Индивидуальная работа с ребенком-инвалидом по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Хабибуллина Ирина Владимировна

Следуя Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_s_rebenkom.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с ребенком-инвалидом по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Воспитатель 1 кв. категории:

Хабибуллина И.В.

с. Петропвловка, 2016г.


Позитивная социализация дошкольника — путь его успешного развития!

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

одна из важных задач воспитания личности

 ребенка дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский.

Социализация ребенка одна из самых главных задач процесса формирования личности дошкольника. Каждому ребенку необходимо помочь войти в мир общества, то есть это касается его умения правильно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, правильно выражать свое отношение к миру в соответствии с требованиями общества, а также немаловажно осознавать самоценность собственной личности и других людей.

Следуя Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.

Давайте рассмотрим, что такое индивидуализация! Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по развитию своего уникального, неповторимого, не похожего на других.

Социализация же в свою очередь - значит процесс освоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, которые позволяет человеку находится в обществе. Исходя из этого, можно сказать что позитивная социализация - это умение ребенка учитывая потребности общества взаимодействовать с окружающим его обществом.

Цели социализации следующие:

- создавать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

развивать положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- формировать у ребёнка чувства собственного достоинства, право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время.

- воспитывать положительное отношение ребёнка к окружающим людям

- приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание им помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы и так далее.

развивать чувство ответственности у дошкольников

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты с другими детьми и взрослыми.

Введя в ежегодный план работы мероприятия по социализации дошкольников, можно содействовать его успешному развитию.

Пояснительная записка

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

• реализация общеобразовательной программы;

• обогащение предметно-пространственной среды.

Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

подгрупповые

Образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

- интегрированные занятия;

- игровые ситуации, игры с правилами ,дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные,  творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

- индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

- самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Игровые и  здоровьесберегающие технологии в социально-личностном развитии дошкольников

Сентябрь – Ноябрь

  1. Коммуникативная игра «Клубочек»
  2. Пальчиковая игра «Капустный салат»
  3. Пальчиковая игра «Зайка»
  4. Пальчиковая игра «Вырос гриб»
  5. Игра - релаксация «Воздушные шарики»
  6. Комплекс гимнастики после сна «Веселый котенок»
  7. Дидактическая игра по познавательному развитию «Хорошо - плохо»
  8. Хороводная игра «Огуречик»
  9. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
  10. Коммуникативная игра «Комплименты»
  11. Подвижная игра «Бабочки»
  12. Дидактическая игра «Садовник и цветы»
  13. Коммуникативная игра «Доброе животное»
  14. Пальчиковая игра «Осенние листья»
  15. Пальчиковая игра «Гриб»
  16. Пальчиковая игра «Ветер по лесу гулял»
  17. Релаксационная гимнастика «Водопад»
  18. Комплекс гимнастики после сна «Прогулка по морю»
  19. Дидактическая игра «Раньше-позже»
  20. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
  21. Массаж лица «Ежик»
  22. Коммуникативная игра «Ветер дует на …»
  23. Пальчиковая игра «Овощи для щей»
  24. Пальчиковая игра «Компот»
  25. Игра - релаксация «Облака»
  26. Комплекс гимнастики после сна «Солнышко»
  27. Хороводная игра «Солнышко и дождик»
  28. Дидактическая игра «Помоги цыплятам»
  29. Хороводная игра «Паучок»
  30. Сюжетно-ролевая игра «У врача»
  31. Дидактическая игра «Сорока»
  32. Дыхательное упражнение «Ветер»
  33. Массаж «Лисичка и зайчик»
  34. Дидактическая игра «Доскажи слово»
  35. Дидактическая игра «Так бывает или нет?»
  36. Подвижная игра «Грибник»
  37. Коммуникативная игра «Тень»
  38. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять»
  39. Пальчиковая игра «Арбуз»
  40. Пальчиковая игра «Пять веселых капелек»
  41. Игра - релаксация «Шишки»
  42. Комплекс гимнастики после сна «Прогулка в лес»
  43. Дидактическая игра «Кто что слышит?»
  44. Дидактическая игра «Догони свою тень»
  45. Подвижная игра «Липкие пеньки»
  46. Подвижная игра «Осенние листочки»
  47. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
  48. Массаж лица «Пчела»
  49. Гимнастика для глаз «Пчела-оса»
  50. Упражнение на дыхание «Мышка»
  51. Коммуникативная игра «Рукавички»
  52. Пальчиковая игра «Птичья гимнастика»
  53. Пальчиковая игра «Мышка моет лапки»
  54. Пальчиковая игра «Сороконожки»
  55. Игра-релаксация «Муравей»
  56. Комплекс гимнастики после сна «Муравей»
  57. Подвижная игра «Овощи»
  58. Дидактическая игра «Опасные ситуации»
  59.  Дидактическая игра «Игра-дело серьезное»
  60. Подвижная игра «Ежик и мыши»
  61. Гимнастика для глаз «солнышко и тучки»
  62. Массаж носа «Морковь»
  63. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор»
  64. Хороводная игра «Кораблик»
  65. Коммуникативная игра «Дракон»
  66. Пальчиковая игра «Пальцы-дружная семья»
  67. Пальчиковая игра «Семья»
  68. Пальчиковая игра «Большая семья»
  69. Игра-релаксация «Птички»
  70. Комплекс гимнастики после сна «Два брата через дорогу живут»
  71. Дидактическая игра «Мой портрет»
  72. Дидактическая игра «волшебный кубик»
  73. Дидактическая игра «Разбуди кота»
  74. Массаж биологически активных зон «Обезьяна Чи-чи-чи»
  75. Дыхательное упражнение  (по Б.Толкачеву)
  76.  Игры на формирование у детей культуры общения:
  77.  "Жизнь в лесу", "Добрые эльфы", "Ожившие игры"
  78. Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы:
  79. "Назови себя", "Позови ласково", "Волшебный стул", "Передача чувств"
  80.  Игры для развития коммуникативных способностей детей:
  81. "Зайчики и лиса", "Звери на болоте", "Совушка-сова"
  82.  Контроль движения:
  83. "Холодно-горячо", "Вправо-влево", "Обыграй превращение»

 Литература:

  1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.-310 с.
  2. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: ООО «Речь», 2000.-310 с.
  3. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: «Златоуст», 1998.-352 с.
  4. Теоретико-методологические аспкты социализации дошкольников: коллективная монография.Изд.2-е, уточн. И доп. – Магнитогорск:  МаГУ , 2007. – 207 с.
  5. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников:учеб.пособие/под ред.Т.М.Бабуновой, Н.И.Левшиной. – Магнитогорск:МаГУ,2007.-161с.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-160 с. (В помощь психологу)
  7. Сайгушева Л.И., Мичурина Ю.А. Развитие личности дошкольника в труде: УМК. – Магнитогорск: - МаГУ,2008.-84 с.
  8. Социально-личностного развитие и воспитание дошкольников: материалы городской научно-практической конференции (31 октября 2005.)/ под ред.Т.М.Бабуновой, Н.И.Левшиной. –Магнотогорск: МаГУ, 2006. – 100с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы в подготовительной группе ДОУ, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Перпективный план работы по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в подготовительной группе....

Перспективное планирование работы с детьми младшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Перспективное планирование работы с детьми младшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»....

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

Статья по теме ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИ...

НАПРАВЛЕНИЯ работы с дошкольниками при реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

НАПРАВЛЕНИЯ работыс дошкольникамипри реализации образовательной области«Социально – коммуникативное развитие»...