом создания сенсорных зон в ортоптических кабинетах и групповых помещениях и оснащения их  современным офтальмологическим и тифлопедагогическим оборудованием предполагаем повысить  эффективность лечебно-коррекционной работы с воспитанниками дошкольного учреждения на 15%, т.е. добиться процесса выздоровления у 54%  воспитанников.

10 слайд Таким образом, нами выявлена проблема: отсутствие системы условий для коррекции зрительных нарушений у детей в группах и ортоптических кабинетах.

11 слайд: Цель нашего проекта: повысить остроту зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения на 15% за счет создания сенсорных зон в групповых помещениях и в ортоптических кабинетах.

 Способ достижения цели- создание сенсорных зон в групповых помещениях и ортоптических кабинетах.

12 слайд Сенсорная зона – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития зрительного восприятия. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для развития  зрительных функций у детей с ОВЗ:

13, 14, 15, 16  слайды 1.На стенах групповых комнат и кабинетов мы предполагаем разместить зрительные схемы-траектории В.Ф. Базарного для проведения с детьми зрительной гимнастики ( 5-6 раз в течение дня).

2. Для развития сенсорного восприятия дошкольников использовать специальные тактильно-развивающие панели, дидактические игры и игрушки, рекомендованные тифлопедагогами для работы с детьми с нарушениями зрения.

3. Для коррекции зрительных функций применять в лечении  зрительно-вестибулярный тренажер «Зевс»,  аппарат «Ручеек», макулостимулятор цветной МКС, магнитно-световой стиммулятор ЦМС-12 в ортоптических кабинетах ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке их к обучению в школе

Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке их к обучению в школе...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Опыт работы. Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.

Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров....

Презентация. Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.

Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров....

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....