Авторская разработка инновационно-экспериментального проекта по теме: «Мягкая школа. Сенсорная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
проект по коррекционной педагогике на тему

Казаковская Ольга Александровна

Проект направлен на решение одной из самых главных на сегодняшний день проблем в социальной сфере - успешную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в современный социум посредством своевременной и грамотно построенной реабилитации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_kazakovskaya_o.a.docx52.61 КБ

Предварительный просмотр:

        

Сибирский институт управления-филиалРАНХиГС

Центр переподготовки специалистов

Казаковская Ольга Александровна

«Мягкая школа»

 Сенсорная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Проверил:

 Кожевникова Л.А., директор МБУ

 «Центр реабилитации «Олеся»

г.Новосибирск

2017

                                                 

  Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………..3
  2. Часть 1. Социальное проектирование работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в деятельности МБУ «Центр реабилитации «Олеся»……………………………………………………………………………5
  3. Часть 2. Финансовое обеспечение проектной деятельности в работе МБУ «Центр реабилитации «Олеся»………………………………….....................13
  4. Заключение………………………………………………………………………15
  5. Список используемой литературы…………………………………………….16

Введение

Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».

Проект направлен на решение одной из самых главных на сегодняшний день проблем в социальной сфере - успешную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в современный социум посредством своевременной и грамотно построенной реабилитации.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В целевую группу проекта включены  дети, имеющие различные нарушения в развитии (нарушения опорно-двигательного аппарата, задержкой психического и познавательного (речевого) развития, в том числе дети с ментальными нарушениями).

Реализация проекта осуществляется путем решения следующих задач:

  • Оборудовать (обогатить) предметно-развивающую среду для развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ОВЗ.
  • Организовать информационно-просветительскую работу с родителями с целью повышения уровня их компетентности в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
  • Разработать и реализовать систему занятий по развитию сенсорных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста  через систему специальных коррекционно-развивающих занятий.

Реализация проекта рассчитана на девять месяцев (сентябрь 2017 г.- май 2018г.).

Презентация организации

        МБУ Центр реабилитации «Олеся»  создан в 1992 году для оказания детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной социально-медицинской, социально – психологической  и социально - педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

      Центр предоставляет реабилитационные услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями города Новосибирска с патологиями различной направленности: эмоциональные,  поведенческие, речевые, умственные, двигательные, в том числе сложные сочетанные дефекты.

Реабилитация - это сложный многоступенчатый процесс, осуществляется поэтапно, начиная со стимуляции физического развития, с формирования навыков общения, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, затем – совершенствование и закрепление приобретенных и формируемых умений и навыков, доводя до автоматизма с целью последующего успешного использования в жизни.

Работа организована с детьми от 0 до 18 лет, а также с их семьями, следующими организационными формами: консультативный пункт, индивидуальные и групповые занятия, кратковременное пребывание детей и отделение дневного пребывания, с полным посещением в течение дня.

Работу центра можно ранжировать на четыре основные целевые блока:

-многогранная реабилитационная работа с детьми;

-не менее сложная и обширная работа с семьей;

-организация и ведение Банка Данных детей-инвалидов города;

- информационно-просветительская работа.

 Спектр предоставляемых реабилитационных услуг в соответствии с национальными стандартами социальных услуг: социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые и социокультурные.

Часть 1

 Постановка проблемы и анализ ситуации

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Часто такие дети испытывают трудности социальной адаптации, обучения, общения, недостаточно самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Многие лишены социальных контактов, возможности получать опыт от сверстников и других людей, которые есть у обычного ребенка. Часто семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством,  гиперопекают своего ребёнка, либо, наоборот, безразличием. Это тоже затрудняет процесс  социальной адаптации детей в обществе.

Сохраняющаяся тенденция роста числа детей целевой группы определяет особую значимость решения вопроса - обеспечение успешной интеграции этих детей в общество. Одним из важнейших условий интеграции  в общество детей с ограниченными возможностями является их своевременная и комплексная реабилитация. Как известно, игра - самая важная, ведущая деятельность ребенка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Успешное развитие ребенка с проблемами в развитии обусловлено включением игры в систему социально-педагогического (коррекционный) процесса, что  обеспечивает наиболее оптимальную социальную адаптацию ребенка.

В нашем учреждении проходят реабилитацию дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития, в том числе и отягощенными вследствие социальной запущенности. Для всех этих категорий детей мы создаем специальные условия с целью коррекции патологических проявлений и  преодоления трудностей в обучении.

По восприятию окружающего мира каждый ребенок условно может быть отнесен к трем типам: видеолистам, аудиолистам и кинестетикам, т.е. ведущей восприятия является слуховая, зрительная или осязательная модальность. Это разделение весьма условно, однако, само существование такого подхода позволяет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.

Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорного голодания (сенсорной депривации). Нарушения зрения или слуха, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми) отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В частности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а следовательно, предметной деятельности и речи.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Определяющим постулатом послужило утверждение, что для обеспечения деятельности ребенка с ОВЗ необходима разработка особой, специально организованной окружающей среды, в частности, учитывающей недостаточность восприятия.

«Мягкая школа» представляет собой детский игровой центр, оснащенный мягкими, красочными стеновыми панелями и напольным покрытием для детских комнат. Все поверхности травмобезопасны. Содержат мягкие игровые элементы (конструктор и качалка), кубики с буквами, настенные развивающие модули и интерактивную сенсорную панель «Солнышко» (сенсорный экран с развивающими играми на развитие памяти, логики и творческих способностей).
«Мягкая школа» позволяет обеспечить широкий спектр сенсорных впечатлений детям с различной степенью интеллектуальной и физической недостаточности. При этом посетителям (детям и родителям) «Мягкой школы» предоставляется возможность самим выбирать способ и силу воздействия различных стимулов расслабляющего или, напротив, активизирующего характера, а также их последовательность.

Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма (РДА). Известно, что детям с данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В ситуации максимального воздействия различных раздражителей взрослый оказывается особенно необходимым ребенку. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид. В коррекционной работе полифункциональная среда сенсорной комнаты - дополнительный и эффективный инструмент для развития детей. Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. В целом, «Мягкая комната»– это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Работа в «Мягкой школе» организуется в следующих направлениях:

  • использование стимулирующих упражнений, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного и школьного возраста, (развитие сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия, произвольного внимания,  слуховой и зрительной памяти,)развитие речи;
  • релаксационные тренинги для детей и подростков, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

В ходе реализации проекта планируется оборудовать предметно-развивающую среду специально отведенного помещения для проведения развивающих индивидуальных, групповых занятий для детей с ОВЗ и их родителей.  

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для обучения и развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Задачи:

  • Оборудовать (обогатить) предметно-развивающую среду для развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей.
  • Организовать информационно-просветительскую работу с родителями с целью повышения уровня их компетентности в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
  • Разработать и реализовать систему занятий по развитию сенсорных навыков у детей дошкольного и школьного возраста  через систему специальных коррекционно-развивающих занятий.

Участники проекта

В проекте планируется участие  детей дошкольного и школьного возраста (от 3 до 18 лет) с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития), а также их родители, котрые приглашаются на консультации, практикумы, мастер-классы для  обучения знаниям, умениям и навыкам в работе со своими  детьми. К осуществлению данного проекта привлечены специалисты социально-педагогической направленности центра: заведующая отделением дневного пребывания, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, коррекционные педагоги.

  • Руководитель проекта осуществляет общее руководство, координацию и контроль  за реализацией проекта, проводит консультации для педагогов   по развитию сенсорно-перцептивной деятельности у детей целевой группы;
  • Учитель – дефектолог совместно с воспитателями коррекционных групп разрабатывают и проводят 2 раза в неделю занятия по развитию сенсорных признаков и свойств предметов  с детьми в малых группах (3-6 человек);
  • Педагог-психолог совместно с учителями-логопедами, дефектологами организует для родителей воспитанников обучающие индивидуальные и групповые занятия, совместные практикумы по формированию и развитию сенсорных навыков у детей с ОВЗ.

Методология проекта

Осуществление проекта проходит в три этапа.

Этапы проекта

Основные действия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

1.Разработка нормативной документации по проекту;

2.Материальное оснащение проекта (приобретение необходимого  оборудования);

3. Подбор диагностического инструментария;

4.Собрание для родителей детей целевой группы: знакомство с проектом, его целью, основными задачами и условиями реализации;

5.Проведение первичной диагностики детей с целью определения уровня сформированности определенных  умений и навыков;

6.Разработка системы коррекционных занятий;

7.Составление и утверждение расписания коррекционных занятий;

8.Доработка, пополнение коррекционных занятий (каждым из специалистов по своему направлению);

9.Формирование информационно-методического пакета проекта (разработка анкет для родителей,  консультаций, памяток, подбор методических разработок и пр

сентябрь 2017г.

сентябрь 2017г.

сентябрь 2017г.

октябрь 2017г.

октябрь

2017г.

октябрь

2017г.

октябрь 2017г.

в течение

проекта

в течение проекта

Руководитель проекта

Исполнители проекта

Руководитель проекта

Исполнители проекта

Исполнители проекта

Руководитель проекта  

Исполнители проекта

Исполнители проекта

Исполнители проекта

Основной этап

1.Организация и проведение коррекционных занятий с детьми;

2.Организация и проведение коррекционных занятий с детьми и их родителями;

3.Проведение консультаций для родителей и специалистов по вопросам формирования и развитие сенсорных способностей  у детей с ОВЗ;

4.Проведение промежуточного мониторинга результативности проекта с целью коррекции индивидуальных программ развития;

5.Участие детей целевой группы и родителей в корреционно-развивающих занятиях.

в  течение всего периода (по сетке занятий)

в течение проекта

в течение проекта по плану

январь 2018г.

в теч.проекта

Исполнители проекта

Исполнители проекта

Исполнители проекта

Исполнители проекта

Исполнители проекта

Заключительный период

1.Мониторинг всесторонней диагностики детей;

2.Анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности родителей данным  видом коррекционной помощи; разработка рекомендаций для родителей по организации дальнейшей работы;

3.Анализ деятельности с целью планирования эффективности дальнейшей коррекционной работы, разработки рекомендаций для специалистов;

4.Составление аналитического отчета по реализации проекта;

5. Выступление на отчетном родительском собрании по завершению проектной деятельности, объмен мнениями.

 

май 2018г.

май 2018г.

май 2018г.

май 2018г.

май 2018г.

Исполнители проекта

Руководитель проекта

Руководитель проекта

 

Руководитель проекта

Все исполнители проекта

Часть 2

Обоснование бюджета проекта

Для успешной реализации проекта необходимо наличие   материально-технической  базы, кадровых, методических  и финансовых ресурсов.

  • Материально-технические ресурсы: помещение для проведения занятий с детьми, оснащенное мягкими, стеновыми панелями и напольным покрытием.
  • Кадровые ресурсы: к работе над проектом привлекаются специалисты Центра:учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, коррекционные педагоги.
  • Программно-методические ресурсы представлены имеющейся в Центре специальной методической литературой, образовательными программами, фонотекой, информационными ресурсами Интернет.

Источники финансирования

В руб.

Полная стоимость проекта

526 137р.

Финансовый вклад заявителя

106 1377р.

Вклад Грантодателя

420 000р.

Реализация проекта требует решения следующих финансовых статей бюджета:

Статья расходов

Количество    

Запрашиваемая сумма

Всего

Персонал:

Координатор проекта

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Коррекционный педагог

Педагог-психолог

1

2

2

3

1

20000

180000

203400р.

Оборудование:

  1. Мягкий пол для детской комнаты
  2. Стена низкая
  3. Стена высокая
  4. Угловой элемент, связующий
  5. Элемент детской развивающей модульной комнаты - "Лабиринт-1"
  6. Элемент детской развивающей модульной комнаты - "Лабиринт-2"
  7. Элемент детской развивающей модульной комнаты - "Крестики-нолики"
  8. Элемент детской развивающей модульной комнаты - "Развивайка "Пазлы"
  9. Элемент детской развивающей модульной комнаты – «Развивайка Кубики»
  10. Элемент детской развивающей модульной комнаты -  «Профессии» Люкс
  11. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Колодец"
  12. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Арка-3"
  13. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Арка-1"
  14. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Половина цилиндра"
  15. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Арка-2"
  16. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Кольцо"
  17. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Качалка "Свинка"
  18. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Качалка "Радуга"
  19. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Цилиндр большой"
  20. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Цилиндр малый"
  21. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты "Треугольник-1".
  22. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты «Треугольник-2»
  23. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты "Кубик с буквами "
  24. Мягкий элемент детской развивающей модульной комнаты - "Кубик-рубик"

50 шт.

6 шт.

3 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

2 шт.

3 шт

3 шт.

12 шт.

1 шт.

10 657 р.

6000р.

3000р.

4 580р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

5000р.

40000р.

65000р.

65000р.

50000р.

8500р.

322 737 руб.

526 137р.

Заключение 

Ожидаемые результаты проекта:

  • Оборудована предметно-развивающая среда для развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  • Разработана и реализована в полном объеме система коррекционно-развивающих занятий по развитию сенсорных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста.
  • Увеличился уровень развития психических процессов у детей.
  • Повышен уровень коммуникативных умений и навыков у всех детей целевой группы, что способствует более успешной их социализации.
  • Повысился уровень педагогической компетенции у родителей детей.

Дальнейшее развитие проекта предполагает использование приобретенного оборудования в коррекционной работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ  и родителями г. Новосибирска,  с целью успешной социализации детей в обществе.

Список литературы:

1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред.ивысш. пед. учебных заведений. – М., 2001.

2.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для

спец. высш. пед. учеб.заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л.

Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248 с.

3. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.

4. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами

в интеллектуальном развитии / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В.

Загребоева, А. П. Зорин. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 301 с.

5. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей

работе с дошкольниками / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова. – СПб.: Каро, 2009. – 256 с.

6. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филонтроп, 1995.

7.Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников

с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / под

ред. проф. В. З. Кантора. – СПб.: Каро, 2006. – 144 с. – (Коррекционная

педагогика).        

8. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

9.Кузьмичева, Н. Н. Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами

кукольного театра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://

festival.1september.ru/articles/580878/, свободный.

10. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.

11. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюст: Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/.

12. Развитие творческих способностей средствами театра и музыки.

Методическое пособие- Томск 2012: http://elib.tomsk.ru/elib/data/2013/2013-0047/2013-0047.pdf

13. ГОСТ Р 52885–2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье.

        

14.ГОСТ Р 52888-2007.Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям.

15.Приказ министерства социального развития Новосибирской области от 27.06.2011 № 372 «О государственных стандартах социального обслуживания Новосибирской области».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве подростков с ограниченными возможностями здоровья

В России с каждым годом растет процент рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому остро встает вопрос эффективного обучения таких детей. На современном этапе в связи...

Конспект коррекционного занятия по теме: «Кошка с котятами» для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии коммуникативные игры.

Цель:  Формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений, создавать  положительный...

Сенсорное развитие детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Материал из статьи могут использовать для работы  как родители, так и коррекционные педагоги.  В ней рассказывается об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста  с огранич...

Особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассмотрены особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья....

Тренинг развития коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, умения сотрудничать и принимать других....