Игры с песком как средство формирования сенсорных эталонов у детей с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике на тему

Селькова  Дарья Владимировна

В статье раскрываются понятия «сенсорное развитие» и «сенсорные эталоны», описаны особенности сенсорного развития детей с задержкой психического развития, варианты игр с песком и их положительное влияние на психическое развитие  детей данной категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с песком как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация. В статье раскрываются понятия «сенсорное развитие» и «сенсорные эталоны», описаны особенности сенсорного развития детей с задержкой психического развития, варианты игр с песком и их положительное влияние на психическое развитие  детей данной категории.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, сенсорное развитие, особенности сенсорного развития детей с задержкой психического развития, игры с песком.

В современных условиях пристальное внимание уделяется образованию детей с задержкой психического развития (далее дети с ЗПР), так как данная категория детей является преобладающей среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания таких детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее [9].

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей сенсорного развития детей, проведенные Запорожцем А.В., Усовой А.П.,  Сакулиной Н.П., Венгером Л.А., Поддъяковым Н.Н., Зинченко В.П.,  Катаевой А.А., посвящены  проблеме сенсорного развития детей, развивающихся в норме, в то время как проблеме сенсорного развития детей с ЗПР было уделено меньше внимания, поэтому данная проблема остается достаточно актуальной.  

Уже в раннем детстве у ребенка с ЗПР не накапливается достаточный  запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Не имея этих представлений, которые в последующем играют роль образцов, ребенок затрудняется в сравнении свойств новых предметов в процессе их восприятия. Поэтому в детском саду уделяется огромное внимание сенсорному развитию детей с ЗПР, вследствие чего отводится больше времени на занятия, посвященные решению данной проблемы.

В работах Венгер Л.А. под сенсорным развитием понимается формирование чувственного опыта ребенка [3]. Фребель Ф. обозначил сенсорное развитие ребенка как развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе [11].

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение  сенсорных эталонов – обобщенных сенсорных знаний, сенсорного опыта, накопленного человечеством за всю историю своего развития [7]. Например, сенсорными эталонами цвета являются семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный); сенсорными эталонами  формы – геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); сенсорными эталонами величины –метрическая система мер.

Воспринимая предметы и действуя с ними, дошкольник начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, таким образом переходя к использованию общепринятых сенсорных эталонов.

Ученые, в частности Кондратьева С.Ю. [8], отмечают, что сенсорное развитие детей с ЗПР происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности. Сенсорное развитие ребенка с ЗПР в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обогащены.

Одной из особенностей детей данной категории является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал воспринимается как круг).

Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный) ни использовался.

Перечисленные особенности сенсорного развития детей данной категории требуют от педагога более тщательного поиска методов и приемов работы с ними.

Проанализировав литературу, имеющиеся пособия [1, 2, 4, 5], мы пришли к выводу, что игры с песком (речным, цветным, кинетическим) помогут сделать процесс сенсорного развития интересным и эффективным.

Песок – это природный материал, который подходит для работы с детьми любого возраста и любой категории. Уже давно замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок освобождается от страхов, от психологического напряжения. Ребенок с интересом рисует на песке животных, буквы, цифры, фигуры свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

Играя в песочнице, ребенок создает собственный мир, где он выдумывает, фантазирует и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Игры с цветным песком позволяют закрепить умение соотносить, различать и правильно называть основные цвета и оттенки; закреплять названия основных геометрических фигур.

С помощью кинетического песка можно создавать объемные фигуры, благодаря которым дети совершенствуют умение сравнивать предметы по величине или располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания и возрастания.

Для детей младшего дошкольного возраста с ЗПР предлагается использовать следующие игры с песком:

  1. «Нарисуем и расскажем». Педагог рисует на песке геометрическую фигуру, ребенок её называет. Затем педагог просит ребенка самостоятельно нарисовать определенную фигуру.
  2. «Большой – маленький». Дошкольнику показываются два круга разной величины. После чего ребенок закрывает глава, а ведущий (педагог) закапывает круги в песок. Ребенку необходимо с открытыми глазами найти круги и назвать величину кругов. Задание может усложняться: ребенку нужно назвать величину и цвет круга.
  3. «Разложи по цвету». Перед ребенком ставится ящик(и) с цветным песком (количество цветов выбирается в зависимости от индивидуальных возможностей) и поднос с разноцветными игрушками. Дошкольник раскладывает игрушки в соответствии с цветом песка в ящике.
  4. «Обведи и найди такую же фигуру». Ребенок обводит фигуру, называет её. Затем находит фигуру такого же цвета, формы, размера из предложенных в песке.

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу, по мнению Кудрявцевой Е.М., дает дополнительный положительный эффект: с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка [9].

Кроме того, песок является тренажером, пропедевтическим средством для подготовки руки к письму [5].

Разнообразные игры  с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов, мелкой моторики рук,  для поддержания у детей психического здоровья и, конечно, для сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития.

Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего он не боится. Игры в песочнице повышают мотивацию ребенка к выполняемым заданиям. Все эти моменты  важны для образовательного процесса в специализированном детском саду.

Список литературы:

  1. Александровская, М. Миражи песчаной педагогики: [песочная психотерапия] / М. Александровская // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). – 2006. – №12. – С. 2 – 3.
  2. Баряева, Л.Б., Гаврилушкина, О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005.
  3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 144 с: ил.
  4. Грабенко, Т.М.  Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 5. – С.26 – 29
  5. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. – СПб.: «Златоуст», 1999. – 80 с.
  6. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.
  7. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  8. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития… СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64 с.
  9. Кудрявцева, Е.А. Методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений с детьми 3-4 лет в рамках сенсорной культуры: цвета, формы, размера. – Волгоград, 2014.
  10. Лубовский, В.И. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.И. Лубовский, В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003.
  11. Фребель, Ф. Педагогические сочинения. — М., 1913. — Т. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания, особенно у детей раннего возраста. На них почти полностью возлагалась задача формирования се...

«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

 Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В ...

Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает ...

дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте3.Выявить  эффективн...

Реализация ФГОС ДО: дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест  в истории  дошкольной педагогики....

Игры,направленные на формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, которые обеспечивают формирование у ребенка чувственного познания, развивают у него процессы ощу...