Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Пудкова Наталья Вячеславовна

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогая воспринимать окружающую действительность и реагировать на неё. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, развитие умения общаться со сверстниками, динамика развития личностной сферы, удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте с другими людьми – основа понимания внутреннего мира маленького человека, залог психического здоровья и благополучия, развития полноценной личности и возможных перспектив развития.

Рабочая Программа «Я дарю тебе радость» предназначена для воспитанников 6-7 лет, реализация данной Программы предполагает развитие эмоциональной и личностной сферы, формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya_daryu_tebe_radost.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка г. Вуктыл

                 ПРИНЯТА

      Педагогическим советом

             протокол №   1 _

      от « 31 »    08         2016 г.

   УТВЕРЖДЕНА

             Приказом заведующего МБДОУ  

      «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл        

                           №    ___210_____

                     от « 31 »      08         2016 г.

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

 «Я дарю тебе радость»

 для воспитанников от 6 до 7 лет

Разработчик программы:

Пудкова Н.В.

Педагог-психолог

                                                                      г. Вуктыл

2015 г.

Содержание

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

1.2. Организация обучения.

1.3. Реализация межпредметных связей.

1.4.Содержание Программы.

1.5.Возрастные особенности психофизического развития детей.

1.6.Цели и задачи Программы.

1.7.Учебно-методическое обеспечение.

2. Календарно-тематическое планирование.

2.1.Ожидаемые результаты.

2.2.Практическая значимость Программы.

3.Мониторинг.

Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогая воспринимать окружающую действительность и реагировать на неё. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, развитие умения общаться со сверстниками, динамика развития личностной сферы, удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте с другими людьми – основа понимания внутреннего мира маленького человека, залог психического здоровья и благополучия, развития полноценной личности и возможных перспектив развития.

Рабочая Программа «Я дарю тебе радость» предназначена для воспитанников 6-7 лет, реализация данной Программы предполагает развитие эмоциональной и личностной сферы, формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Организация обучения

Рабочая учебная программа рассчитана на один год обучения.

ООД проводится:

Возрастная группа

Количество

ООД в неделю

Длительность

ООД (в минутах)

Количество ООД в уч.год

Подготовительная к школе группа

2

25 - 30

56

Реализация межпредметных связей.

В программе присутствует интеграция с образовательными областями:

Познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира);

      Художественно-эстетическое развитие (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

     Социально-коммуникативное развитие (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).

Содержание программы

Эмоциональное благополучие человека — его уверенность в себе, чувство защищенности, настроение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но могут выручить в трудных ситуациях.

Программа "Я дарю тебе радость" состоит из трех разделов:

"Я и эмоции"

Содержание этого раздела поможет взрослому понять эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.

Снятие состояния эмоционального дискомфорта; формирование у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им. Повышение уверенности в себе.

Темы настоящего раздела предполагают обучение ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. Для того, чтобы  быть успешным в делах, уметь общаться  с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня.

Закрепление знаний об основных эмоциональных состояниях: радость, грусть, удивление, страх. С помощью игры «Азбука настроения» развивается способность понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние.  

В данном разделе предусматривается знакомство со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.

"Я+Я"

Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

Через упражнения дети закрепляют уверенность в себе, формируют адекватную самооценку. Закрепляют умение подчеркивать свои индивидуальные особенности. Дети рисуют себя в будущем (диагностика отношения к себе). После того как рисунок будет нарисован, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого успеха.

Снятие страхов. Формируется   чувство уверенности  в самом себе. Развиваются  коммуникативные навыки и положительная самооценка.

Продолжается знакомство детей с  волевыми качествами человека. Развивается умение владеть своими чувствами.  Формируется создание положительного эмоционального фона для сплочения группы.

Дети различают индивидуальные особенности своей внешности (цвет волос, глаза, рост). Знакомятся со значением своего имени.

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого важное значение имеет обсуждение с детьми того или иного выбора каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности. Важно также помочь воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования толерантности (терпимости) к другим. При этом педагог учит детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.

Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они позволяют не только выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим независимо от внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-то особенно приятное, например подарить любимые цветы. Рассказывая о своих друзьях и о том, что именно нравится в друге, каждый ребенок начнет лучше понимать, как важно уметь быть хорошим другом самому.

"Я и моё окружение"

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу. Происходит развитие положительной самооценки.

Формируется умение определять те качества человека которые, мешают жить дружно как самому человеку, так и окружающими и те  которые, помогают дружить и жить в мире. Развивается умение  передавать  свое настроение художественными средствами

Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки.

Педагог объясняет воспитанникам, как можно познакомиться с незнакомым сверстником, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например: показать и дать подержать свою игрушку; назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что ребенок любит, и спросить, что любит собеседник (назвать любимую игру, еду, любимое занятие); просто сказать: «Давай играть вместе» и др.

Раздел предполагает также обучение детей нормам и правилам общения. При этом педагог  помогает детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.

Для того чтобы научить воспитанников строить отношения с другими людьми, уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, предлагаются проблемные ситуации, разрешая которые дети будут овладевать определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания.

Ряд тем знакомит детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе. Здесь предполагается обучить детей анализировать с этих позиций себя и своих знакомых, обсудить с детьми такие качества, как лживость — правдивость, внимательность — равнодушие, смелость —трусость, доброта — жадность и их роль в дружбе.

Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Педагог помогает им понять, что дружба дает радость общения, и надо уметь доставлять эту радость другому: вовремя поздравить с каким-нибудь праздником или днем рождения, изготовить и преподнести подарок другу или просто проявить внимание, сказав хорошие добрые слова (похвалить за что-либо, высказать свою симпатию и пр.).

Ребенок имеет право на свое мнение, чувства и желания, он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных. Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, вызывает у него положительные эмоции. При этом нужно постоянно сопоставлять и сравнивать свои и чужие предпочтения, которые далеко не всегда совпадают, только тогда контакты с окружающими будут складываться успешно.

Система распределения учебного материала и учебного времени.

Программа "Я дарю тебе радость" рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся с октября по апрель включительно с детьми подготовительных к школе групп. Сентябрь, май - диагностика.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой детей, состоящей из 6-8 детей. Совместная деятельность проходит в комнате психологической разгрузки, которая оснащается необходимым техническим оборудованием, специальной атрибутикой, дидактическим стимульным и игровым материалом.

Продолжительность занятий – 25-30 минут.

Содержание РУП рассчитано на 56 часов, 2 часа в неделю,  учебное время по Учебному плану составляет 28 недель.

Диагностика эмоциональных состояний  через рисуночные методики.

Группа

Объем учебного времени

Разделы рабочей учебной программы

"Я и эмоции"

"Я+Я"

"Я и моё окружение"

Подготовительная к школе группа

56 часов

24

22

10

Задачи 1-го раздела - "Я и эмоции":

- Закреплять знания об эмоциях, расширять эмоциональный опыт.

- Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать.

- Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

- Устранять внутренний конфликт ребёнка.

- Повышать самооценку.

- Развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Задачи 2-го раздела - "Я+Я":

- Способствовать психическому и личностному росту детей.

- Продолжать формировать позитивное отношение к своему "Я".

-Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим.

-Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.

- Гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

- Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

- Устранить, преобразовать, либо частично обесценить страхи.

- Формировать умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность.

- Стимулировать собственные возможности детей для преодоления стрессовых ситуаций.

Задачи 3-го раздела - "Я и моё окружение":

- Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

- Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

- Сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

- Развивать умение сотрудничать с взрослыми и детьми.

- Развивать умение активно слушать, задавать вопросы и выражать своё мнение.

- Снижать скованность, боязливость в движениях и речи.

Структура занятий включает:

- вводную часть, где используются речевые настройки, ритуал приветствия;

- основную часть (игры, игровые упражнения, этюды, беседы, игры-инсценировки, сказкотерапевтические приемы, моделирование и анализ заданных ситуаций);

- заключительную часть -  ритуалы прощания (с использованием психомышечной релаксации, рефлексии, дыхательных техник, элементов психогимнастики).

В вводную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели занятия:

  • развивающие игры-драматизации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры на развитие навыков общения;
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
  • этюды;
  • беседы;
  • сочинение историй.

В заключительную часть входят ритуальные упражнения (Ритуал прощания), которые направлены на подведение итогов занятия.

Тематический план занятий

Раздел

Темы занятий

Время проведения

Подготовительная к школе группа

"Я и эмоции"

Азбука настроения

Отгадай эмоцию

Язык жестов и движений

Эмоциональное состояние

Радость

Удивление

Страх

Злость

Грусть

Спокойствие

Наши эмоции

Давайте жить дружно

1 н. октября

2 н. октября

3 н. октября

4 н. октября

1 н. ноября

2 н. ноября

3 н. ноября

4 н. ноября

1 н. декабря

2 н. декабря

3 н. декабря

4 н. декабря

"Я+Я"

Автопортрет

Узнай себя

Я знаю, я могу

Мои желания

Волшебное зеркало

Моя волшебная страна

Я нужен

Тайна моего имени

Мой внутренний мир

Мой волшебный дом

Я знаю, я умею, я могу

3 н. января

4 н. января

5 н. января

1 н. февраля

2 н. февраля

3 н. февраля

4 н. февраля

1 н. марта

2 н. марта

3 н. марта

4 н. марта

"Я и моё окружение"

Найди друга

С кем я живу

Мы так похожи

Мы такие разные

Давайте жить дружно

5 н. марта

1 н. апреля

2 н. апреля

3 н. апреля

4 н. апреля

Итого:

56 занятий

56 часов

 

Методы и приемы обучения

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе образовательного процесса, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.

В занятиях используются следующие методические средства:

  1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
  2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется: принятие своего имени; принятие своих качеств характера; принятие своего прошлого, настоящего, будущего. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребёнок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя весёлым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастических упражнений соблюдается чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
  3. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции. Игровое и психологическое содержание этих упражнений призвано решать следующие задачи: фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций; подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения; анализировать и словесно описывать мышечные ощущения при проявленных эмоциях; повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
  4. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие). С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
  5. Коммуникативные игры:
  • Игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства;
  • Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
  • Игры, обучающие умению сотрудничать.

  1. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
  2. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
  3. Игры-драматизации. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Элементами игр выступают специальные упражнения, направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребёнка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
  4. Релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.
  5. Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.
  6. Использование эмоционально-символических методов. Эта группа базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинение рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. В Программе используются две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Алланом:

- групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удаётся раскрыть в процессе вербального общения);

- направленное рисование, т.е. рисование на определённые темы.

Дидактический материал и  техническое оснащение занятий.

Техническое оснащение.

  1. Ноутбук, телевизор.
  2. Цветные нитки, тесьма (на каждого ребенка).
  3. Бумага белая, цветная, цветной картон (на каждого ребенка).
  4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
  5. Цветные карандаши, фломастеры (на каждого ребенка).

Дидактические материалы.

  1. Демонстрационные картинки.
  2. Иллюстрации.
  3. Мягкие игрушки.
  4. Мяч.
  5. Предметные и сюжетные картинки.
  6. Дидактические игры.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы:    Развитие эмоциональной и личностной сферы, формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Задачи Программы:

- Формировать умение выражать основные эмоции и чувства, понимать их проявление у других людей;

- Развитие личностной сферы: повышение уверенности в себе, положительных поведенческих навыков, снижение агрессии;

- учить различать, осознавать эмоции и чувства в расширенном спектре;

- развивать умение адекватно выражать свое настроение в соответствии с нравственными нормами;

- развитие произвольности поведения, саморегуляции;

- способствовать снижению психоэмоционального напряжения, обучать приемам мышечного саморасслабления;

- развивать навыки общения посредством различных средств – языка жестов, мимики и пантомимики;

- осваивать позитивные формы поведения, обучать правилам культурного поведения и общения в различных жизненных ситуациях;

- сформировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок;

- научить детей регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии (способности понять и принять другого человека);

- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, осознавать свою собственную индивидуальность и уникальность, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера, способность выражать словом свои чувства;

- повышение психологической комфортности в детском коллективе.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.Н. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  6. Микляева Н.В., Толстикова С.Н. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2010.
  7. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010.
  8. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 1999.
  9. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М.: Издательство Гном и Д., 2004.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос,1999.
  11. Справочник педагога-психолога. №9, 2014.; №11, 2014.
  12. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998.
  13. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995.

Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с дошкольниками

Месяц

Неделя,

Тема ООД

№ ООД

Основные этапы ООД

Октябрь

1 неделя

«Азбука настроения»

№ 1 - 2

  1. Ритуал приветствия «Хорошее настроение»;
  2. Игра «Баба-Яга»;
  3. Игровое упражнение «Закончи предложение»;
  4. Игра «Попугай»;
  5. Этюды «Зеркало», «Котенок», «Вкусная конфета»;
  6. Рисование «Азбука настроения»;
  7. Ритуал прощания «Подари тепло».

 

Октябрь

2 неделя

«Отгадай эмоцию»

№ 3 - 4

  1. Ритуал приветствия «Комплименты»;
  2. Игра-ассоциация «Параметр настроения»;
  3. Игровое упражнение «В картинной галерее эмоций»;
  4. Игра «Кенгуру»;
  5. Этюд "Ласка";
  6. Ритуал прощания «Волшебный цветок».

Октябрь

3 неделя

«Язык жестов и движений»

№ 5 - 6

  1. 1. Ритуал приветствия «Знакомство»;
  2. 2. Игра «Узнай по голосу»;
  3. 3. Этюд «Мойдодыр»;
  4. 4. Этюд «Тигр на охоте»;
  5. 5. Этюд «Ладошки»;
  6. 6. Игровое упражнение «Мама рассердилась»;

7.Ритуал прощания «Лучики солнца»

Октябрь

4 неделя

«Эмоциональное состояние»

№ 7 - 8

  1. 1.Ритуал приветствия «Пушистый Барсик»;
  2. 2.Игра-ассоциация «На что похоже настроение»;
  3. 3.Игра «Гуси-лебеди»;
  4. 4.Игровое упражнение «Нарисуй свое настроение»;

5.  Ритуал прощания «Лучики солнца». 

Ноябрь

1 неделя

«Радость»

№ 9 - 10

1.Ритуал приветствия «Радость»;

2. Упражнение «Поздоровайся радостно»

3.Игра-ассоциация «На что похожа радость»;

4. Беседа «От чего ты радуешься»;

5.Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься»;

6. Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку»

7. Рассказ «Относительная радость»

8. «Ромашка радости» - рисование

9.Ритуал прощания «Ручеёк радости»

Ноябрь

2 неделя

«Удивление»

№ 11 - 12

  1. Приветствие «Скажите друг другу «Здравствуй»;
  2. Игровое упражнение «Удивление»;
  3. Беседа «Я удивляюсь»; 
  4. Упражнение «Все мы здесь»;
  5. Игра-ассоциация «Удивление»;
  1. Игра «Я удивляюсь» ;
  2. «Удивительное рядом» - рисование;
  3. Ритуал прощания «Тепло солнышка».

Ноябрь

3 неделя

«Страх»

№ 13 - 14

  1. 1. Ритуал приветствия «Пушистый Барсик»;
  2. 2. Беседа «Я боюсь»; 
  3. 3. Упражнение «Возьми и передай»;
  4. 4 Сказка «Как лошадка Лу стала храброй» 
  5. 5. Упражнение «Зеркало»;
  6. 6. Упражнение «Я тебя не боюсь»;
  7. 7. «Страх» - рисование 
  8. 8. Ритуал прощания «Подари тепло».

Ноябрь

4 неделя

«Злость»

№ 15 - 16

  1. Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»;
  2. Игра «Ругаемся овощами»;
  3. Этюд «Гневная гиена»;
  4. Игра «Мешочек гнева»;
  5. Игра-ассоциация «Злая гиена»;
  6. Игра-ассоциация «Что мы делаем, когда злимся»;
  7. Игровое упражнение «Рассердились»;
  8. Игра-ассоциация «Злость»;
  9. Игровое упражнение «Чтобы сердитый подобрел»;
  10. Игровое упражнение «Уходи, злость, уходи»;
  11. Ритуал прощания «Давайте жить дружно».

Декабрь

1 неделя

«Грусть»

№ 17 - 18

  1. Ритуал приветствия «Здравствуйте»;
  2. Игра-ассоциация «Горе»;
  3. Игра-ассоциация «Моё настроение»;
  4. Рисунок «Грустный человек»;
  5. Игра-ассоциация «Момент отчаяния»;
  6. Этюд «Северный полюс»;
  7. Ритуал прощания «Лучики солнца»

Декабрь

2 неделя

«Спокойствие»

№ 19 - 20

  1. Ритуал приветствия «Поздороваемся необычным способом»;
  2. Игра-ассоциация «Мы – целая Вселенная»;
  3. Игра «Молчок»;
  4. Игра «Скучно, скучно так сидеть»;
  5. Игровое упражнение «Стойкий солдатик»;
  6. Игра «Лучшие друзья»;
  7. Ритуал прощания «Солнышко»

Декабрь

3 неделя

«Наши эмоции»

№ 21 - 22

  1. Ритуал приветствия «Моё имя»;
  2. Игровое упражнение «Супермен»;
  3. Игра-ассоциация «Ласковое имя»;
  4. Этюд «Три характера»;
  5. Игра-ассоциация «Параметр настроения»;
  6. Игровое упражнение «Слушаем музыку»;
  7. Этюд «Покажи чувства руками»;
  8. Рисование «Поезд эмоций»;
  9. Игра «Возьми себя в руки»;
  10. Ритуал прощания «Подари тепло».

Декабрь

4 неделя

«Давайте жить дружно»

№ 23 - 24

  1. Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»;
  2. Беседа «Как побороть зло»;
  3. Игра «Кривые зеркала»;
  4. Этюд «Северный полюс»;
  5. Игровое упражнение «Сказочные истории»;
  6. Игра «Дождик и гроза»;
  7.  Игра «Мне нравится в тебе… »
  8. Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

Январь

3 неделя

«Автопортрет»

№ 27 – 28

  1. Ритуал приветствия «Добрый ёжик»;
  2. Игровое упражнение «Цветок настроения»;
  3. Рисование «Автопортрет»;
  4. Игра «Акулы – рыбки»;
  5. Игра-ассоциация «Походи, как …»;
  6. Ритуал прощания «Сбрось усталость»

Январь

4 неделя

«Узнай себя»

№ 29 – 30

  1. Ритуал приветствия «Встреча настроений»
  2. Этюд «Доброе животное»;
  3. Игра-ассоциация «Профессии»;
  4. Игра-ассоциация «Эхо»;
  5. Рисунок «Разные люди»;
  6. Этюд «Хвастунишка»;
  7. Этюд «Три характера»;
  8. Игровое упражнение «Закончи предложение»;
  9. Ритуал прощания «Подари тепло»

Январь

5 неделя

«Я знаю, я могу»

№ 31 – 32

  1. 1. Ритуал приветствия «Я рад тебя видеть»;
  2. 2. Беседа "Что я умею делать";
  3. 3.Игра «Какой я»;
  4. 4.Упражнение «Доброе животное»;
  5. 5. Игра «Хочу сделать что-нибудь хорошее»; 
  6. 6. Упражнение «Гусеница»;

7. Сказка «Случай в лесу»

8. «Лучше всего я умею… » - рисование

9. Ритуал прощания «До свидания»

Февраль

1 неделя

«Мои желания»

№ 33 - 34

  1. Ритуал приветствия «Необычное знакомство»
  2. Игра «Угадай, кого не стало»;
  3. Игра «Узнай, кто позвал»;
  4. Этюд «Котенок»;
  5. Этюд «Вкусная конфета»;
  6. Игровое упражнение «Сказочная шкатулка»;
  7. Ритуал прощания «Тепло солнышка».

Февраль

2 неделя

«Волшебное зеркало»

№ 35 – 36

  1. Ритуал приветствия «Хорошее настроение»;
  2. Этюд «Кто как радуется»;
  3. Этюд «Улыбка»;
  4. Игра «Передай мячик»;
  5. Рисунок «Волшебное зеркало»
  6. Этюд «На лесной полянке»;
  7. Ритуал прощания «До свидания»

Февраль

3 неделя

«Моя волшебная страна»

№ 37 – 38

  1. Ритуал приветствия «Встреча с другом»;
  2. Этюд «Новые игрушки»;
  3. Игра «Игрушки»;
  4. Игра «Попугай»;
  5. Игровое упражнение «Закончи предложение»;
  6. Игровое упражнение «Сказочные истории»;
  7. Игровое упражнение «Волшебный клубочек» (рисование нитками и тесьмой);
  8. Ритуал прощания «Ручеёк радости»

Февраль

4 неделя

«Я нужен»

№ 39 – 40

  1. Ритуал приветствия «Знакомство- приветствие»;
  2. Игра «Выдерни соломинку»;
  3. Рисование «Художники-натуралисты»;
  4. Игровое упражнение «Рыбаки и рыбки»;
  5. Этюд «Снег»;
  6. Сказка «Роза и ромашка»;
  7. Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Март

1 неделя

«Тайна моего имени»

№ 41 – 42

  1. Ритуал приветствия «Моё имя и я»;
  2. Игровое упражнение «Тайна моего имени»;
  3. Этюд «Улыбка»;
  4. Игра «Ручеёк»;
  5. Рисование «Мне радостно, когда…»;
  6. Игра «Незнайка»;
  7. Ритуал приветствия «Улыбнись»;
  8. Игровое упражнение «Волшебный стул»;
  9. Ритуал прощания «Подари тепло».

Март

2 неделя

«Мой внутренний мир»

№ 43 – 44

  1. Ритуал приветствия «Здравствуй, это я…»;
  2. Игровое упражнение «Слушай мою команду»;
  3. Игра «Мальчик (девочка) – наоборот»;
  4. Рисование «Я люблю больше всего»;
  5. Игровое упражнение «Я хороший»;
  6. Этюд «Морская звезда»;
  7. Этюд «Котенок»;
  8. Игра «Иголка и нитка»;
  9. Ритуал прощания «До свидания»

Март

3 неделя

«Мой волшебный дом»

№ 45 – 46

  1. Ритуал приветствия «Встреча настроений»;
  2. Этюд «Солнце в ладошке»;
  3. Игровое упражнение на развитие мимических движений «Покажи»;
  4. Игра «Минута шалости»;
  5. Игровое упражнение «Сказочная шкатулка»;
  6. Этюд «Ласка»;
  7. Ритуал прощания «Тепло солнышка».

Март

4 неделя

«Я знаю, я умею, я могу»

№ 47 – 48

  1. Ритуал приветствия «Я рад тебя видеть»;
  2. Игровое упражнение «Танец радости»;
  3. Этюд «Это я, это моё…»;
  4. Игра «Я умею…»;
  5. Игра «Я люблю…»;
  6. Игра «Иголка и нитка»;
  7. «У меня получиться» - рисование;
  8. Ритуал прощания «Сбрось усталость»

Март

5 неделя

«Найди друга»

№ 49 – 50

  1. Ритуал приветствия «Радость»;
  2. Игра «Скучно, скучно так сидеть»;
  3. Игровое упражнение «Общая история»;
  4. Рисование «Про Сашу и Машу»;
  5. Игра «Минута шалости»;
  6. Этюд «Ласка»;
  7. Этюд «Дождик»;
  8. Ритуал прощания «Давайте жить дружно»

Апрель

1 неделя

«С кем я живу»

№ 51 - 52

  1. Ритуал приветствия «Здравствуйте»;
  2. Игра-ассоциация «Мне грустно»;
  3. Игровое упражнение «Сказочные герои»;
  4. Игра «Солнечный зайчик»;
  5. Этюд «Ласка»;
  6. Ритуал прощания «Давайте жить дружно».

Апрель

2 неделя

«Мы так похожи»

№ 53 - 54

  1. Ритуал приветствия «Добрый ёжик»;
  2. Игровое упражнение «Добрые волшебники»;
  3. Этюд «Первый снег»;
  4. Игра-ассоциация «Что может поднять тебе настроение»;
  5. Игровое упражнение «Договорились взглядом»;
  6. Ритуал прощания «Подари тепло».

Апрель

3 неделя

«Мы такие разные»

№ 55 – 56

  1. Ритуал приветствия «Моё имя»;
  2. Игра «Мостик дружбы»;
  3. Игра «Лужица»;
  4. Игровое упражнение «Доброе и злое животное»;
  5. Игровое упражнение «Сказка без слов»;
  6. Игра «Игрушки»;
  7. Рисование «Цветопись настроения»;
  8. Ритуал прощания «Тепло солнышка».

Апрель

4 неделя

«Давайте жить дружно»

№ 57 - 58

  1. Ритуал приветствия «Эстафета дружбы»;
  2. Игра «Петушки»;
  3. Игровое упражнение «Приглашение на танец»;
  4. Игра «Давайте жить дружно»;
  5. Этюд «Я очень люблю»;
  6. Ритуал прощания «Давайте жить дружно».

Ожидаемые результаты:

Дошкольники должны знать:

  • способы выражения собственных эмоций;
  • свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
  • об относительности в оценке чувств;
  • что такое "мужественность" и "женственность", понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;
  • что означают их имена.

Дошкольники должны уметь:

  • понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики;
  • рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  • переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общении с людьми;
  • общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  • оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • изображать на рисунке своё внутреннее состояние;
  • управлять своими эмоциями и чувствами.

Практическая значимость Программы

  • Ребенок легче адаптируется в группе детей, у него повышается уверенность в своих силах, он знакомится с навыками релаксации и саморегуляции.
  • Ребенок, становится по своему психологическому состоянию качественно другим - успокоенным, духовно обновленным, отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах. У ребенка корректируются нежелательные черты характера и поведения.
  • Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей, прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявления тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, позитивная и адекватная оценка себя. В ходе наблюдения за детьми  было отмечено непринужденное их поведение при общении со взрослыми и сверстниками.
  • Кроме того, критериями эффективности программы выступили: позитивная динамика эмоционального развития ребенка; гармонизация образа «Я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе (повышение самооценки); уверенность в себе и своих возможностях.

МОНИТОРИНГ

  1. Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как индивидуально, так и подгруппами не более 4-5 человек, которых рассаживают на расстоянии друг от друга. В качестве стимульного материала используются 8 цветных карандашей в стаканчике, 2 полоски белой бумаги и палитра.

Методика состоит из трех блоков.

Первый блок – подготовка таблицы, которая включает режимные моменты для диагностики (от 8 до 10 моментов). Последняя графа таблицы – актуальное состояние; оборудование места и подготовка стимульного материала (складывание палитры по количеству режимных моментов).

Возможные режимные моменты, которые можно использовать для диагностики: приход в Детский сад, завтрак, занятия с педагогом, занятия по ФИЗО, занятия по МУЗО, прогулка, обед, сон.

Второй блок – обследование.

  1. Работа с палитрой. Детям даётся инструкция: «Ребята, попробуем, как рисует каждый карандаш, цвета повторяться не должны. Когда закончите работу, лист отодвиньте в сторону, но так, чтобы вам было видно».
  2. Работа с полоской №1. Инструкция детям: «Ребята, закройте глаза и представьте себе, что сейчас…завтрак». Взрослый определяет 4-5 основных характерных для этого момента действий. При этом, не называя конкретных людей, блюда, задания. – «Какого цвета у тебя/вас сейчас настроение? Только не называй/те цвет, а просто представь его. Теперь открой/те глаза, и найди/те карандаш такого же или наиболее подходящего цвета, как твоё настроение. Нарисуй/те круг на этой полоске или черточку, затем полоску загни/те, карандаш положи/те на место». И так по всем режимным моментам. Цвета могут повторяться. После рассмотрения всех режимных моментов детям предлагается закрыть глаза и задаётся вопрос: «Какое у тебя сейчас настроение? Представь, какого оно цвета. Открой глаза, возьми карандаш и нарисуй его». Данное задание является отражением актуального состояния ребёнка.
  3. Работа с полоской №2. Ребёнку даётся инструкция: «Найди карандаш, который нравится тебе по цвету больше всего. Нарисуй им квадрат или черточку. После чего карандаш отложи в сторону (взрослый убирает карандаш со стола), теперь из оставшихся найди самый красивый и т.д. до последнего карандаша».

Третий блок – обработка результатов.

Сначала проводится индивидуальная обработка полосок №1 и №2. Каждому цвету на полоске №2 слева направо присваивается порядковый номер от 1 до 8. Затем соответствующие номера цветов переносятся на полоску №1.

Цвета под номерами:

1,2,3 – цвета эмоционального благополучия;

4,5,6 – эмоционально нейтральные;

7,8 – проецируют эмоциональное неблагополучие.

Полоска №1 оценивается лишь в том случае, если актуальное состояние ребёнка не раскрашено цветами 7,8.

Групповая обработка результатов заключается в составлении таблицы или протокола эмоционального благополучия ребёнка в Детском саду. Количество столбцов в таблице – по числу режимных моментов плюс актуальное состояние.

п/п

Ф.И. ребёнка

Режимные моменты

Актуальное состояние ребёнка

Прием

Завтрак

Сон

1

2

3

Сколько раз встречаются по каждому режимному моменту цвета 7 и 8

По итогам наблюдений составляется сводный протокол на начало и конец года, отражающий динамику эмоционального состояния детей группы.

п/п

Ф.И. ребёнка

Режимные моменты

Актуальное состояние ребёнка

Прием

Завтрак

Сон

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Примечание: н.г. – начало года, к.г. – конец года.

В описательной части заключения по результатам обследования указывается общая картина эмоционального состояния группы – благополучная или неблагополучная. Эмоциональное благополучие определяется  процентным соотношением повтора цветов под номерами 7 и 8 от общего количества цветов. Если это значение не превышает 15% от общего количества, эмоциональное состояние группы оценивается как благополучное. Если больше 15% - неблагополучное.

Например, исследуется группа в количестве 15 человек. Рассматривается 8 режимных моментов. Рассчитаем общее число используемых цветов: 8 умножаем на 15, получаем 120 цветных меток.

Подсчитываем общее количество встретившихся цветов под номерами 7 и 8 по всем режимным моментам. Допустим, сумма равна 16. Рассчитаем процент: 16 умножаем на 100% и произведение разделим на 120 цветных меток. Получаем 13%. Следовательно, эмоциональное состояние группы оценивается как благополучное.

Далее определяется состояние эмоционального благополучия каждого ребёнка. Расчет производится по вышеуказанному способу, но положительным эмоциональное состояние можно считать в том случае, если процентное значение не превышает 30%. При этом указываются конкретные цифровые коды детей с благополучным или неблагополучным эмоциональным состоянием.

Подобный расчет производится и по каждому режимному моменту, где значение более 15% указывает на эмоциональное неблагополучное состояние детей.

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА

(автор В.Г.Щур)

Методика «Определение самооценки ребёнка»

Цель диагностики: выявление особенностей самооценки ребёнка.

Экспериментальный материал: шесть нарисованных лесенок, состоящих из пяти ступенек.

Ход проведения исследования и последовательная оценка результатов.

Ребёнку предлагаются лесенки из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Экспериментатор просит отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно, «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты».

Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый…). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребёнка.

После выполнения первого задания ребёнку даётся следующее: он должен отметить условным обозначением (кружком, звёздочкой, крестиком другого цвета и т.п.) своё место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребёнка) оценивают его так же, как он оценивает себя, или дают более высокую оценку, - ребёнок защищён психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой – маленький…).

Методика используется для сопоставления её результатов с оценкой данного ребёнка со стороны семьи и воспитателей детского сада.

МЕТОДИКА

ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕБЁНКА С РОДИТЕЛЯМИ

(автор Г.Т.Хоментаускас)

Проективная методика «Рисунок семьи»

Цель диагностики: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

Экспериментальный материал: лист бумаги, простой карандаш или набор цветных карандашей.

Ход проведения исследования.

Если в рисунке семьи руки каждого (или одного) члена семьи неодинаковы, то можно предположить, что особенности характеризуют стиль общения конкретных членов семьи.

В процессе выполнения задания с ребёнком, рекомендуется обращать внимание на паузы, возвращения к уже нарисованным фигурам, исправления, чрезмерное штрихование, спонтанные высказывания.

Расстояние между фигурами отражает реальную эмоциональную дистанцированность каждого члена семьи по отношению к ребёнку, друг к другу (с точки зрения самого ребёнка).

Барьеры (члены семьи изображаются разъединёнными различными предметами) свидетельствуют об эмоциональной разобщённости, о конфликтности семейных отношений.

Порядок изображения. Наиболее информативно то, кого из членов семьи ребёнок изображает первым. Как правило, это либо наиболее эмоционально значимый член семьи, либо тот член семьи, которого ребёнок боится, но почитает. Уточнить, с каким эмоциональным отношением связано изображение первым того или иного члена семьи, позволяет анализ рисунка в целом. Если ребёнок рисует себя в непосредственной близи с изображённым первым членом семьи, который при этом тщательно прорисован, декорирован, можно предположить, что именно к нему ребёнок наиболее привязан. В том случае, когда ребёнок рисует себя в отдалении от первого изображённого члена семьи, нарисованного к тому же схематично или радуцированно, вообще не рисует себя или изображает последним, то, скорее всего, с этим членом семьи у него связаны наиболее отрицательные эмоции, на которых он сознательно или бессознательно акцентирует своё внимание. Если первым ребёнок изображает себя, скорее всего, он воспринимает себя как центр всего, он воспринимает себя как центр внимания, считает главным в семье. При такой ситуации его собственное изображение значительно отличается от других по степени детализированности, тщательности прорисовки, декорированности. В других случаях – если в рисунке есть показатели личностного неблагополучия ребёнка – необходимо уточнить, не выполняет ли такое изображение функцию компенсации. Изображение первыми различных предметов, а не людей рассматривается как уход, защита от неприятного задания. Это свидетельствует о неблагополучии в семейной ситуации или о недостаточном доверии ребёнка к экспериментатору. Если последней рисуется фигура матери, то чаще всего это говорит о негативном отношении ребёнка к ней. Изображение последними других членов семьи не интерпретируются как показатель таких отношений.

Состав семьи. Изображение всей семьи рассматривается как один из показателей благоприятной семейной ситуации, но может свидетельствовать о ней только в сочетании с другими показателями ненарушенных семейных отношений, об их конфликтности.

Изображение не входящих в семью детей рассматривается как проявление чувства одиночества в семье, недостатка внимания. Включение в рисунок не живущих в доме животных (как правило, пушистых и мягких) интерпретируется так же, как и расширение семьи за счёт детей. С той только разницей, что здесь можно предположить у ребёнка выраженную потребность в более тёплых эмоциональных отношениях, тогда как включение в рисунок детей свидетельствует, скорее всего, о потребности в общении на равных. Отсутствие изображения какого-нибудь члена семьи (или радуцированное его изображение) может быть связано с негативными эмоциями по отношению к нему, конфликтными отношениями ребёнка с ним. Часто в рисунке отсутствуют братья и сёстры, что связано с конкурентностью в отношениях с ними.

Если отсутствует изображение самого ребёнка, это указывает на эмоциональное неприятие ребёнка в семье, чувство отверженности у него.

Так же интерпретируется отсутствие изображения членов семьи (ребёнок рисует себя  одного или с кем-нибудь другим, не входящим в семью).

Эти варианты различаются отношением ребёнка к такому отвержению. В случае отсутствия изображения ребёнка можно предположить, что он чувствует свою вину за то, что не принимается членами семьи. В другом случае ребёнок обвиняет семью, что приводит к весьма драматичной ситуации: ребёнок и злится, и обижается на своих родителей, и любит их. (Часто такая противоположность эмоций находит выход в агрессивных тенденциях, негативной демонстративности). Изображение различных фигур на разных сторонах листа или на разных листах рассматривается как показатель враждебности между «разъединёнными» членами семьи.

Отказ рисовать семью (при условии хорошего контакта экспериментатора с ребёнком) свидетельствует о чрезмерном эмоциональном напряжении ребёнка в связи с семейной ситуацией, тенденции к вытеснению этих отношений.

Величина фигур. Неадекватно большое изображение какого-нибудь члена семьи может свидетельствовать о его доминантности. Такое доминирование может вызывать у ребёнка отрицательное отношение, и тогда в рисунке встречаются другие показатели такого отношения (например, штриховка этой фигуры).

Неадекватно большое изображение ребёнком самого себя интерпретируется как чувство своей значимости. Однако, если в рисунке есть указания на неблагополучную семейную ситуацию, личностные трудности ребёнка, то скорее всего, изображение свидетельствует о потребности ребёнка в признании своей значимости.

Изображение себя неадекватно маленьким свидетельствует о нарушенных семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве неуверенности у ребёнка, о потребности в заботе.

Изображение неадекватно маленьким какого-нибудь члена семьи, рассматривается как показатель нарушенных отношений ребёнка с ним, испытываемых по отношению к нему отрицательных эмоций.

Выражение лиц нарисованных членов семьи может быть отражением чувств ребёнка к ним или представления ребёнка о том, как они к нему относятся.

Поправки. Стирание нарисованных фигур, возвращение к их доработке, свидетельствует о значимости для ребёнка того или иного члена семьи. Однако эта значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Если доработки не привели к улучшению результатов, то это, как правило, свидетельство отрицательного, конфликтного отношения, вызывающего эмоциональное напряжение.

Позы перед рисованием той или иной фигуры также рассматриваются как показатель конфликтности отношения ребёнка с данным членом семьи.

Расположение фигур на линии основания, проведение линий под рисунком могут рассматриваться как симптомы тревожности ребёнка. В некоторых случаях так же может быть проинтерпретировано и преобладание в рисунке вещей (по сравнению с людьми).

Дополнительная информация. Дополнительную информацию о семейных отношениях можно получить, предложив ребёнку раскрасить рисунок семьи. Совпадение цветов при раскрашивании расценивается как показатель эмоционально близких отношений ребёнка с данным членом семьи.

Анкетный опрос родителей

Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае проводится анкетный опрос родителей или других близких ребёнку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.

Анкета №1

Ф.И.О. ребёнка__________________возраст__________________№ группы_____________

Ф.И.О. родителей______________________________________________________________

  1. Как Ваш ребёнок засыпает?

- быстро

- медленно

- требует, чтобы с ним сидели

- требует, чтобы не гасили свет

  1. Как он спит?

- крепко, спокойно

- неспокойно

- вскрикивает

- плачет

- разговаривает во сне

  1. Как просыпается?

– сразу

- не сразу

  1. В каком настроении просыпается Ваш ребёнок?

- весёлый, спокойный

- раздражительный

- грустный

- в слезах

  1. Как он ест?

- охотно, не выбирает пищу, быстро, сам

- неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

  1. С каким настроением Ваш ребёнок идет в Детский сад?

- радостное

- иногда не хочет

- часто отказывается

- капризничает

- другое

  1. В чем Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?

- трудности в отношениях с воспитателем

- трудности в отношениях со сверстниками

- привязанность к матери

- позднее засыпание вечером

- другие причины

  1. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребёнка?

- да

- иногда

- нет

  1. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

- в темной комнате

- при наказаниях, окриках

- при недовольстве взрослых его поведением

- когда слушает страшную сказку

- когда видит собаку, змею

- без видимой причины

  1. Как проявляется страх у ребёнка?

- плачет

- убегает

- впадает в ярость

- зовет взрослых

- справляется сам

  1. Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным?

- часто

- иногда

- редко

  1. Как Ваш ребёнок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.?)

- ответное нападение

- плачет

- проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)

- замыкается, «уходит в себя»

- уходит, убегает от обидчика

  1. Чему радуется Ваш ребёнок?

- новой игрушке, подаркам

- встрече с близкими людьми

- встрече со сверстниками, друзьями

- когда вы вместе играете

- совместным походам в театр, цирк и т.д.

  1. Что вызывает у него огорчение?________________________________________________________________

  1. На что он обижается? ______________________________________________

  1. Часто ли ребёнок плачет?

- да

- нет

  1. Какое обычно состояние у ребёнка?

- спокойное

- плаксивое

- возбужденное

  1. Как быстро проходит у него переживание?

- быстро

- не очень быстро

- через длительное время

  1. Умеет ли Ваш ребёнок выразить своё сочувствие близким?

- да

- редко

- нет

  1. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

- доброжелательный интерес

- агрессивность

- безразличие

  1. Как ребёнок относится к животным?

- доброжелательный интерес, желание поиграть

- страх

- агрессивность

- безразличие

  1. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

- доброжелательность

- агрессивность

- безразличие

  1. С кем из детей группы Ваш ребёнок наиболее часто общается?_____________________

  1. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

- да

- иногда

- нет

  1. Жалуется ли на сверстников?

- да

- иногда

- нет

  1. На что жалуется в отношениях со сверстниками?

- дети не принимают в игру

- обижают

- не хотят дружить

- отнимают игрушки

- шумят

  1. Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми?

- уравновешенный

- терпеливый

- чуткий

- уступчивый

- приветливый

- вспыльчивый

- склонный чаще командовать, чем подчиняться

  1. Умеет ли ребёнок отстаивать свои интересы перед взрослыми?

- да

- не всегда

- нет

  1. Умеет ли ребёнок отстаивать свои интересы перед сверстниками?

- да

- не всегда

- нет

  1. Каким образом он отстаивает свои интересы?

- находит аргументы

- упрашивает

- вежливо требует

- агрессивно требует

- плачет

31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

- прямого влияния не оказывают

- благополучие семейных отношений – это эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий  его жизнь в детском саду

- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому _____________________________________________________________________________

Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.

Анкета №2

  1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?

- радостно

- иногда не хочет

- часто отказывается

- капризничает

- другое

  1. В чем Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?

- трудности в отношениях с педагогом

- со сверстниками

- привязанность к матери

- позднее засыпание вечером

- другие причины

  1. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?

Благополучно (с кем именно):

- с воспитателями

- с помощником воспитателя

- с музыкальным руководителем

- инструктором по физкультуре

- с педагогами дополнительного образования

- с другими специалистами

Неблагополучно (причины):

- иногда бывают конфликты

- обижается на взрослых за то, что наказывают

- не разрешают брать игрушки

- другое

  1. С кем из детей группы Ваш ребёнок наиболее часто общается?
  2. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

- да

-иногда

-нет

  1. Жалуется ли на сверстников?

- да

- иногда

- нет

7. На что жалуется?

- дети не принимают в игру

- обижают

- не хотят дружить

- отнимают игрушки

- шумят

8.Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?

9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?

10. Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)?

11. Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми?

- уравновешенный

- терпеливый

- чуткий

- уступчивый

- приветливый

- вспыльчивый

- склонен чаще командовать, чем подчиняться

- другой

  1. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

- прямого влияния не оказывают

- благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду

- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...

Статья: « Использование элементов фитбол – аэробики как способ развития физических качеств и двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста»

Данный материал интересен для инструкторов физической культуры и содержит информацию и методические рекомендации по фитнес-технологии: фитбол-аэробика....

Программа по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников

Представлена программа  по развитию эмоционально-личностной сферы для детей среднего и старшего возраста....

Статья « Использование фитбол – аэробики, как способ развития физических качеств и двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста»

Данный материал интересен для инструкторов физической культуры и содержит информацию и методические рекомендации по фитнес-технологии: фитбол-аэробика....

Рабочая программа по предшкольной подготовке воспитателя кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышо

Рабочая программа воспитателя для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышок» по предшкольной п...