Программа по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников
рабочая программа

Пермякова Ольга Михайловна

Представлена программа  по развитию эмоционально-личностной сферы для детей среднего и старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_emotsionalno-lichnostnogo_razvitiya.docx88.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное образовательное  учреждение города Новосибирска

«Детский сад №274 комбинированного вида»

                                                                       

Программа

развития эмоционально-личностной сферы дошкольников посредством работы со сказкой

Педагог-психолог: Пермякова О. М

Новосибирск 2017г

Содержание программы

I. Пояснительная записка

Актуальность программы

Цель и задачи программы

Этапы реализации программы

Целевые ориентиры

II. Содержательный раздел

Календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Содержание занятий для средней группы

Содержание занятий для старшей группы

III. Организационный раздел

Материально-техническое оснащение

Методическая литература

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития. Эмоциональная сфера как сложноорганизованная система регуляции поведения ребенка напрямую связана с психологическим и социальным благополучием ребенка.

Недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом приводят к нарушениям психоэмоционального развития детей, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Постепенно недифференцированные эмоциональные реакции превращаются  в чувства, а от  степени развития чувств зависит поведение ребенка в соответствующих ситуациях. В конечном итоге,  общая положительная направленность ребенка, связанная с моральными чувствами, создает стержень личности, который будет определять способ поведения в жизненных ситуациях. Все  это обуславливает актуальность выбранной темы.

Влияние  художественного слова,  театрализованных игр, сказок  на эмоции ребенка  очевидна. Благодаря сказкам, в сознании ребенка формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, его образ мира.

Возможностям  сказки в развитии эмоционального мира ребенка огромны. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Мифы, легенды, притчи и сказания издревле использовались в качестве передачи информации, всегда несли в себе послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Сказка позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка, решая задачу воспитания положительных чувств, обучения ребенка управлению своими негативными эмоциями, а значит обучает саморегуляции.

Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями.

В образе сказочных героев дети переживают разные чувства, учатся распознавать эмоциональное  состояние человека по интонации: побеждают хитрую лису, злого волка, помогают слабым и беззащитным.  Чем эмоциональнее  прочитано произведение, тем легче дети будут воспринимать и понимать произведение особенности эмоционального состояния героя. Работа с иллюстрациями, анализ эмоционального состояния героев, изображенных на картинках  способствует проникновению в чувства героя, развивает способность распознавать детей понимать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях.

На основе этой базы была спроектирована коррекционно-развивающая программа по работе со сказкой для детей разных возрастных групп.

Цель программы: развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников посредством работы со сказкой.

Задачи:

- расширение эмоционального опыта детей, знакомство с различными эмоциями и чувствами;

- формирование навыков понимания собственного и чужого  эмоционального состояния.

- овладение  способами самовыражения различных эмоциональных  состояний;

- развитие  способности адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях, навыки эмоциональной саморегуляции.

Программа курса включает следующие основные методы  работы со сказкой:

- эмоциональное чтение или рассказывание сказок взрослым;

- групповое рассказывание сказок детьми;

-  придумывание детьми нового окончания сказки или продолжения.

- рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды. Детям такой метод может быть особенно полезен, т.к. он помогает встать на место другого человека,).

- сочинение сказок (Сочиненная ребенком сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что есть продукт творческого акта. Ребенок, сочиняя сказку,  не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активирует свои бессознательные стремления, обеспечивая свое личностное развитие).

- анализ эмоционального состояния героев в различных ситуациях;

- изготовление героев и драматизация различных эмоциональных ситуаций;

- анализ иллюстраций, осознание эмоционального состояния героя по мимике, жестам, позам;

- иллюстрирование сказок, создание своей книги.

Программа базируется на следующих принципах:

- принцип единства аффекта и интеллекта;

- принцип сопряженности эмоционального развития с полноценным развитием сенсорной системы;

- принцип диалектического взаимодействия внешнего и внутреннего;

- принцип системности развития психической деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной  программы: 4-6 лет.


Занятия с дошкольниками проводятся в подгрупповой форме. 1 раз в неделю. Подгруппа составляет до 12 человек. Продолжительность занятий зависит от возраста участников занятия.

Этапы реализации программы:

Название

Цель

Мероприятие

Срок

Организационный

Создание необходимых

психолого- педагогических

условий. Подготовка программы, развивающей среды, диагностических материалов.

Подготовка программы и оборудования. Диагностическое исследование эмоционально-личностной  сферы.

Сентябрь

Содержательно-

практический

Реализация

программы

Занятия по программе

октябрь-

апрель

Оценочный

Оценка динамики уровня развития  эмоционально-личностной сферы детей.

Диагностика.

Сентябрь, май

Диагностический инструментарий

Название шкалы

Используемые методики

Исследуемая функция

Эмоциональное

развитие

- Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных  состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова)

- Методика изучения мимической моторики Г.А. Волковой

- Методика «Паровозик» (Велиева)

- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Уровень понимания эмоциональных  состояний людей, изображенных на картинке

Уровень мимической моторики

Уровни психического состояния

Уровень тревожности

Личностное развитие

- Методика «Лесенка»  (в модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

Уровень самооценка, притязаний

Социальное развитие

- Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская) проводилась у полного состава группы детей.

Социальный статус

Целевые ориентиры овладением программы:

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Дети могут:

- эмоционально "проживать " текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- эмоционально проигрывать сказку в драматизации;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- развиты коммуникативно - речевые навыки: свободно (без боязни) высказывает свое предположение; отношение к героям, к их поступкам

- сформировано чувство эмпатии (сопереживание) героям сказок, игрушкам, людям;

- умеет эмоционально, выразительно передавать речь героев сказок: хорошо звукоподражает, повторяет и проговаривает диалоги героев сказок и потешек

- знает и узнает героев и содержание сказок пройденных сказок

- умеет внимательно и осмысленно слушать, реагировать на вопросы по сказкам

-самостоятельно разыгрывает знакомые сказки в группе, может импровизировать, с удовольствием играет в режиссерские игры.

II. Содержательный раздел

Данна программа  рассчитана  на 2 года для детей 4-5, 5-6 лет.

Как продолжение к существующим программам:

Для детей 3-4 лет - Программа О.В. Царькова. «Первый блин с начинкой из сказки».

Для детей 6-7 лет - Программа  Панфиловой М.А.  «Сказки о школе детям и взрослым «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Каждое занятие строится на основе работы с одной сказкой. После каждого блока сказок, отведенных одной эмоции, проводится обобщающе - практическое  занятие на проигрывание этюдов, связанные с данной эмоцией, беседа.

Общая структура занятий:

1часть

В начале занятия звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»

Приветствие и создание благоприятной атмосферы доверия для занятий.

(В средней группе на приветствие приходит гость (может быть один и тот же или разный), дети могут здороваются с ним за лапку(ручку), могут гладить, шлепать своей ладошкой по его   или просто приветствовать на словах.

2 часть

Погружение в сказку:

- Чтение, анализ сказки

3 часть

Этюды по эмоциональным состояниям героев.

4 часть

Игровые или театрализованные элементы, арт-упражнения: иллюстрирование,  рисование, сочинительство, работа с песком, лепка.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

(средняя группа)


Цель:
 развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоционального опыта детей.

 Длительность занятия – 15-20 мин 1 раз в неделю.

Задачи:

- формирование благоприятного эмоционального климата группы;

 - развитие способности понимания проявлений эмоциональных состояний у себя и других;

-  развитие эмоционально-выразительных движений.

Направления работы: эмоциональное чтение, знакомство с различными чувствами и эмоциями, разыгрывание сказочного сюжета, беседа.

Наименование блоков, тем

Всего часов

 Сотрудничество, дружба, взаимопомощь

1.

Репка. Русская народная сказка.

1

2.

Раз, два, дружно. В. Сутеев

1

3.

Заяц и петух. Русская народная сказка.

1

4.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Радость

5.

Путаница. К. Чуковский

1

6.

Радость.  М. Карем

1

7.

Доктор Айболит. К. Чуковский

1

8.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

Грусть

9.

У меня пропал щенок. С. Михалков

1

10.

Пароходик. Г. Цыферов

1

11.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Злость, гнев

12.

Три медведя.  Русская народная сказка.

1

13.

Мойдодыр. К. Чуковский

1

14.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Горе

15.

Курочка ряба. Русская народная сказка.

1

16.

Федорино горе. К. Чуковский

1

17.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Обида

18.

День рождение кота Леопольда.  А. Хайт, А. Левенбук

19.

История про поросенка. Г. Цыферов

1

20

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Страх

21.

Храбрый утенок Житков Б.С.

1

22.

Крошка Енот.  Л. Муур

1

23.

Муха-цокотуха. К. Чуковский

1

24.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Удивление

25.

Сказка об удивленном цыпленке.

1

26.

Живая шляпка. Н. Носов

1

27.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Жадность

28.

Два жадных медвежонка. Русская народная сказка.

1

29.

Жадный зайка. С. Михалков

1

30.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Всего: 30 занятий

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

(старшая группа)


Цель:
 развитие эмоциональной сферы, способности самопознания, саморегуляции.

 Длительность занятия – 20-25 мин 1 раз в неделю.

Задачи:

- формирование благоприятного эмоционального климата группы;

- развитие способности распознавания эмоционального состояния героя по мимике, жестам, интонации;

- развитие умения выражения отрицательных эмоций;

-  развитие эмпатии, сочувствия, сопереживания.

Направления работы: эмоциональное чтение,  беседа, анализ мотивов поведения и их эмоционального состояния героев по тексту и иллюстрациям,  ролевое проигрывание, создание своих иллюстраций, арт-упражнения, направленные на самопознание.

Наименование блоков, тем

Всего часов

 Сотрудничество, дружба, взаимопомощь

1.

Добрая хозяюшка В.Осеева

1

2.

До первого дождя В. Осеева

1

3.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Радость

4.

Как отдыхал подъемный кран. Г. Цыферов

1

5.

Он живой и светится. М. Драгунский

1

6.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

Грусть

7.

Снегурочка. Русская народная сказка

1

8.

Печенье. В. Осеева

1

9.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Злость, гнев

10.

Огурцы. Н. Носов.

1

11.

Новые приключения кота в сапогах. Е. Шварц

1

12.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Горе

13.

Собачка и лев. Л. Толстой

1

14.

Слон. А. Куприн

1

15.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Удивление

16.

Про слоненка и медвежонка. Г. Цыферов

1

17.

Кому что удивительно. В. Голявин.

1

18.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

Страх, испуг

19.

Затейники. Н. Носов

1

20.

Трусиха. Н.Артюхова

1

21.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Стыд, вина.

22.

Косточка. Л.Н. Толстой.

1

23.

Почему? В. Осеева

1

24.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Хвастовство

25.

Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

1

26.

Лягушка-путешественница. В. Гаршин

1

27.

Двое из сумы. Русская народная сказка.

1

28.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Отвращение

29.

Король лягушонок. Б. Гримм.

1

30.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

1

Всего: 30 занятий

Содержание занятий для средней группы

Тема  занятия

Содержание занятий

 Сотрудничество, дружба, взаимопомощь

1.

Репка. Русская народная сказка.

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Репка. Русская народная сказка.

Анализ сказки:  Про что сказка?

Почему дед не смог вытащить репку из земли?

Это радость для деда или огорчение?

Кого дед звал на помощь?

Получилось или нет вытащить?

Как им удалось справиться?

Этюды на умение выражать эмоции:

Удивление деда: большая пребольшая репка.

Усталость: тянет-потянет, вытянуть не может.

Радость совместной победы, завершение дела: вытянули репку

Игровое упражнение,  театрализованная игра:

Вживаемся в роль репки: маленькое семечко, росток, репка, огромная репка.

Итог: Справились вместе.

2.

Раз, два, дружно. В. Сутеев

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Раз, два, дружно. В. Сутеев

Анализ сказки: Что случилось в сказке?

Кто помогал Лосю?

Получилось или нет освободить Лося?

Как маленьким зверушкам получилось помочь большому Лосю?

Этюды на умение выражать эмоции:

Горе Лося:  застрял и не может выбраться.

Усталость зверей: звери помогают и им очень тяжело.

Радость совместной победы, завершение дела: Освободили Лося. Ура!!!

Игровое упражнение, театрализованная игра:

«Насос-мяч»

Итог: Вместе, дружно даже маленькие могут спасти большого.

3.

Заяц и петух. Русская народная сказка.

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Заюшкина избущка. Русская народная сказка.

Анализ сказки:  Про что сказка?

Почему Лисичкина избушка расстаяла?

Как поступила Лисичка?

Почему зайка заплакал?

Кто пожалел зайку?

У кого получилось помочь зайке?

Как Петух справился с Лисой?

Этюды на умение выражать эмоции:

Горе зайки: сидит заяц плачет, горюет, лапками слезы утирает

Звери жалеют зайку: не плачь зайка, я Лису выгоню.

Испуганные звери.

Испуганная  лиса: Шубу надеваю.

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Вживаемся  в роль медведя, собаки, петуха.

Итог: Храбрость помогает в любом деле.

4.

Обобщающее занятие по блоку

Беседа:

Вместе, дружно с любым делом можно справиться. А что еще можно делать вместе?

Ты помогаешь – тебе помогут.

Этюды: 

Звери жалеют Зайца. Звери пугаются Лису. Храбрый петух прогоняет Лису.

Инсценировка: «Репка».

Радость

5.

Путаница. К. Чуковский

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Путаница. К. Чуковский

Анализ сказки: Что случилось в сказке?

Почему звери заупрямились и разбаловались?

Как получился пожар? Что звери делали чтобы потушить огонь?

Кто потушил пожар?

Этюды на умение выражать эмоции:

Веселье-баловство зверей: Надоело нам мяукать…

Испуганный кит: Эй, пожарные бегите…

Радость: Вот обрадовались звери.

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Дети отвечают голосами животных.

Итог: баловство зверей приводит к беде, радость – справились с бедой.

6.

Радость.  М. Карем

Приветствие гостя.

Работа с  иллюстрациями:

Какое настроение передается нам через рисунки?

Кто здесь радуется?

Как вы догадались, что зайцы радостные? Найдите испуганных зайцев на других картинках.

Чтение сказки: Радость. М. Карем

Анализ  сказки:

Про что это стихотворение?

Кто в нем радуется и чему?

Этюды на умение выражать эмоции:

Радость клена, радость зайцев.

Игровое упражнение, театрализованная игра:

«Грустим или радуемся» .  Называется событие, дети должны отреагировать на него невербально, чтобы все поняли обрадовался он или загрустил.

Итог: радоваться можно многому.

7.

Доктор Айболит. К. Чуковский

Гость:

Чтение сказки: Доктор Айболит. К. Чуковский

Анализ сказки:  Про что сказка?

Что случилось со зверями?

Кто помогал Айболиту попасть в Африку?

Какое самочувствие у зверей?

Как лечил зверей Айболит?

Удалось Айболиту вылечить зверей?

Этюды на умение выражать эмоции:

Беспокойство: Что такое, неужели ваши дети заболели?

Усталость Айболита: О, если я не дойду…

Болезнь, горе: И вывихнуто плечико у бедного кузнечика…

Радость: Приехал, приехал, Ура! Ура!

Вот и вылечил он всех!

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Лепим зверей-пациетов для Айболита

Итог: Когда получается кому-то помочь – радостно всем.

8.

Обобщающее занятие по блоку

Находим  на карточках - пиктограммах – радость.

Находим на фотографиях – радостные  лица людей 

Беседа: Мы радуемся многому, мы радуемся разному.

Можно радоваться самому, можно доставить радость другому.

Этюды: Тушение пожара и радость победы.

Айболит вылечил больных зверей.

Арт-упражнение: Рисуем свою радость.

Грусть

9.

У меня пропал щенок. С. Михалков

Приветствие гостя.

Чтение сказки: У меня пропал щенок. С. Михалков

Анализ сказки:  Что случилось у девочки?

Как она переживала?

Что натворил с утра щенок?

Каким появился щенок?

Как девочка за ним ухаживала?

Этюды на умение выражать эмоции:

Грусть, переживания девочки: поиск пропавшего щенка.

Радость: щенок нашелся

Щенку больно.

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Игра- тренинг: «Грустно - пожалеем, погрустим вместе»

Итог: грустно, когда с другом что-то случается: потерялся, болеет.

10.

Пароходик. Г. Цыферов

Приветствие гостя.

Работа с  иллюстрациями:

Какое настроение у пароходика?

Кто вы догадались?

Чтение сказки: Пароходик. Г. Цыферов

Анализ  сказки:  Почему загрустил пароходик?

У кого он искал помощи?

Кто смог помочь пароходику?

Как изменилось настроение у пароходика?

Этюды на умение выражать эмоции:

Грусть пароходика: забыл, как гудеть.

Грусть мальчика: я маленький и никого не могу научить.

Радость пароходика, радость мальчика: Я знаю, как гудеть, это ты меня научил!

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Игра: «Рассмешим Несмеяну»

Итог: Грустно, когда не получается что-то, радостно - когда получится. Радостно помочь другому.

11.

Обобщающее занятие по блоку

Находим  на карточках - пиктограммах – грусть.

Когда мы грустим?

Грустно, когда что-то случается, не получается что-то.  Радостно помочь другому перестать грустить.

Этюды: грусть девочки

Инсценировка: «Пароходик»

Злость, гнев

12.

Три медведя.  Русская народная сказка.

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Три медведя. Русская народная сказка.

Анализ сказки:  Что случилось с девочкой?

Кто жил в лесном домике?

Что она делала в домике? Кто жил в домике?

Какими медведи вернулись домой?

Почему медведи страшно рычали?

Почему медведи разозлились?

Этюды на умение выражать эмоции:

Страх девочки: потерялась в лесу.

Радость девочки:  засмеялась, так ей было хорошо!

Гнев медведей: Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?!!!

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Вживаемся в роль медведей (рычим по-разному).

Итог: Нельзя трогать чужое!

13.

Мойдодыр. К. Чуковский

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Мойдодыр. К. Чуковский

Анализ  сказки:  

Что случилось в доме мальчика? Из-за чего все убежало?

Кого разозлил мальчик?

Как вы догадались, что Мойдодыр и Крокодил разозлились?

Что сделал мальчик после этого? Каким он стал?

Кого порадовал мальчик?

Этюды на умение выражать эмоции:

Гнев Мойдодыра: Ах ты гадкий, ах ты грязный…

Гнев Крокодила: Уходи-ка ты домой говорит…

Радость Мойдодыра: Вот теперь тебя люблю я…

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Игра «Жужа»

Итог:  На нас злятся, когда мы чего-то не делаем, не слушаемся взрослых.

14.

Обобщающее занятие по блоку

Находим  на карточках - пиктограммах – злость.

Когда мы злимся? Вспоминаем.

За что на нас злятся?

Этюды: Злость мойдодыра.

Этюд на  музыку Д. Кабалевского «Злюка»

Инсценировка: Медведи возвращаются домой.

Горе, печаль

15.

Курочка ряба. Русская народная сказка.

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Курочка ряба. Русская народная сказка.

Анализ  сказки:  Про кого эта сказка?

Что случилось в доме бабы и деда?

Что делали дед и баба?

Почему заплакали?

Как жалеет курочка стариков?

Этюды на умение выражать эмоции:

Горе деды и бабы: яичко упало и разбилось.

Утешение бабы и дела курочкой: не плачь дед, не плачь баба.

Игровое упражнение, театрализованная игра:

«Зеркало». Отзеркаливаем эмоции в паре.

Итог: Горе - это потеря.

16.

Федорино горе. К. Чуковский

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Федорино горе. К. Чуковский

Анализ  сказки:  

Что случилось в доме Федоры? Из-за чего все убежало?

Почему посуда решила вернуться?

Какие изменения произошли с Федорой?

Этюды на умение выражать эмоции:

Горе Федоры: Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!

А бедная баба одна, И плачет и плачет она

Обида посуды: Было нам у бабы худо, Не любила нас она, Била, била нас она…

Радость посуды: Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!

Игровое упражнение, театрализованная игра:

«Обними друга».

Итог: Горе - это потеря.

17.

Обобщающее занятие по блоку

Находим  на карточках - пиктограммах – горе.

Когда мы горюем?

Горе у человека, когда случается то, что трудно или нельзя исправить.

На какую эмоцию похоже горе?

Этюды: Печальная Федора идет за посудой.

Инсценировка: Сказка Курочка ряба.

Обида

18.

День рождение кота Леопольда.  А. Хайт, А. Левенбук

Приветствие гостя.

Чтение сказки: День рождение кота Леопольда.  А. Хайт, А. Левенбук

Анализ сказки:  Про что эта сказка?

День рождения это радостное событие или грустное?

Почему Кот Леопольд плакал в этот день?

Кто и как его обидел?

Почему мышатам было весело?

Этюды на умение выражать эмоции:

Радость Леопольда: У меня сегодня День рождения!

Обида Леопольда: как больно, как обидно.

Радость мышей.

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Подарок мышей.

Итог: обида – это неожиданная неприятность.

19.

История про поросенка. Г. Цыферов

Приветствие гостя.

Чтение сказки: История про поросенка. Г. Цыферов

Анализ сказки:  Про что эта сказка?

Почему поросенок решил уйти?

Кто помогал поросенку, когда он плыл?

Почему схитрил поросенок?

Как жилось поросенку на острове? Какое у него было настроение?

Почему больше поросенка никто не обижал?

Этюды на умение выражать эмоции:

Обида поросенка. Радость поросенка.

Страх зверей:

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Лепим поросенка и делаем  аммулет - Тигринную лапу.

Итог: не позволяй себя обижать!

20.

Обобщающее занятие по блоку

Находим  на карточках - пиктограммах – обиду.

Находим обиженные лица людей.

Пробуем изобразить обиду мимикой, позой.

Кто из вас обижался? На кого или на что? Вспоминаем.

Этюды: «Обидчивая девочка»

Инсценировка: День рождения кота Леопольда.

Страх

21.

Храбрый утенок Б. С. Житков

Приветствие гостя.

Работа с  иллюстрациями:

Что происходит с утятами?

Почему они испугались?

Как вы определили, что им страшно?

Чтение сказки: Храбрый утенок Б. С. Житков

Анализ  сказки:  

Почему утята ничего не ели?

Кто помог утятам справиться со стрекозой?

Этюды на умение выражать эмоции:

Страшная стрекоза. Страх утят

Игровое упражнение, театрализованная игра:

«Слепой и поводырь» - не бойся, я с тобой.

Итог: Смелость побеждает.

22.

Крошка Енот.  Л. Муур

Приветствие гостя.

Чтение сказки: Крошка Енот. Л. Муур

Анализ сказки:  Про что эта сказка?

Почему крошка енот испугался?

Что он придумал, чтобы не бояться?

Что еноту помогло победить свой страх?

Этюды на умение выражать эмоции:

Смелость Енота: При свете луны Крошка Енот отправился в путь.

Он был такой счастливый! Такой гордый!

Страх Кролика: Я Его боюсь!

Злость Енота: Он скорчил рожу.

Страх Енота:  Он бежал, бежал не останавливаясь

Радость Енота: Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать

Игровое упражнение, театрализованная игра:

«Игра в пруду»- зеркалим.

Итог: чтобы победить страх, не нужен камень.

23.

Тараканище. К. Чуковский

Приветствие гостя.

Чтение сказки:  Тараканище К. Чуковский

Анализ  сказки:  

Кто напугал зверей?

Что случилось со зверями от страха?

Как ведется себя таракан со зверями?

Отчего все плачут?

Кто победил таракана?

Этюды на умение выражать эмоции:

Страх зверей:  Звери задрожали, В обморок упали.

Злость таракана.

Удивление кенгуру: Разве это великан?

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Вживаемся в роль Таракана-победителя.

Итог:  У страха глаза велики.

24.

Обобщающее занятие по блоку

Находим  на карточках - пиктограммах – испуг.

Находим сказочных героев, которые боятся.

Когда мы боимся? Вспоминаем.

Этюд на музыку П. Хоффера «Битва»

Инсценировка: Храбрый утенок

Удивление

25.

Сказка об удивленном цыпленке.

Приветствие гостя.

Чтение сказки:

Анализ  сказки:

Как вы думаете, почему цыплёнку не хотелось в свой тесный домик?

Почему менялось настроение цыплёнка?

Чему  удивлялся цыпленок?

Этюды на умение выражать эмоции:

Удивление: Что это такое яркое и тёплое?

А что такое травка и цветы?

Радость: Он радовался новым открытиям и новым встречам и узнавал всё больше и больше.

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Лепим удивленного цыпленка.

Итог: От удивления - меняется настроение.

26.

Живая шляпка. Н. Носов

Приветствие гостя.

Чтение сказки:

Анализ  сказки:  Живая шляпка. Н. Носов

Про кого эта сказка?

Чего испугались мальчики?

Как они воевали со шляпой?

Чему удивились мальчики?

Этюды на умение выражать эмоции:

Страх мальчиков: Ай! Ой! – закричали ребята …

Удивление, радость мальчиков: Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Игровое упражнение, театрализованная игра:

«Фантазеры». Пытаемся удивить другого.

Итог: Иногда мы видим то, что совсем не ожидали.

27.

Обобщающее занятие по блоку

Находим  на карточках - пиктограммах – удивление.

Находим удивленные лица людей.

Кто из вас удивлялся? Чему мы удивляемся? Вспоминаем.

Этюды: Ребенок смотрит фокусника.

Инсценировка: Живая шляпа

Жадность

28.

Два жадных медвежонка. Русская народная сказка.

Приветствие гостя.

Чтение сказки:

Анализ  сказки:  Два жадных медвежонка. Русская народная сказка.

Про кого эта сказка?

Почему медвежата поссорились?

Кто им помог?

Почему медвежата остались недовольны?

Этюды на умение выражать эмоции:

Жадность медвежат: Каждый боялся, что другому достанется больше.

Хитрость лисы: Давайте я вам поделю сыр поровну/

Хоть и помалу, да зато поровну.

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Вживаемся в роль Медвежат, Лиса.

Итог:  Будешь жадничать – ничего не достанется.

29.

Жадный зайка. С. Михалков

Приветствие гостя.

Чтение сказки:

Анализ  сказки:  Жадный зайка. С. Михалков

Про кого эта сказка?

Почему Медведь назвал Зайца жадным?

Как медведь пострадал от жадности Зайца?

Этюды на умение выражать эмоции:

Жадность Зайца: Мне одному мало будет.

Зайцу больно: Хотел бы я посмотреть, как они тебя встретят!

Недовольство Медведя: Все дело ты мне испортил!

Игровое упражнение, театрализованная игра:

Вживаемся в роль Зайца, Медведя.

Итог:  От жадности всем плохо.

30.

Обобщающее занятие по блоку

Чего нам бывает жалко? Вспоминаем.

Этюд на стихотворение «Жадный пес» В. Квитки

Инсценировка: Жадные медвежата

 

Всего: 30 занятий

Содержание занятий для старшей группы

Тема  занятия

Содержание занятий

 Сотрудничество, дружба, взаимопомощь

1.

До первого дождя В. Осеева

Приветствие.

Чтение сказки: До первого дождя В. Осеева

Анализ сказки:  Про что сказка?

Почему Маша не захотела поделиться плащом?

Как отреагировала воспитатель?

Почему автор так назвал рассказ?

Этюды на умение выражать эмоции:

Укор воспитателя.

Стыд девочек.

Игра: «Сороконожка»  Арт-упражнение: Рисуем себя и друга.

Итог: Умей быть другом в беде.

2.

Добрая хозяюшка В.Осеева

Приветствие.

Чтение сказки: Добрая хозяюшка В.Осеева

Анализ сказки:  Про что сказка?

Почему девочка меняла друзей?

Как реагировали животные, что их отдавали?

Кто не захотел дружить с девочкой?

Этюды на умение выражать эмоции:

Зависть девочки.

Грусть петушка, уточки, щенка

Арт-упражнение: Рисуем себя и друга.

Итог: умей другом дорожить.

3.

Обобщающее занятие по блоку 

Беседа: Друг всегда рядом в радости и беде.

Ты помогаешь – тебе помогут.

Иллюстрируем книжку: Девочка отдает друга (по выбору).

Инсценировка: Добрая хозяюшка.

Радость

4.

Как отдыхал подъемный кран. Г. Цыферов

Приветствие.

Чтение сказки: Как отдыхал подъемный кран. Г. Цыферов

Анализ сказки:  Про что сказка?

Как отдыхал первый кран? И почему он уcтал?

Что делал второй кран? Почему он хорошо отдохнул?

Этюды на умение выражать эмоции:

Усталость одного крана:

Радость второго крана:

Арт- упражнение: Рисуем продолжение: кому и чем еще помог подъемный кран

Итог: Когда получается кому-то помочь – радостно всем.

5.

Он живой и светится. М. Драгунский

Приветствие.

Чтение сказки: Он живой и светится. М. Драгунский

Анализ сказки:  Про что сказка?

Какое настроение было у Дениса?

Почему он грустил?

На что променял мальчик самосвал?

Как у Дениса изменилось настроение?

Как отреагировала мама на светлячка?

Этюды на умение выражать эмоции:

Беспокойство, грусть Дениски: я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась

Обида Миши: Мишка надулся и отодвинулся от меня.

Удивление: Что это, Мишка, что это такое?

Радость Дениса: мама пришла.

Ведь он живой! Он живой и светится!

Арт-упражнение: Рисуем самое красивое!

Итог: Радость от красивого, необычного.

6.

Обобщающее занятие по блоку 

Беседа: Когда вы радуетесь?

Мы радуемся многому, мы радуемся разному.

Можно радоваться самому, можно доставить радость другому.

Этюд на музыку П. Чайковского «Новая кукла».

Арт-упражнение на самопознание: Рисуем ромашку: А что радует меня…

Грусть

7.

Снегурочка. Русская народная сказка

Приветствие.

Работа с  иллюстрациями:

Какое настроение у героев сказки?

Как меняется настроение у Снегурочки? Как вы догадались?

Чтение сказки: Снегурочка. Русская народная сказка

Анализ  сказки:  

О чем эта сказка?

Почему загрустила Снегурочка?

Как пытались развеселить девочку подружки?

Этюды на умение выражать эмоции:

Грусть Снегурочки: А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Радость Снегурочки: Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. 

Веселье подружек: Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать

Игровое упражнение: «Скучно, скучно так сидеть»

Итог: Грустно, когда ты не свой.

8.

Печенье. В. Осеева

Приветствие.

Чтение сказки: Печенье. В. Осеева

Анализ  сказки:  

О чем эта сказка?

Почему бабушка весело зазвенела чашками?

Чем занимались мальчики?

Как изменилось настроение мамы и бабушки? И из-за чего?

Этюды на умение выражать эмоции:

Радость мальчиков: дели поровну.

Грусть мамы и бабушки: бабушка жевала корочку хлеба, мама мешала ложечкой неначатый чай.

Иллюстрирование книжки: Нарисовать картинку к рассказу, чтобы чувствовалась грусть…

Итог: Думать надо не только о себе.

9.

Обобщающее занятие по блоку .

Когда мы грустим?

Грустно, когда что-то случается, не получается что-то.  Радостно помочь другому перестать грустить.

Этюды: «Грусть Снегурочки», «Грусть заболевшего ребенка»

Арт-упражнение: Рисуем ромашку: Я грущу….

Злость, гнев

10.

Огурцы. Н. Носов.

Приветствие.

Работа с иллюстрацией:

Рассмотрите внимательно эмоции мамы и мальчика, какие они?

Чтение сказки: Огурцы. Н. Носов.

Анализ  сказки:  

Где взяли мальчики огурцы?

Почему мама отправила мальчика вернуть огурцы?

Что испытывал мальчик, когда пошел снова на огород?

Почему мальчик плакал?

Как менялось настроение мальчика?

Этюды на умение выражать эмоции:

Радость мальчика: Мама, я тебе огурцов принес!

Гнев мамы: Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать

Страх мальчика: Он шел по улице и плакал. Ему было страшно

Радость мальчика: Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

Игровое упражнение: «Сердитая Маша»

Итог:  Не бери чужого. Поступил правильно на душе радость.

11.

Новые приключения кота в сапогах. Е. Шварц

Приветствие.

Чтение сказки: Новые приключения кота в сапогах. Е. Шварц

Анализ  сказки:  

О чем эта сказка?

Почему капитал стал грустным?

Почему Сережа вел себя нехорошо?

Что не нравилось жабе?

Что придумал Кот?

Как им удалось победить злую жабу?

Этюды на умение выражать эмоции:

Грусть капитана.

Злость жабы: глазища выпучила, рот распялила, бормочет, бормочет, ворчит, ворчит…

Страх ребят: дрогнули ребята, расцепили руки.

Радость ребят.  

Игровое упражнение:

«Дракон кусает свой хвост»

Итог:  Злость совместно победить можно.

12.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

Когда мы злимся? (из-за чего) Вспоминаем.

За что на нас злятся?

Этюд «Сердитый дедушка» на  музыку С. Прокофьева из сказки «Петя и Волк», тема дедушки.

Арт-упражнение для самопознания: «Когда я злюсь…» (что я при этом делаю)

Придумываем способы справиться со злостью.

Горе, печаль

13.

Слон. А. Куприн

Приветствие.

Чтение сказки: Слон. А. Куприн

Анализ  сказки:  

О чем эта сказка?

Какое горе описывает автор?

Как переживает папа девочки?

Что захотелось девочке?

Удалось ли папе девочки выполнить ее пожелание?

Как изменилось поведение и настроение девочки, когда она увидела слона.

Этюды на умение выражать эмоции:

Грусть девочки: Нет, мама, ничего не хочется.

Горе родителей: Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол.

Удивление девочки: девочка поражена видом слона.

Страх девочки Поли: визжит

Радость девочки: Надя хохочет и хлопает в ладоши.

Арт-упражнение: Лепим слона.

Итог: Удивление спасает девочку!

14.

Собачка и лев. Л. Толстой

Приветствие.

Чтение сказки: Собачка и лев. Л. Толстой

Анализ  сказки:  

О чем эта сказка?

Как относился лев к собачке?

Какое горе описывает автор?

Почему умер лев?

Этюды на умение выражать эмоции:

Радость собачки: подняла лапки и стала махать хвостиком.

Гнев льва: лев ощетинился и зарычал.

Горе, тоска льва: бился, метался в клетке и ревел, потом лег и  затих. 

Арт-упражнение: рисуем горе (пятнами по-мокрому листу).

Итог: с горя можно умереть.

15.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

Беседа: Когда человек  горюет?

Этюды: «Собака пропала»

Игровое упражнение:  «Горюем вместе»

Песочная терапия: Игра с песком (погружение  и расслабление мышц рук).

Удивление

16.

Про слоненка и медвежонка. Г. Цыферов

Приветствие.

Работа с  иллюстрациями:

Расcмотрите иллюстрации и проследите, как меняются эмоции у слоненка?

По каким признакам  вы догадались, где слоненок злится, где удивляется, а где радуется?

Чтение сказки: Про слоненка и медвежонка. Г. Цыферов

Анализ сказки:  Про что сказка?

Почему медвежонок  считал, что вечер был прекрасный?

Почему слоненок был не согласен?

Как хотел удивить слоненок медвежонка?

И что из этого получилось?

Этюды на умение выражать эмоции:

Удивление слоненка: ты думаешь?

Злость медвежонка: икнул, отвернулся

Удивление медвежонка: Ох, неужели? Могут быть такие одуванчики?

Иллюстрируем книжку:

Рисуем медвежонка в облаке и удивленного слоненка.

Итог:  Умей приятно удивить!

17.

Кому что удивительно. В. Голявин.

Приветствие.

Чтение сказки: Кому что удивительно. В. Голявин

Анализ сказки:  Про что этот рассказ?

Чему не удивлялась Таня?

Что на нее произвело впечатление?

Этюды на умение выражать эмоции:

Удивленная Таня.

Арт- упражнение: Лепим «Что меня  удивило...».

Итог: Удивить можно любого.

18.

Обобщающее занятие по блоку (этюды и упражнения).

Беседа: Когда человек удивляется?

Для чего нам удивляться?

Этюд на стихотворение С. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной».

Работа с иллюстрациями: Чему эти люди удивляются?

Сочинение своей истории- сказки про удивленного человека (животного).

Страх, испуг

19.

Затейники. Н. Носов

Приветствие.

Работа с  иллюстрациями:

Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, почему дети кричать и убегают?

Почему дети держат дверь  руками?

Чего они напугались?

Чтение сказки: Затейники. Н. Носов

Анализ сказки:  

Во что решили играть дети?

Почему игра прекратилась?

Как дети победили свой страх?

Этюды на умение выражать эмоции:

Радость детей: мы бегали по комнате, прыгали, кричали

Страх детей: Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Я подкрался на цыпочках к столу, дернул за край одеяла и бегом к двери.

Радость детей: Мы обрадовались. Хотели починить домик.

Арт- упражнение:

Рисуем «Мой страх», дорисовываем, превращаем в смешное.

Итог: У страха глаза велики.

20.

Трусиха. Н.Артюхова

Приветствие.

Чтение сказки: Трусиха. Н. Артюхова

Анализ сказки:  

Почему Валю не брали в игру?

Чего боялась Валя?

Чего испугались дети?

Как поступила Валя?

Почему она заплакала?

Этюды на умение выражать эмоции:

Страх детей: Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.

Смелость Вали: Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил.

Игровое упражнение: Соотнеси героев сказки и их страх.

Итог: У страха глаза велики.

21.

Обобщающее занятие по блоку 

Вспоминаем героев сказки, которые боялись.

Этюд  «Как страшно»  на музыку М. Раухвергера «Гром».

Этюд на   стихотворение А. Кушнира «Что в углу?»

Песочная терапия: «Отыщи свой страх»

Стыд, вина.

22.

Косточка. Л.Н. Толстой.

Приветствие.

Работа с  иллюстрациями:

Рассмотрите иллюстрацию, почему мальчик закрыл глаза руками?

Какое чувство он испытывает?

Чтение сказки: Косточка. Л.Н. Толстой

Анализ сказки:  Про что сказка?

Почему мальчик сразу не признался?

Почему мальчик заплакал?

Этюды на умение выражать эмоции:

Интерес мальчика: нюхал их, и ходил мимо

Хитрость отца: дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Стыд мальчика: покраснел, как рак

Игровое упражнение: «Чуня просит прощения»

Итог: Обманывать стыдно.

23.

Почему? В. Осеева

Приветствие.

Чтение сказки: Почему? В. Осеева

Анализ сказки:  Про что этот рассказ?

Почему Бум оказался на улице?

Как переживал мальчик?

Почему мальчик не признался сразу?

Почему мальчик заплакал?

Этюды на умение выражать эмоции:

Веселье мальчика, озорство: было щекотно и весело

Страх мальчика: сердце у меня замерло, колени дрожали, язык заплетался.

Переживания мамы: ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба и раскатывали их шариками, глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Страх мальчика за собаку: кусал ногти, утыкался в подушку.

Арт-упражнение:  лепим «коту Ваське стыдно»

Итог: От обмана может пострадать другой.

24.

Обобщающее занятие по блоку

Беседа: За что нам бывает стыдно?

Для чего нам стыд, угрызения совести?

Этюд на музыку В. Дорохина «В углу»

Сочиняем свою историю-сказку про стыд.

Хвастовство

25.

Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Мамин-Сибиряк Д.Н.

Приветствие.

Работа с  иллюстрациями:

Рассмотрите иллюстрации. Что происходит с зайцем?

Как у него меняется настроение?

Найдите всех зайцев, которые на иллюстрациях боятся.

Чтение сказки: Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Мамин-Сибиряк Д.Н.

Анализ сказки:  

Почему заяц перестал всего бояться?

Почему другие зайцы стали смеяться над ним?

Этюды на умение выражать эмоции:

Страх зайца: Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.

Смелость зайца: Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Хвастовство перед зайцами:  И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

Веселье зайцев:  Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

Испуг зайца- хвастунишки: Тут язык у хвастуна точно примёрз.

бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Испуг волка: ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

Театрализация:  Разыгрываем сказку про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Итог: Хвастовство до добра не доводит.

26.

Лягушка-путешественница. В. Гаршин

Приветствие.

Чтение сказки: Лягушка-путешественница. В. Гаршин

Анализ сказки:  Кого встретила лягушка в болоте?

Почему утки не съели лягушку?

Какой способ  придумала лягушка, чтобы путешествовать с утками?

Как хвастовство лягушки испортило ее путешествие?

Этюды на умение выражать эмоции:

Смелость лягушки: решилась высунуть из воды 

Восхищение уток, людей: Удивительно умная голова наша лягушка

Хвастовство лягушки: опять сгоряча закричала во все горло: -Это я! Это я придумала!

Иллюстрирование книги:  рисуем хвастливую лягушку.

Итог: Хвастовство до добра не доводит.

27.

Сума, дай ума. Русская народная сказка.

Приветствие.

Чтение сказки: Сума, дай ума. Русская народная сказка.

Анализ сказки:  Какая беда случилась у стариков?

Куда отправился дед правды искать?

Что подарил деду ветер?

И как он потерял подарки?

За что  ветер решил проучить старика?

Кому еще досталось дубинок и за что?

Этюды на умение выражать эмоции:

Огорчение стариков:

Стыд ветра:

Хвастовство деда:

Сочиняем: как еще можно было проучить деда?

Итог:  Чужое не бери.

28.

Обобщающее занятие по блоку

Беседа: Когда и чем мы хвастаемся?

Почему это может плохо кончиться?

Этюд: «Хвастливый мышонок»

Сочинение: Хвасталки по кругу: А у нас в квартире газ, а у вас?

Отвращение

29.

Король лягушонок. Б. Гримм.

Приветствие.

Чтение сказки:  Король лягушонок. Б. Гримм.

Анализ сказки:  Какая беда случилась у принцессы?

Что потребовал лягушонок за свою помощь?

Почему принцессе не хотелось выполнять то, что она обещала?

За что принцесса рассердилась на лягушонка?

За что  ветер решил проучить старика?

Кому еще досталось дубинок и за что?

Этюды на умение выражать эмоции:

Огорчение принцессы:  Стала тут она плакать, плакала-рыдала все громче да горестней и никак не могла утешиться.

Отвращение принцессы:  Расплакалась королевна, и страшно ей стало холодного лягушонка: и дотронуться-то до него боязно,

Гнев короля: Кто тебе в беде помог, того тебе потом презирать не годится.

Гнев принцессы:  схватила его и бросила, что было мочи, об стену.

Радость Генриха.

Совместное арт-упражнение: «Грязь» рисуем руками по ватману (красками, пластилином, гаушью)..

Итог:  Дал слово – держи!

30.

Обобщающее занятие по блоку

Беседа: Отвращение что это и когда оно возникает?

Этюд: «Соленый чай»

Инсценировка: «Дюймовочка у майских жуков».

Арт- упражнение: Подготовка  бумаги: закрашивание, сминание и  выполнение этюда «Грязная бумажка»

Всего: 30 занятий

Взаимодействие педагога с родителями

п/п

Тема

Формы взаимодействия

Сроки

1.

 Роль сказки в эмоциональном благополучии ребенка

Консультация

сентябрь

2..

«Читаем вместе с детьми»

«Почитай мне, мама!»,

Консультация

октябрь

3.

 «Эмоционально-нравственное развитие дошкольника посредством сказки»

Консультация

ноябрь

4.

«Сотвори чудо» (изготовление Новогодней игрушки

конкурс для родителей

декабрь

5.

«Читаем перед сном (о пользе и особенностях медитативных сказок)».

Консультация

январь

6.

«Поиграй со мною мама»

 Игровая терапия  с родителями

февраль

7.

«Сказки помогут справиться с капризами»,

Консультация

март

8.

«Как учить стихи с ребенком »

«Учим стихи дома»

Консультация  

конкурс чтецов

апрель

9.

Семейно-групповой праздник: просмотр сказки с участием родителей  (на выбор детей)

Показ спектакля  родителями

май

III. Организационный раздел

Материально-техническое  и методическое оснащение

Занятия  могут проводиться в музыкальном зале или группе, где должен быть: ковер, стулья или скамейки для детей, несколько столов  рисования, показа настольных театров (сказок).

Стеллажи с иллюстрированными  книгами и дополнительным театральным и игровым материалом: куклы, мягкие игрушки, народные игрушки, наборы настольных сказок по программе, настольные декорации (елки, деревья, домики, избушки, мелкая мебель, герои сказок, атрибуты сказок), матрешки, посуда; материалы для творчества: краски, карандаши, гуашь, пластилин, при необходимости песочница.

Методическая литература:

Коррекционно-развивающая программа для детей имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью Н. Погосова «Погружение в сказку».- СПб, 2000

Защиринская О.В. Психология в гостях у сказки. Психологические техники: сказкотерапия. СПб: 2001.

Сакович Н.А.«Практика сказкотерапии», СПб: Речь, 2006

«Театр сказок» сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников, Л.Поляк, СПб «Детство-пресс», 2001г

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Г. Практикум по сказкотерапии. – СПб: Речь, 2015.

Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. – СПб: Речь, 2015.

Г.П. Федорова «На золотом крыльце сидели»

Игры, занятия, песни, потешки для детей дошкольного  возраста. «Детство – Пресс» 2000

Чистякова М.И. Психогимнастика. М:Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи

Содержание:Введение.1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка

Особое место в психическом развитии детей  дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по...

Игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Здесь приведены игры и упражнения для развития у детей эмоционально-личностной сферы, задачи:- развитие эмоционально-выразительных движений;- развитие психических процессов;- формирование чувствительн...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников средствами театральной игры

Театр – это мощное средство  эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому...